Технологическая карта музыкального занятия с применением здоровьесберегающих технологий "«Музыкальные испытания в стране здоровья»
методическая разработка

Рыбченко Ирина Олеговна

Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn._karta_zanyatiya_muz_ispytaniya.docx44.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 83  Калининского района Санкт-Петербурга

                                                           

Технологическая карта музыкального занятия с детьми старшей группы

тема «Музыкальные испытания в стране здоровья»

Музыкальный руководитель Рыбченко Ирина Олеговна

 

Санкт-Петербург

2023

Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.


Образовательные задачи:

  • продолжать формировать у детей навык слышать смену частей музыки;
  • формировать у детей навык ритмичного движения;
  • развивать способность выразительно передавать музыкально-игровой образ.

Развивающие задачи:

  • развивать умение правильно интонировать мелодии песен;
  • развивать  чувство ритма;
  • развивать способность высказывать словами отношение к музыке, давать оценку музыкальному произведению;
  • способствовать развитию фантазии, интереса к окружающему миру.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать позитивное отношение к окружающему миру;
  • воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её;
  • воспитывать коммуникативные навыки, способствовать эмоциональному сближению детей;
  • воспитывать любовь к музыке и устойчивый интерес к ней.

 Оздоровительные задачи:

  •  укреплять физическое и психическое здоровье  детей с помощью дыхательной гимнастики, валеологической распевки, динамических и музыкально-ритмических упражнений;
  • повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям) ;
  • способствовать развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, формировать произвольное внимание.

Здоровьесберегающие технологии:

  • артикуляционная гимнастика;
  • дыхательная гимнастика;
  • психогимнастика;
  • ритмопластика;
  • игровой массаж;
  • рефлексия;
  • музыкотерапия.

Оборудование, используемый методический инструментарий: фортепиано, мольберт, муз. центр, интерактивная доска, ветка со снежинками, мнемотаблица, подушки, волшебный сачок, письмо, медали.

Формы организации учебной деятельности обучающихся: групповая.

Ход:

этапа

Этапы работы

Деятельность музыкального руководителя

Деятельность воспитанников

Планируемые результаты

1.

Организационный этап

М.Р. заводит детей змейкой в зал.

М.Р.: Ребята,  сегодня в нашем зале гости, давайте с ними поздороваемся.

Исполняется валеологическая приветственная распевка.

  • дети заходят в зал;
  • встают в линию;
  • поют приветственную песню

  • построиться в ровную линию;
  • правильно повторить последовательность звучащих жестов;
  • слушать собеседника.

2.

Целеполагание. Мотивация.

М.Р.: Ребята, сегодня я получила посылку и к ней письмо. Прочитаем его?

Ответы детей. М.Р. читает письмо.

«Здравствуйте, ребята!

Пишет вам Синьор Иммунитет из страны Здоровья.

Я знаю, что вы очень умные и ловкие, сообразительные и музыкальные. А еще я знаю, что вы все следите за своим здоровьем и ведёте здоровый образ жизни . Верно?

Сегодня я хочу пригласить вас в страну Здоровья , чтобы пройти мои испытания . Вам нужно будет собрать пазл и узнать, как с помощью музыки можно укрепить своё здоровье. Когда пазл будет собран, в волшебном сачке, который я вам отправил посылкой ,вы найдёте призы.

Желаю удачи!

Синьор Иммунитет.»

М.Р.: Ребята, вы поняли , кто нам написал письмо?

Ответы детей.

М.Р.: А что нам нужно будет сделать?

Ответы детей.

М.Р.: Давайте посмотрим, а где же волшебный сачок, в котором должны появиться призы? Открывает коробку и дастает сачок. Показывает детям, что он пустой.

М.Р.: Вы готовы отправиться в страну здоровья, чтобы пройти испытания?

Ответы детей.

М.Р.: Тогда в путь!

М.Р предлагает детям повернуться друг за другом.

Комплекс музыкально-ритмических движений (марш, бег на носочках, подскоки)

После упражнения педагог с детьми подходят к экрану.

  • дети слушают педагога, отвечают на вопросы;
  • выполняют музыкально-ритмические движения:
  • маршируют по кругу;
  • бегут на носках по кругу;
  • выполняют поскоки;
  • маршируют цепочкой друг за другом.

  • слушать собеседника;
  • отвечать  на вопросы;
  • пробудить у детей интерес к происходящему;
  • выполнять музыкально-ритмические движения: ходьба по кругу друг за другом, легкий бег на носках, поскоки;  
  • выполнять движения ритмично и четко под музыку.

3.

Основная часть. Актуализация знаний .

М.Р.:  Ребята, ну вот мы с вами и в стране Здоровья

Включается проектор, появляется первая деталь пазла

И первая деталь музыкального пазла уже появилась, потому что мы с вами двигались под музыку. А это помогает нам становиться сильнее и выносливее, а наше сердце работать активнее.

Ну, а теперь давайте посмотрим, какое же нам предстоит выполнить первое задание.

Вы ребята не зевайте,

Массаж делать начинайте.

М.Р.:  Ребята, нам нужно сделать массаж. Для этого давайте мы встанем паровозиком.

Дети встают паровозиком, проводится игровой массаж

Игровой массаж «РЕЛЬСЫ, РЕЛЬСЫ»

Рельсы, рельсы,  шпалы, шпалы,  ехал поезд запоздалый. Из последних из  окошек мы просыпали горошек.

Пришли куры – поклевали, (поклевали, поклевали)

Пришли утки – пощипали (пощипали, пощипали)

Пришёл слон – потоптал, (топ, топ, топ, топ)

Дворник всех метлой прогнал, (кыш, кыш, кыш, кыш)

После  массажа дети  подходят к экрану.

М.Р.:  Ребята, посмотрите, вторая деталь пазла появилась. Потому что все старались и делали массаж правильно. А массаж нам помогает снять напражение и улучшить кровоснабжение.

Посмотрим, какое следующее задание? Ответы детей

Здесь загадка.

 Загадка:

Инструментов тут не счесть:

Барабан, гитара есть.

Льётся музыка смешная,

Озорная, заводная.

На помостках хор известный

Выступает с новой ….. (песней)

Дети отгадывают загадку

М.Р.:  Какое нам нужно выполнить следующее задание, как вы думаете? Ответы детей

М.Р.:  Да, правильно. Нам нужно спеть песню.

Для этого приглашаю вас присесть на стульчики около фортепиано.

М.Р. выключает экран, приглашает детей присесть на стулья

М.Р.:  А теперь мои ребятки, для вас ещё одна загадка.
Загадка:
Вы скажите мне, друзья, без

М.Р.:  А я знаю сказку про язычок. Хотите послушать?

Ответы детей

М.Р.:  Жил-был язычок. Он просыпался очень рано и всегда свой день начинал с зарядки.


Артикуляционная гимнастика   

Повернулся язычок
Вправо, влево, на бочок.

 Ротик открываем,  
Язычком болтаем,       

А теперь, друзья, без шутки,
Язычком почистим зубки.  


Улыбнёмся всем, друзья, 

Без улыбки петь нельзя.  

Гладят языком щёчки

Выполняют упражнение «Болтушка»кл

Проводят язычком несколько раз по верхним зубам, потом по нижним ам

Улыбаются, широко растягивая губы а


М.Р.:  Язычок был – непоседа, он был очень любопытный и не любил скучать. Однажды язычок широко открыл дверь, выглянул на улицу, посмотреть, что же там творится, и увидел, что на улице дует холодный ветер, но это его совсем не испугало.

Дыхательная гимнастика «Ветер»

Музыкальный руководитель держит в руках макет ветки дерева со снежинками и читает стихотворение

  • отвечают на вопросы;
  • слушают собеседника;
  • разучивают и выполняют игровой массаж;
  • отгадывают загадки;
  • выполняют артикуляционную гимнастику;
  • выполняют дыхательную гимнастику;
  • слушают песню;
  • делятся своими впечатлениями о музыке;
  •  распеваются;
  • поют песню;
  • играют в танцевальную игру «Снежинки-сугробы»
  • сюрпризный момент: получают подарки от Синьора Иммунитета.

  • -побуждать участвовать в диалоге, рассуждать;
  • слушать собеседника;
  • с помощью игрового массажа снять напряжение у детей, улучшить кровоснабжение, уменьшить напряжение мышц;
  •  посредством артикуляционной гимнастики выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата;
  •  развивать физиологическое дыхание;
  •  побуждать правильно интонировать мелодии песен;
  • развивать чувство ритма;
  • различать смену частей музыки;
  •  выразительно передавать музыкально-игровой образ;
  • двигаться под музыку плавно;
  • выполнять перестроения в соответствии с заданием;
  • развивать способность высказывать словами отношение к музыке, давать оценку музыкальному произведению;
  • развитие фантазии, интереса к окружающему миру;
  • проявление интереса к выполняемым заданиям.

Сильный ветер налетел, 
Сделал сразу много дел: 
Все деревья закачал,   
Снежинки с дерева сорвал,   
Закружил их высоко,     
И умчался далеко.

Дети дуют на снежинки прикреплённые на ниточках.

Носом глубокий вдох, шумно выдыхать ртом с вытянутыми в трубочку губами.

М.Р.:  Дети, понравилась вам эта игра? А ведь мы не просто играли, мы сделали зарядку для язычка и дыхания, а ведь без правильного хорошего дыхания нет голоса.
Язычок выглянул ещё раз из своего домика, посмотрел вверх — и увидел, что светит солнышко. Обрадовался язычок, вышел из домика, и запел свою любимую песенку.

А о чем будет эта песенка, вы сейчас узнаете. Слушайте внимательно.

Песня «Как лечили бегемота» 

Дети слушают фрагмент песни 1-ый раз

М.Р.: О ком была песня, которую я только что сыграла? 

Ответы детей

Молодцы, ребята, внимательно слушали! Теперь послушайте песню еще раз и скажите, какой у музыки характер.

Песня «Как лечили бегемота» (слушают фрагмент песни 2-ой раз) Ответы детей

М.Р.: Молодцы, ребята! А теперь, давайте, попробуем спеть эту песню.

Но сначала:

Проверим спинку

Спиночку-тростинку,

Вот она какая,

Спиночка прямая.

М.Р.:Сначала споем только мелодию на слог ля. Послушайте, пожалуйста, а потом повторите.

М.Р. исполняет припев на слог ля. Дети повторяют.

М.Р. исполняет припев с закрытым ртом. Дети повторяют.

М.Р. исполняет первую часть песни как «машинка». Дети повторяют.

М.Р.: Ну а чтобы исполнить песню со словами, я приготовила для вас вот такие подсказки.

Происходит разучивание текста песни с помощью мнемотаблицы

Потом М.Р. предлагает детям исполнить песню стоя около стульев

Песня «Как лечили бегемота» 

М.Р.: Ребята, молодцы. Вы очень красиво спели песню. А еще с помощью пения мы укрепили свой иммунитет. Давайте проверим, появилась ли следующая деталь пазла.

М.Р. и дети подходят к проектору, появляется деталь пазла.

М.Р.: Молодцы ребята, вы прекрасно справились с заданием.

Какое же задание последним для нас приготовил Синьор Иммунитет, посмотрим?  Ответы детей

М.Р. читает загадку

Загадка:

Лишь музыка начнёт звучать

Не могу я устоять

На щеках моих румянец,

Когда я исполняю….. (танец).

Дети отгадывают загадку

М.Р.: И нам нужно сейчас станцевать. А как вы думаете, танцы помогают нам укрепить здоровье? Ответы детей

М.Р: Ну, а мы с вами не просто потанцуем, но еще  и поиграем.

Давайте, мы превратимся в красивые снежинки, белые и пушистые.

На первую часть музыки мы представим, что дует лёгкий ветерок, а снежинки красиво летают и кружатся. Когда музыка закончится, они  должны будут собраться в сугробы по несколько штук. А по сколько снежинок нужно будет собраться, вы услышите. Будьте внимательны.

Танцевальная игра «Снежинки-сугробы»

М.Р: Замечательная игра получилась. Вы очень красиво, нежно танцевали и правильно собирались в сугробы. Давайте посмотрим, появились ли последние детали нашего пазла.

М.Р. приглашает детей подойти к экрану, последние детали пазла появляются

М.Р: Ребята, вы такие молодцы, справились со всеми заданиями! Посмотрите, теперь весь пазл собран , а это значит, что мы прошли все испытания Синьора Иммунитета . Давайте вспомним, какая музыкальная деятельность нам помогает укреплять здоровье? Ответы детей

А вы помните, что должно было произойти, когда мы соберём весь пазл? Ответы детей

В сачке должны появиться подарки. Проверим?

Сюрпризный момент

М.Р. берёт сачок и достаёт от туда медальки и раздает их детям

4.

Систематизация знаний. Рефлексия.

М.Р: А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Для этого нужно лечь на подушечки и закрыть глаза.

Дети ложатся на подушки, звучит спокойная музыка

Упражнение на релаксацию

Напряженье улетело…  И расслаблено всё тело…

Будто, мы лежим на травке…

На зелёной, мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки тёплые у нас…

Дышится легко…

Ровно… глубоко…

Нам понятно, что такое

Состояние покоя…»

 « Медленно глаза откроем…

В теле бодрость  и здоровье..

Встанем на ноги все в раз…

Детский сад встречает нас…»

М.Р: Ну вот мы и вернулись в детский сад.

Ребята, вам понравилась наше путешествие?

Где мы с вами были?

Чьи мы задания выполняли?

Что мы нового узнали?

Ответы детей

М.Р: Ребята, а наше занятие заканчивается, давайте попрощаемся.

Музыкальное прощание

Дети под музыку покидают зал

  • проводится упражнение на психогимнастика;
  • рефлексия, подведение итогов (рассказывают М.Р. о своих впечатлениях о путешествии) ;
  • прощаются ;
  • выходят из зала.
  • расслабление, снятие напряжения;
  • подведение итогов занятия.

Литература:

  1. Нормативно-правовая:
  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-Эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» ;
  • Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» .

  1. Методическая литература для педагога:
  • Арсеневсая, О. Н. «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду» / О. Н.
  • И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» конспекты музыкальных занятий
  • И. Каплунова, И. Новоскольцева « Стучим, играем- музыкальность развиваем»
  • Т.Э. Тютюнникова «Элементарное музицирование»
  • Т.Э. Тютюнникова «Потешные уроки»
  • М.Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду»
  • Е.Железнова «Игровой массаж»
  • Интернет ресурс http://www.maam.ru/
  • Интернет ресурс https://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровьесберегающие технологии: музыкальная терапия

Используя средства музыкльной терапии на уроках и во внеурочной деятельности. я убедилась, что оздоровительно-воспитательный потенциал музыкальной терапии очень велик. С помощью различных средств музы...

Технологическая карта внеклассного занятия "Путешествие в страну Лингвиния"

Данный материал можно использовать как повторение раздела "Лексика"....

Технологическая карта внеурочного занятия по математике "Решение логических задач с применением ИКТ" 6 класс

Данное внеурочное мероприятие проведено в  рамках региональной  "Недели математики-2015" на базе стажировочнойплощадки по введению ФГОС  г.Льгова(МБОУ СОШ№1 г.Льгова" Кур...

Музыкально – оздоровительное занятие с применением здоровьесберегающих технологий «Солнышко и весенний дождик» млад. гр.

Тема: «Музыкально – оздоровительное занятие с применением здоровьесберегающих технологий «Солнышко и весенний дождик»...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого занятия физкультурно- спортивной направленности «Три кита здоровья» Во 2-й младшей группе по теме «Ритмическая мозаика»

Целью занятия является развитие физических качеств: мышечной силы, выносливости, гибкости. Развитие чувства  ритма, музыкальной памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой средствам...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого занятия физкультурно- спортивной направленности «Три кита здоровья» Во 2-й младшей группе по теме «Путешествие к игрушкам»

Цель данного занятия :формировать умения двигаться в соответствии с музыкой, формировать творческий потенциал, посредством выполнения под музыку танцевальных движений, образа, выразительности, система...