Нетрадиционное музыкальное занятие "Ярмарка"
план-конспект занятия по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Нетрадиционное музыкальное занятие «Ярмарка»
музыкальный руководитель МБДОУ д/с №4 «А» «Колосок» Степанова Светлана Валентиновна.
Цель:
Пробудить интерес детей к народному искусству.
Задачи:
1.Образовательные:
Развивать музыкальные способности детей: слушать народные песни в исполнении оркестра, узнавать знакомые музыкальные инструменты, петь естественным голосом, без музыкального сопровождения, протяжно, следуя движению руки преподавателя, учить ритмично, играть на различных музыкальных инструментах, развивать навыки слаженной игры; закрепить умение составлять узор на предмете, используя элементы гжельской росписи.
2. Развивающие:
Развивать творческое воображение, придумывать простые цепочки действий для игровых персонажей; обогащать и активизировать словарь детей.
3.Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение друг к другу, мальчиков к девочкам; бережное отношение к собственному голосу, музыкальным инструментам.
Материал, оборудование: мультимедийный проектор, народные костюмы (для всех детей); костюмы персонажей (Казачка, Самовар); деревянные ложки, деревянные палочки, детские музыкальные инструменты, колокольчики, музыкальные молоточки, бумага, трещотки, свистульки; карусель с лентами; карточки для слушания музыки, угощение.
Словарная работа систематизация слов: ярмарка, хохломская роспись активизация слов: сени, кузница, батюшка, господа.
Предварительная работа:
- Разучивание рус. нар. песни «Поехал наш батюшка на базар», русс.нар. песни«Во кузнице»русс. нар. мелодия оркестра «Ах вы, сени», русская нар. мелодия. «Ой, на гори ярмарка!»
- Знакомство со звуковыми картинами, русскими народными пословицами и поговорками.
Ход занятия
Занавес закрыт, дети в кубанских народных костюмах под музыку заходят в зал. Их встречает музыкальный руководитель – Казачка (в кубанском народном костюме).
Звучит музыкальное приветствие.
Дети: (поют) Здравствуйте, Хозяева! Открывайте дверь скорее, мы к вам в гости идем. Мы к вам в гости идем! Радость в дом к вам несем!
Казачка: Здравствуйте, гости дорогие, званные, да желанные. Проходите, не стесняйтесь Красному гостю - красное место! У меня хата просторная, светлая, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи на ярмарке. Скоро ярмарка, а изделий мало, коли в гости пришли, помогите мне. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь, хоть брось. Как говорится: делу – время,
Дети: а потехе – час!
Казачка: послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в них говорится.
Желтые птицы по яркому полю,
Море цветов золотых,
Ложечки наши,
Быль или небыль?
Изделия рук дорогих!
Да это яркая сказка-
Глазам загляденье,
Словно заботой полна
Ласка и нежность, тепло и терпенье.
Золотая…
Дети: Хохлома
Дети находят ложки.
Как называется орнамент, которым мы будем украшать наши с вами ложечки.
Дети: (Хохлома)
Звучит музыка, дети садятся за столы, Украшают деревянные ложки орнаментом (аппликация) звучат русские народные мелодии в исполнении оркестра.
Казачка. Вот и закончили свою роспись народные умельцы! Кончил дело –
Дети: Гуляй смело!
Казачка: Поедем мы с вами на ярмарку? На людей посмотреть и себя показать.
Дети подходят к музыкальным подставкам, на которых лежат бумага, деревянные палочки; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчики, бубны, деревянные ложки, балалайка.
Звуковая картина 1: «Собирайся, народ, на ярмарку!»
слышен топот лошадей (деревянные палочки, ложки); звенят бубенцы на сбруе (колокольчики, бубны); народ собирается (гул голосов), листья шуршат под ногами (бумага).
Звуковая картина 2: «Вот она, весёлая Ярмарка!»: смех, слышны обрывки песен, где-то звучит балалайка
Звуковая картина 3: (на фоне всего этого веселья начинают звучать голоса ярмарочных зазывал (дети-солисты): «Сюда-сюда, почтенные господа!»; «Пирожки горячие, вкусные - налетай, не зевай!»; «А кому пряников медовых?! Подходите – не пропустите!»; «Покупайте для души! Все товары хороши!» «И всем на удивления Петрушкины представления»
(Дети садятся на стульчики)
Казачка: Знаете ли вы главного ярмарочного героя?
Ответ детей: (Петрушка!)
Казачка: Хотите увидеть главного ярмарочного героя – Петрушку?
Ответ детей: (Хотим!)
Казачка: Тогда для вас прозвучат ярмарочные мелодии. А ваша задача догадаться, какая из них наиболее подходит к ярмарочному сказочному персонажу Петрушке. Помогут вам карточки –подсказки. Только сначала скажите. Какой у нас Петрушка?
Дети: (Озорной, веселый, бесстрашный)
Казачка: и какая подходит музыка для Петрушки по своему характеру? Дети: (Быстрая, шаловливая, веселая)
Звучат Русская народная песня «Поехал наш батюшка на базар», «Ах, Вы сени!» рус. нар. мелодия, «Ой, на гори ярмарка!» русская нар. мелодия.
Дети выполняют задание.
На экране мульти- медийной установки под русскую народную мелодию «Ах вы, сени!»появляется Петрушка.
Петрушка.
Я Петрушка – веселая игрушка!
Ноги быстрые, кудри шелковые!
Сам скачу и, шевелюсь,
Никого в мире не боюсь!
Проходите, проходите,
на загадки посмотрите!
На нашей ярмарке на каждого Якова
товару всякого.
Только не всяк товар этот увидит. А вы видите? Нет? Да и правда не видно, только ширмочки разноцветные стоят, важничают, товар прячут. Вам надо отгадать по голосу, что там за товар. Когда узнаете – дружно поиграете.
Музыкальные загадки (дети слушают русскую народную пляску «Барыня»в исполнении оркестра. Узнают и называют музыкальные инструменты балалайка, треугольник, колокольчик, барабан ит.д.
Петрушка. Вот молодцы, ребята. Все мои загадки отгадали. Всем ребятишкам: девчонкам и мальчишкам –свистульки да игрушки, да по веселой погремушке.
Казачка:
Свищет глиняная птичка,
Козлик, лошадь и синичка…
На боках орнамент ярок,
музыкальный наш подарок!
Звучит русская народная мелодия «Барыня» дети играют на свистульках, трещотках и ложках, погремушках. Петрушка прячется.
Казачка: Убежал проказник Петрушка, ну да, ладно! А теперь и я проверю, как вы знаете русские народные пословицы! Ведь пословица – душа и ум русского народа, в ней и к Родине любовь, и хвала труду, и народная мудрость. Я пропою первые два слова пословицы, а вы её допоете, следуя движению моей руки.
Музыкальный руководитель поет и показывает рукой движение мелодии вниз, вверх, на одном звуке, дети следят за жестом преподавателя и допевают пословицы.
- Лес рубят… (щепки летят).
- Волков бояться… (в лес не ходить).
- Шила в мешке… (не утаишь).
- Сделал дело… (гуляй смело).
- Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
- Делу время… (потехе час).
Казачка. Молодцы, ребята! Для вас Петрушка приготовил сюрприз.
Сценка из мультфильма «Как старик корову продавал»- дети смотрят мульт-фильм.
Казачка: А теперь посмотрим. Кто из вас самый ловкий.
Игра « Подои корову»
Казачка. Потешьте меня, ребята! Спойте для меня песню.
Тары-бары-растабары покупал отец товары
родной доченьке платок. По середочке цветок.
А сынулечке- сыночку по музыкальному молоточку!
Песня «Во кузнице» русс. нар.мелодия два мальчика-кузнеца (по желанию) играют на музыкальных молоточках.
Казачка: Ай, да ярмарка у нас!
Что за песни. Что за пляс! Когда же бывает первая ярмарка?
Дети: Осенью, в октябре.
Казачка: Осень знатная хозяйка. Споем про нее песню. Только песня народная и исполнять ее нужно протяжно, неторопливо, негромко.
Песня «Осень» муз. В.Алексеева
Казачка:
Засиделись вы, ребята!
Для всеобщего веселья
Побежим на карусели!
Русская народная игра «Карусель». Во время игры мальчики катают девочек на карусели.
Выходит самовар, танцует«Жил -поживал самовар»муз. А.Варламова
Казачка:
Ах, какой самовар!
Из него валит пар!
Чай попьём, посидим,
На самовар поглядим!
Казачка: (поет) Чай пьёшь –
Дети: (поют)Здоровье бережёшь.
Казачка Чай усталость всю снимает,
Дети: настроенье поднимает!
Хозяйка.
Повеселились очень дружно.
Подкрепиться всем вам нужно!
Всем спасибо за вниманье,
Всех друзей на чай зовём!
Угощаем ароматным,
Казачка угощает детей пирогом, дети за Самоваром уходят в группу на чаепитие.
Вывод: Поставленные задачи были выполнены, такие занятия обогащают новыми музыкальными впечатлениями детей, развивают музыкальные способности и их творческое воображение.
Литература:
- «Народное искусство в воспитании детей», под ред. Т.С.Комаровой, М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.
- Журнал «Дошкольное воспитание», №5, 1993.
- Журнал «Колокольчик» № 20
- Журнал «Музыкальная палитра» №2, 2003.
- Журнал «Музыкальная палитра» №4, 2005.
- Журнал «Музыкальная палитра» №6, 2006.
- Журнал «Музыкальный руководитель» №4, 2004.
- Журнал «Музыкальный руководитель» №1, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нетрадиционный урок музыки "Музыкальная гостиная"
В "музыкальной гостинной" дети знакомятся с великими композиторами- классиками, узнают интересные факты из их жизни, знакомятся с их творчеством,слушают произведения этих композиторов....
Нетрадиционный социально-игровой урок "Музыкальный лабиринт"
Этот урок создан по методике А. П. Ершовой и В. М. Букатова нестандартных уроков «Социально-игровой урок» для общеобразовательных школ. Нетрадиционные уроки усиливают акцент на ...
Традиционные и нетрадиционные методы работы музыкального руководителя
в данной статье рассматриваются вопросы традиционных и нетрадиционных методов в работе музыкадбного руководителя...
Методическая разработка "Нетрадиционные формы работы на уроках музыкальной литературы"
Нынешняя ситуация в нашей современной жизни такова, что основными условиями являются стремительные темпы развития, засилье в средствах массовой информации рекламы, развлекательных и игровых программ; ...
Мастер-класс «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности посредством коммуникативных игр, упражнений, танцев»
Конкурсное задание «Мастер-класс»Непосредственно-образовательная деятельность«Художественно-эстетическое развитие»«Музыка»Тема: «Нетрадиционные приемы в разви...
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников»
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников»...