Методическая разработка "Нетрадиционные формы работы на уроках музыкальной литературы"
методическая разработка на тему
Нынешняя ситуация в нашей современной жизни такова, что основными условиями являются стремительные темпы развития, засилье в средствах массовой информации рекламы, развлекательных и игровых программ; и, как следствие – потребительская позиция и пассивность молодого поколения. Большое количество потенциальных потребителей музыки не особенно озабочены повышением своей музыкальной культуры и удовлетворяют свои музыкально-эмоциональные потребности музыкой невысокого художественного качества. Школа, непосредственно, должна реагировать на происходящие изменения и учитывать данные условия, внося определенные коррективы в учебный процесс. Помочь в разрешении этого вопроса, одна из задач преподавателя музыкальной литературы. Именно музыкальная литература занимает особое место в курсе обучения теоретических дисциплин в ДМШ. Данный предмет способствует формированию у обучающихся исторических, стилистических, творчески-индивидуальных представлений в искусстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derilo_razrabotka2016.docx | 43.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление культуры г. Курска
МБОУ ДО «Детская школа искусств № 5
им. Д.Д. Шостаковича» города Курска
Методическая разработка на тему:
«Нетрадиционные формы работы на уроках музыкальной литературы»
преподавателя первой категории
методического объединения
по специализации «теоретические
дисциплины»
Дерило Л.И.
Курск, 2016 г.
Содержание
I. Введение . Роль предмета музыкальная литература в современной
музыкальной школе.
II. Нестандартные уроки как способ активизации интереса к учебному
труду.
III. Формирование активной познавательной позиции обучающихся.
IV. Эффект новизны и оригинальности – мощный стимул для получения
знаний.
1. урок – соревнование;
2. урок – конкурс;
3. урок – путешествие;
4. урок – практическое занятие.
V. применение игрового подхода – как учебно-познавательного способа
реализации определённых целей и задач.
1. Сюжетные игры;
2. Ролевые игры;
3. Игры – соревнования.
VI. Список литературы.
Введение.
Нынешняя ситуация в нашей современной жизни такова, что основными условиями являются стремительные темпы развития, засилье в средствах массовой информации рекламы, развлекательных и игровых программ; и, как следствие – потребительская позиция и пассивность молодого поколения. Большое количество потенциальных потребителей музыки не особенно озабочены повышением своей музыкальной культуры и удовлетворяют свои музыкально-эмоциональные потребности музыкой невысокого художественного качества. Школа, непосредственно, должна реагировать на происходящие изменения и учитывать данные условия, внося определенные коррективы в учебный процесс. Помочь в разрешении этого вопроса, одна из задач преподавателя музыкальной литературы. Именно музыкальная литература занимает особое место в курсе обучения теоретических дисциплин в ДМШ. Данный предмет способствует формированию у обучающихся исторических, стилистических, творчески-индивидуальных представлений в искусстве.
В последние годы обнаружилась опасная тенденция снижения интереса к занятиям музыкальной литературы. На взгляд автора основными причинами такой ситуации послужили: во многих музыкальных школах музыкальная литература занимает второстепенное место в ряду учебных дисциплин; отсутствие экзамена в конце данного курса.
Отчуждения обучающихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. Разрабатывались так называемые «нестандартные уроки», имеющие главной целью, возбуждение и удержание интереса обучающихся к учебному труду. Мнения преподавателей на «нестандартные уроки» расходятся: одни видят в них прогресс, правильный шаг в условиях современной школы, а другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников.
В настоящее время новые приемы, найденные в процессе многолетней работы многих преподавателей, не могут представать в виде установленных норм, требуются постоянные переосмысления и обновления форм и методов работы. Каждый педагог в процессе своей деятельности вносит свои коррективы в существующие в преподавании традиции. Совершенно очевидно, что для выполнения сложных учебных задач не может быть стандартного единого типа урока, с заданными раз и навсегда этапами и их последовательностью. Творческий подход к методике преподавания музыкальной литературы – характерная особенность работы современных преподавателей.
Обычные формы учебной работы, используемые на занятиях музыкальной литературы (лекции, беседы, практические работы, зачеты), не позволяют формировать активно-познавательную позицию обучающегося, поскольку он всегда находится в состоянии обучающегося, В связи с этим и является актуальной разработка и использование нетрадиционных форм обучения, смысл которых не только в эффекте новизны и оригинальности – это мощный стимул для получения знаний.
Важной задачей повышения качества обучения является поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность. Успешному решению этой задачи способствует применение игрового подхода: уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-игры и т.д. Одна из задач таких уроков – создать психологическую обстановку эмоционального подъема и активности, при которых знания естественно и легко обнаруживаются. Обучающиеся, сохраняя приятные впечатления, постигают и науку общения. Очень часто такие уроки, применяясь как заключительный этап работы, являются самым счастливым переживанием каждого обучающегося.
Как показал опыт, игра на занятиях по музыкальной литературе значительно активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет создать обстановку, в которой они могут проявить свои специальные знания, способности. Игра оказывает стимулирующее действие на ход учебного процесса, формирует у обучающихся стремление к самообразованию, развивает практические умения и навыки.
Основные достоинства игрового метода заключаются в следующем:
- обеспечивается комплексность формирования знаний, умений,
навыков;
- процесс приобретения знаний получает деятельностный характер;
- учащиеся получают опыт, делают ошибки и исправляют их, не неся
при этом значительных моральных издержек;
- развитие желания и способности действовать самостоятельно.
Игровая деятельность ребенка исследовалась многими отечественными психологами (Выготским Л.С., Элькониным, А.Н. Леонтьевым). Ученые считают, что в игре ребенок реализует желания, которые в реально-практической деятельности чаще не осуществимы. Именно в игре удовлетворяются бессознательные влечения и потребности. Но игра должна носить учебно-познавательную функцию и реализовывать определенные задачи и цели, а важнейшая задача преподавателя заключается в том, чтобы придать игре целенаправленность через усвоение тематизма программы.
Но не следует забывать, что игра, это вовсе не развлечение, а серьезная, увлекательная, интересная, требующая полного соучастия обучающихся деятельность. Конечно, шутка, юмор, улыбка вполне естественны для творческой атмосферы урока. Однако многое шутливое в музыке в соответствии с характером учебных, дидактических задач может потребовать от обучающихся и напряженных, серьезных усилий: внимательного вслушивания в музыку, умения дать глубокую и убедительную характеристику, активного размышления о ней. Музыкальная игра для детей – серьезная деятельность: и по характеру задач и результатов этой деятельности, и по значению этой деятельности в целом для личности ребенка.
Игра обеспечивает преемственность музыкального развития учащихся на различных стадиях обучения. В исследованиях психологов достаточно определены возрастные особенности, связанные с изменением позиций детей в ситуации обучения. Вместе с тем в каждом классе игра сохраняет свое своеобразие в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и возрастающим уровнем их музыкально-эстетической подготовки.
По целевой направленности игровые формы можно классифицировать на три основных типа.
1. Сюжетные игры;
2. Ролевые игры;
3. Игры-соревнования.
Предлагаемые типы игр могут быть взаимопроникаемыми, взаимосвязаны между собой.
Множество таких игр и их вариантов каждый педагог может придумать и применять в своей работе. Они нравятся детям, вызывают у них неизменный интерес к игре, проводятся весело и заинтересованно. Позволяют в живой и непосредственной форме развивать навыки самостоятельного мышления и творческих способностей, расширять кругозор.
Предлагаемый материал был разработан для итоговых уроков по музыкальной литературе для обучающихся 4-5 классов. Каждый из блоков урока направлен на выявление тех или иных признаков успешной учебной деятельности. Задания предполагают сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной форм работы в устном и письменном виде. Рассмотрим некоторые из них.
I. Теоретическая разминка.
Вниманию обучающихся представлен ряд вопросов (10-15), определяющих усвоение музыкально-теоретического материала и служащие средством психологической раскованности детей. Очень важен характер вопросов, они должны иметь высокий уровень «информативности», и в то же время быть короткими (т.е. рассчитанные на короткий ответ). Некоторые вопросы сформулированы в занимательной форме и требуют определенной смекалки.
Примерный ряд вопросов.
4 класс.
1. Кто из русских композиторов известен еще и как ученый-химик, автор более сорока научных трудов?
2. Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом?
3. Какая опера М.И. Глинки, написанная по мотивам сказки А.С. Пушкина, действие которой происходит в Киевской Руси?
4. Какая страна гордится музыкальными произведениями своего национального композитора Э. Грига?
5. Каким инструментом владел Садко, герой известной сказки?
6. В оркестре народных инструментов этот инструмент выполняет ту же роль, что и скрипка в симфоническом. О каком инструменте идет речь?
7. Изначально у славян была положительным божеством, хранительницей рода и традиций, детей, а в период насаждения христианства этой языческой богине придали злые, демонические черты, наделили уродливой внешностью и злобным характером. О ком идет речь?
8. Как называется вступление к опере?
9. Что такое «камертон»?
10. Как называется балет С.С. Прокофьева, написанный по одноименной сказке Ш. Перро?
5 класс.
1. Вспомните названия хоровых и певческих голосов.
2. Музами какого романса, созданного во славу «чудного мгновенья любви», стали мать и дочь Анна и Екатерина Керн? Знаете ли вы, что судьбе было угодно, чтобы композитор полюбил такой же сильной любовью дочь, какой поэт любил мать. Кто они?
3.Назовите фамилии композиторов в хронологическом порядке:
Прокофьев, Чайковский, Моцарт, Варламов, Шуберт, Глинка.
4. Откуда эти строки? Автор текста.
Между небом и землей Песня раздается, Неисходною струёй Громче, громче льется… | Песнь моя, лети с мольбою Тихо, в час ночной. В рощу тихою стопою Ты приди, друг мой. |
5. Какая часть кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» является единственным сольным номером в этом произведении? Для какого голоса она написана?
6. Как называется пение хора или ансамбля без музыкального сопровождения?
7. Что такое «вокализ»?
II. Работа в команде.
Учащиеся делятся на две группы, каждая команда получает конверт с заданием. Серия предложенных вопросов определяет знание музыкально-теоретических терминов, творческого наследия композиторов, музыкального материала. Именно этот блок в большей мере указывает и на необходимость межпредметных связей не только дисциплин курса музыкальной, но и образовательной школ. Например, для выполнения данных заданий необходимы навыки: интонирования и слухового анализа, владение фортепиано, знание исторических дат, литературных произведений.
4 класс.
1. Правильно сгруппировать (по элементам музыкальной речи, по группам инструментов и т.д.)
2. Установить возможные логические связи:
Дирижер
духовой гусли
гармонь песня
домра оркестр
певец полифония
хор орган
гитара
3. Соотнести с именем композитора портрет;
- фрагмент его биографии;
- фрагмент истории создания произведения;
- фрагмент самого произведения (исполнить его сольфеджируя или на инструменте).
4. Выбрать среди рисунков музыкальных инструментов те, которые изображают:
- духовые;
- струнные;
- ударные;
- русские народные инструменты;
- инструменты симфонического оркестра и т.д.
5 класс.
1. Музыкальное послание. В нотном примере, составленном из нескольких тем:
- исполнить (сольфеджио, фортепиано);
- обозначить границы, назвать произведения.
2. Портретный ряд.
Из предложенной серии портретов композиторов найти автора музыкального послания.
3. Творческое наследие композитора (автора музыкального послания). Эпоха, страна, твоорчество.
4. Знаменательные даты.
1804
1840 1812
1242 1791
- родился П.И. Чайковский
- начало Отечественной войны
- год смерти В.А. Моцарта
- родился М.И. Глинка
- Ледовое побоище.
III.Музыкальная викторина.
Это задание позволяет оценить долгосрочную музыкально-слуховую память учащихся, знание произведений, предусмотренных программой. По каждому номеру выставляется определенный балл, учитывается полнота ответа. По возможности номера представлены в видео воспроизведении или живом исполнении. Возможно привлечение обучающихся, исполнение заранее приготовленных номеров (музыкальное послание другу).
IV. Кругозор.
Это завершающий этап урока и не требующий обязательной привязки к теме урока. Это блок, позволяющий выявить музыкальный кругозор и глубину знаний по истории и теории музыки.
Примерный перечень вопросов.
1. Современниками каких композиторов были: С. Эйзенштейн, Е. Керн, М. Фогль, д. Гвичарди, А. Сальери и т.д.
2. С 1958 г. молодые музыканты разных стран собираются в Москву на Международный конкурс имени…
3. Русский балалаечник-виртуоз, создатель первого оркестра народных инструментов.
4. Русский художник автор портретов М. Мусоргского, М. Глинки.
5. Название Международного телевизионного конкурса юных музыкантов.
6. Наш музыкальный город. Вопросы, связанные с музыкальной жизнью родного города.
7. Когда был организован симфонический ….филармонии?
8. Кто руководит оркестром?
9. Назовите солистов филармонии?
10. Какое событие произошло … и т.д.?
Широкое применение в педагогической практике автора нашли так называемые уроки - путешествия и уроки - практические занятия. Например, заключительный урок в 4 классе II четверти представляет собой путешествие в Город Музыки. Каждый учащийся представляет себя каким-либо инструментом в городе музыки события разворачиваются по придуманному самими же обучающимися (с помощью педагога) сценарию. Ребята играют и роль корреспондентов, основная задача которых взять интервью у инструментов. А дома записать его. И в дальнейшем можно устроить конкурс на лучшую статью.
Урок – практическое занятие представляет собой комплексный анализ произведения, который проводится в несколько этапов. Для этого задания выбирается относительно небольшое произведение (обязательно целое, не фрагмент) с ясно различимыми границами музыкальной формы. Учащиеся слушают музыку несколько раз.
Первое прослушивание: предлагается познакомиться с музыкой, почувствовать основное настроение, характер, услышать, меняется ли она на протяжении пьесы.
Второе прослушивание: определить форму, начертить таблицу в соответствии с музыкальной формой.
Третье прослушивание: определить средства музыкальной выразительности, использованные композитором для создания характера, настроения музыки, вписать их в таблицу.
Заключительное прослушивание: заполнение таблицы и описание того, как развиваются музыкальные образы в этом произведении.
Задание позволяет выявить многое: знание обучающимися музыкальных форм, средств выразительности и диапазона их возможных изменений, умения вычленять эти изменения на слух. Но самое важное – это последний этап задания, когда все структурные изменения музыкальной ткани должны стать основой для описания художественного музыкального образа.
Необходимо отметить, что названные выше формы работы не являются основными и не должны вытеснять традиционные виды работы.
Литература
- В. Ражников. Путеводитель по дневнику творческого развития. - М., 2000.
- А. Подласый. Педагогика. - М., 1998.
- Ю. Лях. Перспектива развития дисциплины музыкальная литература в ДМШ ДШИ.// Сборник методических работ для преподавателей ДМШ. – Абакан, 2003.
- О. Каравская. Музыкальные знатоки. – Новосибирск, 2000.
- Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Музыкальной литературы».- Омск, 1988.
- Г. Панова. Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки.
- Н. Суслова. Музыкальная олимпиада.
- В. Петрушин. Музыкальная психология. – М., 1997.
- В. Ражников. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., 2000.
- Г. Тарасова. Психология художественной игры.
Отзыв коллег
Дерило Любовь Ивановна работает в ДШИ № 5 более 40 лет. Она зарекомендовала себя хорошим педагогом, на высоком уровне владеющим как теоретической, так и практической методикой преподавания.
В своей работе Любовь Ивановна использует не только хорошо известные традиционные методики преподавания, но и новые технологии личностно-ориентированного обучения, работающие на развитие личности обучающегося.
Педагог всегда находится в творческом поиске. Занятия проводит живо, интересно, умело применяя элементы самостоятельной работы, создавая проблемные ситуации. Дети на уроках активны, увлеченно выполняют все предложенные задания, стиль их общения с преподавателем – как со старшим другом, советчиком, помощником в овладении знаниями. Через индивидуальные беседы с родителями, родительские собрания совместно решаются проблемы воспитания и обучения обучающихся.
Любовь Ивановна занимает активную жизненную позицию, не остается в стороне от школьных и общественных проблем. Высоко эрудированная, всегда готовая помочь словом и делом, она пользуется заслуженным авторитетом у обучающихся, родителей, коллег.
Душевная и творческая щедрость, преданность делу, влюбленность в свою работу, самоотверженная трудовая деятельность, доброжелательность Любови Ивановны вызывает искреннее уважение у ее коллег.
За годы работы она в совершенстве овладела искусством общения с преподавателями, уделяя особое внимание налаживанию деловых кон тактов, профессиональной дружбе, созданию атмосферы доброжелательных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы.
В этой статье делюсь опытом организации групповых форм работы на уроках русского языка и летературы...
Методическая разработка "Формы работы на уроках сольфеджио в младших классах народного отделения ДШИ"
В исследовании дана характеристика основным формам работы на уроках сольфеджио в ДШИ и доказана целесообразность их комплексного применения, способствующего развитию личности ученика в процессе ...
Творческие формы работы на уроках музыкально-теоретических дисциплин
Данная статья кратко напоминает об основных формах творческой работы на музыкально-теоретических занятиях (сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки,...). Все мы ими пользуемся, но, к с...
Методическая разработка «Музыкальный брейн-ринг как инновационная форма работы с учащимися на уроках музыкальной литературы в ДШИ»
Работа, проводимая на теоретическом отделении нашей школы, гармонично сочетает в себе традиционные формы обучения на уроках сольфеджио и музыкальной литературы и инновационные формы работы. Игровая фо...
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...
Методические рекомендации. Групповые формы работы на уроках теоретического обучения как средство повышения результативности обучения на уроках технологии
Методические рекомендации по применению групповой формы работы на уроках теоретического обучения как средство повывшения результативности обучения на уроках технологии...
Методическая статья "Активные формы работы на уроке литературы"
Доброго времени суток! Представляю внимаю мои размышления о возможных способах работы на уроке литературы. Возможно мой опыт пригодиться кому-нибудь....