Разработка открытого урока по теме "Основные методы селекции и биотехнологии" 11 класс
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме
Разработка открытого урока по теме "Основные методы селекции и биотехнологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_biologii_11_klass.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Донская средняя общеобразовательная школа
Урок «Основные методы селекции и биотехнологии»
11 класс
Подготовила : Овсянникова Вера Александровна
2009 г
Урок № 20
Тема «Основные методы селекции и биотехнологии».
Цели урока: 1). Раскрыть сущность понятий селекция , сорт, порода и штамм; определить цели и задачи науки селекции;
Охарактеризовать основные методы селекции; сформировать знания о биотехнологии, клеточной и генной инженерии.
2).продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать, готовить сообщения, работать с текстом учебника и дополнительной литературой.
3).воспитывать гордость за отечественных и мировых ученых-селекционеров.
Основные понятия: селекция, сорт, порода, штамм, аутбридинг , гетерозис, биотехнология, клеточная инженерия, генная инженерия; гибридизация близкородственная (инбридинг), неродственная и отдаленная(аутбридинг).
Оборудование: компьютерная презентация, таблицы, иллюстрирующие различные методы селекции ,породы животных и сорта растений.
Ход урока
Изучение нового материала
- Вводное слово учителя .
- 2.Актуализация знаний и постановка проблемы.
На столах у учащихся кроссворды. Учитель предлагает разгадать его и оценить. На столах у учащихся листы для оценки знаний. Учитель предлагает самим уч-ся оценить свои первоначальные знания по теме и кроссворд. 5 минут
Учитель просит прочитать ответ на вопрос под номером 7.
Возникают вопросы.
Что такое селекция?
Для чего селекции необходимо знание законов наследственности и закономерностей изменчивости ?
Почему селекцию можно назвать эволюцией . направляемой желаниями и трудом человека?
В ходе краткой беседы формулируется тема и задачи урока. Тема :»Основные методы селекции и биотехнологии». Задача :выяснить основные традиционные и современные методы селекции.
3.Работа с понятием селекция. Запись понятия в словарь. Составление синквейна на понятие «селекция».
4.Работа с понятиями сорт, порода и штамм. Запись понятия в тетрадь.
Из определения селекции видно, что целью практической деятельности селекционеров является создание новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов, обладающих нужными для человека качествами .
Демонстрация слайдов с изображениями пород голубей, кошек, собак. 5 минут.
5.Работа в малых группах.
Ответы учащиеся записывают на листах бумаги, которые раздаются каждой группе.
Задание №1
Представьте, что вы селекционеры, вам необходимо создать новый сорт томатов. Какими признаками вы наделили свой новый сорт? Почему именно на эти признаки вы обратили внимание?
Задание №2
Вам необходимо вывести новый сорт томата, пригодного для механизированной уборки плодов. Какими признаками вы наделили бы свой сорт? Почему?
Задание №3
Какими способами, методами вы будете пользоваться при выведении нового сорта? Где вы будете искать источники новых генов, формирующих лучшие продуктивные качества вашего сорта? 5 минут.
6.После завершения работы в группах заслушиваются варианты решения поставленных задач, проводится беседа, в ходе которой учитель подводит учащихся к формулировке задач селекции. Давайте посмотрим в учебнике стр.240. все ли задачи селекции вы назвали ?.
Работа с текстом учебника стр. 240.
7.Постановка новой проблемы .Какими методами пользуется селекция при выведении новых сортов растений и пород животных? Почему считают. Что селекция животных и растений- одна из важнейших отраслей сельского хозяйства и биологической науки и почему успешная работа селекционеров -основа благосостояния страны?
8.Далее новый материал мы будем изучать самостоятельно. Работа с текстом учебника по группам стр.241-242 и заполнение по ходу беседы таблицы. Сообщения учащихся о межвидовых гибридах, достижениях генной и клеточной инженерии, о клонировании, биотехнологии.
Методы селекции | Селекция растений | Селекция животных |
1.Подбор родительских форм (искусственный отбор). | По наличию ценных для человека признаков. По приспособленности к местным условиям среды. По месту происхождения. | По хозяйственно ценным признакам и по внешнему виду –экстерьеру. По способности к контактам с человеком и возможности содержания в неволе. |
2).Гибридизация: А). неродственная (аутбридинг)
б).близкородственная(инбридинг) | Осуществляется с помощью простых и сложных скрещиваний. Простые- однократные скрещивания между двумя родительскими формами. Сложные -в которых задействованы более чем две родительские формы или происходит повторное скрещивание гибридного потомства с одним из родителей. Скрещивание различных сортов (внутривидовое, межвидовое, межродовое), ведущее к гетерозису. Используется для получения гетерозиготных популяций и повышения продуктивности. Для получения плодовитых гибридов применяют полиплоидию (капустно-редечный гибрид). Искусственное самоопыление у перекрестноопыляющихся растений , для получения чистых линий, использующихся для дальнейшего скрещивания. | Скрещивание отдаленных пород, отличающихся контрастными признаками, межродовое скрещивание для получения гетерозиготных популяций и проявления гетерозиса. Скрещивание между близкими родственниками для получения гомозиготных (чистых)линий с желательными признаками. Скрещивание отдаленных пород, отличающихся контрастными признаками. Ведет к гетерозису. У животных потомство бесплодно (мул-гибрид осла и лошади). Скрещивание между близкими родственниками для получения гомозиготных чистых линий с желательными признаками, т. е. для закрепления этих признаков. Часто ведет к снижению жизнеспособности. |
4).Отбор А).массовый Б).индивидуальный | Применяется в отношении перекрестноопыляющихся растений (рожь) Применяется в отношении самоопыляющихся растений, выделяются чистые линии- потомство одной самоопыляющейся особи (пшеница, овес, ячмень) | Практически не применяется из-за небольшого количества особей в потомстве. Применяется жесткий индивидуальный отбор по хозяйственно ценным признакам, выносливости, экстерьеру |
4.Экспериментальное получение мутаций- индуцированный мутагенез | Применяется в генетике и селекции для получения мутантных форм(более продуктивных, урожайных, полиплоидов | Используются естественные (спонтанные) мутации. Метод получения полиплоидов не применяется |
5.Метод испытания производителей по потомству | Не применяется | Используется метод искусственного осеменения от лучших самцов-производителей |
Генная инженерия | Это целенаправленный перенос нужных генов от одного вида живых организмов в другой | |
Клеточная инженерия | Основана на культивировании отдельных клеток или тканей на искусственных питательных средах. |
9.Подведение итогов и ответ на вопросы: Какие же основные методы селекции растений и животных используют ученые? Что такое инбридинг? Аутбридинг? Что такое гетерозис? Так почему же селекцию называют эволюцией, направляемой желаниями и трудом человека?
10.Учитель: Традиционные, описанные выше методы селекции имеют естественные ограничения в области изменения генотипа организма. Методы клеточной и генной инженерии открывают возможности создания организмов с новыми, в том числе и не встречающимися в природе, комбинациями наследственных признаков. Сообщение учителем фактов «Это интересно».
11.Сообщения учащихся о методах генной и клеточной инженерии.
12.Тесты. 3 минуты.
13.Домашнее задание: § 64, ответить на вопросы.
14.Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 8 «А» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Do you know Miss Manners?»
Цели урока:Познавательные:v знакомство учащихся с правилами поведения принятыми в Великобритании, с главными человеческими качествами. «В чем красота человека».Развивающие:v развитие умение ...
методическая разработка открытого урока " Поиск работы - тоже работа" для 10 класса
поиск работы - действительно тоже работа.Необходимо знать как вести себя на собеседовании, уметь правильно написать резюме и заявление о приеме на работу. Знать особенности стиля официальной пис...
Разработка открытого урока по алгебре и началам анализа (11 класс) на тему "Логарифмы и их свойства")
Открытый урок представлен в игровой форме....
Открытый урок по биологии. Методы селекции растений и животных.
Этот урок о методах селекции растений и животных. История создания методов селекции,заслуга Башкирских селекционеров в создании новых сортов полиплоидных растений....
Разработка открытого урока. Самоанализ. Основные методы, которыми я пользуюсь на уроках.
Разработка открытого урока. Самоанализ. Основные методы, которыми я пользуюсь на уроках....
Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"
Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения: литературная викторина –презентацияЦели:1. По...
Разработка открытого урока по теме "Home Sweet Home", 4 класс ( технологическая карта урока)
Аннотация урока. Данный урок является 6 уроком 2 раздела «Я люблю свой дом» УМК М. З. Биболетовой, для 4 класса. Тип урока: урок-закрепление изученного материала. Урок направлен на обеспеч...