Народная песня. Хоровод
план-конспект урока по музыке ( класс) по теме
Этот конспект урока продолжает накопление сведений о народной музыке при помощи хороводной песни (в которой отражена высокая музыкальная культура народа), выявляя их особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_pesnya.khorovod.docx | 26.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Народная песня. Хоровод».
Дата проведения: 21.06.13.
Тип занятия: занятие – практикум.
Цель занятия: продолжить накопление сведений о народной музыке при помощи хороводной песни (в которой отражена высокая музыкальная культура народа), выявляя их, хороводных песен, особенности.
Задачи: 1) воспитывать нравственные качества личности при помощи
коммуникативных навыков, активизации творческих способнос-
тей учащихся;
2) формирование навыков исполнения хороводных песен (с дви-
жениями);
3) совершенствовать интонационную выразительность и диалоги-
ческую речь (во время исполнения хороводных песен).
Методы и приёмы работы: - метод познавательной деятельности (слушаю –
анализирую – исполняю);
- метод «забегания вперёд и возвращения к прой-
денному;
- стимулирование (метод эмоционального воз-
действия;
- театрализованное представление (игровой прак-
тикум.
Методическое обеспечение: - Аникин В.П. Русский фольклор – М.: Высшая
школа, 1987;
- Внеклассные мероприятия в начальной школе.
Составитель Я.Ю. Мартынова. Волгоград. Издательство «Учитель», 2006;
-Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1982;
-Музыкальная литература. Для музыкальных школ./ Составитель А.Н. Крюков – Л.: Музыка, 1979;
- Попова Т.В. Основы русской народной музыки. М., «Музыка»,1977;
- Стрепетова Л.В. Методика преподавания сольфеджио в ДМШ. Волгоград, 2000;
- Сценарии школьных праздников. Составители:
Л.В. Кузнецова, А.В. Соколов. Москва, «Школьная пресса», 2003.
Музыкальный материал: - «А мы просо сеяли» - русская народная песня;
- «Бояре, мы к вам в гости пришли» - русская народ-
ная песня;
-«Во поле берёза стояла» - русская народная песня;
- «Во саду ли, в огороде» - рнп, запись Новикова;
- «Свинья ходит по бору» - разборный хоровод;
- «Уж ты кумушка – кума» («Ну-ка, кумушка, мы по –
кумимся» - сб. Н.А. Римского – Корсакова);
- «Ходила младёшенька по борочку» - русская на –
родная песня (из сб. Н.А. Римского – Корсакова).
Ход занятия.
1.Организационный момент.
2. Вступление.
Ты откуда, русская, зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась? Как ты зазвучала?
Пролетели утки – уронили дудки.
Пролетели гуси – уронили гусли.
Их порою вешней нашли. Не удивились.
Ну, а песня? С песней на Руси родились!
Геннадий Серебряков (из сб. «Стихи о музыке»).
В.: Вспомните, что значит слово «фольклор»?
(Народное творчество, народная мудрость).
Музыкальный фольклор – это вокальное (песенное), инструментальное, музыкально – танцевальное творчество народа. Народная музыка является неотъемлемой частью народного художественного творчества. В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней.
«Сказка сладка, песня – быль», - говорит пословица.
Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочинённые неизвестными певцами – сказителями, они хранятся в памяти народа. Со времён глубокой древности произведения народного музыкально – поэтического искусства творились непосредственно в процессе живого исполнения и передавались затем от одного музыканта – певца к другому, из одного поколения в другое. В те далёкие времена ещё отсутствовала письменность, и другого способа распространения музыкальных и поэтических произведений не было. На протяжении многих столетий возникали разнообразные песенные жанры, разнохарактерные виды устного музыкального и музыкально – поэтического творчества.
В.: С какими жанрами народных песен вы уже познакомились на уроках?
(С календарно – обрядовыми, семейно – бытовыми, трудовыми песнями).
3. Основная часть.
Видное место в песенном творчестве русского народа занимают песни, сопровождаемые движением, пляской, игрой. Среди них – хороводные и плясовые песни.
На Руси всегда любили петь хором, вместе. Это прекрасно получалось в хороводах, которые водили девушки и парни. Ни один праздник, ни одни посиделки не обходились без хороводов. Хороводных песен знали много, одну из них и мы сейчас споём:
- «Ходила младёшенька по борочку…» - исполнение хоровода «змейкой».
В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места – луга, опушки, рощи, луговицы за околицей. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах. Их называли «посиделками». На этих вечеринках также пелись хороводные песни.
К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощенье (пекли пироги, жарили яичницу, варили брагу). Девушки и женщины одевались в лучшие наряды.
По характеру движения хороводы можно разделить на две группы:
- круговые (хороводы – игры);
- некруговые (хороводы – шествия).
Круговые хороводы чаще всего сопровождались обыгрыванием сюжета песни. В центре круга солисты – актёры разыгрывали песню в лицах. Иногда хоровой припев чередовался с речевыми диалогами.
В.: Какие круговые хороводы мы уже с вами знаем?
(«Бабка – ёжка»).
Некруговые хороводы – шествия отличались от круговых разнообразными движениями: ходьбой рядами, «гуськом», «цепью», «змейкой», прохождением «через ворота», движением колонной расходящихся пар.
В.: А какие некруговые хороводы нам известны?
(«Во поле берёза стояла», «Бояре, мы к вам в гости пришли»).
В.: Как ещё можно охарактеризовать хоровод «Во поле берёза стояла»? Какой он по типу? Что делают при помощи этого хоровода?
(Наборный, при помощи него набирают участников для игр, хороводов).
Мы считалки вспоминаем - тут берёзу выбираем,
Чтоб берёзка расцвела – в хоровод всех собрала!
- «Во поле берёза стояла» - исполнение хоровода.
Огород загорожу и капустой засажу.
Приходи, честной народ, в мой чудесный хоровод!
- «Во саду ли, в огороде» - разыгрывание хоровода.
В.: А это какой хоровод: хоровод – игра или хоровод – шествие?
(Хоровод – игра).
Так давайте снова поиграем!
Как у наших у ворот развесёлый хоровод.
Лихо пляшут и поют – в хоровод к себе зовут!
- «Уж ты, кумушка – кума» («Ну-ка, кумушка, мы покумимся») – разыгрывание хоровода.
Предметом изображения игровых хороводных песен явились мир растительности и мир животных. Такие хороводы отличались и наличием нескольких эпизодов (многоэпизодностью).
- «Заинька» - исполнение хоровода.
Во всех хороводных игровых песнях отсутствуют иносказания и символика. Песни характеризуются прямым, непосредственным изображением окружавшего крестьян мира природы, бытовой обстановки.
С течением времени главными в хороводных песнях стали человеческие взаимоотношения.
Есть и другие, скорые хороводные песни. Мелодии и ритм у них оживлённые, чаще всего подвижный темп. Такие шуточные хороводные песни бывают с пляской, притоптыванием, с шуткой, игрой, с более разнообразными движениями. Такие игры – хороводы часто бывают на свадьбах.
В.: Как называются такие игры – хороводы?
(Стенка на стенку).
- «Бояре, мы к вам в гости пришли» - исполнение.
- «А мы просо сеяли, сеяли» - разучивание.
А это уже хоровод – диалог.
В.: Ну и, наконец, когда мы поиграли, повеселились, как нам надо закончить игрища – хороводы?
(Разборным хороводом).
- «Свинья ходит по бору» - разучивание.
4. Заключительная часть.
Славно мы повеселились и с друзьями подружились.
Праздник наш к концу идёт… Расходись, честной народ!
Приложение №1.
Сб. Н.А. Римского – Корсакова.
«Ходила младёшенька» - русская народная песня.
Ходила младёшенька по борочку,
Брала, брала ягодку земляничку.
Наколола ноженьку на тресочку,
Болит, болит ноженька, да не больно!
« А мы просо сеяли, сеяли» - русская народная песня.
1 хор: А мы просо сеяли, сеяли,
Ой, дид ладо, сеяли, сеяли.
2 хор: А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ой, дид ладо, вытопчем, вытопчем.
«Ну – ка, кумушки, мы покумимся» - русская народная песня.
Ну – ка, кумушки, мы покумимся,
Мы покумимся, поцелуемся!
Вариант: «Троицкие песни» (из сб.: Круглов Ю.Г. «Русские обрядовые песни»).
«Уж ты, кумушка, кума» - русская народная песня.
- Уж ты кумушка – кума,
Покумимся со мной,
Побранимся со мной,
Помиримся со мной,
Поцелуемся со мной,
Распростимся со мной!
Сб. Новикова (28).
«Хороводная».
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Она ростом невеличка,
Румяное личко.
«Во поле берёза стояла» - русская народная песня.
- Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла.
Люли, люли, стояла./2 р.
- Некому берёзу заломати, некому кудряву заломати.
Люли, люли, заломати./2 р.
- Я пойду, пойду погуляю, белую берёзу заломаю.
Люли, люли, заломаю. /2 р.
- Срежу я с берёзы три пруточка, сделаю из них я три гудочка.
Люли, люли, три гудочка./2 р.
- А четвёртую балалайку./2 р.
Люли, люли, балалайку./2 р.
- Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла.
Люли, люли, стояла./2 р.
«Бояре, мы к вам в гости пришли»
(хоровод стенка на стенку).
Бояре, мы к вам в гости пришли, дорогие, мы к вам в гости пришли!
Бояре, а зачем вы пришли, дорогие, а зачем вы пришли?
Бояре, нам невеста нужна, дорогие, нам невеста нужна!
Бояре, а какая вам мила, дорогие, а какая вам мила?
Бояре, нам вот эта мила, дорогие, нам вот эта мила!
Бояре, мы вам (имя) не отдадим, дорогие, мы вам (имя) не отдадим!
Бояре, а мы пряничком её, дорогие, а мы пряничком её!
Бояре, всё равно не отдадим, дорогие, всё равно не отдадим!
Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!
«Заинька» - русская народная песня.
Заинька, попляши,
Серенький, поскачи,
Кружком, бочком, повернись,
Кружком, бочком, повернись.
Вариант: «Игровые песни» (из сб.: Круглов Ю.Г. «Русские обрядовые песни»).
«Заинька, походи» - русская народная песня.
- Заинька, походи, серенький, походи!
Вот так, вот так походи!
- Заинька, перевернись, серенький, перевернись,
Вот так, вот так перевернись!
- Заинька, попляши, серенький, попляши,
Вот так, вот так попляши!
- Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой,
Вот так, вот так топни ножкой!
- Заинька, поклонись, серенький, поклонись,
Вот так, вот так поклонись!
- Заинька, кого любишь, серенький, кого любишь,
Вот так, вот так, кого любишь!
- Заинька, поцелуешь, серенький, поцелуешь,
Вот так, вот так поцелуешь!
«Свинья ходит по бору, по бору» - разборный хоровод.
Свинья ходит по бору, по бору,
Рвёт траву лебеду, лебеду,
Что рвёт, что рвёт –
Во беремячко кладёт;
Что калина, что малина!
Звезда вон пошла…
«Заяц белый, где был?» - «В лесе».
«Что делал?» - «Лыки драл».
«Куды клал?» - «Под колоду».
«Кто взял?» - «Воевода».
- Поди вон из хоровода!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский фольклор. Русские народные песни, хороводы, плясовые наигрыши, игры.
Открытый урок во 2 классе по теме: Фольклор. На уроке дети узнают как зародилась русская народная песня, жанры народной музыки. Будут слушать народную музыку, исполнять ее, петь, танцевать, игра...
Фольклорный праздник, сопровождаемый народной песней, шутками-прибаутками, хороводами и играми
Мероприятие посвящено Календарному народному празднику «Дожинки». Материал рассчитан на учащихся 5 – 6 классов. Продолжительность 40 – 45 минут. Неотъемлемым компонентом меропр...
Литературно-музыкальный урок « В этой песне вся душа» (русская народная песня и хакасский тахпах)
Цели урока: 1) Раскрыть своеобразие песен.2) Показать народные песни как жанр фольклора.3) Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать творчество родного края....
«Народная песня. Поэтика детской песни»
«Народная песня. Поэтика детской песни»...
русский народный танец. хоровод и пляска
знакомство с жанрами русского танца через русский фольклор...
Методическая разработка урока хореографии по теме: «Русский народный танец - хоровод. Виды хоровода»
Форма урока: урок-практикум Для того чтобы войти в природу народного танца, необходимо знать его национальную культуру, его духовные ценности. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно роди...
Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».
Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает методическую разработку внеу...