русский народный танец. хоровод и пляска
план-конспект на тему

тарасова оксана кэнчэриевна

знакомство с жанрами русского танца через русский фольклор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_narodnyy_tanets._horovod_i_plyaska.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ. ХОРОВОД И ПЛЯСКА»

Тарасова Оксана Кэнчэриевна,

педагог дополнительного образования танцевальной студии «Ритм»

Цель занятия: знакомство с жанрами русского танца через русский фольклор.

Образовательные задачи:

- Ознакомить с русской народной культурой.

- Формировать навыки самостоятельной работы, навыки устного и письменного реферирования.

- Подготовить к защите рефератов.

Развивающие задачи:

- Развивать интерес к народной культуре,

- Расширить кругозор учащихся посредством общения с народной культурой.

- Развивать исполнительские и творческие навыки и умения.

Воспитательные:

- Формировать уважение к народному творчеству,

- Воспитывать любовь к Родине, ее истории и традициям через исполняемые танцы.

Тип урока: комбинированный

Используемые методы: метод соучастия, метод показа.

1. Организационный момент:

Звучит народный наигрыш в исполнении оркестра русских народных инструментов. Дети входят в класс и становятся на две линии. Выполняют поклон.

2. Беседа. Защита рефератов.

Педагог: Сегодня тема нашего занятия «Русский народный танец.

Хоровод и пляска». Мы знаем, что хоровод и пляска относятся к видам жанра русского фольклора. А что такое русский фольклор?

Учащиеся: Фольклор – это народные песни, танцы, хороводы, пляски, игры

Педагог: И не только. Я попросила Лиду Захарову подготовить дома презентацию на эту тему и сейчас мы его посмотрим.

А теперь о русском танце нам расскажет Настя Захарова (Демонстрация презентаций).

3. Проведение русских народных игр по выбору.

Жмурки «Ваня» и «Маня»

Выбираются двое водящих и назначают одного из, них «Маней» с тоненьким голоском, а второго — «Ваней», который говорит басом. Для создания обстановки большего веселья мальчика можно сделать «Маней», а девочку «Ваней». Водящим завязывают глаза, иногда

кружат вокруг себя. Остальные играющие образуют вокруг водящих круг и берутся за руки. «Ваню» отводят подальше от «Мани» и предлагают ее найти. Протянув вперед руки,- «Ваня» начинает искать и звать: «Где ты, Маня?» - «Я здесь — отвечает «Маня», но сама, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. «Ваня» может принять за «Маню» одного из играющих. В этом случае ему объясняют ошибку. Вместе с тем играющие не дают «Мане» выйти из круга и натолкнуться на что-нибудь.

«Плетень» (любая русская мелодия с ускорением темпа).

Дети стоят шеренгами у 4-х стен, взявшись за руки крест-накрест. Под медленную русскую мелодию спокойным танцевальным шагом идут навстречу две противоположные шеренги, кланяются друг другу, отходят назад. Затем другие две шеренги делают то же самое. С

началом звучания быстрой, русской мелодии, дети разбегаются и пляшут, исполняя каждый свои движения в русском характере. С окончанием музыки дети бегут на свои места, строятся в шеренги. Выигрывает та группа детей, которая быстрее встанет на свое место и

соберет плетень (подать друг другу руки накрест).

«Гори, гори ясно» (русская народная мелодия с ускорением темпа).

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, проговаривают текст:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Глянь на небо, птички летят,

Колокольчики звенят».

Затем они идут по кругу, одновременно ведущий исполняет подскоки внутри круга, машет платком.

 «Раз, два, три» – музыка заканчивается

Дети останавливаются, хлопают в ладоши. Ведущий останавливается возле двух ребят, протягивая руку с платком между ними. Двое детей разбегаются в разные стороны по внешней стороне круга. Тот, кто первый выхватит у ведущего платок, становится новым ведущим.

4. Практическая часть.

Педагог: А теперь, дети, будьте внимательны - вслушивайтесь в музыку.

Урок начинается.

«Во поле береза стояла» - слушание 1 куплета.

Педагог: Знакомая мелодия? Как она называется?

Учащиеся: Русская народная песня «Во поле береза стояла».

Учащиеся: (тихо, медленно, протяжно, плавно)

Педагог: Ребята, а как еще можно исполнить эту музыку?

Учащиеся: Под нее можно танцевать.

Педагог:  А какой вид танца можно танцевать под эту музыку?

Учащиеся: Хоровод. Мы будем водить хоровод.

Педагог: Танцуя хоровод, можно показать различные рисунки танца. Дети, какие же рисунки можно показать в этом танце?

Учащиеся: Перемещение в парах, по кругу. Построения из круга в шеренгу «Воротца», «Звездочка», «Змейка», «Улитка», «Расческа». Движение в колонне. Перестроение в парах. Построение в колонну, круг, движение по кругу.

Педагог: Давайте девочки покажут нам хоровод. (Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла»)

Упражнения-этюды на развитие ориентировки детей в пространстве. (Исполняется хоровод на простых шагах всей стопой). Этюд «Во поле березка стояла»

Педагог: А теперь, дети, послушаем другую музыку и определим, какая она?

Звучит музыка «Ах, вы сени, мои сени»- слушание 1куплета.

Учащиеся: Быстро, весело, энергично, озорно.

Педагог: А какие движения мы разучили на наших уроках?

Основные элементы русского танца:

  • притопы на месте
  • притопы в игровом
  • взаимодействии партнеров
  • верчение в один поворот
  • «Ковырялочка»,
  • Подскоки.
  • Простые подскоки с выносом ноги на каблук.
  • Моталочка
  • Молоточки
  • Выстукивания

Новые движения:

  • Ковырялочка вперед и назад
  • Гармошка
  • Простая дробь
  • кружение на носках
  • на пятках

Соединение движений в композиции

Этюд «Ах, вы сени, мои сени»

5. Подведение итогов.

Педагог: Чем занимались на уроке? Какие новые движения сегодня проходили?

(слушали музыку, танцевали, играли)

Фольклор – это народные песни, танцы, хороводы, пляски, игры и не только т.е. все те жанры русской народной культуры с которыми мы познакомились сегодня на уроке.

Педагог: На этом наше занятие окончено. Спасибо. До свидания.

Звучит русский народный наигрыш.

Учащиеся под музыку выходят из класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкально – ритмическое занятие в первом классе « Русский народный танец»

Развивать речевое дыхание, голос.   Уметь воспринимать музыку через зрительный, тактильновибрационный и слуховой   анализаторы. Уметь выражать свои эмоции раз...

Дополнительная образовательная программа "Русский народный танец" объединения "Хореография"

Программа рекомендована детям 7-12 лет. Направленность художественно - эстетическая.Уровень образования основное общее. Срок реализации 3 года....

Русский фольклор. Русские народные песни, хороводы, плясовые наигрыши, игры.

Открытый урок во 2 классе по теме: Фольклор. На уроке дети узнают  как зародилась русская народная песня, жанры народной музыки. Будут слушать народную музыку, исполнять ее, петь, танцевать, игра...

Конспект урока. Русский народный танец.

КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Русский народный танец. (основные элементы русского народного танца). Тип занятия: изучение и усвоение нового материала (объяснения, показ, демонстрация). Форма за...

Русский народный танец в программе АФК

Учитывая интересы в развитии общества и развитии личности, введение третьего часа физкультуры и возможность проводить урок по подгруппама (девочки/мальчики) позволяет реализовать разработанную мной пр...

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...

Методическая разработка урока хореографии по теме: «Русский народный танец - хоровод. Виды хоровода»

Форма урока: урок-практикум  Для того чтобы войти в природу народного танца, необходимо знать его национальную культуру, его духовные ценности. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно роди...