Конспект + презентация урока музыки в 5 классе.
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Макарова Нина Алексеевна

Тема урока: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера."

Знакомство с творчеством русского композитора Н.А.Римского-Корсакова через слушание фрагментов оперы-былины "Садко"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opera_sadko.doc62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

5-й класс

Тема урока:

 "Первое путешествие в музыкальный театр.  Опера»

Цель: определить роль и значение музыки в былинах и сказках.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с творчеством композитора Н.А.Римского-Корсакова.
  • Формировать представление о синтезе искусств в оперном жанре, о литературной основе музыкально-драматического спектакля (былине).
  • Определить важный принцип драматургии композитора – противопоставление двух миров: реального и сказочного.
  • Определить средства музыкальной выразительности, помогающие созданию волшебства в музыке.
  • Воспитывать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине.

Материал: Презентация;  

Оборудование: Мультимедийный проектор,

                                        ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Звучит песня С.Никитина на стихи Ю. Мориц, «Приходи, сказка».

Учитель: Сказка умница и прелесть… разве можно как-то по-другому о ней сказать? Кто не любит сказку? Чем же привлекает сказка художников, писателей, поэтов, композиторов?

Дети: чудесами, волшебством, приключениями …

Учитель: Назовите авторов любимых сказок, сказочных картин и музыки?

Дети: Васнецов, Пушкин, Лядов, Римский-Корсаков и т.д.

2. Сообщение темы урока

СЛАЙД  1.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Николая Андреевича Римского-Корсакова.

3. Повторение пройденного материала

СЛАЙД  2, 3

Учитель: Его настоящая область деятельности – опера, притом сказочная, легендарная, фантастическая. Его называют величайшим среди музыкантов сказочников. Особенно его привлекают сказки А.С.Пушкина. Давайте вспомним некоторые из них. 

СЛАЙД  4.

Дети: Узнают оперы по стихам «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Садко».

Учитель: Из огромного творческого наследия композитора мы остановимся на одной опере – былине  «Садко». Это – одно из первых значительных произведений композитора. Сначала Римский-Корсаков сочинил симфоническую картину «Садко». Позже он ее использовал для создания оперы-былины. 

СЛАЙД  5.

Учитель: Вспомните, что такое опера? Почему композитор решил именно оперу написать о Садко, ни балет, не сюиту?

Дети: Сообщение учащихся о былине

Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).
Былина связана с песней, а песня играет главную роль в опере.

(обратить внимание на жанр – песня причина выбора композитором оперы)

Учитель: Каких вы знаете былинных героев?

Дети: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич

Учитель: Чем же так прославился Садко?

Дети: Он был талантливым гусляром.

Учитель: Давайте познакомимся с ним поближе, в этом нам поможет опера.

Как во славном Нове-городе
Был Садко, веселый молодец;
Не имел он златой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских.

4. Изучение нового материала 

Учитель: Где можно послушать оперу?

Дети: Послушать оперу можно в Оперном театре.

Учитель: Что нужно для того чтобы опера появилась на сцене?

Дети: Сочинить музыку, создать костюмы, сделать декорации.

Учитель: Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков. Многие слова, а так же описание декораций и сценических подробностей Римский-Корсаков заимствовал целиком из народного эпоса – различных былин, песен, заговоров, причитаний и т.п. Что лежит в основе оперы?

Дети: либретто

Либретто пишется на основе литературного произведения. Это еще раз подчеркивает связь музыки и литературы. В переводе означает – “маленькая книжечка”.

СЛАЙД  6.

Учитель: И вот мы с вами в театре. Уже меркнет свет. Опера начинается. Звучит вступление. О чём расскажет вам эта музыка? Попробуйте дать ей название.

(Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Садко» «Океан – море синее»)

Дети: Что–то волнующее, наверное, вода или море.

СЛАЙД  7.

Учитель: Правильно. Вступление называется «Океан – море синее». Как композитор передает характер моря?

Дети: Динамикой. Спокойное море, перекатывающиеся волны, музыка звучит на пиано, бушующее море – на форте.

Учитель: Какие инструменты симфонического оркестра помогают нам услышать «краски моря»?

Дети: Самые певучие струнные смычковые – скрипки, виолончели показывают, как одна волна набегает на другую, а медные духовые инструменты звучат как фанфары, рассказывая о силе и мощи океана.

Повторное слушание (Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Садко» «Океан – море синее»)

Учитель: Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра сказочные и реальные образы создают музыканты.

СЛАЙД  8.

Учитель: Познакомимся с двумя главными героями оперы:

  • Садко – купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель.
  • Волхова – дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница.

Знакомство их произошло на Ильмень– озере, во второй картине.

СЛАЙД  9.

Учитель: Светлая летняя ночь. Тишина. Крутой берег Ильмень-озера. С невеселыми мыслями приходит сюда Садко. Отвергнутый самодовольной знатью, непонятый и осмеянный новгородским людом, он обращается за сочувствием к природе, изливая в песне свою тоску-кручинушку.

Звучит песня «Садко» «Ой, ты тёмная, дубравушка».

Учитель: Скажите в какую обстановку ввела нас музыка? В реальную или сказочную?

Дети: В сказочную.

Учитель: К кому обращается в своей песне Садко?

Дети: К природе, к дубравушке, к Ильмень– озеру, к трость– дереву. Музыка его песни похожа на русскую народную протяжную песню, в которой воспевается природа

Учитель: А какой инструмент сопровождает пение героя?

Дети: Арфа

Учитель: Правильно. Звучит арфа, потому что ее звучание очень похоже на звучание гуслей.

5. Слушание и разучивание музыкальных фрагментов

Учитель: Голоса ночного леса, подводного мира оживают благодаря чудесному дару гусляра. Долетела до глубокого дна Ильмень–озера. Начались чудеса: всколыхнулось трость–дерево, стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова – дочь царя морского. Красавица  ласково благодарит гусляра за прекрасную грустную песню, что "долетела до глубокого дна Ильмень-озера" и покорила всех своей искренностью. По просьбе Волховы Садко заводит игровую песню «Заиграйте, мои гусельки».

Слушание второй песни Садко «Заиграйте, мои гусельки».

Учитель: В награду за песню Волхова обещает Садко, что он поймает трех рыбок «золотое перо», которые принесут ему богатство и славу. И действительно все, что пообещала Волхова, сбылось. Теперь богат гусляр, и поет ему славу народ. Садко собирает дружину, снаряжает корабли и просит заморских гостей поведать про далекие края, чтобы знать ему, куда плыть.

СЛАЙД  10

Учитель: Варяжский гость рассказывает про свою родину – туманный северный край. Чудеса и дивные богатства далекой Индии восхваляет гость Индийский. Город звонких песен, торговый город Веденец, что средь моря встал, воспевает Веденецкий гость.

Первым ведёт рассказ Варяжский гость. (Наигрываю первую фразу).

Учитель: Что можно сказать о характере музыки?

Дети: Суровая, мужественная, величественная музыка. Слушаем первый фрагмент “Песня Варяжского гостя”.

Учитель: Расскажите о музыке.

Дети: Музыка – мощная, могучая, гордая.

Учитель: Как называется низкий мужской голос?

Дети: Бас.

Вторым ведет рассказ о своей стране Индийский гость.

Учитель: Как охарактеризовал Римский-Корсаков этого героя? (напеваю песню Индийского гостя).

Дети: Образ Индийского гостя – таинственный, завораживающий. Разучиваем мелодию и слушаем второй фрагмент “Песня Индийского гостя”.

Учитель: Расскажите о музыке.

Дети: Музыка медленная, плавная, чарующая.

Учитель: Как называется высокий мужской голос?

Дети: Тенор.

О своей стране поёт Веденецкий гость.

Учитель: Определите характер музыки.

Дети: Характер музыки танцевальный, радостный, задушевный. Разучиваем начальную фразу и слушаем третий фрагмент “Песня Веденецкого гостя”.

Учитель: Расскажите о песне.

Дети: Очаровательная, восхитительная, блестящая. Мужской голос, исполняющий песню, называется – баритон 

Учитель: Какие музыкальные средства использовал Н.А. Римский-Корсаков для создания различных образов?

Дети: Темп, динамику, тембр, мелодию…

Учитель: В какую из этих стран вы бы посоветовали Садко плыть?

Дети: Мы бы посоветовали Садко плыть в Венецию.

Учитель: “А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми”. Садко корабли, собрал дружину и отправился в путешествие.

Учитель: Двенадцать лет он по морю плавает, а дани царю морскому не платил. И вот он велит бросать с корабля в море бочки с золотом, серебром. Но не это, оказывается, нужно царю морскому. Нужен ему сам Садко. Спустился Садко на дно морское, развеселил все морское дно своими песнями и отдал морской царь в жены ему царевну Волхову. И снова помогает Волхова Садко, теперь вернуться на землю.

СЛАЙД  11.

Учитель: В последней седьмой картине мы познакомимся еще с одной песней.
На берегу Ильмень – озера спит Садко. Сквозь сон он слышит мелодию.

Звучит «Колыбельная Волховы».

Учитель: Какую песню поёт наша героиня?

Дети: Мелодия очень медленная, похожая на колыбельную.

Учитель: Фантастические переливы оркестровых красок дают понять чудесное происхождение героини. Римский-Корсаков писал в своей летописи «Тают силы морской царевны, она поет все медленнее, словно начинает расплываться, глуше и глуше звучит ее голос, и исчезла Волхова. Алым утренним туманом по лугу рассеялась.

А я, царевна Волхова,
Подруга вещая твоя,
Туманом легким растекусь
И быстрой речкой обернусь
.

Голос исчезающей Волховы, тает в верхнем регистре. Затих на миг оркестр, а потом тихонько плавно зажурчали флейты и арфы, показывая, как утренний туман, в который обратилась Волхова, рекой разливается.

СЛАЙД  12.

Учитель: Развеялись волшебные чары подводного царства, весь новгородский люд приветствуют смелого Садко, который проложил путь Новгороду в страны заморские. Слышится торжественный трезвон колоколов, и вместе торжественно поют: «Морю синему слава, Волхове – реке слава!»

6. Подведение итогов урока

Учитель: Как вы думаете, Садко реальный герой или выдуманный.

Дети: Реальный. Это опера – былина, поэтому здесь описываются реальные события, но добавлена сказка.

Учитель: Озеро Ильмень существует на самом деле и река Волхов есть. Как в жизни наших предков сочеталось реальное и таинственное, так и у Римского – Корсакова противопоставляются два образа, два мира. Но побеждает всегда реальное, человеческое начало, а фантастические образы, принявшие на какое – то время человеческий облик и соприкоснувшиеся с людьми, возвращаются вновь в природу т.к. обречены на невозможность соединения с людьми.

Учитель: Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?

Дети: Становится разнообразнее, интереснее. Грустные и веселые песни покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду.

7. Домашнее задание: Нарисовать Нептуна.

                       Список использованной литературы 

  1. Г.П. Сергеева Е.Д.Критская Уроки музыки 5-6 классы Пособие для учителя Москва «Просвещение» 2007
  2. Г.П. Сергеева Е.Д.Критская Музыка учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений 4-е издание Москва «Просвещение» 2007

          Использованные материалы и Интернет-ресурсы 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урок музыки 1 класс "Русские народные музыкальные инструменты"

Данная презентация помогает учителю в проведении урока музыки в 1 классе по теме : " Русские народные музыкальные инструменты".Слайды помогают учащимся наглядно представить русские народные музыкальны...

Конспект (+презентация) урока математики 6 класс Координаты на плоскости

Введение прямоугольной декартовой системы координат. Содержит конспект урока и презентацию урока....

Презентация и конспект урока "Музыка 1 класс" УМК "Начальная школа XXI век" по теме: "Родина музыки. Маршевый порядок"

Презентация, конспект урока "Родина музыки. Маршевый порядок" и музыкальный материал к учебнику "Музыка В.О. Усачевой, Л.В. Школяр"....

Конспект и презентация урока музыки "Край в котором ты живешь" 1 класс.

Конспект урока 1 класса "Край в котором ты живешь"...

Конспект и презентация урока музыки " Поэт, художник , композитор" 1 класс

Конспект и презентация урока музыки " Поэт, художник , композитор" 1 класс...

Конспект и презентация урока музыки на тему " Мелодия- душа музыки" 6 класс.

Конспект и презентация урока музыки на тему " Мелодия- душа музыки" 6 класс....

Конспект и презентация урока музыки 1 класс "Хоровод муз"

Конспект и презентация урока музыки 1 класс "Хоровод муз"...