Конспект и презентация урока музыки на тему " Мелодия- душа музыки" 6 класс.
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Добрынина Анастасия Андреевна

Конспект и презентация урока музыки на тему " Мелодия- душа музыки" 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_chem_rasskazyvaet_muzykalnyy_ritm.doc61 КБ
Office presentation icon ritm_6klass.ppt956 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема  урока: "Мелодия- душа музыки."

Цель деятельности: помочь учащимся понять, каким целям служат звуки мелодии;

 

Тип урока: расширение и углубление новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные: воспитать понимание музыки через ритм;

  1. Метапредметные: Развивать способность к сопереживанию.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения классической музыки.
  1. Предметные: Научить определять мажорный и минорный лад.

Учить проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор.

                                                                         Ход урока

Этап урока. Методы и приемы.

Хрон.

(мин)

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг.момент

3

Здравствуйте, ребята!                                                 Учащиеся читают стихотворение

Стихия музыки – могучая стихия,

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Она и не видна, и невесома,

И мы ее в крови своей несем.

Мелодия всемирная истома,

Как соль в воде, растворена во всем…

                             Евгений Винокуров

Отвечают на вопрос каких композиторов знают.

Разъясняют общую черту танцев

Коммуникативные

Регулятивные

2.

Раскрытие темы

Слушание

Ф.Шуберт. «Серенада»

В.А.Моцарт. «Маленькая ночная серенада»

В.А.Моцарт. Реквием. «Lacrimosa»

П.И.Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик».

15

Ш.Гуно писал: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли»

Как это понимать?

Дело в том, что именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам наиболее прекрасным в окружающем мире, - это первая мелодия маминой колыбельной песни, пение птиц, звуки набегающей волны, внутренняя мелодия души (когда душа поет!). именно мелодия становится музыкой в жизни человека. Не случайно П.И.Чайковский говорил: «Мелодия – душа музыки».

Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии.

  1. Слушание и анализ музыкальных произведений.
  2. Ф.Шуберт. «Серенада»

Вопросы:

  • Для какого исполнителя (инструменталиста, вокалиста) создана эта проникновенная лирическая мелодия (Для голоса в сопровождении фортепиано)
  •  Какие чувства вы в ней угадываете? (Нежную грусть, томление, надежду на скорую встречу)
  •  Что же заключено в мелодии? Если бы не было слов, о чем бы вам рассказала мелодия? (В мелодии заключено главное: как много печали даже в самой счастливой любви, как может быть печален человек даже в своей радости)
  • В.А.Моцарт. «Маленькая ночная серенада»

 Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный теплый вечер…

«Серно» - так называли теплую вечернюю погоду. Вот в такой вечер и раздавались «серенады» - вечерние песни влюбленных кавалеров, которые они приносили под окна своим возлюбленным. Исполнялись серенады, на открытом воздухе небольшими оркестрами.

Серенада [(франц. serenade, от итал. serenata (sereno– ясная погода, ночная прохлада)] – первоначально  музыкальное произведение, которое исполняли  в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания и любви ( песня в честь возлюбленной).

Послушайте «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, и вы поймете, что это за музыка.

 

 

 

         Вопросы:

  • Чем наполнена мелодия? (Прелестная и грациозная мелодия полна света и обаяния праздничной ночи)
  •  Чем пленяет нас мелодия серенады? (Тонкостью и изяществом, чудесным пением, игрой на скрипке)
  • В.А.Моцарт. Реквием. «Lacrimosa»

Умирающий композитор Вольфганг Амадей последние месяцы своей жизни посвятил созданию одного из самых скорбных во всем мировом  искусстве сочинений – Реквием, «Lacrimosa» - «Слезный день» -это последняя мелодия, которую он смог написать. Однажды вечером его навестил незнакомец, одетый во все черное. Он заказал Реквием — заупокойную мессу. Заказчик оставлял гонорар и срок выполнения заказа на усмотрение композитора, предложил хороший задаток, но имени своего не сообщил. Моцарт согласился: измотанный постоянным безденежьем, крайне непрактичный в житейских вопросах, он не мог отказаться. Сразу началась работа. Но композитор не мог избавиться от мысли, что заупокойную мессу он пишет для самого себя. Сохранилось его письмо, в котором болезненное состояние отражено с трагической силой: «В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает и требует работы от меня. Я продолжаю писать, ибо сочинение музыки утомляет меня меньше, нежели бездействие. Больше мне нечего бояться. Чувствую — мое состояние подсказывает мне это, — мой час пробил. Я должен умереть. Я чувствую это с такой уверенностью, что мне не требуется доказательств. Я перестаю радоваться своему таланту. А как прекрасна была жизнь! Ее начало сулило великолепные перспективы. Но никому не дано изменить предначертанного судьбой. Надо послушно склониться перед волей Провидения. Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной. Вена, 7 сентября 1791 года».

Непонятная болезнь с каждым днем усиливалась. Несмотря на это, Моцарт работал крайне напряженно. Страдания становились все сильнее. Когда силы совершенно оставляли композитора, он диктовал своему ученику Францу Зюсмайеру, жившему в его доме. В первых числах декабря была написана Lacrimosa. Вечером 4 декабря собравшиеся у постели больного друзья спели ее. Моцарт исполнял партию альта, но разрыдался и не смог продолжать. На следующий день его не стало.

Реквием состоит из 12 частей, содержание их — мольба о даровании покоя, спасении души и картины Страшного Суда:

Для ее слушания, конечно, нужна особая атмосфера, особое состояние души. Но давайте проникнемся тогдашним душевным состоянием Моцарта и окунемся в эту непостижимую, казалось бы глубину и силу мелодии.

Вопросы:

 

  • На чем основана интонация мелодии «Lacrimosa»? (На интонации вздоха, плача, это образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувств)
  •  Каким своеобразием отличается мелодия ? (Возвышенная лирическая скорбь, овеянная дыханием вечности, умиротворенности, спокойствия высокого и благородного)

4)  П.И.Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик».

У Чайковского, как подлинно русского музыканта, нет неодухотворенных пейзажей, как и нет танцевальных мелодий, лишенных живого и яркого чувства. Одна из таких мелодий Па-де-де из 2-годействия  балета «Щелкунчик». Эта мелодия, возникающая после неторопливого вступления, начинается сразу с высшей точки. Такой тип начала получил название «вершина-источник»: он подобно водопаду, зарождается на высоте, и затем уж мелодия движется только вниз, «растворяясь» в пассажах аккомпанемента. Слушая мелодиюПа-де-де из балета «Щелкунчик», удивляешься, как много в музыке от живой человеческой речи! Наверное, в этом ее свойстве снова и снова обнаруживает себя происхождение мелодии от интонации человеческого голоса. Ей доступны мельчайшие оттенки – и вопрос, и восклицание,  и даже многоточие.

Вслушайтесь в интонационное развитие этого фрагмента – и вы убедитесь, что в нем  присутствует все многообразие эмоционального высказывания. Но есть в ней и то, о чем великий романтик Г.Гейне сказал: «Где кончаются слова, там начинается музыка»

С помощью игры с хлопками развивают чувство ритма.

Знакомятся с произведением Равеля

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

4.

Пение.

«Прекрасное Далеко»

10

III. Разучивание песни «Прекрасное далеко» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина»

Песня, которую мы с вами выучим, совершенна в мелодическом отношении, она тоже о красоте – красоте нашей веры в добро, светлое будущее. Написали ее композитор Е. Крылатов и поэт  Ю. Энтин. Называется она

Последов. Раб.

Цели. Задачи

Вокально-хоровые тр.

1.разучивание произведения по фразам

1.Удержание мелодии на одном звуке

2. пропевание мелодии legato

3.скачок на сексту

4. Соблюдение в припеве данного ритма

1. Пение мелодии на одном звуке

2. петь не stakatto

3. соблюдение скачков выше чем на квинту

4. Ритм с шестнадцатыми вместе с восьмыми

Знакомятся с произведением Дубравина.

Приобретают навыки хорового пения

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

6.

Итоги урока.

2

 

Итог:

  •  В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?

 Вспомните мелодии, в которых выражались бы различные интонации: грустная, ласковая, веселая

  Как вы понимаете слова П.Чайковского: «Мелодия – душа музыки»?

  Попробуйте объяснить, чем похожи и чем отличаются мелодии, с которыми вы познакомились на уроке

 Спасибо за урок!

Анализируют пройденный урок

Личностные

Коммуникативные


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РИТМ 6 класс

Слайд 2

В ритме есть что-то волшебное; он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам. И.В.Гёте

Слайд 3

РИТМ ОБНАРУЖИВАЕТ СЕБЯ ПОВСЮДУ

Слайд 4

РИТМ И ВРЕМЕНА ГОДА ЗИМА

Слайд 5

ВЕСНА

Слайд 6

ЛЕТО

Слайд 7

ОСЕНЬ

Слайд 8

РИТМИЧНЫ АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Слайд 9

РИТМИЧНО ВСЕ, ЧТО ОКРУЖАЕТ НАС

Слайд 10

Попробуем найти ритм в…

Слайд 11

Ритмичен ли листочек?

Слайд 12

Порядок и симметрия – коренные свойства ритма

Слайд 13

Симметрия и порядок во всем

Слайд 14

Человек тоже симметричен

Слайд 15

Симметричны все предметы обихода

Слайд 16

Где еще проявляю-тся законы ритма? Запишите в своих тетрадях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока музыки "Край в котором ты живешь" 1 класс.

Конспект урока 1 класса "Край в котором ты живешь"...

Конспект и презентация урока музыки " Поэт, художник , композитор" 1 класс

Конспект и презентация урока музыки " Поэт, художник , композитор" 1 класс...

Конспект и презентация урока музыки " Гори гори ясно, что бы не погасло" 2 класс

Конспект и презентация урока музыки " плясовфе наигрыши" 2 класс...

Конспект и презентация урока музыки " Опера" 2 класс

Конспект и презентация урока музыки " Опера" 2 класс...

Конспект и презентация урока музыки " Настрою гусли на старинный лад"" 3 класс

Конспект и презентация урока музыки " Настрою гусли на старинный лад"" 3 класс...

Разработка урока музыки на тему "Мелодия - душа музыки" (2 класс)

В работе представлена методическая разработка урока музыки во 2 классе (Критская) по теме: "Мелодия - душа музыки"...