МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТОЙ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ».
методическая разработка по музыке на тему

Спицына Елена Владимировна

Методические рекомендации по изучению нотной грамоты с детьми младшего школьного возраста в игровой форме на уроках музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:

«ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТОЙ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ».

Учитель музыки ГБОУ СОШ №535

Калининского р-н г. Санкт-Петербурга

Спицына Елена Владимировна

Санкт-Петербург

2012


Игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом.

А.С. Макаренко

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллектуальное развитие человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать её слушать и уметь слышать.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой звуковой чувствительностью.

Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

В процессе усвоения способов пения, музыкально-ритмического движения, игры на инструментах, навыков восприятия у детей складываются первоначальные представления о некоторых музыкальных явлениях: о содержании и характере произведений, о некоторых доступных средствах музыкальной выразительности, о построении песен (запев, припев) и т. д.

Но отмеченный в науке факт ранних музыкальных проявлений детей выдвигает вопрос о новом виде музыкальной деятельности, до этого времени не имевшего места в методике воспитания детей младшего школьного возраста, - это вопрос об обучении нотной грамоте в каких-то первоначальных её формах. Предполагается, что это активизирует музыкально-слуховое развитие на более ранних возрастных этапах.

Обучение нотной грамоте чаще всего связывается с той или иной практической музыкальной деятельностью: пением, ритмикой, игрой на музыкальном инструменте, музыкальными играми. Эти деятельности в разной степени помогают освоению нотных знаков, как обобщенных символов они придают им конкретную и наглядную форму. И, наоборот, сами знаки помогают осмысливать музыкальную деятельность, они как бы обобщают музыкальный опыт.

Но единства мнений о том, в какой деятельности лучше усваивать музыкальную грамоту, еще не достигнуто. Этот вопрос решают по-разному в многочисленных методических системах.

Широко распространено подведение детей к нотной грамоте в связи с обучением пению. Массовое применение этого способа объясняется тем особым значением пения, как наиболее доступного всем детям вида искусства.

Обучение нотной грамоте только средствами движения трудно признать правильным. Развитие мелодического слуха с одновременным осознанием звуковысотных отношений и их нотных обозначений вряд ли может опираться только на физические движения. Последние дают слишком приблизительную, условную картину графических изображений, выражая их в рисунке движений рук, ног, корпуса. Однако, это не снижает их важного значения в сочетании с другими видами музыкальной деятельности.

Усвоение нотной грамоты в процессе обучения игре на музыкальных инструментах стоит на более реальной почве. Музицируя, ребенок неизбежно сталкивается с устройством инструмента, расположением клавиш, струн; манипулируя ими, он отличает различия их звучания и естественно входит в новый для него мир музыкальной азбуки.

Внедрение музыкальных игр в практику позволяет, с одной стороны, наиболее полно реализовать игровой потенциал заложенный в ребенка. С другой стороны, учебно-игровые ситуации способствуют тому, что с наименьшими временными затратами удается усвоить значительный объем конкретных знаний. На первый план выдвигается учебная деятельность, организуемая через игру, и посредством этой игры реализуемая. В музыкальных занятиях для детей нередко утомительно постижение нового теоретического материала – сведений из области музыкального языка. Чаще всего они кажутся очень далекой от искусства абстракцией. Вероятны даже образование полосы отчуждения между ребенком и новым знанием, некоего тормоза в усвоении нового. Помня об этом, опытный педагог стремиться преподнести новое, опираясь на зрительные и слуховые ассоциации, прибегая к игре. Эти соображения могут помочь при изучении нотной грамоты.

Первоначальное знакомство с нотами можно начать с игры "Прятки", предложив детям отыскать, какие нотки прячутся в таких окружающих их предметах, как: ДОска, РЕбенок, МИша, ФАртук, расСОЛЬник, поЛЯ, СИрень и т. д. Затем провести игру "Кто где живет", которая подготавливает усвоение расположения нот на нотоносце. Ребята называют свои домашние адреса, акцентируя внимание на номере квартиры и этаже. Другие участники игры "ходят к ним в гости". Для этого необходимо запомнить, по каким адресам живут хозяева квартир. Такая игра необходима для выработки внимания и скорости запоминания, умения находить нужный адрес по наводящим вопросам типа: "На высоком или низком этаже живут твои друзья?", "Между какими номерами квартир расположена нужная тебе?", "Четный или нечетный номер квартиры ты ищешь?" и т.д. После того, как некоторые навыки логических операций делаются для детей привычными, можно приступать к знакомству с "нотными адресами". Дети сами догадываются, где еще могут жить нотки, так как с самого начала педагог предупреждает, что, в отличие от наших пятиэтажных домов, в нотном домике можно жить не только на этажах, но везде, где есть свободное местечко, а если таких не остается – можно даже пристраивать этажи сверху или снизу. В последствии, когда ребята будут друг другу задавать вопросы о местоположении нот по примеру "нотного домика", это сложное задание на проверку знаний станет естественным продолжением игры. Можно ошибаться, путать "адреса", главное чтобы встреча с нужной ноткой все-таки состоялась. Это, с одной стороны, придает уже некоторую азартность состоянию: "Кто быстрее дойдет по нужному "адресу", с другой, - приносит психологическую разрядку, снимает чувство страха у ребенка, неуверенного в своих познаниях.

Далее материал закрепляется в занимательной игре – составление ребусов. После разъяснения условий, которые необходимо знать и тем, кто их разгадывает, и тем, кто составляет, из простейшего примера ребята сами придумывают ребусы и предлагают их разгадывать друг другу.

Любая игра предусматривает наличие трех компонентов: действие, знание и общение. Необходимо заметить, что при построении всевозможных учебно-игровых ситуаций их роль и значение часто меняются. В зависимости от целей и задач, стоящих перед педагогом, в одном случае, знания вторичны по отношению к действию и общению, в другом – общение к знанию и действию, в третьем – действие по отношению к конкретным знаниям и общению, вызванному ими.

Игра "Поезд", используемая для усвоения длительностей (целой, половинной, четверти и восьмой), - способ практического овладения понятиями через действие и общение вне конкретных знаний. Ребенок получает ритмическую "партитуру", где каждая длительность воспринимается им не своем значении, а как графический символ, соответствующий продолжительности хлопка. При этом главная задача ребенка – аудиальное воспроизведение движения поезда посредством ладошек. Конечный результат – овладение ритмом, выраженным через знак (целая, половинная, четверть и т.д.) – для него не только не обозначен, но и не выявлен на уровне сознательного. Важна его фиксация в подсознании. Игра необычайно усложнилась бы и не имела бы той эмоциональной реакции, которую проявляет ребенок, поглощенный игровым процессом, столь увлекательным по внешнему выражению и трудновыполнимым по сути (если бы она была обозначена). Интересно в игре не столько осознание ритмических единиц от целой до восьмой, столько слуховая раскрепощенность ребенка, его раскованность, умение переключаться со своей "партитуры" на другие, ловко и быстро изменять заданную ритмическую сетку.

Только после того как игра успешно разучена, и одновременное воспроизведение ритмической партитуры несколькими детьми не вызывает затруднений, можно обозначить включенные ранее в работу ритмические знаки как конкретное выражение нотной длительности.

Случай, когда среди трех игровых компонентов на первом месте оказывается знание и только затем – действие и общение, иллюстрирует игра "Музыкальные ушки". Она основана на знании динамических оттенков. В центре игровой ситуации – "подсказка", воспользоваться которой могут дети с "музыкальными ушками". Суть игры в следующем. Выбираются два ребенка, один из которых прячет какой-либо предмет, другой его ищет. Но ищет не самостоятельно, а по подсказке ребят, которые знают и видели, где спрятан предмет. Но подсказывают они не словом и жестом, а пением.

Слушать нас внимательно

Нужно обязательно,

И тогда найдешь ты то,

Что искать тебе дано.

Если громко мы запели –

Значит, близко ты у цели.

Если тихо мы поем –

В месте спрятано другом.

Помимо создания благоприятной психологической атмосферы учебного процесса, игра способствует развитию мышления, речи, памяти, воображения, обогащает интересы ребенка и его чувства. При чем даже такие чувства высшего порядка, как чувство дружбы, товарищества, взаимовыручки и поддержки. Длительные творческие игры приобретают особое значение в плане одновременного решения задач умственного, художественного и нравственного воспитания. Необходимо лишь выявить и активно использовать в учебном процессе все образовательные и воспитательные возможности, заложенные в игре.

Включение в урок игрового начала привносит собой живую эмоцию, обеспечивая тем самым эффективность обучения, а эмоционально окрашенный материал запоминается – при прочих равных условиях – лучше, чем эмоционально безразличный.

Уроки музыки, построенные на творчестве, игре и синтезе искусств, призваны, не только облегчить усвоение нового знания, но углубить процесс художественного восприятия, обеспечить успешное осуществление художественного воспитания в целом. Они формируют важные мировоззренческие качества личности – интересы, убеждения, идеалы, являясь в то же время мощным стимулом саморазвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: использование современных технических и информационных средств обучения на уроках географии.

Аннотация.Методическая разработка посвящается вопросам применения современных информационных  технологий  на уроках географии в учебных заведениях среднего профессионального образовани...

ВАЛЕОЛОГИЯ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

В статье предлагаются методические разработки по использованию валеологических и здоровьесберегающих приемов на уроках музыки в младшей школе....

Методическая разработка на тему: "Применения в условиях ФГОС технологии проблемного обучения на уроках геометрии".

Данный материал содержит основные положения технологии проблемного обучения, цели, задачи и функции проблемного обучения, а также преимущества такого обучения перед традиционными формами урока. В каче...

Методическая разработка на тему: Активизация формирования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и во внеурочное время

Музыка оказывает огромное воздействие на умственно отсталых детей, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного...

Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель:  формирование функциональной грамотности у обучающихся  на уроках русского языка и литературы.Задачи:1.      Поделиться опытом работы  применения  ме...

Методическая разработка по теме: "Знакомство".

Цель урока: научить учащихся понимать на слух в мини-диалогах элементарные формы приветствия и прощания и воспроизводить их;научить учащихся знакомиться на немецком языке, называть свое имя, место жит...

Методическая разработка по теме «Активизация познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью на уроках биологии»

Тема: ««Активизация познавательной деятельностиучащихся на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе»  Цели самообразования:- Систематизация  накопленно...