Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс)
Цель: формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
1. Поделиться опытом работы применения методов и приёмов на уроках русского языка и литературы, которые способствуют формированию развитию функциональной грамотности у обучающихся;
2. Показать практическую значимость использования данных приёмов работы и целесообразность их использования на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_na_temu_2.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Аннотация
В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, образованный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям, поэтому актуальность моей работы состоит в том, что в настоящее время всё интенсивнее стало развиваться понятие «функциональная грамотность». Кроме элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты, умения строить рассуждения и осуществлять простейшие математические действия необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для успешной адаптации в социуме, для профессионального карьерного роста.
Цель: формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
1. Поделиться опытом работы применения методов и приёмов на уроках русского языка и литературы, которые способствуют формированию развитию функциональной грамотности у обучающихся;
2. Показать практическую значимость использования данных приёмов работы и целесообразность их использования на уроках.
Оборудование: приложения, раздаточный материал.
Введение
Что же такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут обучащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого обучающегоя в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста. То есть учащийся должен:
1. Быть готовым взаимодействовать с окружающим миром, иметь уверенную адаптацию.
2. Уметь самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
3. Уметь строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
4. Владеть навыками рефлексии, уметь посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
I. Основная часть.
Приемы для формирования функциональной грамотности.
Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.
Работая над формированием функциональной грамотности учащихся, в своей работе я опираюсь как на традиционные методы обучения, так и новые технологии. Использование инновационных педагогических технологий играет большую роль, так как это позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок приносит не только радость ,но и пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
Поэтому я согласна со словами В.А. Сухомлинского, который сказал «Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю».
На уроках русского языка и литературы я использую различные методы и приёмы , которые способствуют развивают творческой активности, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
На каких же этапах урока я использую методы и приёмы , которые способствуют развитию функциональной грамотности у обучающихся?
Этап мотивации.
Приём «Отсроченная отгадка»
Универсальный приём , направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
Формирует:
-умение анализировать и сопоставлять факты;
-умение определять противоречие;
-умение находить решение имеющимися ресурсами.
1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. Пример. В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о писателе, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены несколько его произведений , напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта.
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать приемы: «Верные – неверные утверждения», «прогнозирование». Используя приём «верные-неверные утверждения», предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму , чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Этап целеполагания.
Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
Мы часто составляем таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал» К последней графе нашей таблицы мы возвращаемся уже в конце урока. Это и приём этапа рефлексии учебной деятельности.
Пример. Назовите тему урока. Ребята сами учатся формулировать тему урока. Определяют цель, задачи урока .
Этап актуализации.
Элементы исследовательского метода, например, по теме «Лексика » предлагается работа со словарем Даля, почему слово «виски» пишется с «и», а не с «е», объясните значение слов «до свидания», и др.). Такой вид работы формирует у учащихся навык думать, рассуждать при написании слова, а также обращаться за помощью к книгам, к словарю, а не к ресурсам сети Интернет.
Приём «Бортовой журнал» . Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Известная информация и предположения в первой графе, а во второй – новая информация.
Приём «Диктант на засыпку». Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу орфографии. Пример. Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и пил дешёвый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и, несмотря на изжогу и больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чёрт, молодцевато встряхнув чёлкой, пустился танцевать чечётку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако чёрт был не очень искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжёг свой пятачок, покрытый мягкой шёрсткой. Ожог был очень тяжёл. Огорченный чёрт куцей овцой бросился к бочонку с мочёными яблоками и сунул в него обожжённый пятачок. «Правду говорят, что небережёного Бог не бережёт», — чертыхнулся чёрт чертовской пословицей.
Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего использую прием: «Чтение с остановками» (М.М. Пришвин «Кладовая солнца» 6 класс).
Прием «Ассоциаций» (Технология развития критического мышления). Развивает образное мышление, память, логику, речь. Учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке.
Пример: урок в 6 классе. А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник».
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «узник»?
Составим кластер на доске и в тетради.
- Какое настроение передают ваши ассоциации?
Приём «Синквейн» (Технология развития критического мышления)
Синквейн – самая лёгкая форма стихотворения по алгоритму. Данный приём помогает выразить свои мысли кратко и точно. Мне нравится использовать синквейн и на стадии мотивации и на стадии рефлексии. Иногда его применяю на обоих этапах сразу.
В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Например, при изучении рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» в 5 классе .Таким образом, нам становится известна ключевая идея – упорство и мужество всегда побеждают.
Этап рефлексии. Приём «Незаконченные предложения»
1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..
2. Я думаю, что уроки русского языка проходят……
3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….
4. Мне не очень нравится……
5. Если бы я был учителем русского языка, я бы …..
Рефлексия осуществляется на разных этапах урока. На завершающем этапе можно спросить: Какие трудности встретились, Что нового узнали на уроке? Как эти знания можно использовать в жизни? (приём «Фантазёр»).
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика, формирования функциональной грамотности имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Типы домашнего задания:
• творческая работа
• лингвистическое исследование текста
• подготовка иллюстраций к литературным произведениям
• рисование обложек к литературным произведениям
• художественное чтение
• инсценировка художественного произведения
• создание самостоятельных литературных произведений различных жанров
• продолжение неоконченных произведений
• наблюдение за природой
• составление вопросника к зачету по теме
• составление конспекта, опорных таблиц
• письмо по памяти. Такие домашние задания помогают избегать однообразия в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, иллюстратора, педагога.
Заключение.
Инновационные технологии делают урок интересным, ярким; помогают учителю увлечь ребят своим предметом, создают на уроке ситуацию успеха для ученика. Хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. А я учусь вместе с детьми, учусь у детей, и, возможно порой это живое взаимодействие интереснее и дороже стройных университетских лекций.
Используемая литература
1. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. СПб.: Азбука, 2018.- С. 89.
2. Мишатина Н.Л. Речевое и литературное развитие школьников в процессе освоения концептов русской культуры// Литература в школе. – 2007. - №5.- С. 27-30
3. Рыбченкова Л. М. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина. — 2-е изд. перераб. — М.: Просвещение, 2015. — С. 35.
4.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М., 1998.
5. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. – СПб., 2000. – (Сер. «Мастера психологии»).
6. Якиманская И.С. Разработка технологий личностно ориентированного обучения// Вопросы психологии. – 1995. - №2. – С. 24-25.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек? Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцат...
Мастер-класс "Реализация системно-деятельностного подхода с целью формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы".
Материал, представленный в данной презентации, был продемонстрирован на городском семинаре, участником которого я стала. Семинар был одним из этапов конкурса "Учитель года 2022"...
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Определение функциональной грамотности, виды. Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности. Требования ФГОС к читательской грамотности. Группы читательских действий, примеры у...
Деятельностный подход при формировании функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Выступление на педсовете "Деятельностный подход при формировании функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" (презентация и текст к ней) помогут учителям разнообразить ...
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы. Методы и приемы( из опыта работы).
Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно...
- Мне нравится (1)