Инструментарий формирования ФГ в современной школе (ориентация учащихся на практическую деятельность, использование контекстных и ситуационных задач); технологии, способствующие формированию ФГ (технологии проектной и исследовательской деятельности, ТРКМ,
методическая разработка
Введение функциональной грамотности в практику учебного процесса в образовательном учреждении. Направления функциональной грамотности, задачи реализации и технологии формировния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instrumentariy_formirovaniya_fg_v_sovremennoy_shkole.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструментарий формирования ФГ в современной школе (ориентация учащихся на практическую деятельность, использование контекстных и ситуационных задач); технологии, способствующие формированию ФГ (технологии проектной и исследовательской деятельности, ТРКМ, информационные и коммуникационные технологии (Интернет, мультимедиа, библиотека); геймификация (особенно деловые и имитационные игры).
Колесова Д.М., методист
Тема моего выступления начинается со слов «Инструментарий формирования ФГ в современной школе…», значит, прежде всего, надо определить, что такое инструментарий, а конкретно – педагогический инструментарий. Итак, педагогический инструментарий - это совокупность инструментов (средств, форм, методов, приёмов и т.д.), используемых в педагогической деятельности учителя для достижения поставленной задачи, а в нашем случае для формирования ФГ. То есть, это ориентация учащихся на практическую деятельность, использование контекстных и ситуационных задач, это технологии проектной и исследовательской деятельности, ТРКМ, информационные и коммуникационные технологии, геймификация.
Компоненты инструментария в моём выступлении будут освещены с разной степенью подробности, т.к. ряд из них знаком, а другие – не столь пока широко утвердились в профессиональном поле современного учителя. Прежде всего, остановлюсь на понятиях «контекстное обучение», «контекст», контекстная задача».
В рамках образовательной деятельности в условиях обновленных ФГОС ООО учитель создает на уроке/занятии реальную или моделирует воображаемую жизненную ситуацию и предлагает ученику действовать в ней, опираясь на имеющиеся у него знания и опыт. Данная стратегия находит отражение в технологии контекстного обучения, разработанной в научно-педагогической школе А. А. Вербицкого. Контекстным является такое обучение, в котором с использованием всех имеющихся средств и форм обучения моделируется предметное и социальное содержание деятельности.
Контекст — это система внутренних и внешних факторов деятельности человека в конкретной ситуации. Внутренний контекст составляет совокупность индивидуальных особенностей, отношений, знаний и опыта обучаемого, а внешний — социокультурных, предметных, пространственно-временных и иных характеристик ситуации действия и поступка.
Одним из средств контекстного обучения являются контекстные задачи. Контекстная задача — это задача, в условии которой известным или данным является описание конкретной жизненной ситуации, связанной с имеющимися у решающего ее знаниями и опытом. Это нестандартные задачи, они предлагаются в виде познавательной проблемы. Требованием или искомым задачи является актуализация этого опыта с целью анализа, осмысления и объяснения данной ситуации или для выбора способа действия в ней. А результатом ее решения становится встреча с учебной проблемой, т. е. осознание неполноты, недостаточности своих знаний и одновременно с этим понимание их ценности для эффективной дальнейшей деятельности. К контекстным относят задачи, которые встречаются в той или иной реальной ситуации. Их контекст обеспечивает условия для применения и развития знаний при решении проблем, способных возникать в реальной жизни. Указанная особенность выделяет контекстные задачи из числа более широкого типа задач с практическим содержанием.
Ситуационная значимость, как неотъемлемая черта задач на функциональную грамотность, подразумевает важность используемого в каждой задаче контекста для реальной жизни учащегося. Контекст может относиться к повседневным бытовым заботам человека, к обучению, а также к сфере взаимодействия человека и общества. Проблемный характер задачи предполагает, что на основе ее решения могут быть предприняты те или иные действия в данном контексте.
В международном исследовании PISA задачи строятся на основе трех категорий жизненных ситуаций. Во-первых, это задачи, которые имеют прямое отношение к повседневному опыту учащегося, например приобретение билета на электричку, покупка продуктов в магазине или чтение инструкции по приему лекарства. Во-вторых, для построения задач используются ситуации, связанные с процессом обучения, или будущие профессиональные ситуации. Эти ситуации могут быть сведены к повседневным бытовым заботам, содержание некоторых задач может быть связано с такими школьными предметами, как биология, химия, география. Наконец, реальная жизненная ситуация может потребовать от человека работы с публичной информацией из газет, журналов, телепередач и Интернета.
В комплексное задание по формированию и оцениванию функциональной грамотности включают только те задачи, контекст которых полностью соотносится с содержанием ситуации, заявляемой в задании.
Ярко выраженный практико-ориентированный характер заданий на формирование и оценивание функциональной грамотности резонирует с ситуационными задачами, технология работы с которыми осмысляется исследователями как ресурс повышения качества образования за счет реализации психологического закона усвоения знаний, согласно которому знания формируются в сознании учащегося в процессе применения их на практике. Решение многих ситуационных задач связано с анализом конкретных ситуаций, отражающих происходящие в обществе изменения. Такие ситуации могут быть новыми не только для учащихся, но и для учителя. «В подобных случаях учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, которые вместе учатся решать проблемы. Характер их взаимоотношений меняется, учитель выступает не как источник верного ответа, а как помогающий взрослый»
Для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности обучающихся педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии (информация представлена на слайде «Виды деятельности и технологии»).
Виды деятельности и технологии:
- проблемно-диалогическая технология – это освоение новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
- технология формирования правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
- технология проектной деятельности - обеспечивает условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных моделей и плакатов, организация и проведение конкурсов, викторин, мини-исследований и др., предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов);
- уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик - это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя - помочь учащемуся принять и выполнить принятое им решение;
- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
- технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Сегодня мы знаем, что ученик может научиться действовать только в процессе самого действия, а работа учителя включает в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Чтобы обеспечить максимально эффективный результат, педагогам нужно помнить, что современный школьник - человек, который большую часть своего времени проводит в мире цифровой техники и различных гаджетов. Вовлечь в процесс обучения такого человека возможно лишь в случае создания привычной для него среды. Поэтому создание современной цифровой образовательной среды стало весьма актуальным на сегодняшний день. В качестве инструмента на уроках/занятиях все большую популярность приобретают цифровые устройства. Появилось актуальное направление учебного процесса - геймификация. Термин «геймификация» был введен в 2002 году программистом Ником Пеллингом. Игровые технологии с давних пор применяются в педагогике. «Врожденный игровой драйв» позволяет привлечь к учебному процессу обучающихся любого уровня подготовки, независимо от их возраста. При этом необходимо учитывать, что, несмотря на то, что геймификация предполагает применение в учебном процессе только элементов игры, это не значит, что занятие превращается в развлечение. Образовательная функция при этом играет основную роль. Но главное преимущество состоит в том, что обучающиеся учатся быстрее и лучше, а главное, без страха, активизируются их когнитивные и творческие способности. Это одинаково справедливо для участия в играх, проводимых как в традиционной форме, так и с применением цифровых устройств. Являясь игровой практикой, геймификация коренным образом отличается от известных ранее образовательных игровых форм. Суть этого отличия в том, что реальность остается реальностью. А игра и игровые технологии в педагогической практике – это создание определенных условий для достижения задач, моделирование специальной игровой реальности со своими внутренними законами (ролевые игры, деловые игры, организационно-деятельностные игры и пр.). Здесь обучающийся на время становится «не собой», принимает роль, действует, исходя из выбранной или данной ему роли, а не из собственных побуждений. Геймификация заимствует у игры то, что делает игру привлекательной: понятная, достижимая и желанная цель, правила достижения этой цели и пошаговая структура прохождения пути к поставленной цели. В процессе геймификации обучающийся остается собой, не принимая на себя никаких ролей, и двигается, исходя только из своей мотивации и внутренней цели. Игровой подход — это обучение в рамках конкретной игры, а геймификация — применение игровых методик в повседневных процессах ради повышения мотивации. Выделяется два вида геймификации: структурная и содержательная. Под структурной геймификацией понимается использование различных игровых элементов в учебном процессе. Содержательная геймификация подразумевает отход от традиционных методов обучения, когда весь процесс обучения построен на выбранном игровом сюжете и следует определенным правилам. Использование геймификации предполагает максимальную визуализацию учебного материала посредством новейших 3D-технологий, технологий дополненной реальности и технологий, обеспечивающих эффект присутствия. Следует отметить, что неимитационный характер активности, свойственный геймификации, позволяет развивать не только коммуникативные умения, но и развивать критическое мышление, умение совместной работы, готовность к сотрудничеству, толерантности.
В заключении хочется сказать, что предлагаемый инструментарий формирования ФГ в современной школе способствуют развитию общешкольной-образовательной среды. Нужно помнить, что не обязательно применять весь инструментарий на одном уроке, главное, чтобы работа велась в системе.
И для позитива, возьмите дюжину самых лучших эмоций, отберите те, которые лишены разочарований, злопамятности и злости. Разделите их на 5 (или 6) уроков, которые Вам приходится проводить каждый день. Добавьте в каждый свой урок:
12 порций мудрости
11 порций терпения
10 порций храбрости
9 порций работоспособности
8 порций оптимизма
7 порций преданности своему делу
6 порций творчества
5 порций доброты
4 порции заботы о здоровье
3 порции юмора
2 порции такта
1 порцию веры в каждого ученика.
В пропорциях ингредиентов возможны варианты на усмотрение готовящего. Добавьте ложечку хорошего настроения, по вкусу развлечения, обязательно игры. А теперь налейте любовь к детям и взбейте все это энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей ученикам урок сервируются спокойствием и профессионализмом учителя. И хороших Вам уроков, в ходе которых будет формироваться ФГ (и не только)!
Литература
1. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ. СПб.: КАРО, 2008. 96 с.
2. Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Киселев Ю.П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2019. 160 с.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991.
4. Рябус И.М. От игры до геймификации в условиях цифровизации образования: методические рекомендации. Азовский район, 2021.36 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"
В течении 4 лет, с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской деятельности. Вела наблюдение...
Использование технологии проектного и исследовательского обучения на уроках и во внеурочной деятельности (ФГОС основная школа)
Ведущее место среди методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о...
Формирование ключевых компетенций через проектную и исследовательскую деятельность учащихся
Понятие «ключевые компетентности» является центральным для научно-ме-тодологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную соста...
К вопросу о формировании ключевых компетенций в образовательном учреждении через проектную и исследовательскую деятельность учащихся
Статья в методический журнал...
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Процесс становления новой системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми про...
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы естественно-математического образования. Опыт. Проблемы. Перспективы» по теме: "Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации требований ФГОС
«Нужно, чтобы хорошее, качественное образование было доступно каждому ребенку». ...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...