Функция мускульной пространственно-временной ориентации
материал по музыке по теме

Христенко Ольга Степановна

Артикуляционные функции меха и пальца на баяне.

Функции меха:

  1. Движение меха
  2. разнонаправленный способ ведения меха
  3. смена движения меха
  4. Актив и пассив

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funktsiya_muskulnoy_prostranstvenno-vremennoy_orientatsii.doc80.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая работа

ФУНКЦИЯ МУСКУЛЬНОЙ

ПРОСТРАНСТВЕННО -

ВРЕМЕННОЙ

ОРИЕНТАЦИИ


Артикуляционные функции меха и пальца на баяне.

Мех у баяна - одно из главных средств в звукообразовании, без которого невозможно управление тона. Толкование техники звукоизвлечения на баяне, вызванное сложным переплетением в одном инструменте качеств струнных смычковых и органа, отвлекало от главного изучения самого инструмента, его возможностей, создавало иллюзорное представление о баянной артикуляции, идентичной названным инструментом.

Важная область исполнительства на баяне включает в себя множество понятий: координацию работы меха и пальца, смену меха, формирование и снятие звука, а также основы динамической пластики как важный компонент в работе исполнительского аппарата. Так или иначе большая часть интонирования на баяне связана с одновременностью действий меха и пальца. Динамическая подвижность баянного меха, возможность прекращать звучание ноты при нажатой клавише путем остановки меха много нового в исполнении цезур.

Благодаря этому с тало возможно расчленение музыкального потока не только поднятием пальца в момент цезуры, но как раз наоборот - при непрерывной связной игре пальцев расчленять музыку только мехом путем приостановок, остановок, задержаний, меховых «предъемов» и т.д. Какую бы сторону произнесения звуков на баяне мы не взяли , ни одна из них не может прямо или косвенно обойтись как без меха, так и без пальца. Поэтому рассмотрение артикуляционных функций меха и пальца надо считать одним из главных вопросов.

Функция меха. I Движение (ведение) меха.

Способов ведения меха два - это однонаправленное и разнонаправленное (сменное). Каждый из этих способов ведения меха в процессе становления интонации музыкальной речи направлен на выявление определенных функцией, связанных с расчленением звуков, со сменой меха, с подчеркиванием длительностей, выполнением определенных приемов как «красок», динамической пластикой, с разумным распределением исполнительских сил и т.д.

Эти два способа объединяет наличие в каждом из них двух составных -движения меха на сжим и на разжим. Разница между сменными и однонаправленным способами ведения меха в размере охвата исполняемого.

Сменный способ: на сжим или разжим охватывает по одному звуку или созвучию.

Однонаправленный способ: на сжим или разжим множество звуков или созвучий, объединенных во времени внутренним содержанием.

Выбор способа ведения меха может быть продиктован задачами, которые не каждый может определить как художественные, а именно целесообразностью и экономией исполнительских  сил.  Так,  при большой

растянутости меха нередко применяют сменный способ ведения. Часто направление движения меха сжим или разжим — помогает решить технические трудности на клавиатурах.

Однако   необходимо   рассмотреть   оба  способа  движения  меха  на  баяне, определить основные функции этих способов, классифицировать их.

II Разнонаправленный (сменный) способ ведения меха

По классификации этот способ не является основным и призван выполнять разделительную функцию. В результате разделения мехом длительности разбиваются на более мелкие составные части. В зависимости от характера и темпа произведения, ритма этот способ деления может придавать различные качества отдельным звукам. Для разнонаправленного способа особое значение имеет четкая синхронизация действий меха и кольца в момент смены направления движения меха.

III Смена движения меха

До сих пор нет одинокого мнения о моменте смены меха. В практике, как правило, момент смены меха определяется в следующих выражениях: смена до (какого-либо) звука смена после (какого-либо) звука смена между (какого-либо) звука смена на (какого-либо) звука Все эти выражения лишь приблизительно определяют момент смены меха.

Смена меха осуществляется одновременно с нажатием клавиши, с началом звучания тона. Момент смены меха логически связан с предыдущим и последующим звуками:

  1. Предыдущий звук дослушивается до конца
  2. Поворот меха осуществляется с нажатием клавиши последующего звука, с
    началом его звучания.
  3. Напряженность и плавность ведения меха последующего звука должна быть
    равной напряженности и плавности ведения меха предыдущего звука.

В основе смены меха лежит синхронность действия меха и пальца, синхронное произнесение всех элементов фактуры по вертикали. Отсутствие одновременного связаны, как правило, с неполадками в исполнительском аппарате, скованностью того или иного участка тела. Плавной можно считать такую смену меха, когда момент перемены движения будет незаметным для слуха.

Однонаправленный способ различает в себе две формы напряженности ведения меха - однородную и неоднородную.

Эти две противоположности иногда, исключают, а чаще дополняют друг друга, следуя поочередно в определенной смысловой последовательности.

Изображение любой формы напряженности ведения меха в однонаправленном способе подсказывает сама музыка, задачи ее интерпретации, акустика зала, художественный вкус исполнителя...

Характер произведения обуславливает единство формы ведения меха, средств разделения и связывания интонируемых структур, динамики. Так при исполнении на баяне в большей степени присущи штриховые средства артикуляции, относительная однородность в форме ведения меха и динамики. Но однородной формой ведения меха при однонаправленном способе невозможно ограничиться даже в очень строгой музыке. Всегда находятся мотивы, попевки, фразы, которые хочется при исполнении выделить особо, тем более в романтической и современной музыке. Гибкость мелодических линий и структурных очертаний, динамическая филигранность - все это вместе взятое — характернейшая черта романтической и современной музыки.

Неоднородная форма напряженности однонаправленном способе ведения меха выражает переменчивость давления на «голоса» баяна и внешне передается через акценты, филировку, то есть при помощи активных мускульных действий, связанных с толчками, остановками и приостановками меха, а так же существенным образом изменить не только характер связи мотивов или внутриструктурных связей более крупных построений формы, но изменить и само содержание формы, внести элементы динамической импровизационности.

IV Актив и пассив.

В однонаправленном способе ведения меха однородная и неоднородная формы его напряженности функционально взаимосвязаны и взаимообусловлены: мех движется то толчкообразную, то плавно, и напряженность его постоянна. В одном случае мехом выражается изменяющееся динамическое состояние длительностей, в другом -динамическая ровность в звучании тонов.

В процессе исполнения чередование длительностей на сильных, относительно сильных и слабых временах вызывает определенный порядок в чередовании неоднородной и однородной форм напряженности однонаправленного способа ведения меха: движение к кульминации мотива (к временной опоре) связано, как правило, с активным выражением этого действия через неоднородную форму напряженности меха; и, наоборот, движение от кульминации мотива связано с пассивным действием меха через однородную форму его напряженности. Насколько равномерно чередование времен, настолько равномерно и чередование мускульных усилий музыканта. Как правило, «деление» музыки исполнителем основано на логике: «создало» звучность - слушало создание, ускоряю -- использую инерцию ускорения и т.д., то есть в основе лежат активные и пассивные действия.

Активное и пассивное в работе меха (точнее — активно-пассивное действие, поскольку фразы «работы» и «отдыха» меха неотделимы друг от друга) выражают продолжительность действий, как бы они кратки ни были: актив создает движение, пассив использует инерцию этого движения.

Безусловно, актив и пассив как мускульное выражение работы меха связаны с динамическим восприятием музыки. Актив «создает» динамику, пассив ее

«утверждает»: мех движется активно изменяя звучность, то есть динамическое во времени состояние тона, - актив; мех движется ровно, закрепляя силу звучности, созданную активом - пассив.

Актив и пассив неотрывна от чередования времен и мускульной ориентации индивиду в процессе интонирования. Они являются мускульным выражением пространственно - временных связей в музыке.

От чередования активов и пассивов при исполнении возникает симметрия в смене фаз мускульных напряжений и расслаблений. Отсутствие симметрии может внести в интерпретацию излишнюю динамическую пестроту, суетливость, чрезмерную подробность произнесения музыкального материала.

Абстрагируя работу меха, мы не должны забывать, что сложность выполняемых им функций в огромной мере обусловлена той работой, которую выполняют пальцы.

Взаимодействие меха и кольца в процессе интонирования существенным образом влияет на произнесение главных и менее главных элементов фактуры. Действиями меха и пальца исполнитель создает на инструменте определенную соподчиненность голосов фактуры, рельефнее подчеркивая или, наоборот, сглаживая ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и значение интерактивной доски в формировании пространственно-временных представлений у умственно отсталых учащихся на уроках истории России

Выдержка из аттестационной работы на тему "Формирование временныx и пространственныx представлений на уркаx истории России в специальной (коррекционной) школе VIII вида....

Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у младших школьников на логопедических занятиях

В данном материале представлена работа по развитие и уточнение пространственно-временных представлений у младших школьников на логопедических занятиях в условиях логопункта общеобразовательной школы....

Система уроков по теме «Хронотоп. Специфика пространственно-временной организации рассказов

Система уроков по русской словеснсти (литературе) для 9 класса...

Развитие пространственно-временных представлений у обучающихся с ОНР.

Дизорфография – это специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью. Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение ор...

Презентация по МХК "Пространственно-временные виды искусства"

Презентация по МХК  "Пространственно-временные виды искусства"ВНИМАНИЕ!!!Познакомиться с презентацией  можно по ссылке:http://ru.calameo.com/read/00210142496d4a5b987e...