конспект интегрированного урока Гармония в жизни. ОБЖ и музыка.
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме
Место данного урока в системе указанной программы: 6 класс, III четверть.
Тема урока: Гармония в жизни.
Цель: Ознакомить детей с ориентированием на местности при помощи часов, звезд, солнца, ознакомить учащихся с ориентированием по местным приметам.
сформировать осознанное представление обучающихся о средствах музыкальной выразительности (гармонии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzh_muzyka_3.doc | 47.5 КБ |
prezentatsiya1.ppt | 2.26 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок разработан в рамках программы Алеева В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений/ В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, -2009.
Место данного урока в системе указанной программы: 6 класс, III четверть.
Тема урока: Гармония в жизни.
Цель: Ознакомить детей с ориентированием на местности при помощи часов, звезд, солнца, ознакомить учащихся с ориентированием по местным приметам.
сформировать осознанное представление обучающихся о средствах музыкальной выразительности (гармонии).
Тип урока интегрированный (ОБЖ + музыка)
Задачи
образовательная:
- Ознакомить с ориентированием по солнцу, звездам.
- Ознакомить с понятием «ориентир».
- Ознакомить, как можно определить стороны света с помощью часов.
- Ознакомить с ориентированием по местным приметам.
5. Научить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека на примере произведений Э.Грига «Утро», находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства (литература, живопись).
развивающая:
- Способствовать развитию навыка работы с учебником.
- Способствовать развитию монологической речи учащихся.
- Способствовать развитию навыков работы с таблицами, рисунками, техническими средствами оборудования.
4. Развивать умение устанавливать ассоциативно – образные связи между музыкой и живописью в образном выражении состояний души человека, в изображении картин природы, окружающей действительности; развивать способность размышлять, анализировать, сопоставлять, сравнивать произведения разных видов искусства, эмоциональное отношение к действительности.
воспитывающая:
1. Способствовать воспитанию у детей чувства ответственности за свои действия в автономном существовании.
2. Воспитывать сознательное эмоционально- эстетическое отношение к произведениям искусства и жизни, формировать у обучающихся национальное самосознание, способствовать расширению кругозора;
воспитанию интереса к произведениям разных видов искусства через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве, формированию культуры слушателя, мышления и речи.
ХОД УРОКА
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Я, надеюсь, вы мне поможете и узнаете много нового и интересного на этом уроке.
Сейчас садитесь удобно. Представьте, как будто перед вами красивый цветок и вам очень хочется его понюхать, но мы боимся повредить его дыханием. Вдох аккуратно носом, выдох ртом. Сделайте три глубоких вдоха, закройте глаза. Ваши плечи не поднимаются, вы дышите спокойно.
Вы слушаете музыку. Какие чувства вы испытываете?
Звучит музыка «Утро» Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт»
Учитель, после прослушивания: Открываем глаза. Какие чувства вы испытывали, слушая музыку?
Ответы учеников: спокойствие, умиротворение.
Какую картину в вашем воображении показала музыка?
Ученики: Природу, рассвет, пение птиц.
Учитель: Конечно природу, пробуждение природы.
Учитель: Ребята, вы знаете, кто сочинил это произведение?
Ученики: Эдвард Григ (если не отвечают, называю сама) и назвал это произведение «Утро».
Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор в этом произведении. Опирайтесь на таблицы.
Ученики: Мелодия – плавная, протяжная…
Темп – спокойный, не быстрый…
Динамика – от тихого к громкому, крещендо и диминуэндо.
Для создания музыкальных произведений композиторы используют разные средства музыкальной выразительности – ритм, мелодию, гармонию.
Что же такое гармония?
Ответы учеников…
Учитель: Слово «Гармония» возникло далеко за пределами музыки. Люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя не проявляла.
Древние греки словом «гармония» определяли даже периоды мирной жизни, свободные от войн и потрясений.
В музыке слово «гармония» выражает её основное свойство – благозвучие.
Можем мы сказать, что это произведение благозвучно, гармонично?
Ответы детей:
Учитель: Конечно, можем, но и поэтам тоже хотелось добавить что-то своё в это произведение и они сочинили текст к главной мелодии этого произведения. Послушайте (исполнение попевки «Утро» учителем)
Предлагаю вам исполнить это произведение вместе со мной. ( текст на экране)
Исполнение вместе с учителем
Учитель: Ребята, Эдвард Григ нарисовал нам утро. А когда ещё пробуждается природа?
Ученики: Весной.
Учитель: Ребята, где лучше видно пробуждение природы в городе или в лесу?
Ученики: В лесу.
Учитель: И мы с вами сейчас отправимся в лес. Сейчас на улице холодно.
И мы не просто пойдём, а будем маршировать и хлопать в ладоши так как я. Встали, приготовились. Посмотрите на меня.
Функциональное упражнение «Парад». Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы. Звучит «Марш» С.С.Прокофьева.
И.П. – стоя. Марширование на счёт «Раз-два-три-четыре». Прокофьев Марш
В первом цикле шагов хлопок руками на счёт «раз»,
Во втором – на счёт «два»,
В третьем – на счёт «три»,
В четвёртом – на счёт «четыре»
Раз (хлопок) – два-три-четыре
Раз-два (хлопок) – три-четыре
Раз-два-три (хлопок) – четыре
Раз-два-три-четыре (хлопок). Повторить несколько раз.
Учитель: Здравствуй лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою?
Ночью темной грозовою
Что там шепчешь на заре
Весь в росе как в серебре
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи
Ты же видишь мы свои ( на фоне музыки)
Учитель: Очень хорошо, мы пришли в лес. Скажите, что мы можем услышать в лесу?
Учитель: За интересной беседой вы, ребята, даже не заметили, как заблудились. Давайте
Вспомним при с помощью чего можно найти дорогу из леса
Ученики: небесных светил, местных признаков, компаса, карты.
Учитель: Все правильно. Итак, нам надо сориентироваться на местности СЛАЙД 2
Учитель:, При помощи компаса мы будем продвигаться вперед. СЛАЙД 3, 4
- Откуда появился компас? Рассказ ученика
Работа по карточкам «место нахождения»
Наш поход с вами продолжается и если посмотреть на солнце то оно давно стоит в зените.
Исполняется песня «Солнышко» Берлова Вера.
Люди давно заметили, что где бы они ни находились, солнце всходит в одном направлении, а заходит в противоположном.
- Где восходит солнце?
- А заходит?
Значит два направления мы уже можем определить: восток и запад.
По-русски эти названия говорят сами за себя. Восток произошел от восходить, а запад- от западать. Но в действительности их 4.
Как же определить остальные 2 направления?
Посмотрите на этот рисунок и представьте, что это вы стоите и определяете стороны света. Наши часы показывают 13-00. И в это время солнце уже не на востоке, а где оно находится?
Зная, что солнце на юге определите остальные стороны света. СЛАЙД 5,6
Продолжение похода. где же мы оказались? Куда идти дальше?
Положите часы со стрелками и поверните их так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце. Таким образом, мы можем определить стороны света.
Установив направление движения, мы продолжим свое путешествие, но сейчас мы стали более внимательны
_ Ориентирование по часам СЛАЙД 7
Учитель: Ребята, тише. Что вы слышите? Звучит звук самолета
Встают из-за парт Подача сигналов бедствия
Песня «Вместе весело шагать...»
.
- По чем можно ориентироваться в лесу? СЛАЙД 8 - 16
- Почему южное направление можно определить по многим приметам, которые связаны с растениями?
- Почему так происходит?
День близится к концу. Солнышко садится. На небе начали появляться первые звезды. А мы еще в лесу.
Все мы знаем, что север можно определить при помощи полярной звезды и большой медведицы. СЛАЙД 17 -18
МИФ о большой медведице выступление ученика
- Ориентирование по луне СЛАЙД 19-20
- Как же выглядит Большая медведица?
- Найдите Большую медведицу на звездном небе.
Фрагмент мультфильма «Приключения Умки», колыбельная Медведицы.
Мы определили север и можем найти путь домой.
Учитель: По дороге давайте посмотрим, каким бывает весенний лес.
Видео Э.Григ «Утро»
Учитель: Наконец мы вернулись домой
Рефлексия.
Учитель: Ребята скажите, какое сейчас у вас состояние души после урока?
Ученики: весёлое, радостное.
Учитель: Помогите мне подобрать существительное, что такое – душа…
Сущ.- радость, свет
Прилагательное – весёлое, яркое.
Глагол – поёт, играет, танцует.
Существительное – гармония
Всё что окружает нас в жизни и есть ГАРМОНИЯ
Вы хорошо работали на уроке, и я надеюсь, что многое узнали и запомнили.
Литература
- Немировский А.И. Мифы Древней Эллады, - М,; Просвещение, 1992
- Снайдер Д. Курс выживания для подростков, - Журнал «Ровесник» 1989 № 7-12
- Господинов Г.В., Сорокин В.Н. Топография, - Мир, 1972
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эдвард Григ 15 июня 1843- 4 сентября 1907
Утро. Солнышко всходит, И небо светлеет. Природа проснулась, И утро пришло.
Душа Существительное – радость, свет Прилагательное – весёлая, яркая Глагол – поёт, играет, танцует Существительное - гармония
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока-праздника для учащихся начальной школы (музыка+технология) Название урока: «Весенний перезвон»
В начальной школе целесообразно проводить интегрированные уроки-праздники. Данный конспект урока совмещает музыкальную и технологическую деятельность учащихся. Целесообразно проводить тако...
конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"
Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества» Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...
конспект интегрированного урока в 5 классе по теме "Музыка и математика"
Тема: Музыка и математикаТип урока: интегрированныйУровень интеграции: узловая Цель: Установление связи между музыкой и математикойЗадачи:Образовательная: Выявить общие элементы музыки и математи...
Конспект интегрированного урока музыки в 1 классе «Весна в музыке и живописи».
Интегрированный урок «Весна в музыке и живописи» познакомит учеников 1 класса с музыкальными и художественными произведениями о весне....
Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному искусству в 5 классе "Русский сарафан в музыке и живописи"
Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на п...
Конспект интегрированного урока музыки по теме: «Портрет в музыке и живописи».
Тема: Портрет в музыке и живописи.Класс: 6Предметы: музыка, изобразительное искусствоЦель: Доказать, что музыка, как и живопись, может передать образ героя, характер, настроение с помощью музыкальных ...
Конспект интегрированного урока в 6 классе "Противоположности в музыке и математике"
Интегрированный урок по музыке и математике. Тема: "Противоположности в музыке и математике напримере концертов А.Вивальди"...