Конспект открытого урока по музыке во 2-ом классе по теме: « В концертном зале». « Симфонический оркестр».
план-конспект урока по музыке по теме

Назарова Светлана Амировна

Цель урока: ввести ребят в большой мир музыки. Повторить пройденный материал.

Задачи урока:
1.    Закрепление знакомых понятий: танец, песня, марш.
2.    Обучение умению различать средства музыкальной выразительности.
3.    Изучение новых терминов и понятий.

Оборудование: учебник 2 класс( автор: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина);
 Компьютерное оборудование;         
 DVD-диски с классическими произведениями: П.И.Чайковского, Н.А. Римский-Корсакова, В.А.Моцарта, Ф.Шопена и др.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                  МОУ  СОШ № 13

Конспект открытого урока по музыке

        во  2-ом классе

        по теме:

      « В концертном зале».

« Симфонический оркестр».

                                          Учитель музыки 1-ой категории

                             Назарова Светлана Амировна.

                        г. Павловский  Посад 

              Тема урока:   « В концертном зале».                                                                

        « Симфонический оркестр».

Цель урока: ввести ребят в большой мир музыки. Повторить пройденный материал.

Задачи урока:

  1. Закрепление знакомых понятий: танец, песня, марш.
  2. Обучение умению различать средства музыкальной выразительности.
  3. Изучение новых терминов и понятий.

Оборудование: учебник 2 класс( автор: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина);

 Компьютерное оборудование;        

 DVD-диски с классическими произведениями: П.И.Чайковского, Н.А. Римский-Корсакова, В.А.Моцарта, Ф.Шопена и др.

На доске: записаны слова и словосочетания: концертный зал, консерватория, композитор, дирижёр, лад, и т.д.

                           Ход урока:

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о музыкальном театре и познакомились с образами детских опер и балетов. ( Задать наводящие вопросы по пройденной теме.)

Дети: ( Отвечают на вопросы по теме.)

Учитель: В каждом крупном городе России есть театр оперы и балета. В Москве это известный во всём мире Большой театр и Детский музыкальный театр имени Натальи Ильиничны Сац.        (сл. 2,3).   Вы уже знаете о композиторах, пишущих музыку для оперы и балета, о ведущих артистах сцены, о музыкальных инструментах. ( портреты композиторов)

Один из лучших концертных залов России находится в Московской консерватории им. П.И.Чайковского. ( сл. 4)  Откроем учебник на развороте страниц  90-91 « В концертном зале», мы видим Московскую консерваторию им. П.И.Чайковского. Перед входом в консерваторию- памятник композитору.   Красивый занавес раскрывает сцену где выступает симфонический оркестр -                           ( исполнитель), в зрительном зале- ( слушатели). Дирижёр принимает благодарное рукопожатие.

Консерватория - высшее музыкальное учебное заведение.

Учитель: Кто в концертном зале? Смотрим в учебник, отвечаем и подписываем картинки.( сл. 12)

Дети: Ответы учащихся.

Учитель: В чём разница между музыкальным театром и концертным залом?

Дети: Оркестр находится в оркестровой яме, а в концертном зале – на сцене; зрители подходят к дирижёру. В музыкальном театре декорации на сцене.( сл. 9,10,11,12)

Учитель: НЕ случайно определение гласит, что симфония – это согласие, созвучие, слияние всех голосов, красота и гармония. Давайте послушаем музыкальное произведение. ( фо-но) Сколько инструментов прозвучало?

Дети: Один – фортепиано.

Учитель: Послушайте ещё одно произведение. ( симфон. оркестр)

А теперь сколько инструментов прозвучало?

Дети: Много.

Учитель: Какая из них весёлая, какая грустная? Есть разница?

Дети: Ответы детей. ( сл.13,)

Учитель: В каждой сказке есть чудо. Вспомните пожалуйста в какой сказке А.С.Пушкина имелись три чуда?

Дети: « Сказка о царе Салтане». ( 1-ое чудо Белка; 2-ое чудо Тридцать три богатыря; 3-е чудо царевна Лебедь)

Учитель: Давайте послушаем фрагмент из этой оперы( полёт шмеля), а написал оперу великий русский композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков. ( сл.14,15)

Учитель: Звуки с мелодией ладят. Лад – сочетание звуков. Мажорный лад – весёлый. Минорный лад – грустный. Лад показывает характер мелодии. ( показ схемы -  терминов)

Что такое интонация?

Дети:  Выразительность.

Учитель:  Какие интонации вы знаете?

Дети: Удивлённая, восхищённая, ласковая, радостная, обиженная. 

Учитель:  Какие темпы вы знаете? ( показ схемы)

Дети:  Быстрый, медленный, очень быстрый, очень медленный, средний.

Учитель:  Ребята, давайте разберёмся, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра, и как они звучат.

Инструменты в оркестре объединены в группы, и они имеют свои названия. (сл. 16)

Понятие семейство струнные не случайно, так как у этих инструментов действительно такие голоса:

Контрабас – как у папы

Виолончель – как у мамы

Скрипка-альт – как у сына

Скрипка – как у дочери

И так, кто нужен для того, чтобы зазвучала музыка?

Дети: Композитор, исполнитель, слушатель.

Учитель: Какую музыку вы слушали?

Дети: Классическую, грустную, весёлую, громкую, тихую и т.д

                               Итог  урока:

Учитель:  С какими новыми музыкальными терминами мы сегодня познакомились?

Дети:  Лад, мелодия, темп, контраст.

Учитель:  Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?

Дети: Ответы детей.

Учитель:  Молодцы. Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Рассвет. Ещё не знаем ничего. Обычные « Последние известия»….. А он уже летит через созвездия. Земля проснется с именем его. Волненье бьет, как молоток по нервам, Не каждому такое по плечу: Встать и пойти в атаку, самым первым Искать!- других сравнений не хочу!!!

Слайд 3

У лунного моря, особый секрет - На море оно не похоже Воды в этом море, ни капельки нет И рыба не водится тоже. В волны его, невозможно нырнуть, Нельзя в нем плескаться, нельзя утонуть. Купаться в том море, удобно лишь тем, Кто плавать, ещё не умеет совсем! Джанни Родари .

Слайд 4

Вселенная

Слайд 6

Прежде чем отправить человека в космос, путь к звёздам проложили животные. Кто эти животные, как их звали?

Слайд 11

Белка и Стрелка.

Слайд 12

Кто из жителей Земли первым полетел в Космос?

Слайд 13

Первым человеком, покорившим космос, был советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Первый в мире полет человека в космическое пространство состоялся 12 апреля 1961 года. Полёт продолжался 1 час 48мин. Корабль «Восток» совершил один виток(оборот) вокруг Земли. Полёт Гагарина открыл новую эру в истории мировой науки- эру космонавтики.

Слайд 16

Одежда космонавта - скафандр. Его космонавты надевают при запуске и спуске ракеты, когда выходят в открытый космос.

Слайд 17

Перед полётом.

Слайд 18

При запуске и спуске ракеты космонавты ложатся в специальное « Ложе».

Слайд 20

Что едят космонавты? Едят космонавты продукты питания, которые хранятся в консервированном виде. Перед использованием консервы и тюбики разогревают, а пакеты с первым и вторым блюдами, разводят водой.

Слайд 21

Питание космонавтов.

Слайд 22

Свободный полёт.

Слайд 23

В открытом космосе

Слайд 24

Первым вышел в открытый космос. 18 марта 1965 года Советский летчик – космонавт Алексей Леонов первым в мире вышел в открытый космос с корабля « Восход – 2» . Командиром корабля был летчик-космонавт Павел Беляев. Он пробыл в открытом космосе 20 минут. Корабль был оборудован шлюзовой камерой, через которую выходил космонавт в космос. Она похожа на трубу, с двух сторон герметично закрывается люками. Ранец с запасом воздуха подсоединили крепкий трос ( фал – трос) – связывал космонавта с кораблем. Внутри троса проходит телефонный провод , по которому говорят с командиром корабля.

Слайд 25

Работа в открытом космосе

Слайд 27

Песни посвященные космосу и космонавтам: « Я – Земля» - муз. Вано Мурадели « Родина слышит, Родина знает…» - муз. Д.Шостакович « Я верю, друзья, караваны ракет». « Трава у дома».

Слайд 28

Славится песня словами.

Слайд 29

Родина слышит !

Слайд 30

Проведение викторины: « Что мы знаем об освоении космоса?»

Слайд 31

1)Потеря веса телами во время космического полёта называется....... (невесомость) 2) Укажите советского ученого – главного конструктора пилотируемых космических аппаратов. ( Сергей Павлович Королёв)

Слайд 32

3) Как называется космический корабль, на борту которого первый космонавт планеты совершил полёт? ( « Восток») 4) Как звали женщину – космонавта, у которой позывной радиосвязи был « Чайка» ? ( Валентина Терешкова) 5) Как звали первого космонавта? 6) Назовите самую удалённую от Солнца планету в Солнечной системе. ( Нептун)

Слайд 33

Загадки про космос: Человек сидит в ракете. Смело в небо он летит, И на нас в своем скафандре Он из космоса глядит. Ответ: космонавт Крыльев нет, но эта птица Полетит и прилунится. Ответ: луноход Чудо-птица – алый хвост Прилетела в стаю звезд. Ответ: ракета

Слайд 34

Волчок, волчок, Покажи другой бочок, Другой бок не покажу, Я привязанный хожу. Ответ: луна У бабушки над избушкой Висит хлеба краюшка. Собаки лают, достать не могут. Ответ: месяц На каком пути ни один человек не бывал? Ответ: млечный путь

Слайд 35

По тёмному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает. Ответ: звёзды Рассыпалось ночью зерно, А утром – нет ничего. Ответ: звёзды

Слайд 36

« Облетев Землю в корабле- спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!....» Юрий Гагарин.

Слайд 39

Презентацию подготовила учитель МОО СОШ №13 Назарова С.А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Святые земли Русской

Слайд 2

О РОССИИ ПЕТЬ- ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ Раздел темы по предмету « Музыка» Авторы учебников « Музыка» - (1-4) классы: Г.П.Сергеева; Е.Д.Критская; Т.С.Шмагина .

Слайд 3

Сегодня мы с Вами еще раз поговорим на тему «Святые земли Русской» из раздела в учебнике: «О РОССИЕ ПЕТЬ - ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ». Святые земли Русской….. Кто эти люди? Кем они были? Чем занимались? Самое удивительное то, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг. Но прежде чем перейти к теме, посмотрите на экран. Чей лик изображен на иконе, и кто этот человек?

Слайд 5

Правильно. Это- Иисус Христос. Его звали Иисус, он был плотником по наследию своего земного Отца. Родился в городе Вифлееме, он называл себя - Миссией. Но кем он был на самом деле? –учителем, философом, а может врачом или пророком, гуманистом или проповедником? Жизнь, которую вел Христос, чудеса, которые Он творил, Его слова, Его смерть на кресте, воскресение и вознесение на небеса – все это указывает на тот факт, что Он был не просто человеком, а Кем-то большим, чем человек. Иисус утверждал: «Я и Отец – одно». «...видевший Меня видел Отца» и «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня». Один писатель говорил: « прошло двадцать столетий, но и сегодня Он остаётся центральной личностью всей истории человечества…»

Слайд 6

Земная жизнь Иисуса

Слайд 7

Как вы думаете как же звали маму Иисуса?

Слайд 8

Мария. Это прекрасное имя - которой посвящено очень много разных икон с изображением лика Богородице. Давайте послушаем произведение : « А ve Maria »- Ф.Шуберта.

Слайд 9

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье….

Слайд 10

Сикстинская мадонна

Слайд 11

Владимирская икона

Слайд 12

Утренняя молитва Молись, дитя, мужай с годами, И пусть на склоне долгих лет Такими ж светлыми очами Тебе глядеть на белый свет. С. Никитин Сборник «Детский альбом» Пётр Ильич Чайковский посвятил своему племяннику Володе Давыдову. Пьесы этого сборника связаны с играми, переживаниями ребёнка, событиями прожитого им дня, который обычно начинался и заканчивался молитвой.

Слайд 14

Приходя в церковь мы слышим прекрасные звуки одного единственного инструмента. О каком инструменте идет речь, как вы думаете?

Слайд 17

Колокола – русское чудо! Колокольные звоны – это голос Родины. Благовест – благая весть. Благо –добро, радость, счастье, праздник, мир, покой. Величание- это молитвенное торжественное песнопение (величать- значит восхвалять, славить, чествовать). Торжественный перезвон. Всполошный колокол. Набатный колокол. Метельный звон. Колокола

Слайд 19

Великий колокольный звон. Что такое Благовест – мы уже знаем. Дадим определение другим названиям. Мне хотелось бы, чтобы из всей возможной палитры звучания колокола как инструмента православного храма вы запомнили благовест. Торжественный перезвон – которым встречали победоносных ратников. Всполошный колокол – предупреждавший жителей города о появлении неприятеля. Набатный колокол – который оповещал о войнах и пожарах. Метельный звон – помогавший найти дорогу заблудившимся путникам. Одни люди любили звонить, а другие любили слушать, и среди слушателей находились сочинители музыки, включавшие звоны колоколов в свои произведения. « Богатырские ворота» - М. Мусоргского кантата С.Прокофьева « Александр Невский» - « Вставайте, люди русские». и др.

Слайд 20

Святые земли Русской. У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена святостью, а деяния и служение народу были угодны Богу, ещё более чтимы на земле. Вспомним имена русских святых, с которыми мы уже познакомились: Это в полной мере относится к Александру Невскому (1220-1263) и Сергию Радонежскому (1314-1392), княгиня Ольга и князь Владимир, Кирилл и Мефодий ( церковь празднует их память 24 мая) , Илья Муромец ( преподобный Илья Муромский Чудотворец. Его память церковь празднует 1 января мощи Святого хранятся в Киево - Печерской Лавре, стоящей на высоком берегу Днепра), и др. В честь всех русских святых в церкви исполняют торжественную песнь- гимн – стихиру.

Слайд 22

Троица

Слайд 23

Серафим Саровский

Слайд 24

Вера,надежда,любовь и Св. Софья

Слайд 26

Юность Сергия Радонежского

Слайд 27

Юность Сергия Радонежского Ему покорны были звери, Делил он часто с ними снедь, Его убогой кельи двери Хранил в глухую ночь медведь. Он долго был безвестен люду, Но наступили времена, И имя Сергия повсюду Узнала Русская земля. (Отрок Варфоломей стал монахом и получил новое имя – Сергий Радонежский.)

Слайд 28

Князь Владимир и Княгиня Ольга

Слайд 29

Баллада о князе Владимире « Баллада о князе Владимире» на стихи А. Толстого является народным песнопением. Она близка историческим народным песням. Здесь мы знакомы с музыкой величания, взятой из церковного обихода. В старину величали песнями, заздравными пожеланиями, почетными причитаниями. В балладе посвящение образам святых – княгине Ольге и князю Владимиру. Ольга и Владимир не только русские князья, но и русские святые. Русская православная церковь называет их равноапостольными, т.е. дела их на земле равны делам учеников Иисуса Христа- апостолов, которые просвещали народы мира, рассказывая о Христе и его заповедях. Так же как апостолы, которые проповедовали учение Христа, они принесли православную веру на Русь. Княгиня Ольга была одной из первых христианок нашей земли, а внук её – князь Владимир – крестил Русь, т.е. обратил в христианство всё подвластное ему государство. Образы святой равноапостольной княгини Ольги и святого равноапостольного князя Владимира, (показ на слайдах) являются фрагментами росписи В.Васнецова Владимирского кафедрального собора в Киеве. В.Васнецов хорошо знал старинные русские и восточные узоры и орнаменты. Он изобразил княгиню Ольгу и князя Владимира в византийских одеждах (именно в Византии Ольга приняла крещение).

Слайд 30

Крест, церковь в руках Ольги, меч на её поясе – всё это символы княжеской власти и признаки святых земли Русской. Павлины на ткани одежды княгини Ольги символизируют вечную жизнь. ( прочитать отрывок о князе и княгине с учебника муз. 3-кл.) Вот мы и познакомились еще с одними из многих русских святых, но это лишь небольшая часть людей, которые несли на Руси свет Истины, Добра, Правды. Все они по-разному делали одно и тоже дело: утверждали наше Отечество как сильное, единое, православное государство. Русская православная церковь установила день памяти Всех русских святых, и в честь этого праздника была написана « Икона Всех святых, в земле Русской просиявших». ( показ на слайдах изображение иконы)

Слайд 32

На иконе изображено очень большое количество людей. По канону группы святых расположены на иконе по кругу, по ходу солнца, последовательно отображая юг, запад, север и восток России, просвещенной светом православной веры. В верхней части иконы, в центральном радужном медальоне, Святая Троица. По обе стороны от медальона наряду с образами Богородицы, святого Иоанна Крестителя и другими изображены просветители Кирилл и Мефодий , а также множество иных угодников, так или иначе исторически связанных с Русской церковью. Расположенная в верху икона « Троица» преподобного Андрея Рублёва, заключенная в круг, освящает собор(собрание, сбор) русских святых. В нижней части иконы- корень православной Русской державы, святой Киев со своими угодниками – просветителями Русской земли. Сердцевиной русского исторического древа является « славный град Москва», «корень царства». Московские святые находятся под кровом Владимирской иконы Божией Матери. Справа от Москвы -святая Троице- Сергиева лавра с преподобным Сергием Радонежским и его ближайшими учениками. Помимо иконы к празднику Всех русских святых была написана стихира русским святым, которая поется в самый торжественный момент для совместного с народом молитвенного обращения к прославляемым святым. Икона Всех святых.

Слайд 33

Сегодня вы познакомились ещё раз со Святыми земли Русской, со старинной русской музыкой – колокольными звонами, услышали голоса разных колоколов – больших и маленьких. Надеюсь, что занятие вам понравилась и надолго запомнится. Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон «благовест», т.е. звон который рассказывает о доброй вести.

Слайд 35

Презентацию подготовила учитель музыки МОУ СОШ № 13 Назарова Светлана Амировна .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки. 2 класс. Тема: "В концертном зале. Симфонический оркестр"

Конспект урока музыки  для 2 класса. Знакомство с инструментами симфонического оркестра...

Конспект урока музыки. 2 класс. Тема: "В концертном зале. Симфонический оркестр"

Конспект урока музыки  для 2 класса. Знакомство с инструментами симфонического оркестра...

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"...

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему:" Восток в русской музыке."

Восточная тема у русских композиторов 19 века....

Конспект открытого урока по музыке в 5 классе на тему: "Программная музыка. Вторая жизнь песни" 2014 год.

Тема 1 полугодия: «Музыка и литература».Обобщающий урок по темам: «Программная музыка. Вторая жизнь песни».Тип урока: углубление и обобщение темы.Форма: урок-концерт. Цель...

Технологическая карта внеурочного занятия по музыке в 4 классе по теме: «Группа дополнительных инструментов симфонического оркестра»

Данная технологическая карта предполагает ее использование на внеурочном занятии по музыке в качестве дополнительного материала к основной теме "Звучит гармония оркестра"  программы по ...