Конспект открытого урока по музыке во 2-ом классе по теме: « В концертном зале». « Симфонический оркестр».
план-конспект урока по музыке по теме
Цель урока: ввести ребят в большой мир музыки. Повторить пройденный материал.
Задачи урока:
1. Закрепление знакомых понятий: танец, песня, марш.
2. Обучение умению различать средства музыкальной выразительности.
3. Изучение новых терминов и понятий.
Оборудование: учебник 2 класс( автор: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина);
Компьютерное оборудование;
DVD-диски с классическими произведениями: П.И.Чайковского, Н.А. Римский-Корсакова, В.А.Моцарта, Ф.Шопена и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_kontsertnom_zale._simfonicheskiy_orkustr.docx | 16.81 КБ |
den_aviatsii_i_kosmonavtiki.pptx | 2.09 МБ |
prezentatsiya_svyatye_zemli_russkoy.pptx | 2.25 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 13
Конспект открытого урока по музыке
во 2-ом классе
по теме:
« В концертном зале».
« Симфонический оркестр».
Учитель музыки 1-ой категории
Назарова Светлана Амировна.
г. Павловский Посад
Тема урока: « В концертном зале».
« Симфонический оркестр».
Цель урока: ввести ребят в большой мир музыки. Повторить пройденный материал.
Задачи урока:
- Закрепление знакомых понятий: танец, песня, марш.
- Обучение умению различать средства музыкальной выразительности.
- Изучение новых терминов и понятий.
Оборудование: учебник 2 класс( автор: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина);
Компьютерное оборудование;
DVD-диски с классическими произведениями: П.И.Чайковского, Н.А. Римский-Корсакова, В.А.Моцарта, Ф.Шопена и др.
На доске: записаны слова и словосочетания: концертный зал, консерватория, композитор, дирижёр, лад, и т.д.
Ход урока:
Учитель: На прошлом уроке мы говорили о музыкальном театре и познакомились с образами детских опер и балетов. ( Задать наводящие вопросы по пройденной теме.)
Дети: ( Отвечают на вопросы по теме.)
Учитель: В каждом крупном городе России есть театр оперы и балета. В Москве это известный во всём мире Большой театр и Детский музыкальный театр имени Натальи Ильиничны Сац. (сл. 2,3). Вы уже знаете о композиторах, пишущих музыку для оперы и балета, о ведущих артистах сцены, о музыкальных инструментах. ( портреты композиторов)
Один из лучших концертных залов России находится в Московской консерватории им. П.И.Чайковского. ( сл. 4) Откроем учебник на развороте страниц 90-91 « В концертном зале», мы видим Московскую консерваторию им. П.И.Чайковского. Перед входом в консерваторию- памятник композитору. Красивый занавес раскрывает сцену где выступает симфонический оркестр - ( исполнитель), в зрительном зале- ( слушатели). Дирижёр принимает благодарное рукопожатие.
Консерватория - высшее музыкальное учебное заведение.
Учитель: Кто в концертном зале? Смотрим в учебник, отвечаем и подписываем картинки.( сл. 12)
Дети: Ответы учащихся.
Учитель: В чём разница между музыкальным театром и концертным залом?
Дети: Оркестр находится в оркестровой яме, а в концертном зале – на сцене; зрители подходят к дирижёру. В музыкальном театре декорации на сцене.( сл. 9,10,11,12)
Учитель: НЕ случайно определение гласит, что симфония – это согласие, созвучие, слияние всех голосов, красота и гармония. Давайте послушаем музыкальное произведение. ( фо-но) Сколько инструментов прозвучало?
Дети: Один – фортепиано.
Учитель: Послушайте ещё одно произведение. ( симфон. оркестр)
А теперь сколько инструментов прозвучало?
Дети: Много.
Учитель: Какая из них весёлая, какая грустная? Есть разница?
Дети: Ответы детей. ( сл.13,)
Учитель: В каждой сказке есть чудо. Вспомните пожалуйста в какой сказке А.С.Пушкина имелись три чуда?
Дети: « Сказка о царе Салтане». ( 1-ое чудо Белка; 2-ое чудо Тридцать три богатыря; 3-е чудо царевна Лебедь)
Учитель: Давайте послушаем фрагмент из этой оперы( полёт шмеля), а написал оперу великий русский композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков. ( сл.14,15)
Учитель: Звуки с мелодией ладят. Лад – сочетание звуков. Мажорный лад – весёлый. Минорный лад – грустный. Лад показывает характер мелодии. ( показ схемы - терминов)
Что такое интонация?
Дети: Выразительность.
Учитель: Какие интонации вы знаете?
Дети: Удивлённая, восхищённая, ласковая, радостная, обиженная.
Учитель: Какие темпы вы знаете? ( показ схемы)
Дети: Быстрый, медленный, очень быстрый, очень медленный, средний.
Учитель: Ребята, давайте разберёмся, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра, и как они звучат.
Инструменты в оркестре объединены в группы, и они имеют свои названия. (сл. 16)
Понятие семейство струнные не случайно, так как у этих инструментов действительно такие голоса:
Контрабас – как у папы
Виолончель – как у мамы
Скрипка-альт – как у сына
Скрипка – как у дочери
И так, кто нужен для того, чтобы зазвучала музыка?
Дети: Композитор, исполнитель, слушатель.
Учитель: Какую музыку вы слушали?
Дети: Классическую, грустную, весёлую, громкую, тихую и т.д
Итог урока:
Учитель: С какими новыми музыкальными терминами мы сегодня познакомились?
Дети: Лад, мелодия, темп, контраст.
Учитель: Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?
Дети: Ответы детей.
Учитель: Молодцы. Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рассвет. Ещё не знаем ничего. Обычные « Последние известия»….. А он уже летит через созвездия. Земля проснется с именем его. Волненье бьет, как молоток по нервам, Не каждому такое по плечу: Встать и пойти в атаку, самым первым Искать!- других сравнений не хочу!!!
У лунного моря, особый секрет - На море оно не похоже Воды в этом море, ни капельки нет И рыба не водится тоже. В волны его, невозможно нырнуть, Нельзя в нем плескаться, нельзя утонуть. Купаться в том море, удобно лишь тем, Кто плавать, ещё не умеет совсем! Джанни Родари .
Вселенная
Прежде чем отправить человека в космос, путь к звёздам проложили животные. Кто эти животные, как их звали?
Белка и Стрелка.
Кто из жителей Земли первым полетел в Космос?
Первым человеком, покорившим космос, был советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Первый в мире полет человека в космическое пространство состоялся 12 апреля 1961 года. Полёт продолжался 1 час 48мин. Корабль «Восток» совершил один виток(оборот) вокруг Земли. Полёт Гагарина открыл новую эру в истории мировой науки- эру космонавтики.
Одежда космонавта - скафандр. Его космонавты надевают при запуске и спуске ракеты, когда выходят в открытый космос.
Перед полётом.
При запуске и спуске ракеты космонавты ложатся в специальное « Ложе».
Что едят космонавты? Едят космонавты продукты питания, которые хранятся в консервированном виде. Перед использованием консервы и тюбики разогревают, а пакеты с первым и вторым блюдами, разводят водой.
Питание космонавтов.
Свободный полёт.
В открытом космосе
Первым вышел в открытый космос. 18 марта 1965 года Советский летчик – космонавт Алексей Леонов первым в мире вышел в открытый космос с корабля « Восход – 2» . Командиром корабля был летчик-космонавт Павел Беляев. Он пробыл в открытом космосе 20 минут. Корабль был оборудован шлюзовой камерой, через которую выходил космонавт в космос. Она похожа на трубу, с двух сторон герметично закрывается люками. Ранец с запасом воздуха подсоединили крепкий трос ( фал – трос) – связывал космонавта с кораблем. Внутри троса проходит телефонный провод , по которому говорят с командиром корабля.
Работа в открытом космосе
Песни посвященные космосу и космонавтам: « Я – Земля» - муз. Вано Мурадели « Родина слышит, Родина знает…» - муз. Д.Шостакович « Я верю, друзья, караваны ракет». « Трава у дома».
Славится песня словами.
Родина слышит !
Проведение викторины: « Что мы знаем об освоении космоса?»
1)Потеря веса телами во время космического полёта называется....... (невесомость) 2) Укажите советского ученого – главного конструктора пилотируемых космических аппаратов. ( Сергей Павлович Королёв)
3) Как называется космический корабль, на борту которого первый космонавт планеты совершил полёт? ( « Восток») 4) Как звали женщину – космонавта, у которой позывной радиосвязи был « Чайка» ? ( Валентина Терешкова) 5) Как звали первого космонавта? 6) Назовите самую удалённую от Солнца планету в Солнечной системе. ( Нептун)
Загадки про космос: Человек сидит в ракете. Смело в небо он летит, И на нас в своем скафандре Он из космоса глядит. Ответ: космонавт Крыльев нет, но эта птица Полетит и прилунится. Ответ: луноход Чудо-птица – алый хвост Прилетела в стаю звезд. Ответ: ракета
Волчок, волчок, Покажи другой бочок, Другой бок не покажу, Я привязанный хожу. Ответ: луна У бабушки над избушкой Висит хлеба краюшка. Собаки лают, достать не могут. Ответ: месяц На каком пути ни один человек не бывал? Ответ: млечный путь
По тёмному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает. Ответ: звёзды Рассыпалось ночью зерно, А утром – нет ничего. Ответ: звёзды
« Облетев Землю в корабле- спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!....» Юрий Гагарин.
Презентацию подготовила учитель МОО СОШ №13 Назарова С.А.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О РОССИИ ПЕТЬ- ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ Раздел темы по предмету « Музыка» Авторы учебников « Музыка» - (1-4) классы: Г.П.Сергеева; Е.Д.Критская; Т.С.Шмагина .
Сегодня мы с Вами еще раз поговорим на тему «Святые земли Русской» из раздела в учебнике: «О РОССИЕ ПЕТЬ - ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ». Святые земли Русской….. Кто эти люди? Кем они были? Чем занимались? Самое удивительное то, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг. Но прежде чем перейти к теме, посмотрите на экран. Чей лик изображен на иконе, и кто этот человек?
Правильно. Это- Иисус Христос. Его звали Иисус, он был плотником по наследию своего земного Отца. Родился в городе Вифлееме, он называл себя - Миссией. Но кем он был на самом деле? –учителем, философом, а может врачом или пророком, гуманистом или проповедником? Жизнь, которую вел Христос, чудеса, которые Он творил, Его слова, Его смерть на кресте, воскресение и вознесение на небеса – все это указывает на тот факт, что Он был не просто человеком, а Кем-то большим, чем человек. Иисус утверждал: «Я и Отец – одно». «...видевший Меня видел Отца» и «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня». Один писатель говорил: « прошло двадцать столетий, но и сегодня Он остаётся центральной личностью всей истории человечества…»
Земная жизнь Иисуса
Как вы думаете как же звали маму Иисуса?
Мария. Это прекрасное имя - которой посвящено очень много разных икон с изображением лика Богородице. Давайте послушаем произведение : « А ve Maria »- Ф.Шуберта.
Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье….
Сикстинская мадонна
Владимирская икона
Утренняя молитва Молись, дитя, мужай с годами, И пусть на склоне долгих лет Такими ж светлыми очами Тебе глядеть на белый свет. С. Никитин Сборник «Детский альбом» Пётр Ильич Чайковский посвятил своему племяннику Володе Давыдову. Пьесы этого сборника связаны с играми, переживаниями ребёнка, событиями прожитого им дня, который обычно начинался и заканчивался молитвой.
Приходя в церковь мы слышим прекрасные звуки одного единственного инструмента. О каком инструменте идет речь, как вы думаете?
Колокола – русское чудо! Колокольные звоны – это голос Родины. Благовест – благая весть. Благо –добро, радость, счастье, праздник, мир, покой. Величание- это молитвенное торжественное песнопение (величать- значит восхвалять, славить, чествовать). Торжественный перезвон. Всполошный колокол. Набатный колокол. Метельный звон. Колокола
Великий колокольный звон. Что такое Благовест – мы уже знаем. Дадим определение другим названиям. Мне хотелось бы, чтобы из всей возможной палитры звучания колокола как инструмента православного храма вы запомнили благовест. Торжественный перезвон – которым встречали победоносных ратников. Всполошный колокол – предупреждавший жителей города о появлении неприятеля. Набатный колокол – который оповещал о войнах и пожарах. Метельный звон – помогавший найти дорогу заблудившимся путникам. Одни люди любили звонить, а другие любили слушать, и среди слушателей находились сочинители музыки, включавшие звоны колоколов в свои произведения. « Богатырские ворота» - М. Мусоргского кантата С.Прокофьева « Александр Невский» - « Вставайте, люди русские». и др.
Святые земли Русской. У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена святостью, а деяния и служение народу были угодны Богу, ещё более чтимы на земле. Вспомним имена русских святых, с которыми мы уже познакомились: Это в полной мере относится к Александру Невскому (1220-1263) и Сергию Радонежскому (1314-1392), княгиня Ольга и князь Владимир, Кирилл и Мефодий ( церковь празднует их память 24 мая) , Илья Муромец ( преподобный Илья Муромский Чудотворец. Его память церковь празднует 1 января мощи Святого хранятся в Киево - Печерской Лавре, стоящей на высоком берегу Днепра), и др. В честь всех русских святых в церкви исполняют торжественную песнь- гимн – стихиру.
Троица
Серафим Саровский
Вера,надежда,любовь и Св. Софья
Юность Сергия Радонежского
Юность Сергия Радонежского Ему покорны были звери, Делил он часто с ними снедь, Его убогой кельи двери Хранил в глухую ночь медведь. Он долго был безвестен люду, Но наступили времена, И имя Сергия повсюду Узнала Русская земля. (Отрок Варфоломей стал монахом и получил новое имя – Сергий Радонежский.)
Князь Владимир и Княгиня Ольга
Баллада о князе Владимире « Баллада о князе Владимире» на стихи А. Толстого является народным песнопением. Она близка историческим народным песням. Здесь мы знакомы с музыкой величания, взятой из церковного обихода. В старину величали песнями, заздравными пожеланиями, почетными причитаниями. В балладе посвящение образам святых – княгине Ольге и князю Владимиру. Ольга и Владимир не только русские князья, но и русские святые. Русская православная церковь называет их равноапостольными, т.е. дела их на земле равны делам учеников Иисуса Христа- апостолов, которые просвещали народы мира, рассказывая о Христе и его заповедях. Так же как апостолы, которые проповедовали учение Христа, они принесли православную веру на Русь. Княгиня Ольга была одной из первых христианок нашей земли, а внук её – князь Владимир – крестил Русь, т.е. обратил в христианство всё подвластное ему государство. Образы святой равноапостольной княгини Ольги и святого равноапостольного князя Владимира, (показ на слайдах) являются фрагментами росписи В.Васнецова Владимирского кафедрального собора в Киеве. В.Васнецов хорошо знал старинные русские и восточные узоры и орнаменты. Он изобразил княгиню Ольгу и князя Владимира в византийских одеждах (именно в Византии Ольга приняла крещение).
Крест, церковь в руках Ольги, меч на её поясе – всё это символы княжеской власти и признаки святых земли Русской. Павлины на ткани одежды княгини Ольги символизируют вечную жизнь. ( прочитать отрывок о князе и княгине с учебника муз. 3-кл.) Вот мы и познакомились еще с одними из многих русских святых, но это лишь небольшая часть людей, которые несли на Руси свет Истины, Добра, Правды. Все они по-разному делали одно и тоже дело: утверждали наше Отечество как сильное, единое, православное государство. Русская православная церковь установила день памяти Всех русских святых, и в честь этого праздника была написана « Икона Всех святых, в земле Русской просиявших». ( показ на слайдах изображение иконы)
На иконе изображено очень большое количество людей. По канону группы святых расположены на иконе по кругу, по ходу солнца, последовательно отображая юг, запад, север и восток России, просвещенной светом православной веры. В верхней части иконы, в центральном радужном медальоне, Святая Троица. По обе стороны от медальона наряду с образами Богородицы, святого Иоанна Крестителя и другими изображены просветители Кирилл и Мефодий , а также множество иных угодников, так или иначе исторически связанных с Русской церковью. Расположенная в верху икона « Троица» преподобного Андрея Рублёва, заключенная в круг, освящает собор(собрание, сбор) русских святых. В нижней части иконы- корень православной Русской державы, святой Киев со своими угодниками – просветителями Русской земли. Сердцевиной русского исторического древа является « славный град Москва», «корень царства». Московские святые находятся под кровом Владимирской иконы Божией Матери. Справа от Москвы -святая Троице- Сергиева лавра с преподобным Сергием Радонежским и его ближайшими учениками. Помимо иконы к празднику Всех русских святых была написана стихира русским святым, которая поется в самый торжественный момент для совместного с народом молитвенного обращения к прославляемым святым. Икона Всех святых.
Сегодня вы познакомились ещё раз со Святыми земли Русской, со старинной русской музыкой – колокольными звонами, услышали голоса разных колоколов – больших и маленьких. Надеюсь, что занятие вам понравилась и надолго запомнится. Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон «благовест», т.е. звон который рассказывает о доброй вести.
Презентацию подготовила учитель музыки МОУ СОШ № 13 Назарова Светлана Амировна .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки. 2 класс. Тема: "В концертном зале. Симфонический оркестр"
Конспект урока музыки для 2 класса. Знакомство с инструментами симфонического оркестра...
Конспект урока музыки. 2 класс. Тема: "В концертном зале. Симфонический оркестр"
Конспект урока музыки для 2 класса. Знакомство с инструментами симфонического оркестра...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «В чём сила музыки В.А.Моцарта?»
Урок №7 по теме 3 четверти «В чём сила музыки?»...
Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"
Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"...
Открытый урок по музыке в 5 классе на тему:" Восток в русской музыке."
Восточная тема у русских композиторов 19 века....
Конспект открытого урока по музыке в 5 классе на тему: "Программная музыка. Вторая жизнь песни" 2014 год.
Тема 1 полугодия: «Музыка и литература».Обобщающий урок по темам: «Программная музыка. Вторая жизнь песни».Тип урока: углубление и обобщение темы.Форма: урок-концерт. Цель...
Технологическая карта внеурочного занятия по музыке в 4 классе по теме: «Группа дополнительных инструментов симфонического оркестра»
Данная технологическая карта предполагает ее использование на внеурочном занятии по музыке в качестве дополнительного материала к основной теме "Звучит гармония оркестра" программы по ...