Преобразующая сила музыки.
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме
Жизнь-источник музыки; Музыка-отображение человеческих чувств, настроения.
Материал предназначен для проведения урока музыки в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_konspekt_uroka_preobrazuyushchaya_sila_muzyki_6_klass.doc | 59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
по теме «Преобразующая сила музыки»
6 класс I четверть
Цель урока:
- на основе разных произведений искусств рассмотреть влияние музыки на людей и окружающую жизнь..
Задачи:
Обучающие:
- учить слушать – воспринимать – познавать музыкальное произведение, определять важнейшие средства музыкальной выразительности.
Развивающие:
- развивать у учащихся умения анализировать, синтезировать, размышлять на основе материала урок;
- продолжать работу по пополнению тезауруса в музыкальном словаре.
- расширять музыкально - художественный кругозор учащихся через знакомство с русской музыкой , живописью и литературой XIX в.
Воспитывающие:
- приобщить учащихся к ценностям русской художественной культуры, лучшим образцам народного творчества;.
Форма урока: урок-размышление.
Оборудование:
- Аудиозапись русской народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Людмилы Зыкиной
- Иллюстрация картины Василия Пукирева «Неравный брак».
- Иллюстрация картины Фирса Журавлева «Перед венцом».
- Отрывок из поэмы Николая Некрасова «Русские женщины».
Этапы урока:
Организационный момент - 2 мин
Объявление темы и задач урока- 1 мин
Изучение нового материала- 25 мин
Динамическая пауза- 1 мин
Вокально - хоровая работа 10 мин
Рефлексия- 2мин
Обобщение темы урока- 4 мин
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Объявление темы и задач урока.
Здравствуйте, ребята. Обратите внимание не тему урока: «Преобразующая сила музыки». Как вы понимаете слово « преобразовывать»? ( ответы учеников).
Учитель: В толковом словаре Ожегова написано: «преобразовать» - переделать, изменить к лучшему.
Проблема урока: Мы встретимся с произведениями искусства, созданными в XIX в. и постараемся понять, как они влияют на нас с вами. Итак, начнем.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Цыганка Таня Демьянова, близко знавшая Пушкина, часто рассказывала о случае, произошедшем в доме Павла Нащокина, задушевного друга А.С. Пушкина. «К вечеру уж подкатили сани под крыльцо, и в сени вошел Пушкин. Увидал меня и кричит: «Ах, радость моя, как я рад тебе, здорово, моя бесценная!»».
Но был он в этот день необыкновенно тих и по- особому грустен. Сел, задумался, голову на руку опер, глядит на меня: «Спой мне- говорит,- Таня, что-нибудь на счастье, слышала, может быть , я женюсь?- Как не слыхать,- говорю- Дай Вам Бог счастья Александр Сергеевич!».
Взяла я гитару, да сама не знаю отчего запела старую песню: «Ах, матушка, что так в поле пыльно?».
Пою, глаз от струн, не подымаю, грустехонько мне… Как вдруг слышу, громко зарыдал Пушкин. Подняла я глаза, а он рукой за голову схватился, как ребенок плачет… «Ах,- говорит,- эта песня всю мне душу перевернула».
Учитель: Какой же силой должна обладать эта песня, что довела до слез даже мужчину?
Слушание песни.
(«Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Людмилы Зыкиной).
Вопросы и задания: О чем эта песня? В какой форме построена эта песня? Какие средства музыкальной выразительности используются в песне?
Ответы учеников: В форме диалога матери и дочери. Это настоящая сценка из жизни. Это - песня театр.
Учитель: Девушку приехали сватать, разве стоит так переживать об этом?
Ответы учеников: Видно не люб ей жених. Отдавали ее, не спрашивая, хочет ли она выходить замуж за этого человека.
Учитель: Тема неравного брака в искусстве была очень популярна в XIX веке. Кроткие невесты, рыдая перед венцом, не способны противостоять женской судьбе. Послушайте еще раз песню , посмотрите иллюстрации и сопоставьте эти образы – музыкальный и живописный.
Повторное слушание песни и анализ произведений.
(слушание песни и просмотр иллюстраций Василия Пукирева «Неравный брак» и Фирса Журавлева «Перед венцом».)
Учитель: Свадьба это радость, мечты о будущем. А на этих картинах мы видим счастливых невест? Почему художники написали свои полотна полные горя и слез? Какую цель они преследовали?
Ответы учеников: Цель - правдиво отобразить тяжелую, трудную жизнь русской женщины. «Окружающая жизнь сама просится на холст»- говорил Илья Ефимович Репин.
Учитель: Много мыслей, чувств рождают эти произведения. В них приговор российской действительности.
Василий Владимирович Пукирев прославился жанровой картиной «Неравный брак», написанной в 1862 году. В те времена проблема бесправия женщин стояла очень остро. Юную девушку выдают замуж за богатого старика. Судьбу девушки легко предугадать. Художник с большой правдивостью изобразил второстепенные персонажи. Они считают этот брак вполне обыденным явлением. Их лица выражают у кого равнодушие, у кого любопытство и зависть. Лишь один из присутствующих, молодой человек с благородными чертами лица, сочувствует невесте.
В.В. Пукирев, выходец из крестьянской семьи. Он очень хорошо знал народную жизнь. В основу картины положено реальное событие. В 1861 году состоялось обручение богатого фабриканта и молодой девушки из бедной семьи. Друг Пукирева и эта девушка любили друг друга, но по неизвестной причине вместе быть не смогли. В картине «Неравный брак» поражает все: и глубокий психологизм, и достоверность, и необычное живописное мастерство. Сам колорит несет огромную эмоциональную нагрузку. Рассеянный свет (полумгла) в церкви подчеркивает кротость страдающей женщины. Видя слезы невесты, жених раздосадован. Опустив заплаканные глаза, не глядя на священника, не замечая полу упавшую свечу, протягивает невеста руку священнику. И тот навсегда соединит ее судьбу с нелюбимым человеком.
Учитель: Картины Ф. Журавлева «Перед венцом» и В. Пукирева «Неравный брак» созвучны песне «Матушка, матушка, что во поле пыльно»?
Ответы учеников: Да созвучны. Преобладание темных красок в картине – грустное (минорное) настроение в песне. И на картине, и в песне девушки несчастны. Этот брак больше похож на торговую сделку.
Не только художники обращались к теме бесправного положения женщины XIX века, сочинялись песни народом, поэт Николай Некрасов написал поэму «Русские женщины».
Учащиеся читают отрывок из поэмы.
«Поживешь и попразднуешь вволю…
Будет жизнь и полна, и легка…
Но не то тебе пало на долю.
За неряху пойдешь мужика
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь.
Будет бить тебя муж привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и черной, и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни- появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный вечный испуг
И схоронят в сырую могилу
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.»
Учитель: Счастливо жилось русской женщине в дореволюционной России?
Ответы учеников: Нет. В поэме звучит горькая ирония. Это стихи - крик о помощи.
Учитель: А сейчас эта тема волнует наши умы и сердца? ( ответы учеников).
IV. Динамическая пауза.
V. Вокально - хоровая работа. (Песня по выбору учителя, работа над песней)
VI. Рефлексия.
1. Что вам понравилось сегодня на уроке?
2. Какое впечатление произвели на вас сегодняшние произведения искусства?
3. Что нового узнали вы сегодня на уроке?
VII. Обобщение темы урока.
Учитель: Скажите, о чем сегодня шла речь на уроке? О музыке –как искусстве, обладающим большой силой эмоционального воздействия на человека. Что же такое преобразующая сила музыки? (Способность музыки влиять на чувства и настроение человека) Скажите, удалось ли произведениям, прозвучавшим на сегодняшнем уроке повлиять на вас? Да. Они раскрыли глубочайшую трагедию многих поколений русских женщин дореволюционной России. Просматривая иллюстрации, слушая и исполняя песни, мы сочувствовали героям, жалели их, сопереживали. Музыка нашла отклик в нашей душе, а значит, на какой-то миг мы стали добрее ,лучше, сострадательнее. В этом и есть сила музыки.
Выставление оценок. Домашнее задание.
Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания, друзья!
Используемая литература.
- УМК «Музыка 6 класс». Авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Издательство «Просвещение», Москва 2012 г.
- Программа «Музыка 5- 7классы М., Просвещение, 2012г.
- «Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2012 г
- Сергей Ожегов: Толковый словарь русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
6 класс тема "Преобразующая сила музыки" 2 урока (Скрябин, обобщающий))
Разработка 2-х уроков. "Творчество А.Н.Скрябина было его временем...", обобщающий урок по теме "Преобразующая сила музыки"...
УРОК В 6 классе "ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА МУЗЫКИ"
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ УРОК И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ "ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА МУЗЫКИ" .РЕСУРС СОДЕРЖИТ КОНСПЕКТ УРОКА, ПРЕЗЕНТАЦИЮ, А ТАКЖЕ ФАЙЛ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРИЛОЖЕНИЯМИ В ФОРМАТЕ МП 3....
Конспект и презентация к уроку музыки «Преобразующая сила музыки».
Тема урока: Преобразующая сила музыки.Тип урока: комбинированный.Цель урока: Формировать знания детей о преобразующей силе музыки.На уроке решались образовательные, воспитательные и развивающие задачи...
Презентация к уроку музыки по теме "Преобразующая сила музыки" 6 класс
Презентация к уроку музыки по теме "Преобразующая сила музыки" 6 класс...
Урок музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки" 2 полугодие
Урок музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки"...
Урок музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки"
В. Моцарт «Реквием»Художественно-педагогическая идея урока:«Ты, Моцарт, БогИ сам того не знаешь».А. С. Пушкин...
Модель урока по музыке 6 класс "Преобразующая сила музыки Л.В. Бетховена"
Конспект урока по проамме Д.Б. Кабалевского"Преобразующая сила музыки" 6 класс...