Родительское собрание Доброта начинается с детства.
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)
Материалы к родительскому собранию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка родительского собрания | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Доброта начинается с детства»
Цель: показать родителям необходимость воспитания у детей доброты с детского возраста.
Предварительная работа:
1. Провести анкетирование среди детей и родителей на тему:
«Каким человеком тебе хочется стать?»
«Какими вы хотели бы видеть своих детей?»
2. Приготовить педагогические ситуации для коллективного разрешения.
3. Провести классный час с детьми на тему: «Доброта начинается с детства».
Эпиграф. С.Михалков:
….Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра.
Взойдёт он лишь через годы, и тогда будет видно, взошёл ли посев добра
или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошел в жизнь
и стал членом общества.
Знаменитый В.А. Сухомлинский говорил:
….Добрый ребёнок не сваливается с неба. Его надо воспитывать.
Он с тревогой отмечал, что пришедшие в школу дети даже не считают доброту важным человеческим качеством.
Анализируя ваши анкеты и анкеты ваших детей выяснилось, что дети хотели бы быть:
Сильными, храбрыми, мужественными, умными, находчивыми, бесстрашными, смелыми, красивыми, счастливыми и т.д. И почти никто не ответил: добрыми.
- Почему?
Разве в наше время доброта утратила свою нравственную силу?
-Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?
-Или в стремительном темпе 21 века ценятся только «бойцовские качества» человека?
Наверное, тут что-то не так, вернее не совсем тек. Хочется верить, что родители, которые не выразили желания видеть своих детей добрыми, просто перепутали понятия «добрый» и «добренький».
Конечно, никто не хочет вырастить беспринципного, мягкотелого, слабодушного человека. Этакого добрячка, всему и всегда улыбающегося. Добренького, дрябленького умом и душой человека. Такой человек всем антипатичен, вызывает раздражение, у людей возникает пренебрежительное к нему отношение. Нет, мы не хотим, чтобы наши дети, наши ученики выросли добренькими. Значит ли это, что мы должны воспитывать у них «бойцовские качества»? Чтобы они умели все перенести и, грубее говоря, дать сдачу?
Как сделать так чтобы доброта встала в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость, чтобы наши ученики не стеснялись своей доброты? Как убедить отдельных родителей, особенно пап, которые утверждают обратное: пусть лучше у наших детей будут твердая рука и крепкий лоб, а не мягкое сердце!
Нужно всегда помнить слова Монтена:
…..Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.
Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство – доброта.
Итак, разговор сегодня пойдет о доброте.
1. Обсуждение в группах: « Что такое доброта?
(Высказывания родителей).
Вот как объясняет понятие «доброта» толковый словарь С.И. Ожегова:
…..Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Совсем недавно на эту тему был проведён классный час с детьми. Они правильно понимают, что такое доброта, но не всегда, к сожалению, их поступки бывают добрыми.
И наша задача состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать бодрые поступки. И главным звеном в этом воспитании служит личный пример.
2. Обсуждение понятий «добрый» и «добренький».
( Высказывания родителей).
…..Что такое добро? И что такое быть добрым? Французский писатель Камю писал, что один человек на дверях своего дома повесил плакат:
« Кто бы ты ни был – добро пожаловать!»
Фашисты пришли и убили его. Так что евангельское понимание добра нам не подходит: оно полностью развязывает руки злу. А истинное добро состоит как раз в искоренении зла. Ведь чем больше человек любит добро, тем больше он ненавидит зло. Это значит, что нужно воспитывать в ребёнке не доброту всепрощения, а доброту, связанную с неприятием зла, а в более зрелом возрасте – с активной борьбой со злом. Януш Корчак писал:
….Мы обязаны учить ребёнка не только любить, но и ненавидеть….. не только подчиняться, но и бунтовать.
- Согласны ли вы с утверждением Януша Корчака?
(Обсуждение).
Чтобы ответить на часто задаваемый: « Как стать добрее?» - важно запомнить классический пример : человек выходит из метро и придерживает за собой дверь, идущий сзади поступает так же, словно передовая эстафету, а если человек не придерживает за собой дверь, то сзади идущий так же поступает…Своеобразная цепная реакция. Люди порой не знают, как стать добрее. Личностный пример важнее всех статей и телепередач, потому что движение» Милосердие» никакой демагогии, красивых выступлений, не терпит. Критерий настоящего милосердия – только личная помощь, трудная, часто неблагодарная, но отвечающая потребностям человеческой души.
3. Обсуждение высказывания « Добро должно быть с кулаками».
( Обсуждение).
Вывод: Другими словами , это можно выразить так : «Добро должно быть деятельным, сильным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.
« Сильные – всегда добрые» - утверждал М.Горький.
4. Обсуждение пословицы: «За добро добром платят».
(Обсуждение).
Вывод: Действительно, за добро, которое делали, хочется платить тем же.
В воспитании доброты приоритет за семьей. Человек начинается с детства. В школу приходят разные дети: эгоистичные, избалованные, себялюбивые, открытые, простые, любящие всё живое и т. д.
Ребёнок – как подсолнух: он поворачивается к добру, как к солнцу. И это добро обязательно должно исходить от членов семьи и всех окружающих.
Психологи отметили: добрый человек несравненно легче переносит удары судьбы, чем эгоистичный, который « ломается», впадает в отчаяние. И это понятно: сосредоточенный на себе, он не способен найти ни в чем утешение. Добрый же, когда его постигает несчастье, находит поддержку и утешение в радости других людей, во всем прекрасном и светлом, в любимых друзьях и любимом труде. Черствое сердце не спрячешь, и оно отталкивает людей. Доброе же сердце – магнит. Добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это благо, несравнимое ни с каким материальным. Как известно, искреннюю любовь и дружбу, невозможно купить ни за какие деньги.
Доброта бывает 3 видов:
ПАССИВНАЯ - Человек не ударит слабого, не оборвет робкого, не заденет самолюбия, легкоранимого. Но пройдет мимо зла.
АКТИВНАЯ - Добрые чувства не разрешают человеку делать зло, но и заставляют его совершать добрые дела.
БОРЮЩАЯСЯ - Это самая высокая ступень, самое прекрасное, самое бескорыстное и благородное проявление. Эта доброта выбирает себе хозяина среди людей с чувством собственного достоинства. Ибо только уважающий себя человек может по настоящему почувствовать несправедливость, зло, унижение одного человека другим.
- Согласны вы с делением доброты на три вида?
(Обсуждение).
5. Решение педагогических ситуаций.
1) «….Моя дочь ходит в музыкальную школу и на фигурное катание. Дома я её
избавляю от всех хлопот, а тут ей, видите ли, надо сходить к подруге,
объяснить ей задание»
- Ваше мнение? ( Обсуждение).
Вывод: Отучив дочь заботиться о других, мать отучит её заботиться и о собственной матери.
2) «…На глазах у встречающих родителей первоклассник, выйдя из школы, ударил
девочку по голове портфелем.
- Ты что делаешь? – возмущенно крикнула мать мальчика. Ручка-то у портфеля
совсем слабая, отлетит. С чем в школу ходить будешь?
- Разве можно так мальчик? – со всех сторон послышалось.
- А пусть не плюется на переменах! – с искренней убедительностью в правоте
содеянного ответил тот.
- Видите? – воодушевившись ответом сына, женщина обратилась уже к людям.
- Он защищался!
- Правильно сынок, не давай себя в обиду. Следующий раз не плюнет. Но портфель
тоже надо беречь, ведь год только начался»
- Как поступили бы вы? ( Обсуждение).
3) «…В троллейбусе все обратили внимание на плачущую девочку. Из-за отворота пальто торчала лохматая голова кота. Он вырывался, мяукал, а она что-то ласково говорила ему сквозь слёзы. Пассажиры стали расспрашивать девочку. И она рассказала, что сегодня мама принесла в дом породистого щенка и клетку с птицами, а Мурзика приказала выбросить куда угодно. И вот девочка уговорила свою подругу, а та свою маму, и кот переезжает на новое место жительства.
- Так что же ты плачешь? У тебя будет красивая собака и птицы.
- Я их не хочу и не люблю. Я люблю своего Мурзика и он тоже не хочет уезжать от меня.
-О чём думала мать, когда приказала дочери выбросить котенка?
- В чем не права мать?
- Урок добра или зла преподнесла мать своей дочери?
- Легко ли будет преодолевать дочке чувство обиды на мать? Почему?
4) «….Семья возвращается из леса. Начинается дождь, все изрядно устали. Недалеко от дороги увидели пожилую женщину, торопливо сгребавшую сено.
– Не успеет до дождя убрать, все сено, давайте ей поможем, - предложил отец.
Когда все сено было убрано, уже совсем стемнело. На слова благодарности
Отец ответил: « У нас в семье принято помогать друг другу и выручать в
беде».
- Как вы воспитываете в детях доброту и искреннее желание помочь взрослым,
нуждающимся?
5) «…Как то в морозный вечер пришлось долго ждать автобус. На остановке мерзла мать с двумя детьми – 4-летним мальчиком и 5-летней девочкой. Девочка с гораздо большим мужеством переносила холод. Хныкал и плакал мальчик. В руках у девочки была кукла, у мальчика – пистолет. Когда девочка начинала хныкать,
мать говорила ей: «Смотри, как замерзла твоя Катя, закутай её получше». Девочка спасала от мороза куклу и забывала о себе. Предложение пострелять никак не могло отвлечь мальчика от собственных ощущений».
-Можно ли применить утверждение В.А.Сухомлинского «..Добрый человек не сваливается с неба. Его надо воспитывать» к данной ситуации?
6) «…Ребята играли в войну. Старший брат был «фашистом», а мальчик, ученик 1 класса, - «партизаном». Старший затащил его на чердак дома, скрутил руки проволокой и бил по голове кирпичом до тех пор, пока «партизан» не перестал дышать. После этого тщательно вычистил курточку, вымыл руки и несколько дней, пока продолжались поиски мальчика, спокойно жил, ходил в школу, играл во дворе. Он довольно подробно и без особого волнения отвечал на вопросы следователя».
-Как, каким путем школьник пришел к этому преступлению?
7) « ….Шум и крики ребят во дворе заставил выглянуть в окно: мужчина держал на привязи лисенка. Он рвался с верёвки, бросался в стороны. Вскоре все увидели лисёнка на балконе второго этажа. Ему сделали будку и он стал там жить. К осени лисёнок превратился в пушистого, красивого зверька. Мальчишки охотно объясняли: это растёт воротник для Бориной мамы. А Боря, видя обращенное на него внимание, улыбался и подтверждал слова товарищей. В его сердце не осталось места для благородного порыва, как освободить зверя. Вместе с отцом он будет хвастаться, что поймал лисенка, сам его вырастил, сам убил и сделал воротник.
- Ваше отношение к мальчику и отцу?
- В чем виноват отец?
- Как помочь Боре и что бы вы посоветовали отцу?
8) «…Наташа, придя из школы, рассказала, что Марина, её соседка по парте, лежит в больнице. В выходной день мама напомнила Наташе об этом. Шёл дождь, и Наташе не очень хотелось идти. Мама собрала гостинцы и стала собираться.
-«Ты куда? – спросила девочка.
- «В больницу, навестить Марину»
Дочь тоже оделась и пошла за матерью. Марина очень обрадовалась приходу Наташе, которая ей рассказала о школе, о классе. Из больницы Наташа шла возбужденная. Собиралась в следующий раз принести Марине две интересные книги.
- «А если дождь будет?»- спросила мама. Девочка ничего не ответила, только крепко прижалась к её руке.
- Дала ли урок доброты мать своей дочери? Как она это сделала?
- почему дочь прижалась к руке матери?
- Захочется ли Наташе снова принести радость другому?
6. Чтение стихов родителями о доброте.
Итог: Если мы будем внимательны к людям, с которыми вступаем во взаимоотношения – будь то случайный попутчик или кто-то из близких, - это и будет проявлением доброты. Любой человек раним, любой нуждается в уважении и внимании, и мы не можем ни за что, ни про что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану.
Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку…..
Научиться по-настоящему быть добрым – трудно. Путь к Доброте – нелёгкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлёты и подъёмы: чередование зла и добра. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих свершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Так пожелаем же нашим детям доброты, открытости к людям, душевной щедрости. Желая им добра, не убоимся того, что преодоление зла или даже просто инерции во имя общего блага требует усилий и трудностей, то есть не сулит «лёгкой» жизни, если понимать под «лёгкостью» отсутствие усилий.
Мы сейчас немало говорили, спорили, размышляли о воспитании в детях доброты. Обобщая все наши мысли у нас получилась « Памятка для родителей» о воспитании доброты в детях.
(Памятка вручается каждому родителю).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое родительское собрание "Страна по имени Детство"
Итоговое родительское собрание "Страна по имени Детство" проводится в конце учебного года. На нем награждаются отличники учебы, активисты школы, родители и педагоги за активное участие в жизни школы....
родительское собрание "Семья и школа: детство без жестокости и насилия"
Выступление психолога на родительском собрание, призентация к нему, анкетирование учащихся и буклет для родителей в раздатку....
Презентация к родительскому собранию "Право на счастливое детство"
Слайды тезисно представляют выступление на общешкольном родительском собрании...
Родительское собрание "Всё начинается с семьи"
Материал для проведения родительского собрания...
Родительское собрание «Воспитание начинается в семье»
Родительское собрание «Воспитание начинается в семье» . Начальная школа...
Сценарий родительского собрания "Все начинается с семьи"
Родительское собрание помогает познакомиться с семейными ценностями семьи, на примере семей воспитанников....
Родительское собрание. «Доброта начинается с детства»
Цель: показать родителям необходимость воспитания у детей доброты с детского возраста.Предварительная работа: Провести анкетирование среди детей и родителей на тему:«Каким человеком т...