Открытый урок музыки на тему: «Исполнительская интерпретация как форма самовыражения»
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме
Цели урока:
- доказать при помощи анализа музыкальных фрагментов, что каждый исполнитель выражает своё отношение к музыке (и не только) в процессе исполнения, проследить на музыкальных примерах, какие изменения происходят с произведением в процессе интерпретации.
- исполнительская деятельность: песня «Маленький принц» на музыку М.Таривердиева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учитель музыки МОУ Плоскошской СОШ - Веселова Г.И.
7 класс
Открытый урок музыки на тему:
«Исполнительская интерпретация как форма самовыражения»
Цели урока:
- доказать при помощи анализа музыкальных фрагментов, что каждый исполнитель выражает своё отношение к музыке (и не только) в процессе исполнения, проследить на музыкальных примерах, какие изменения происходят с произведением в процессе интерпретации.
- исполнительская деятельность: песня «Маленький принц» на музыку М.Таривердиева.
Музыкальный материал: «Валенки» рус.нар. песня и исполнении Л.Руслановой, «Валенки»- ремикс; Амадей Моцарт «Турецкий марш» -оригинал, ремикс; Модест Мусоргский из цикла «Картинки из выставки» «Баба Яга» - оригинал, оркестровое исполнение, ремикс.
Ход урока:
1 часть урока
- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я хочу начать такими строками из стихотворения Волобуевой
- Слайд 1.
Как многогранна музыка! Как юно
Она, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты.
И.Волобуева
- Слайд 2,3.
- Сегодняшний урок будет посвящен очень важной теме – личному мнению. Звучит тема урока так: «Исполнительская интерпретация как форма самовыражения», на музыкальных примерах мы проанализируем своё отношение к музыке.
- Скажите, часто ли вы согласны со своими друзьями во всём? Или вам приходиться ежедневно отстаивать свое мнение?
(Бывает, что согласны, а бывает, что и нет)
- Действительно, все мы разные – по внешности, предпочтениям, вкусам. Книга, прочитанная одним, может совсем не заинтересовать другого. Аромат, доставляющий одному удовольствие, может вызвать у другого головную боль, и так до бесконечности. Каждый человек по-своему воспринимает различные события и по-своему реагирует на них. Даже одну и ту же фразу каждый из вас произнесёт по-своему и вложит в эту фразу свой смысл. Проверим?
- Произнести фразу «Всё будет хорошо» разной интонацией, не повторятся.
- Это была литература, где мы могли передать свои чувства с помощью выражения, смыслового акцента, остановки, скорости произнесения.
- Как вы думаете, можно ли выразить своё отношение при исполнении музыкального произведения? Как это сделать?
- Тоже с помощью изменения скорости, силы звука, способа звукоизвлечения. Наша задача сегодня – проследить, как меняется произведение в зависимости от интерпретации исполнения. Вспомним, что интерпретация- это творческое освоение художественных произведений, связанное с его избирательным прочтением (порой спорным). А творческий подход – это обязательное выражение собственного мнения.
- Вспомним, что музыкальная культура выделяет 3 основных жанра:
1. серьёзная музыка: оперы, симфонии, пьесы, концерты и т.д.
2. легкая музыка: эстрадная музыка, джаз, поп-музыка, рок и т.д.
3. фольклор: народная музыка, песни, народные хоры и т.д.
- Музыка первого рода доставляет удовольствие, второго рода выражает страсти, третьего рода возбуждает воображение.
Можно сказать, что подлинное глубокое искусство наподвластно веяниям моды, оно способно жить века, обогащая духовный мир человека и не признаков «старения». Такой музыкой является и музыка Баха, Моцарта, Чайковского, Мусоргского и др. композиторов.
- Коротко скажем о некоторых композиторах, чью музыку мы послушаем и проанализируем.
- Слайд 4,5.
- Посмотрите , на партах у вас таблицы эмоциональных состояний и пустые таблицы, которые вы должны заполнить в течение урока прослушав музыку .
Слушание музыки А.Моцарта «Турецкий марш» -1. оригинал,2. ремикс.
- А теперь, каждый зачитайте первую колонку, где звучал оригинал, и вторую где звучал ремикс.
Слушание музыки М.Мусоргского «Баба Яга» - 1. оригинал, 2. оркестр, 3. ремикс.
- Тоже зачитываем, анализируя вместе музыку.
- Какой вариант исполнения вам понравился больше?
- Каждый из вариантов исполнения по-своему убедителен и имеет право на существование, не смотря на то, что оригинал написан для фортепиано много лет назад.
- Как вы считаете, почему не бывает одинаковых исполнений?
(Наверное, потому у каждого человека своя точка зрения на жизнь и события, своё настроение и характер)
- Итак, во всех двух музыкальных произведениях, была одна тема каждого из них, а потом пошла импровизация. А импровизация – это не что иное, как размышления на тему, выражение своего мнения.
2 часть урока
- Сегодня мы с вами вспомним замечательную песню композитора Таривердиева «Маленький принц»
- Прежде, чем перейти к исполнению песни, мы распоемся и проведём ритмическую минутку.
Распевка:
Сегодня ты усвоить должен ноты,
Трудись и не бросай своей работы.
Покуда тень от твоего хвоста
Не добежит до этого куста.
Подумаешь наука, тра-ля,ля,ля,ля,ля.
Совсем простая штука, тра-ля,ля,ля,ля,ля.
Хо-хо с моим талантом я буду тря-ля,ля
Известным музыкантом,
Артистом тра-ля,ля.
Ритмическая минутка по карточкам (стоя)
Слушание песни «Маленький принц»
Исполнение песни под баян классом.
Исполнение песни под караоке
Исполнение песни соло или дуэтом по выбору.
Итог урока:
-Как вы считаете, почему не бывает одинаковых исполнений?
- Какие ученики работали на уроке на «5»?
Выставление оценок.
В заключение урока предлагаю вам вариант очень вольной интерпретации, и пусть ваше настроение до конца дня будет замечательным.
Слушание песни «Валенки» исполненная в 60-ых годах 20 века, и ремикс «Валенки» в наше время.
Прослушивание песни «Валенки»
Конец урока
Приложение:
Таб.1
Амадей Моцарт «Турецкий марш»
Оригинал | Современная обработка |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 4 |
5 | 5 |
6 | 6 |
7 | 7 |
8 | 8 |
9 | 9 |
10 | 10 |
Таб.2
Модест Петрович Мусоргский из цикла «Картинки из выставки» «Баба Яга»
Оркестровое исполнение | Современная обработка | |
1 | 1 | 1 |
2 | 2 | 2 |
3 | 3 | 3 |
4 | 4 | 4 |
5 | 5 | 5 |
6 | 6 | 6 |
7 | 7 | 7 |
8 | 8 | 8 |
9 | 9 | 9 |
10 | 10 | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/04/picture-137276-1352034348.jpg)
Открытый урок музыки "Ты откуда , русская, зародилась музыка?"
Методическая разработка - открытый урок музыки на тему "Ты откуда, русская, зародилась музыка?". Урок составлен по программе "Музыка" Критской, Сергеевой для 4 класса. Представлен конспект урока...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/24/picture-144153-1353777672.jpg)
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК ФОРМА САМОВЫРАЖЕНИЯ». 8 класс.
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК ФОРМА САМОВЫРАЖЕНИЯ». 8 класс.Задачи: доказать при помощи анализа музыкальных фрагментов, что каждый исполнитель выражает свое отношение в му...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/30/picture-192256-1359552973.jpg)
Открытый урок музыки, пения, танца по теме: «Разучивание песни «Весёлый барабанщик», музыка Л.Шварца в 6 «б» классе (ССД)
Данный урок позволяет активизировать творческие способности у учащихся,совершенствовать певческие навыки, развивать музыкальнуюпамять, корригировать нарушение звукопроизношения, сниматьэмоциональное н...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/24/picture-299368-1380039240.jpg)
Открытый урок музыки по теме: "Построение в музыке. Форма рондо"
Интегрированный урок музыки и литературы в 3 классе по УМК В. О. Усачевой, Л. В. Школяр. Способствует развитию творческих способностей, формированию коммуникативных навыков и рефлексии....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/31/picture-638536-1433084861.jpg)
Сценарий Открытого урока музыки с физкультурой "В ритме музыки и движения". Авторы: учитель музыки Азизова А.И. и учитель физической культуры Мокрушина Ж.В.
В нашей школе прошла неделя открытых уроков. Показали совмещенный урок музыки и физкультуры во вторых классах: "В ритме музыки и движения"....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/22/picture-1000054-1674363780.jpg)
Открытый урок музыки 7 класс «ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В МУЗЫКЕ. СЮИТА»
Цель урока: Закрепление представлений о музыкальной форме как процессе развёртывания музыкального произведения и выяснение значения понятия «циклическая форма».Задачи урока...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/16/picture-668470-1442419896.jpg)
Технологическая карта урока музыки в 7 классе "Содержание и форма в музыке"
Цель урока:Осмысление понятия «музыкальная форма», выявление его художественных и выразительных особенностей....