УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК ФОРМА САМОВЫРАЖЕНИЯ». 8 класс.
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК ФОРМА САМОВЫРАЖЕНИЯ». 8 класс.
Задачи: доказать при помощи анализа музыкальных фрагментов, что каждый исполнитель выражает свое отношение в музыке(и не только) в процессе исполнения, проследить на музыкальных примерах, какие изменения происходят с произведением в процессе интерпретации.
Музыкальный материал: «Валенки» р.н.пс Л. Русланова — «Народные стандарты». «Дубинушка» р.н.п.: Шаляпин - обр. Г. Миллера. «Scorpions» — «Wind of change» (оригинал и с симф. оркестром), «Токката и фуга ре-минор» И. С. Бах (орган, духовой оркестр, голос).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie.docx | 23.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК ФОРМА САМОВЫРАЖЕНИЯ». 8 класс.
Задачи: доказать при помощи анализа музыкальных фрагментов, что каждый исполнитель выражает свое отношение в музыке(и не только) в процессе исполнения, проследить на музыкальных примерах, какие изменения происходят с произведением в процессе интерпретации.
Музыкальный материал: «Валенки» р.н.пс Л. Русланова — «Народные стандарты». «Дубинушка» р.н.п.: Шаляпин - обр. Г. Миллера. «Scorpions» — «Wind of change» (оригинал и с симф. оркестром), «Токката и фуга ре-минор» И. С. Бах (орган, духовой оркестр, голос).
Ход урока:
—Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок будет по священ очень важной теме- личному мнению. Скажите, часто ли вы согласны со своими друзьями во всем? Или вам приходится ежедневно отстаивать свое мнение?
(Бывает, что согласны, а бывает, что и нет.)
— Действительно, все мы разные - по внешности, предпочтениям, вкусам. Книга, прочитанная одним, может совсем не заинтересовать другого. Аромат, доставляющий одному удовольствие, может вызвать у другого головную боль, и так до бесконечности. Каждый человек по-своему воспринимает различные события и по-своему реагирует на них. Даже одну и ту же фразу каждый из вас произнесёт по-своему и вложит в эту фразу свой смысл. Проверим?
(Фраза на выбор преподавателя, например, всё будет хорошо.)
— Это была литература, где мы могли передать свои чувства с помощью выражения, смыслового акцента, остановки, скорости произнесения.
Как вы думаете, можно ли выразить свое отношение при исполнении музыкального произведения? Как это сделать?
Тоже с помощью изменения скорости, силы звука, способа звукоизвлечения.
— Вы правы. Наша задача сегодня – проследить, как меняется произведение в зависимости от интерпретации исполнителя. Вспомним, что интерпретация – это творческое освоение художественных произведений, связанное с его избирательным прочтением (порой спорным). А творческий подход – это обязательное выражение собственного мнения.
У музыки гораздо больше возможностей по сравнению с литературой. Если ставится условие сохранения темпа и стиля, то можно поменять оркестровку. Давайте послушаем, что получилось у группы «Scorpions».
(Фрагменты: оригинал и симфонический оркестр.)
— Отличия крупные или не очень? Охарактеризуйте оба отрывка. (Оркестровая версия более плотная по звучанию. Оригинал более соответствует названию — «Ветер перемен», вторая версия болоте напоминает начало непогоды.)
— Теперь вспомним очень интересный факт — одна и та же народная песня в разных деревнях исполнялась немного иначе, чем у соседей. Как вы думаете, как бы звучала такая песня, попади она не только в другую эпоху, но и в другую страну? Давайте послушаем, и попробуем определить страну — исполнителя и название песни-первоисточника («Дубинушка» обр. Г. Миллера). А вот так звучит оригинал (Шаляпин). Посмотрите, была дана тема, а потом пошла импровизация. А импровизация — это не что иное, как размышления на тему, выражение своего мнения.
Если мы имеем дело с классикой, это уже сложнее. Здесь не допускаются кардинальные изменения, но и тогда можно найти выход для самовыражения. Давайте посмотрим, как и за счёт чего это получилось.
(Токката и фуга ре-минор в трех вариантах: голос, орган, духовой оркестр.)
— Какой вариант исполнения вам понравился больше? Как вы думаете, какой вариант исполнения являлся оригиналом.
— Вы заметили, что каждый из вариантов исполнения по-своему убедителен и имеет право на существование, не смотря на то, что оригинал написан для органа. Какой из фрагментов, по вашему мнению, отличается самой большой свободой интерпретации? Почему?
(Обсуждение в свободной форме, но с обязательным аргументированием.)
— Как вы считаете, почему не бывает одинаковых исполнений? (Наверное, потому что у каждого человека своя точка зрения на жизнь и события, своё настроение и характер.)
— Предлагаю это подтвердить с помощью эксперимента. Попробуем построить цепочку ассоциаций. Берём любое слово, затем по очереди называем то, что первым пришло в голову, но опираться можно только на последнее произнесённое слово и не задумываться, а говорить свой вариант сразу.
(Пример: сено-лошадь-гонки-опоздание-обида, облако-небо-солнце-жара-батарея, и так далее. Чем длиннее цепочка, тем неожиданнее результат.)
— Заметили, как далеко мы уходим от первого слова? Так и интерпретация может увести достаточно далеко от первоисточника. Как вы думаете, мы смогли доказать, что каждый человек выражает свое отношение в процессе исполнения (музыки, стихотворения, рисунка) и поэтому не бывает двух одинаковых вариантов? (Да, мы доказали это.)
— Теперь тема для размышления — дана ситуация: вы идёте по коридору, и к вашим ногам падает камень, разбивший оконное стекло. Опишите в трёх-четырёх предложениях вашу реакцию и действия. Это домашнее задание, а на следующем уроке мы сравним ваше видение данной ситуации.
В заключение урока предлагаю вам вариант очень вольной интерпретации, и пусть ваше настроение до конца дня будет замечательным.
(«Валенки» в исп. Л.Руслановой – группа «Народные стандарты».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – исследование «Нужны ли нам прилагательные?» в 6 классе
Этот урок помогает выработать у учащихся стойкое убеждение, что прилагательные необходимы в нашей речи; закрепить знания о правописании суффиксов прилагательных; воспитывает интерес к урокам русс...
Урок-исследование по теме "Сумма углов треугольника", 7 класс
Цель урока - экспериментальным путем установить и выдвинуть гипотезу о сумме углов любого треугольника, доказать это предположение, закрепить установленный факт, развить творч...
Урок - исследование "Осень в звуках и крассках", 1 класс
Урок музыки по теме «Музыкальное путешествие в осенний сказочный лес» проводится в первом классе по системе РО Л.В. Занкова. Этот урок является завершающим по данной теме и проводитс...
Урок "Исследование функции на монотонность и экстремумы" 10 класс
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к ЕГЭ и решению заданий В8 и В14. Проводится он в 10 классе....
Открытый урок музыки на тему: «Исполнительская интерпретация как форма самовыражения»
Цели урока: доказать при помощи анализа музыкальных фрагментов, что каждый исполнитель выражает своё отношение к музыке (и не только) в процессе исполнения, проследить на музык...
Урок-исследование по теме: « Причастие – особая форма глагола».
Урок-исследование по русскому языку в 7 классе...
Урок -исследование на тему "Почвенные ресурсы России" 8 класс
Урок разработан в помощь учителям географии...