Три великих ровесника.
классный час по музыке (9 класс) на тему

Полоскова Мария Ивановна

     В истории музыки есть особенные годы. Таков, например, 1810 – й, когда появились на свет Шуман и Шопен. Или же 1813 – й – начало Верди, Вагнера и Даргомыжского.

Можно назвать ещё хотя бы 1833 год – год  Бородина и Брамаса. Одна из таких удивительных  исторических дат гораздо дальше отстоит от нас по времени – 1685. Именно в этом году родились Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель и Доменико Скарлатти. Двух первых мастеров дала миру Германия, третий родом из  Италии. Итак, это было триста двадцать семь лет назад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tri_velikih_rovesnika.doc61.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области.

                                    Классный час на тему:

                             «Три великих ровесника»

                                                                                                  Подготовила:

                                                                                                   учитель музыки

                                                                                                   Полоскова М.И.

п. Первомайский

                                           

                                    Три великих ровесника.

     В истории музыки есть особенные годы. Таков, например, 1810 – й, когда появились на свет Шуман и Шопен. Или же 1813 – й – начало Верди, Вагнера и Даргомыжского.

Можно назвать ещё хотя бы 1833 год – год  Бородина и Брамаса. Одна из таких удивительных  исторических дат гораздо дальше отстоит от нас по времени – 1685. Именно в этом году родились Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель и Доменико Скарлатти. Двух первых мастеров дала миру Германия, третий родом из  Италии. Итак, это было триста двадцать семь лет назад.

      Город Галле.Николаи – штрассе. Старинный двухэтажный дом с черепичной крышей – в наши дни тут расположился музей Генделя. Неподалёку на Марктплац – памятник композитору, воздвигнутый ещё в прошлом веке. Здесь в старом саксонском городе, в доме на Николаи – штрассе 22 февраля 1685 года увидел свет старший из трёх ровесников.

       Отец Генделя был придворным цирюльником – хирургом, весьма уважаемым в городе человеком. Он мечтал, чтобы сын стал юристом, и тот в 17 лет записался на юридический факультет университета в Галле. Одновременно юный Гендель работал органистом  в одной из городских церквей. Он рано овладел игрой на органе и клавесине и рано начал сочинять музыку под руководством прекрасного учителя Фридриха Вильгельма Цахау. В университете Гендель проучился не больше года – любовь к искусству одержала верх. Но скромная служба органиста в Галле не удовлетворяла его. В 18 лет он покинул родные места. Путь его лежал в Гамбург – вольный торговый город, где был открыт первы немецкий оперный театр. В 1705 году здесь состоялась премьера первой оперы Генделя – « Превратности судьбы, или Альмира, королева кастильская».

       Дальнейшая жизнь композитора полна ярких, бурных событий, путешествий, «перемены мест» и невиданного напряжения сил. После Гамбурга – Италия, затем Ганновер и, наконец, - Англия. Он узнал раннюю славу. В Венеции после представления « Агриппина» - оперы, публика кричала « Да здравствует, дорогой саксонец!». В Лондоне с восторгом приняли его  « Ринальдо». Но прошли годы и в том же Лондоне ему пришлось испытать горечь поражения. Оперы его попали под двойной обстрел – те аристократы, которые были настроены против композитора, находили их слишком  «немецкими». Другие  - деятели английской культуры, среди них знаменитый сатирик Свифт, автор « Путешествий Гулливера», -  напротив осуждал сочинения  Генделя за их принадлежность к типу итальянской «серьёзной»  оперы, чуждой широким английским слушателям. Гендель же влюблённый в музыкальный театр, искал пути обновления оперы и вёл за неё поистине героическую борьбу, борьбу, едва не стоившую ему жизни. Несколько раз  руководимый им театр терпел крах. Нервные потрясения вызвали тяжкую болезнь – Генделя разбил паралич. Н о в невероятно короткий срок он выздоравливал, опять обретал силы, набирая новую труппу певцов, опять писал оперы – иногда по три в год. Он создал более 40 опер. В них много прекраснейшей музыки – скорбных, нежных, мужественных, героических арий. В наше время оперы Генделя после долгого забвения возрождаются к жизни. Так, несколько лет назад Большой театр поставил « Юлия Цезаря» - одну из лучших его опер, и она поразила красотой музыки, серьёзностью и благородством мысли.

       Гендель – это человек могучего характера, огромной воли, светлой мысли, считал искусство силой, способной облагородить человека. Некоему аристократу, который желая сделать композитору комплемент, сказал что его музыка развлекала весь город. Гендель ответил: « Мне было бы жаль, милорд, если бы моя музыка только развлекала людей, я бы хотел другого – делать их лучше».

       Наиболее полно свой идеал искусства он воплотил всё же не в опере,  а в оратории. Здесь меньше всего надо было « развлекать» ( требование тогдашнего оперного театра, которое так мешало ему). В сочинениях, предназначенных  для концерта, композитор мог творить свободно. Во всю ширь развернулась в них его хоровое искусство, которым он овладел ещё в Германии и, которое обогатил в Англии, изучая национальную музыку. Кто слышал оратории Генделя в концерте или в записи, тот представляет себе их грандиозность, силу, величие. Вот только некоторые страницы. Картина разрушения храма, оплакивание героя, пожертвовавшего собой ради освобождения народа из плена, строгий и торжественный  марш из оратории « Самсон». Победные кличи в « Иуде Маккавее». Потрясающий светлой мощью хор « Аллилуйя» из « Мессии», написанный в ре мажоре, той же тональности, что и гимн братству людей в 9-ой симфонии Бетховена, которому он близок по духу…Всего же Генделю принадлежит 32 оратории. Большая часть их создана 50-ти – 60-летним мастером. Из древних сказаний, к которым Гендель обращался в ораториях, он выбирал, главным образом, сюжеты героические. И они зазвучали в его музыке так, словно он предчувствовал великий порыв к свободе, который охватит к концу XVIII века  европейские народы. Оратории принесли ему народное признание. Кроме опер и ораторий Гендель написал много инструментальной музыки  - великолепные органные и оркестровые концерты, сонаты для разных инструментов, клавирные сонаты. Для оркестра с большим составом  духовых  созданы знаменитые сюиты. « Музыка на воде» и « Музыка фейерверка»,  исполнявшиеся на открытом воздухе во время гуляний и празднеств. Гендель любил природу, живопись, живые краски мира. Тем страшнее для него была слепота,  наступившая в последние годы жизни. Но он ещё продолжал диктовать свои сочинения и выступал в концертах с  гениальными органными импровизациями. Он умер в Лондоне в 1759 году. Нам, людям XX века, как когда-то современникам композитора, музыка Генделя внушает большие, цельные, мужественные чувства, укрепляет силу духа. В ней много света.

      Если от Галле направиться на юго-запад, то мы попадём в Тюрингию – так называется эта немецкая земля. Красивые места. Невысокие горы, покрытые лесом, замок Вартбург на одной из них. Когда-то в нём состоялось состязание рыцарей-певцов, воспетое поьом в поэзии и музыке. У подножия горы с замком приютился старинный город Эйзенах. Это родина Баха. Его день рождения – 21 марта. Известно, что слово  « Бах» в  Германии XVII – XVIII веков было едва ли не синонимом слова « музыкант». Иоганн Себастьян гордился тем, что принадлежал к знаменитому музыкальному роду. Музыкантами были его дед, прадед, отец, братья отца, их дети, а также родные братья  Иоганна Себастьяна. Выдающимися музыкантами сталт впоследствии его собственные сыновья – Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эммануэль, Иоганн Кристиан. Запомним цепочку географических названий: Эйзенах – Арнштадт  - Мюльхаузен – Веймар – Кетен – Лейпциг. Это путь жизненных странствий  И.С.Баха. Если проследить по карте -  почти все названные города и  городки находятся близко друг от друга.  В отличие от Генделя, Бах никогда не покидал пределов  Германии. Он служил  то органистом, то капельмейстером при  небольших немецких княжеских дворах или при церкви,  а затем стал мызикдиректором в Лейпциге и кантором, то есть учителем пения и руководителем хора лейпцигской Томаскирхе. И сейчас в этом « городе ярмарок», книг и музыки вблизи Рыночной площади, пестреющей летом  яркими цветами, возвышается темноватое здание Томаскирхе. Оно привлекает к себе каждого, кому дорого имя Баха. Здесь он работал в течение 27 лет. Поднимался по лестнице, ведущей наверх к органу, садился за инструмент,  репетировал  с хором  мальчиков очередную кантату  к воскресному дню. Поставленный в 1908 году перед Томаскирхе памятник изображает Баха в кафтане с  пуговицей, готовой оторваться, -  намёк на малую его заботу о внешних сторонах жизни, и – что не менее символично – с вывернутым пустым карманом, Бах не нажил себе состояния. Его музыка не была  по–настоящему оценена. При жизни он славился, главным образом, игрой на органе. О Бахе-органисте рассказывали как о чуде,  ему посвящали стихи:

                      Говорят, когда Орфей трогал струны своей лютни,

                      На звуки её сбегались из леса звери.

                      Но искусство  Баха по праву считают выше,

                      Потому что весь мир дивится ему.

Сочинения же Баха многим, особенно молодому поколению, за исключением преданных учеников и некоторых почитателей, казались слишком  « учёными» и, главное, « несовременными». Он был великим мастером полифонии, её высшей формы – фуги. А в моду тогда входила гомофония, более  лёгкий прозрачный стиль мелодии с  сопровождением. Его музыка была глубокой, возвышенной. А молодёжь увлекалась нежной трогательной чувствительностью,  которая в то время стала казаться  наиболее естественным состоянием человеческой души.  Только уже много лет спустя после смерти Баха, когда музыкальное искусство в творчестве Моцарта и Бетховена ( они-то ценили Баха)  достигло новых высот,н6овой глубины и драматизма, - только тогда музыка Лейпцигского кантора « вдруг» раскрылась миру. Называют даже дату «открытия Баха» - 1829. В этом году в Берлине под управлением  молодого композитора – романтика Феликса Мендельсона  впервые после 100-летнего забвения прозвучали  « Страсти по Матфею».

       Это произведение - одно из величайших явлений в искусстве. Подобно художникам Возрождения – Джотто в цикле фресок  из жизни Христа, Леонардо да Винчи в « Тайной вечере»,  Альбрехту Дюреру в серии гравюр – Бах в  « Страстях по Матфею» наполняет традиционные  евангельские образы высоким гуманистическим содержанием. Перед нами человек и человечество в его силе и слабости, высоком и низменном. Чистота духа , подвиг самопожертвования, предательство, страх, боль раскаянья, любовь и сострадание к человеку – всё это  выражено в гениальных ариях и хорах « Страстей». В них, как во многих других сочинениях Баха, потрясает особое, баховской  музыке свойственное, слияние глубокого человеческого чувства с ощущением  таинственной бесконечности мира. Мы слышим это и в  Мессе  си минор, и в кантатах, и в органной музыке – свободно  разливающихся фантазиях, и строгих фугах, которые  встают перед нами подобно готическим постройкам, устремлённым вверх. Огромен мир сочинений  Баха. Одних кантат сохранилось более 200-от. А ещё концерты , сонаты, сюиты, партиты для клавира, скрипки, виолончели, других инструментов. А ещё инвенции, прелюдии и фуги « ХТК», написанные, как говорил сам Бах, «для пользы и упражнения жаждущей учиться  музыкальной молодёжи». А «Брандербургские концерты», сюиты для оркестра, а « Гольдберговы вариации»,  « Музыкальное приношение», сложнейшее « Искусство фуги», создавшееся в последний год жизни и прерванное смертью. И вот что замечательно. Бах, музыкант, философ, устремлявшийся мыслью к  самым глубоким тайнам мира, писал также музыку, которую мы теперь назвали бы лёгкой?  Ведь это он сочинил « Кофейную кантату», воспевающую  душистый чёрный напиток. У него есть фуга  « В подражание рожку почтальона»  и другая – с темой, «подражающей  кудахтанью простодушной курицы». И. С. Бах был живым, общительным человеком, умевшим весело и добродушно смеяться. Те, кто знал его, говорили также, что он был сердечным человеком, отличавшимся « нелицемерной любовью к ближнему». Ещё рассказывают, что он не любил показывать своего превосходства над кем- нибудь.  Не любил, например,  вспоминать о победе над знаменитым французским органистом Маршаном, который уехал, не дождавшись начала состязания с Бахом, - услышав его игру, он побоялся соревноваться с  Лейпцигским мастером.  Вся жизнь Баха – служение Музыке. Одному своему ученику, который не знал как выразить благодарность учителю, Бах, с характерной для него скромностью сказал: « Мне ничего от вас не нужно,  кроме  заверения, что в своё время вы  будете стараться передать то немногое, что получили от меня, другим хорошим людям, не удовлетворяющимся обыкновенным треньканьем». Передавать друг другу доброе – таков смысл простых слов великого Баха. Это его завет нам.

       Случилось так, что Бах и Гендель ни разу не виделись, хотя знали друг о друге. Когда Гендель в 1729 году приезжал в Галле, чтобы навестить тяжело больную мать, Бах послал к нему своего старшего сына Фридемана с приглашением посетить Лейпциг. Но Гендель не смог приехать. В следующий раз он был  в Германии уже в год смерти Баха – в 1750-ом.

       А вот Доменико Скарлатти и Гендель были хорошо знакомы. Им довелось даже соревноваться в виртуозности. В игре на органе победил Гендель, на клавесине – Скарлатти, этот  « Лист клавесина», как  его назвали  впоследствии. Доменико – сын Алессандро Скарлатти, выдающегося композитора, классика итальянской « серьёзной» оперы (оперы – сериа), которого высоко ценил и Гендель, и Бах. Доменико  Скарлатти родился 25 октября 1685 год в Неаполе. Он учился у отца, а также у других  итальянских мастеров. В 16 лет он стал органистом и композитором королевской неаполитанской капеллы. Некоторое время жил в Венеции. Там и встретился впервые с Генделем. Однажды – дело происходило во время карнавала -  Гендель в маске играл на клавесине. Услышав его, Доменико воскликнул: « Это играет знаменитый саксонец или сам дьявол!» Они встречались потом в Риме, вместе посещали сады маркиза Русполи, на одном римских  холмов, где собирались участники знаменитой « Аркадской академии». Среди них были известнейшие музыканты того времени – Арканджело, Корелли, Алесандро Скарлатти, Бернардо Пасквини, Бенедетто Марчелло. В академии устраивались концерты и чтения, состязания в поэтической и музыкальной импрвизации. В 1709 году в Риме состоялось то самое состязание Доменико Скарлатти со «знаменитым саксонцем», о котором уже было сказано.

        Через 5 лет мы видим Доменико Скарлатти капельмейстером римского собора св. Петра. Ещё 5 лет - и жизнь его резко  меняется. Теперь он – учитель музыки при португальском дворе. В 1729 году инфанта Мария Барбара, которой Скарлатти давал уроки игры на клавесине, становится испанской королевой. С этого времени и до самой смерти жизнь и творчество его связаны с Испанией. Вглядимся в портрет Доменико Скарлатти. Лицо человека, в котором угадываются острота мысли и тонкость чувства. Эти качества пленяют нас и в его музыке. Вначале он шёл по стопам  отца и писал оперы – около полутора десятков опе6р, в  списке их попадаются такие названия, как  « Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Тавриде», « Гамлет». Он писал также оратории, кантаты, духовную музыку. Но не эти сочинения обессмертили его имя. В историю музыки он вошёл как автор 555сонат. Большинство их написано для клавесина, а некоторые, как считают, и для фортепиано, ранние конструкции которых появились уже в первые десятилетия XVIII века. При жизни композитора были изданы  только 30 сонат. На титульном листе этого издания сам автор называет их « Экзерсисы», то есть «Упражнения». И просит не придавать им серьёзного художественного значения. На самом же деле сонаты Скарлатти – шедевры искусства. Вот они перед нами, эти сравнительно небольшие пьесы, состоящие, как правило из одной части. В композиции многих из них уже очерчиваются контуры будущего классического сонатного аллегро с его контрастами и динамичным  развитием тем. Восхищают отточенность и блеск изложения музыкальных мыслей, ослепительная, во многом  новая  для  своего времени, клавиатурная техника – изобретательные виртуозные пассажи, смелые скачки, перекрещивания рук. И за всем этим – музыка, в которой искрится жизнь. Многие сонаты увлекают потоком сверкающего жизнерадостного движения, неожиданными яркими контрастами, которые заставляют подумать о театральной сцене – как будто переднами появляется то один, то другой персонаж. Скарлатти несколько лет жил в Венеции с её карнавалами, блестящими представлениями импровизационной «комедии масок». Его захватывали танцевальные ритмы  стремительной тарантеллы,  плавной сицилианы, живых буре. Он мог ввести в свою музыку народную неаполитанскую песню, инструментальный наигрыш, что мы и слышим в прекрасной до мажорной сонате, озаглавленной « Пастораль». Иногда Скарлатти называл свои сочинения фугами. В  одной из таких «фуг» блещет  свойственное ему чувство юмора. Говорят, что в качестве темы её он взял последовательность звуков, « автором»  которой была кошка, пробежавшая по  клавишам.

       Большую часть своих сонат он написал в  Испании. Служба придворного  клавесиниста заставляла его постоянно  сталкиваться с особо строгим этикетом, напыщенными парадными церемониями испанского двора. В некоторых сонатах слышны отзвуки этой церемониальности – например, в той из до – мажорных, что начинается барабанным ритмом какого-то  странного, как бы застылого марша. Тем неожиданнее, потом эпизод, полный меланхолической печали. В других сонатах часто поражают  прорывы взволнованных лирических мелодий посреди холодноватых виртуозных пассажей. В одной из них, мы слышим сначала светлый мажорный перезвон колоколов и вдруг – минор, сумрачный, тревожный, даже драматический. Исследователи сонат Доменико Скарлатти иногда сравнивают  их с изящными и , в тоже время, проникнутыми лиризмом картинами, его современника Антуана Ватто. А иногда -  с причудливыми фантазиями в духе Франсиско Гойи. В Испании, как когда-то  на родине, в Италии, Скарлатти с увлечением наблюдает жизнь вокруг него, вслушивается в богаиую и самобытную народную музыку.

      Так входят в его сонаты ритмы хоты, фанданго, сегидильи других испанских танцев. Порой он воспроизводит на клавесине звенящие переборы гитары  и необычные терпкие созвучия,  которые он слышал в импровизациях испанских гитаристов. Всё это вместе образует оригинальный мир искусства Доменико Скарлатти – младшего ровесника  Баха и Генделя. Рядом с их грандиозными созданиями его музыка – словно прозрачное озеро среди  мощны гор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «РОВЕСНИК»

Программа воспитательной работы "Ровесник" -   участник  краевого образовательного конкурса...

Мой ровесник в современной литературе (на примере произведения А.Геласимова "Нежный возраст")

Путем подробного анализа произведения А.Геласимова рассматривается проблемный вопрос: "Какой возраст можно назвать нежным?". Представлены выдержки из произведения для подкрепления основных мыслей. Дан...

Ровесники края и их судьбы: Г.А.Гусакова

данная статья была подготовлена к конкурсу "Ровесники края" и посвящена одной из самых знаковых фигур города Лабинска и Краснодарского края Гусаковой Галине Андреевне. данная статья заняла 2-ое место ...

Анализ работы хореографического кружка "Ровесник" МБОУ гимназия№1.

Участие коллектива "Ровесник" в творческой жизни гимназии №1....

программа "Ровесник-ровеснику"

школьная программа по профилактике негативных явлений в молодежной среде общеобразовательных учреждений...

Классный час "Мои ровесники во время Великой Отечественной войны"

Классный час "Мои ровесники во время Великой Отечественной войны" направлен на воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовность к защите ее интересов. Привлечение литерату...