программа "Ровесник-ровеснику"
проект (10 класс) по теме
школьная программа по профилактике негативных явлений в молодежной среде общеобразовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rovesnic.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ с.Орлик»
Программа
«Ровесник - ровеснику»
Школьная программа по профилактике негативных явлений в молодежной среде общеобразовательных учреждений
Программу разработал:
В.Е.Шибалова, педагог-психолог,
2012 год
Пояснительная записка
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют, что в плане профилактики негативных явлений в подростковой и молодежной среде наиболее предпочтительными являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на применение социально-психологического тренинга. С учетом этого опыта и исходя из объективных условий состояния негативных явлений в стране, разработана школьная программа по профилактике негативных явлений в молодежной среде общеобразовательных учреждений «Ровесник - ровеснику».
Профилактическая деятельность в образовательной среде, включает следующие основные принципы:
- комплексность (взаимодействие органов и специалистов учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, правоохранительные органы и др.);
- дифференцированность целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики;
- аксиологичность (ценностная ориентация) профилактической работы в образовательном учреждении;
- многоаспектность (психологический аспект, образовательный аспект и т.д.);
- последовательность (этапность) профилактической работы;
- легитимность профилактической работы (создание необходимой правовой базы профилактической деятельности).
Целью данной программы является пропаганда здорового образа жизни, защита, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Наша задача формирование ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; создание условий для формирования здорового образа жизни; организация и проведение спортивных мероприятий, праздников, подвижных игр; развитие умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий – выделить ключевые проблемы в сфере профилактики злоупотребления вредными привычками среди детей и подростков и на этой основе определить наиболее действенные способы, влияющую на обратную, позитивную динамику ситуации.
В соответствии с Законом «Об образовании» администрация образовательного учреждения несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, в том числе за защиту детей от незаконного потребления наркотиков и иных одурманивающих веществ и вовлечения в незаконный оборот указанных веществ. В условиях гуманизации образования педагогам школы необходимо организовать психолого-педагогическую помощь детям «группы риска».
Программа состоит из нескольких этапов: диагностический, профилактический, практический и рефлексивный.
На диагностическом этапе при помощи анкетирования, социологического опроса, тестов выявляют причины употребления алкоголя и курения среди обучающихся.
На профилактическом этапе проводятся классные часы, родительские собрания, лектории, на которых родителям и обучающимся разъясняется суть проводимой акции.
На практическом этапе организовываются и проводятся различные спортивные и творческие мероприятия, в которых участвуют обучающиеся школы и их родители.
В ходе рефлексивной работы подводятся итоги проделанной работы, вывешиваются графики личных рекордов, добрых дел и т.д.
Совместные праздники, спортивные соревнования, участие в трудовых делах сплачивают детский коллектив, показывают, что вокруг нас много интересного, доброго, полезного, как для каждого из нас, так и для общества в целом.
План реализации программы
Этапы | Действия | Кураторы |
Диагностика | Организация и проведение мониторинга ценностного отношения к своему здоровью среди обучающихся. (Методики «Неоконченное предложение», «Два домика», «Дом, дерево, человек») | Психолог |
Проведение анкетирования для родителей «Факторы риска и факторы защиты» | Классные руководители | |
Анкетирование учащихся по проблемам курения, употребления алкоголя и ПАВ (анкеты «Твое здоровье и наркотики», «В здоровом теле- здоровый дух», «Подвержены ли вы стрессам», «Какое качество в человеке я поставил бы на первое место» и др.) | Классные руководители Психолог | |
Профилактика и просвещение | Внесение изменений и дополнений в нормативную базу ОУ (Устав, локальные акты, направленные на искоренение вредных привычек среди несовершеннолетних) с учетом требований на современном этапе. | Администрация школы |
Проведение родительского всеобуча по проблеме формирования у детей сознательного отношения к личной безопасности и ответственности родителей за это (родительские собрания, заседания Совета профилактики и т.д) | Социальный педагог | |
Осуществление комплекса мер по профилактике вредных привычек средствами наглядной агитации (конкурс плакатов «Нет вредным привычкам», конкурс рисунков «Я выбираю спорт») и т.д. | Старшая вожатая, психолог, социальный педагог | |
Проведение классных часов, профилактических рейдов с целью пропаганды здорового образа жизни | Классные руководители, психолог, социальный педагог | |
Организация и проведение массовых акций «Школа – территория свободная от курения», «Спорт против наркотиков», «Школа без сквернословия», «Курение или здоровье - выбирайте сами». | Классные руководители, психолог, социальный педагог | |
Психологические тренинги «Нарисуй свое настроение», «Составление портрета курящего человека», «Черные буквы». | психолог | |
Практика | Организация и проведение общешкольных и общесельских праздников, фестивалей, конкурсов: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Папа, мама, я- музыкальная семья», «Всемирный день борьбы с курением», «День здоровья», «День туриста». | Педагоги дополнительного образования |
Проведение спортивных соревнований, праздников, дней здоровья и туризма, школьных турниров по футболу, лапте, настольному теннису. | Организатор ОБЖ, учитель физической культуры | |
Организация и проведение трудовых акций «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят», «Клумба для ветеранов», «Наш парк», «Родники». | Старшая вожатая | |
Проведение ролевых игр «Сомнительное приключение», «Чья сторона», «Цепная реакция». | психолог | |
Интернет – уроки: «Что надо знать о своем здоровье», «Способы отказа от курения», «Остановись и подумай», «Что такое хорошо и что такое плохо» | Учитель информатики, психолог | |
Агитбригады: «Тропинка, ведущая к бездне», «Нет наркотикам!», «И думать страшно, и смотреть нельзя», «Жизнь прекрасна, не потрать ее напрасно» | Завуч по ВР, старшая вожатая, психолог | |
Организация творческих конкурсов (стихи, сочинения, частушки, песни и.д.) антинаркотического содержания. | Психолог | |
Рефлексия | Психологическая игра «Репка», игра «Мои достижения», смотр-конкурс «Рекорды, рекорды…», школьная книга рекордов, «Твой след на земле». | Классные руководители, психолог |
Данный опыт успешно распространяется на территории Орликовского сельского поселения в МБОУ «СОШ с.Орлик». Обучающиеся школы и их родители принимают активное участие во всех запланированных мероприятиях.
Ожидаемые результаты
- Создание условий для безопасного и эффективного проведения свободного времени школьников;
- Увеличение числа учащихся, имеющих активный уровень ценностного отношения к своему здоровью;
- Создание и эффективное функционирование системы реального самоуправления;
- Изменение позиции классного руководителя: от жесткого администрирования – к организационному обеспечению, сопровождению, поддержки начинаний учащихся;
- Утверждение традиций взаимопомощи, взаимовыручки, сострадания, сочувствия, добротворчества в жизни школьного коллектива;
- Привлечение внимания общественности к проблемам школы.