программа "Ровесник-ровеснику"
проект (10 класс) по теме

Шибалова Вера Евгеньевна

школьная программа по профилактике негативных явлений в молодежной среде общеобразовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_rovesnic.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ с.Орлик»

Программа

«Ровесник - ровеснику»

Школьная программа по профилактике негативных явлений в молодежной среде общеобразовательных учреждений

 

                     Программу разработал:

                                   В.Е.Шибалова, педагог-психолог,

                                             

2012 год

Пояснительная записка

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют, что в плане профилактики негативных явлений в подростковой и молодежной среде наиболее предпочтительными являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на применение социально-психологического тренинга. С учетом этого опыта и исходя из объективных условий состояния негативных явлений в стране, разработана школьная программа по профилактике негативных явлений в молодежной среде общеобразовательных учреждений «Ровесник - ровеснику».

Профилактическая деятельность в образовательной среде, включает следующие основные принципы:

  • комплексность (взаимодействие органов и специалистов учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, правоохранительные органы и др.);
  • дифференцированность целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики;
  • аксиологичность (ценностная ориентация) профилактической работы в образовательном учреждении;
  • многоаспектность (психологический аспект, образовательный аспект и т.д.);
  • последовательность (этапность) профилактической работы;
  • легитимность профилактической работы (создание необходимой правовой базы профилактической деятельности).

            Целью данной программы является пропаганда здорового образа жизни, защита, сохранение и укрепление здоровья учащихся. 

  Наша задача формирование ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; создание условий для формирования здорового образа жизни; организация и проведение спортивных мероприятий, праздников, подвижных игр;   развитие умения регулировать свое поведение, прогнозировать  последствия своих действий – выделить ключевые проблемы в сфере профилактики злоупотребления вредными привычками  среди детей и подростков и на этой основе определить наиболее действенные способы, влияющую на обратную,  позитивную динамику ситуации.

 В соответствии с Законом «Об образовании» администрация образовательного учреждения несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, в том числе за защиту детей от незаконного потребления наркотиков и иных одурманивающих веществ и вовлечения в незаконный оборот указанных веществ. В условиях гуманизации образования педагогам школы необходимо организовать психолого-педагогическую помощь детям «группы риска».

 Программа состоит из нескольких этапов: диагностический, профилактический, практический и рефлексивный.

На диагностическом этапе  при помощи анкетирования, социологического опроса, тестов выявляют причины употребления алкоголя и курения среди обучающихся.

На профилактическом этапе проводятся классные часы, родительские собрания, лектории, на которых родителям и обучающимся разъясняется суть проводимой акции.

На практическом этапе организовываются и проводятся различные спортивные и творческие мероприятия, в которых участвуют обучающиеся школы и их родители.

В ходе рефлексивной работы подводятся итоги проделанной работы, вывешиваются графики личных рекордов, добрых дел и т.д.

Совместные праздники, спортивные соревнования, участие в трудовых делах сплачивают детский коллектив, показывают, что вокруг нас много интересного, доброго, полезного, как для каждого из нас, так и для общества в целом.

План реализации программы

Этапы

Действия

Кураторы

Диагностика

Организация и проведение мониторинга ценностного отношения к своему здоровью среди обучающихся.   (Методики «Неоконченное предложение», «Два домика», «Дом, дерево, человек»)

Психолог

Проведение анкетирования для родителей «Факторы риска и факторы защиты»

Классные руководители

Анкетирование учащихся по проблемам курения, употребления алкоголя и ПАВ (анкеты «Твое здоровье и наркотики», «В здоровом теле- здоровый дух», «Подвержены ли вы стрессам», «Какое качество в человеке я поставил бы на первое место» и др.)

Классные руководители Психолог

Профилактика и просвещение

Внесение изменений и дополнений в нормативную базу ОУ (Устав, локальные акты, направленные на искоренение вредных привычек среди несовершеннолетних) с учетом требований на современном этапе.

Администрация школы

Проведение родительского всеобуча по проблеме формирования у детей сознательного отношения к личной безопасности и ответственности родителей за это (родительские собрания, заседания Совета профилактики и т.д)

Социальный педагог

Осуществление комплекса мер по профилактике вредных привычек средствами наглядной агитации (конкурс плакатов «Нет вредным привычкам», конкурс рисунков «Я выбираю спорт») и т.д.

Старшая вожатая, психолог, социальный педагог

Проведение классных часов, профилактических рейдов с целью пропаганды здорового образа жизни

Классные руководители, психолог, социальный педагог

Организация и проведение массовых акций «Школа – территория свободная от курения», «Спорт против наркотиков», «Школа без сквернословия», «Курение или здоровье - выбирайте сами».

Классные руководители, психолог, социальный педагог

Психологические тренинги «Нарисуй свое настроение», «Составление портрета курящего человека», «Черные буквы».

психолог

Практика

Организация и проведение общешкольных и общесельских праздников, фестивалей, конкурсов: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Папа, мама, я- музыкальная семья», «Всемирный день борьбы с курением», «День здоровья», «День туриста».

Педагоги дополнительного образования

Проведение спортивных соревнований, праздников, дней здоровья и туризма, школьных турниров по футболу, лапте, настольному теннису.

Организатор ОБЖ, учитель физической культуры

Организация и проведение трудовых акций «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят», «Клумба для ветеранов», «Наш парк», «Родники».

Старшая вожатая

Проведение ролевых игр «Сомнительное приключение», «Чья сторона», «Цепная реакция».

психолог

Интернет – уроки: «Что надо знать о своем здоровье», «Способы отказа от курения», «Остановись и подумай», «Что такое хорошо и что такое плохо»

Учитель информатики, психолог

Агитбригады: «Тропинка, ведущая к бездне», «Нет наркотикам!», «И думать страшно, и смотреть нельзя», «Жизнь прекрасна, не потрать ее напрасно»

Завуч по ВР, старшая вожатая, психолог

Организация творческих конкурсов (стихи, сочинения, частушки, песни и.д.) антинаркотического содержания.

Психолог

Рефлексия

Психологическая игра «Репка», игра «Мои достижения», смотр-конкурс «Рекорды, рекорды…», школьная книга рекордов, «Твой след на земле».

Классные руководители, психолог

Данный опыт успешно распространяется на территории Орликовского сельского поселения в МБОУ «СОШ с.Орлик». Обучающиеся школы и их родители принимают активное участие во всех запланированных мероприятиях.

 

Ожидаемые результаты

  • Создание условий для безопасного и эффективного проведения свободного времени школьников;
  • Увеличение числа учащихся, имеющих активный уровень ценностного отношения к своему здоровью;
  • Создание и эффективное функционирование системы реального самоуправления;
  • Изменение позиции классного руководителя: от жесткого администрирования – к организационному обеспечению, сопровождению, поддержки начинаний учащихся;
  • Утверждение традиций взаимопомощи, взаимовыручки, сострадания, сочувствия, добротворчества в жизни школьного коллектива;
  • Привлечение внимания общественности к проблемам школы.