Классный час "Мои ровесники во время Великой Отечественной войны"
классный час (8 класс)

Мернова Наталья Владимировна

Классный час "Мои ровесники во время Великой Отечественной войны" направлен на воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовность к защите ее интересов. Привлечение литературного материала приобщает к культурным ценностям российского общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Мернова Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы высшей кв.категории,

МКОУ СОШ№ 20                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Кочубеевского района

Классный час, посвященный 75-летию Победы                                                               8 класс

Тема: «Мои ровесники во время Великой Отечественной войны».

Цели: 1. Патриотическое воспитание подрастающего поколения на жизненных примерах

           2. Изучение истории страны, края, микрорайона.

Учитель: Ребята, в этом году вся страна отмечает 75-летие победы в Великой Отечественной войне. Сегодня мы собрались для того, чтобы еще раз вспомнить о тех далеких для нас временах, когда была одержана великая победа над фашизмом. Сегодня мы поговорим о том, как переживала это страшное время наша страна, наш край.

    Сегодня речь пойдет о ваших ровесниках, о тех, кто из-за школьной парты бесстрашно  шагнул в зарево войны. Удивительное поколение! Оно росло, овеянное романтикой революции и Гражданской войны. Любимой песней была «Каховка», любимым фильмом - «Чапаев», любимой книгой - «Как закалялась сталь». Чем жили эти ребята?

Вед  1: Спасение челюскинцев, покорение полюса, Испания - вот чем жили они в детстве. И огорчались, что родились слишком поздно...

Вед. 2: Воина застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

                                                     

Вед. 1:           

Солнечным ранним утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна,

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово «война».

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый.

Сквозь лишения, боль и беду,

Уходили из детства ребята

В сорок первом году.

Песня «До свидания, мальчики!»

Чтец:

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые.

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный,

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю.

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Вед.2: Все шли и шли они из средней школы,

           С филфаков, из МЭИ и из МАИ -

           Цвет  юности, элита комсомола,

          Тургеневские девушки мои!

Вед.1: Тогда еще не знали мы.

           Со школьных вечеров шагая,

           Что завтра будет первый день войны,

           А кончится она лишь в 45-м, в мае...

Вед.2: Судьба их сложилась по-разному: кто-то работал, не жалея себя, в тылу на заводах , обеспечивая фронт боеприпасами. (действительно, вся работа в тылу легла на плечи женщин и детей-подростков, наших ровесников), кто-то был сыном полка и участвовал в боевых действиях, многие воевали в партизанских отрядах, подпольных организациях на оккупированной территории. Но многие провели свое детство и юность в концлагерях, судьба миллионов из них сложилась трагически.

Вед. 1  За мужество и отвагу в годы жестоких испытаний более 3,5 миллионов наших ровесников были награждены орденами и медалями Советского Союза. Семь тысяч удостоены звания Героя Советского Союза.

Вед. 2 Это было поколение добровольцев. Юлия Владимировна Друнина — известная поэтэсса.  «Впечатлительная московская девочка начиталась книг о героических подвигах и сбежала от мамы на фронт. Суровая военная действительность сразу отрезвила романтическую девочку. В первом же бою нас поразило ее спокойное презрение к смерти.  У девушки было какое-то полное отсутствие страха, полное равнодушие к опасности... Она переносила все тяготы фронтовой жизни и как будто не замечала их. Перевязывала окровавленных искалеченных людей, видела трупы, мерзла, голодала, по неделе не раздевалась, но оставалась романтиком», - написал о Юлии Друниной командир ее санитарного взвода.

Вед. 1 «Когда началась война, я, ни на минуту не сомневаясь, что враг будет молниеносно разгромлен, больше всего боялась, что это произойдет без моего участия, что я не успею попасть на фронт. Страх опоздать погнал меня в военкомат уже 22 июня», - писала она.

Вед. 2 До совершеннолетия Юлии не хватало еще 2 лет. Послушаем ее стихотворение.

Чтец:

Не знаю, где я нежности училась –

Об этом не расспрашивай меня.

Растут в степи солдатские могилы,

Идет в шинели молодость моя.

В моих глазах - обугленные трубы.

Пожары полыхают на Руси.

И снова не целованные губы

Израненный парнишка закусил.

Нет! Мы с тобой узнали не из сводки

Большого отступления страду.

Опять в огонь рванулись самоходки,

Я на броню вскочила на ходу.

А вечером  над братскою могилой

С опущенной стояла головой...

Не знаю, где я нежности училась –

Быть может, на дороге фронтовой...

Вед. 2. С первых дней войны   города-курорты нашего края  изменили свой облик. Они стали суровей. Все: гостиницы, больницы, поликлиники, санатории - срочно переоборудовали в госпиталя.

Вед. 1. Хочу и буду медсестрой:

            Умелой, доброй и полезной.

            Лечить больных и быть подругой...

            Врачам - быть правою рукой.

            Пока мечты, но верю я,

            Что сбудется мечта моя.

Вед. 2 790 девушек, жительниц Кисловодска, добровольно ушли на фронт. О них, бесстрашных сестричках милосердия, писал Муса Джалиль

Чтец:

 стихотворение М. Джалиля «Смерть девушки»

Вед. 1 В романе Александра Фадеева «Молодая гвардия» рассказывается об участии вчерашних школьников-подростков в организации подпольной деятельности на оккупированной врагами территории. Героизм, мужество этих реально существовавших людей поражает. Имена Сергея Тюленина, Олега Кошевого, Любови Шевцовой, Уляны Громовой и многих других молодогвардейцев известны всем, кому сейчас от 14 и выше.

Вед. 2: 44 члена «Молодой гвардии» награждены орденами. Все они такие разные - молодые, красивые, веселые и серьезные, задорные и мечтательные. Молодогвардейцы получили посмертно звания Героев.

Вед.1: Да, разве могли предположить фашисты, что бороться с ними будут совсем юные мальчишки и девчонки. Да... Война бесцеремонно вошла в их детство.

 

Вед 2. Время,  одновременно  героическое  и трагическое, чеканило характер  вчерашних школьников решительно и жестоко. Прямо из школы они шагнули в бессмертие.

Вед. 1 «Это счастье - умереть за свой народ!» - бросила на допросе в лицо палачам Зоя Космодемьянская. Удостоена звания Героя Советского Союза посмертно.

Вед. 2: 23 февраля 1943 года гвардии рядовой 254 Гвардейского стрелкового полка 56 Гвардейской стрелковой дивизии Александр Матросов в решающую минуту боя с немецко-фашистскими захватчиками, прорвавшись к вражескому дзоту, закрыл своим телом амбразуру, пожертвовал собой и тем обеспечил успех наступающего подразделения.

Вед.1: Красной нитью здесь можно провести понятия: мужество, любовь к Родине, самопожертвование. Много лет прошло с тех пор,  память хранит все в сердце...

Песня «Москвичи»

Чтец:

Вышел мальчик из дому

В летний день, в первый зной.

К миру необжитому

Повернулся спиной.

Улыбнулся разлуке,

На платформу шагнул,

К пыльным поручням руки,

Как слепой протянул.

 Невысокого роста

И в кости неширок.

Никакого геройства

Совершить он не смог.

Но с другими со всеми,

Не окрепший еще,

Под тяжелое Время

Он подставил плечо:

Под приклад автомата,

Расщепленный в бою,

Под бревно для наката,

Под Отчизну свою.

Был он тихий и слабый,

Но Москва без него

Ничего не смогла бы,

Не смогла ничего.

Вед. 1: Мы знаем, что Малая Бронная и Моховая – это московские улицы. В учебниках по истории содержится большое количество информации о битве за Москву, решающей битве Великой Отечественной войны. Но мало кто из нас знает о том, что в ней участвовали девушки-зенитчицы, вчерашние школьницы, которым было по 16,17,18 лет.

Чтец:

Как разглядеть за днями след  нечеткий?

Хочу приблизить к сердцу этот след.

На батарее были сплошь - девчонки.

А старшей было восемнадцать лет.

Лихая челка над прищуром хитрым,

Бравурное презрение к войне...

В то утро танки вышли прямо к Химкам.

Те самые. С крестами на броне...

И старшая, действительно старея,

Как от кошмара заслонясь рукой,

Скомандовала тонко: «Батарея-а-а!

Ой, мамочка! Ой, родная!.. Огонь!

-И - залп! ...И тут они заголосили,

 Девчоночки, запричитали всласть.

Как будто бы вся бабья боль России

В девчонках этих вдруг отозвалась!..

Кружилось небо - снежное, рябое.

Был ветер обжигающе горяч.

Былинный плач висел над полем боя,

 Он был слышней разрывов - этот плач!

Ему - протяжному - земля внимала,

Остановись на смертном рубеже.

-Ой, мамочка!..- Ой, страшно мне!..

- Ой, мама!

И снова: - Батарея-а-а!.. ...

И уже пред ними, посреди земного шара,

Левее безымянного бугра

Горели неправдоподобно жарко

 Четыре черных танковых костра.

Раскатывалось эхо над полями,

Бой медленною кровью истекал...

Зенитчицы кричали и стреляли,

Размазывая слезы по щекам.

И падали. И подымались снова.

Впервые защищая наяву

И честь свою (в буквальном смысле слова).

И Родину. И маму. И Москву.

Весенние пружинящие ветки.

Торжественность венчального стола.

 Наслышанное: «Ты моя - навеки!..»

Несказанное: «Я тебя ждала...!» ...

И ласточку. И дождик над Арбатом.

И ощущенье полной тишины...

Пришло к ним это после. В сорок пятом.

Конечно к тем, кто сам пришел с войны.

Вед. 2 Учебник истории может рассказать о многом, но только не о том, что чувствовали, о чем думали очевидцы этих событии. Вот почему нам особенно дороги воспоминания этих людей.

Вед.1: Вот фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своем военном детстве инженеров, военных, рабочих, ученых, врачей...

Вед. 2: Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен и слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл... (Ю.Г. Подтыкайлов, инженер-механик)

Вед. 1: Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде. Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.

Вед 2 : "Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 г. Бабушка умерла 25 января. В 3 часа дня 1942 г. Лека умер 17 марта, в 6 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942 г. Мама - 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942 г. ...Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня".

Вед  1 : Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая не намного пережила своих близких. А вот воспоминания тех. кто выжил.

Вед. 2: Я родилась в Ленинграде. noэтому и блокада Ленинграда была мне предначертана судьбой. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20-30 см. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребенка, что это ночь (даже если это день), а ночью никто не кушает надо потерпеть. Блокадный паек -120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода - это одно из устойчивых воспоминании моего детства... (Л.Т Шепелева, профессор, доктор исторических наук)

Вед. 1: Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом. хлеб, материнскую ласку - у них отняли Родину и свободу.

Вед. 2: В сентябре 1941 года немцы заняли деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь "Красное село", где дедушку расстреляли, а меня, 12-летнюю отправил и в лагерь "Балтийский". Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение в лагерь "Клоога". Выжила чудом... (Рабочая из Таллина)

Вед. 1: У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. Каждый из уцелевших может поименно назвать своих спасителей. Дети войны никогда не забудут тех. кто в годы войны избавил их от беды, несчастья и неволи..

Вед 2 Воспоминания нашего земляка, Николая Ильича Цыбульского, которому было 15 лет на момент начала войны, легли в основу его произведения, которое называется «Опаленное детство». Ученица нашей школы  писала научную работу по этой книге. Сейчас она расскажет нам о ее содержании, о том, как пережили войну дети и подростки  в городе Невинномысске.

   

Чтец:        

Вы были высоки, русоволосы.

И в книгах прочитаем мы, как миф,

О людях, что ушли не долюбив.

Не докурив последней папиросы.

Когда б не бой, не вечные исканья

Крутых путей к последней высоте.

Вы б сохранились в бронзовых ваяньях,

В столбцах газет, в набросках на холсте.

Но время шло. Меняли реки русла.

И жили Вы, не тратя лишних слов,

Чтоб к нам прийти лишь в пересказах устных

Да в серой прозе наших дневников...

И как бы ни давили память годы,

Вас не забудут потому вовек,

Что всей планете делая погоду,

Вы в плоть одели слово «человек»

Чтец:

Юные безусые герои,

Юными остались вы вовек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной.

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие, стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас, попробуй, перечисли.

Не сочтешь. А впрочем, все равно

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В сердце, в песне, постучавшейся в окно.

Песня из к\ф «Офицеры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ученые - биологи во время Великой Отечественной войны"

Вероломное нападение немецко-фашистских захватчиков заставило всех людей прервать свою мирную жизнь.Начался период Великой Отечественной войны – решался вопрос о свободе и независимости нашего Отечест...

Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Техника СССР во Время Великой Отечественной войны)

Классификация техники; Легкие танки, Средние танки, Тяжелые танки, ПТ - САУ(противотанковые самоходные артиллерийские установки), САУ(самоходные артиллерийские установки), Тяжелые танки...

Действий кубанских казаков во время Великой Отечественной войны

На первый взгляд, история Великой Отечественной войны, столь пристально и подробно изученная, уже не содержит «белых пятен», и по-настоящему спорных моментов в ней осталось не так уж и много. Однако с...

Презентации "Создатели Победы" и Из истории образования во время Великой Отечественной войны"

Надеюсь, что презентации, подготовленные учителем и учениками, помогут коллегам в своей работе....

Методическая разработка классного часа на тему: "Планета Зоя" о подвиге Зои Космодемьянской во время Великой отечественной войны

Методическая разработка классного часа на тему: «Планета Зоя»Номинация: «Методика организации и проведения «уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истори...

Сценарий классного часа «Дети во время Великой Отечественной войны»

Цель:Формирование у школьников патриотической позиции.Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в ВОВ.Задачи: рассказать учащимся о роли детей в годы войны.Форма: классный час.Ме...