урок музыки в 8 классе "Может ли опера П.И.Чайковского быть современной?"
план-конспект урока по музыке (8 класс) на тему
Урок музыки в 8 классе
Тема четверти: «Великие наши современники»
Тема урока: «Может ли опера П.И.Чайковского быть современной?»
ХПИ урока: «Музыка, как и любое искусство, передает мысли того, кто ее создал, мысли и чувства тех, кого она изображает» (В.А.Сухомлинский)
Основополагающий вопрос проекта:
«Можно ли считать оперу П.И.Чайковского «Пиковая дама» современной?»
Цель : показать «современность» и актуальность музыки П.И.Чайковского через созвучие его оперы «Пиковая дама» сегодняшнему времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок музыки в 8 классе | 68.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательно учреждение
муниципального образования
«Город Архангельск»
«Средняя общеобразовательная школа №35»
Учитель музыки, высшая квалификационная категория
Захарьина Мария Александровна
Урок музыки в 8 классе
Тема четверти: «Великие наши современники»
Тема урока: «Может ли опера П.И.Чайковского быть современной?»
ХПИ урока: «Музыка, как и любое искусство, передает мысли того, кто ее создал, мысли и чувства тех, кого она изображает» (В.А.Сухомлинский)
Основополагающий вопрос проекта:
«Можно ли считать оперу П.И.Чайковского «Пиковая дама» современной?»
Цель : показать «современность» и актуальность музыки П.И.Чайковского через созвучие его оперы «Пиковая дама» сегодняшнему времени.
Задачи :
Обучающая: расширение знаний о творчестве П.И.Чайковского, закрепление понятия либретто и опера на примере фрагментов оперы «Пиковая дама; формирование умения перевода образного строя с одного вида искусства на «язык» другого ( в частности с «языка» литературы А.С.Пушкина на «язык» музыки П.И.Чайковского)
Развивающая: развитие образной памяти на стиль музыки П.И.Чайковского овладение вокально – хоровыми навыками способствовать развитию эмоционально – чувственной сферы детей и их творческой познавательной активности.
Воспитательной: воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, способствовать формированию нравственных качеств учеников.
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- Коллективная
- Индивидуальная
Виды деятельности:
- Слушание музыки
- Анализ музыкальных произведений
- Исполнение музыки
- Просмотр слайдов и фрагментов видеофильма
Методы обучения: словесный, наглядно – слуховой создание проблемно – поисковых ситуаций анализ, погружение, рефлексия на слушание музыки обобщение стимулирование музыкально – творческой деятельности через оценивание учителем работы учеников; создание ситуации успеха.
Структура урока:
- Вступление : настрой детей на работу: определение темы и цели урока.
- Краткие биографические сведения о композиторе. Исполнение песни «Чайковский»
- Защита проектов: «Чем интересен сюжет оперы? (Чайковский – Пушкин)», «Современен ли образ Лизы?», «Современен ли образ Германа?». Слушание фрагментов оперы, просмотр фрагментов видеофильма.
- Развязка: Исполнение песни О.Газманова «Петербург», итоги урока, рефлексия, объяснение д/з.
Прогнозируемые результаты:
- Выявление актуальности и соответствие современному времени произведений А.С.Пушкина и П.И.Чайковского «Пиковая дама».
- У обучающихся вызвать желание слушания музыки не только на уроке, но и дома, и в концертном зале.
- Повышение уровня музыкальной культуры.
- Повышение нравственно – личностного уровня обучающихся.
Ход урока
Приветствие
Напоминаю всем тему четверти «Великие наши современники»
- У: Кого, по вашему мнению, можно назвать современником?
Для названия темы сегодняшнего урока я выбрала слова Яниса Платека
«Единый лавр их дружно обвивает»
Слайд портрет А.С.Пушкина и П.И.Чайковского
- У: Посмотрите, пожалуйста, на слайд – чьи портреты на нем изображены?
- Постарайтесь сформулировать цель урока, глядя на портреты и название темы четверти
Петр Ильич Чайковский родился в поселке при Воткинском металлургическом заводе в семье горного инженера, начальника этого завода.
Слайд фото родителей композитора
Отец – Илья Петрович был необыкновенно жизнерадостный и приветливый человек.
Мать – Александра Андреевна всех очаровывала своей приветливостью и добротой.
В семье царили гармония и любовь.
К осени 1825 года вся семья переезжает в Петербург, где П.И. в последствии закончил Училище Правоведения, которое произвело н композитора самое удручающее впечатление на весь период обучения в нем. Жизнь подростка скрашивала только музыка и воспоминания о счастливых днях в Воткинске, где он искренне полюбил на всю жизнь просторы полей, жаркое солнце, прохладу лесов, щебет птиц и пение крестьян.
- Наигрываю мелодию: Знакома ли вам эта мелодия?
- С творчеством Чайковского мы знакомились почти в каждом классе, поэтому вы можете определить стилистические особенности композитора, глядя на слова песни. Еще раз определите их.
Слайд слов песни «Чайковский»
Исполнение песни «Чайковский»
Когда же А.С.Пушкин вошел в духовную жизнь Чайковского? В его письмах детской поры имя, сравнительно недавно погибшего поэта, как ни странно, не встречается. Но косвенные указания позволяют сделать заключение, что пушкинское имя было в доме Чайковских окружено почетом, как и во всех российских домах. Маленький Петя был любимцем гувернантки Фани Дюрбах, которая высоко оценивала литературные способности воспитанника даже выше музыкальных) и называла его – ле Пёти Пушкин. Именно она первая начала знакомить мальчика с произведениями поэта.
- Все вы слышали эту фразу : «Что наша жизнь? Игра!». Эта фраза говорит нам о каком произведении Пушкина?
- Петр Ильич решает написать оперу «Пиковая дама» на сюжет поэта, но что необходимо было составить перед написанием оперы? (либретто)
- Что такое либретто?
Сообщение обучающегося:
«Я решил отказаться от всех заграничных и здешних приглашений и уехать куда – нибудь в Италию отдыхать и работать над будущей моей оперой. Я выбрал сюжетом для оперы «Пиковую даму» Пушкина. Случилось это таким образом: мой брат Модест три года тому назад приступил к сочинению либретто на сюжет «Пиковой дамы» по просьбе некоего Кленовского и в течение этих трех лет понемногу сделал очень удачное либретто…Но сей последний от сочинения музыки отказался… Мне очень хочется работать, и, если удастся хорошо устроиться где – нибудь в уютном уголке за границей, мне кажется, что я свою задачу осилю и к маю представлю в дирекцию клавираусцуг, а летом буду инструментировать его»
Так писал Чайковский Надежде Филаретовне Фон Мекк.
- Вы знакомы с содержанием произведения Пушкина «Пиковая дама»?
- Как вы думаете, чем привлек сюжет драмы Чайковского?
- Если бы вы были современником композитора, вас бы заинтересовал этот сюжет?
- Был бы он для вас актуальным?
Вот мы и определили основополагающий вопрос урока:
Слайд : Можно ли оперу П.И.Чайковского «Пиковая дама» считать современной?
Сообщение обучающегося: «Пиковая дама» была написана в невероятно кроткий срок – за 44 дня. Премьера состоялась в Петербурге в Мариинском театре декабря 1890 года и имела огромный успех. Ни в одной из опер на пушкинские сюжеты мы не найдем такой свободы обращения с литературным материалом: Чайковский не только самостоятельно истолковал образы, приближая их к современности, но и дорисовал их, подчас меняя психологические черты.
- С чего начинается любая опера? (с увертюры или интродукции)
- Что такое увертюра?
Какие образы, темы мы услышим? (образ трех карт, темы любви, тема старухи)
Слушание интродукции
- Каков характер этих тем?
- Мы открыли оперу. Каков сюжет?
Сообщение группы обучающихся :В результате сравнительного анализа сюжета можно представить следующий вывод:
Слайд :
У А.С.Пушкина | У М.И.Чайковского |
Германн – военный инженер | Герман – Гусар |
На первом плане алчная идея Германна – разбогатеть любой ценой | На первом плане – любовная драма Германа и Лизы |
Лиза – бедная воспитанница | Лиза – родственница графини и ее наследница |
Лиза свободна | У Лизы есть жених – князь Елецкий |
Лиза выходит замуж | Введена сцена встречи Лизы и Германа у канавки, после которой Лиза погибает |
Германн сходит с ума и пребывает в сумасшедшем доме | После неудачной игры Герман заканчивает жизнь самоубийством |
Место действия – Петербург | Место действия Петербург |
Время действия сдвинуто на несколько десятилетий |
Петра Ильича называли певцом Женщины, ее рыцарем и другом. Голос женщины царственно раздавался во всех темах любви радостной и печальной нотой. Это, возможно. Зависело от того, что композитор так часто сталкивался с трагическими женскими судьбами в своей семье. Образ Лизы особенно интересовал Чайковского.
Слайд образ Лизы
Сообщение обучающегося: У Пушкина Лиза – единственная привлекательная личность, она не только «во сто раз милее» светских барышень, она одна не лишена настоящих хороших человеческих чувств; она одна способна к глубокой, благородной и бескорыстной любви, в свете играла самую жалкую роль, была самолюбива и ждала своего избавителя, мечтая выйти замуж. Мечта ее сбылась.
- А какова Лиза у Чайковского?
Слушание Дуэт Лизы и Полины «Уж вечер»
- Что общего в образе Лизы у поэта и композитора?
- Можно ли встретить такую девушку в современном обществе?
- А каков же образ Германна?
Слайд – образ Германна
Сообщение обучающегося: Германн – сын обрусевшего немца, расчетлив, бережлив, честолюбив, имел сильные страсти и огненное воображение, в душе – игрок, но за игру не садится. Обладал необузданным воображением. Для него тайна трех карт – путь к богатству, а любовь Лизы – путь к тайне графини.
- А каков Герман у Чайковского?
- Каков характер его Ариозо?
- Какие чувства охватывают героя?
Слушание Ариозо «Я имени ее не знаю»
(То элегически нежная, то порывисто взволнованная, чистота и сила его чувств любви. Чувство нежности сменяется подавленной страстью при мысли о недоступности счастья. Одинокий, бедный, но самовлюбленный до боли юноша с сильными страстями. Способный на любовь и нежные чувства. Любовь к Лизе – вот та страсть, которая целтком владеет Германном)
- Как изменяется образ Германна в последствии?
Слушание сцены у Зимней канавки (фрагмент видеофильма оперы) «О, да, миновали страданья»
(охвачен идеей выигрыша. Машинально повторяет за Лизой слова любви, не замечая ее. Несвязный рассказ. )
- Чем различен образ Германна у Пушкина и Чайковского? (У Пушкина – он статичен. У Чайковского – он показан в развитии)
- Каких три злодеяния совершил Германн? (убил старуху, себя и любовь)
- Каков характер героя в следующем фрагменте оперы(бравый, он в азарте, в предвкушении выигрыша) ?
Слушание «Что наша жизнь? Игра!»
- А какие мысли и чувства выражает следующий фрагмент?
Слушание «Князь, князь, прости меня!»
( в оркестре возвращается трепетно – нежный образ Лизы – тема любви)
- Почему Чайковский возвращается к этой теме? (только чувство любви может возвратить в человеке все лучшее, только оно способно вдохновлять на подвиги, научить нас прощать и сделать человека счастливым)
- Почему Чайковский изменил судьбу Германна?
(Чайковский не мог отдать своего героя во власть такого конца, как у Пушкина, он предпочел физическое его уничтожение. Умирая, Германн освобождается от навязчивой идеи.)
- Можно ли оперу и повесть, написанных более века назад назвать современными?
- Какие актуальные темы они затрагивают?
- (Тема любви, игры, азарта, жертвенности ради любви)
- В каком городе происходят события этих произведений? (Петербург)
- Этот город вдохновил многих людей искусства на создание своих шедевров.
Исполнение песни «Петербург»
Литература:
- Слово о музыке. Русские композиторы 19 века//В.Б.Григорович и З.М.Андреева-Изд.2-ое, исправленное -М:Просвещение, 1990
- Сто великих композиторов//Д.К.Самин – М: Вече, 2000
- Абрамовский Г. И др. Сто опер – Ленинград: Музыка, 1997
- Берлянд – Черная Е/Пушкин и Чайковский – Музгиз, 1950
- Платек Я.//Единый лавр их дружно обвивает//Музыкальная жизнь, 1990 №11 и «12
- Сидельников Л.С. Петр Ильич Чайковский – М: Искусство, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку музыки в 7 классе. "Опера "Кармен". Самая популярная опера в мире".
Презентация предназначена для урока в 7 классе....
Урок музыки во 2 классе "Опера Руслан и Людмила"
Урок музыки во 2 классе . Раздел "В музыкальном театре". Тема урока "Опера "Руслан и Людмила". Урок соответствует ФГОС. На уроке используется технология оценивания. Приём "Мелодия- загадка". К у...
Презентация к уроку музыки "М.И.Глинка опера "Иван Сусанин"
Презентация к уроку музыки "М.И.Глинка опера "Иван Сусанин" для обучающихся 7 класса...
Урок музыки 7 класс "Рок-опера. Система стилей рок-музыки"
Урок музыки 7 класс. "Рок-опера. Система стилей рок-музыки"...
Урок музыки в 7 классе «Опера. Традиции и новаторство»
Урок по теме путешествие в музыкальный театр. Опера. Количество посещений данной страницы: ...
Конспект урока музыки в 6 классе Тема: «Моцарт и Чайковский. Сквозь время»
Задачи:1. направленные на достижения личностных результатов:формирование целостного взгляда на мир, отношение к добру, честности, человечности, к красоте;развитие чувств доброжелательности и эмоционал...