Конспект урока музыки в 6 классе Тема: «Моцарт и Чайковский. Сквозь время»
методическая разработка по музыке
Задачи:
1. направленные на достижения личностных результатов:
- формирование целостного взгляда на мир, отношение к добру, честности, человечности, к красоте;
- развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие вокально-хоровых навыков;
- воспитание любви к музыкальной культуре.
2. направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
3. направленные на достижения предметных результатов обучения:
- осознание связи времени композиторов, обработки музыкальных произведений, при исполнении симфонической музыки;
- знание выразительных возможностей музыки;
- умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metrazr_motsart_i_chaykovskiy_uchitmuz.doc | 58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 310 Фрунзенского района Санкт - Петербурга «Слово»
Конспект урока музыки
в 6 классе
Тема: «Моцарт и Чайковский. Сквозь время»
Выполнила: учитель музыки Аспаева В.В.
Санкт-Петербург
Цель: Познакомиться с музыкой, композиторами, больше о них узнать, обсудить связь времен, мир музыкальных образов композиторов.
Задачи:
1. направленные на достижения личностных результатов:
- формирование целостного взгляда на мир, отношение к добру, честности, человечности, к красоте;
- развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие вокально-хоровых навыков;
- воспитание любви к музыкальной культуре.
2. направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
3. направленные на достижения предметных результатов обучения:
- осознание связи времени композиторов, обработки музыкальных произведений, при исполнении симфонической музыки;
- знание выразительных возможностей музыки;
- умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке.
Планируемый результат: сформировать представления об обработке классических произведений композиторов.
Основные понятия: сюита, обработка.
Ресурсы:
- основные: учебник Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской
- дополнительные: рабочая тетрадь, презентация, видео-фрагменты
Тип: открытие новых знаний
Вид урока: урок-размышление
Музыкальный материал: П.И.Чайковский оркестровая сюита №4 «Моцартиана», В.А.Моцарт «Ave verum», песня «Ода музыке»
1.Организационный момент.
Добрый день, ребята, здравствуйте!
2.Мотивация к учебной деятельности.
У. Какими качествами должна обладать музыка, чтобы повлиять на каждого из нас?
Д: Музыка должна быть красивой и правдивой, в этом её сила!
У:С какой красивой и правдивой музыкой по содержанию мы с вами знакомились?
Д:Приводят примеры.
У:Мы часто говорим: «Музыка красива!» Почему?
Д:Музыка красива именно потому, что она рассказывает о красоте природы, а следовательно о красоте жизни!
У:Да. Только тогда она может преобразовывать самого человека и его жизнь!
3.Актуализация знаний по теме.
У:Назовите русского композитора
Ребята, а что вы знаете о П. И. Чайковском?
С какими его произведениями вы знакомы?
Когда он жил?
Д:Русский композитор, одарённый, много балетов, симфоний…
В 19 веке…
У:Ребята, а с какими еще великими композиторами вы знакомы?
В.А.Моцарт
У:В каком веке жил Моцарт?
Д: в 18 веке
У:Ребята, а что объединяло этих композиторов разных времен?
Д: Музыка. Любовь к музыке.
У:Как вы думаете, что мы сегодня будем рассматривать на уроке?
Д:Их связь. Связь времен.
У:Сегодня на уроке вновь прозвучит музыка Моцарта: знакомые вам произведения композитора, и новые, ранее не звучавшие у нас на уроках. Сегодня нас поведут в мир большой музыки гениальный австрийский композитор XVIII века В. А. Моцарт и великий русский композитор XIX века П. И. Чайковский!
И так, тема нашего урока: «Моцарт и Чайковский. Сквозь время.»
(запишите в тетрадь). А в рамках этой темы, о чем мы можем поговорить? Какова цель нашего урока?
Д:а) Познакомиться с музыкой, композиторами, больше о них узнать
б) обсудить связь времен, мир музыкальных образов композиторов.
У:Чтобы решить 2-ую цель, что для этого нужно сделать?
Д:Послушать музыку
У:Cейчас мы послушаем интересные факты из жизни В. Моцарта и его гениальную музыку. (Устная мини-викторина)
1. фрагмент «Симфонии№40»
У:Назовите это произведение. А теперь к нему назовите по 1 прилагательному: какая симфония, какая в ней мелодия?
Радостная, счастливая… красивая
2. «Рондо» из сюиты «Маленькая ночная серенада»
У:Назовем произведение и снова прилагательное!
Игривая, солнечная, ясная.
Разные композиторы, поэты, писатели восторгались музыкой Моцарта!
«Он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете» (--) Так сказал о музыке Моцарта П.И.Чайковский.
5.Изучение нового материала.
Моцарт и Чайковский… Великие имена рядом. Не одно столетие дарят они слушателям минуты высокой радости, счастливых озарений, необходимого очищения души!
«Из всех великих композиторов, наиболее нежную любовь питаю к Моцарту.» - так говорил о музыке Моцарта П.И.Чайковский.
У:Как вы думаете, во что могла вылиться эта любовь Чайковского к Моцарту?
Д:Он, наверное, что-то написал о нём… посвятил произведение…
Учебник с 136.
У:В дневнике композитора читаем такие слова: «Играл Моцарта и восхищался… Мысль о сюите из Моцарта. Моцарт есть высшая кульминационная точка, красоты в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга! В Моцарте я люблю всё».
У:П.И.Чайковским была создана оркестровая сюита в 1887 году в память 100-летия первой постановки оперы В.Моцарта «Дон Жуан». Идею «Моцартианы» Чайковский определил как «старина в современной обработке»
У:Ребята, прочтите внимательно это необычное слово- МОЦАРТИАНА.
Что вы можете о нем сказать? Какова основа его?
Д: Корень – Моцарт! Что-то большое…
У:П.Чайковский взял в основу своей сюиты малоизвестные произведения Моцарта – жига, хорал. Как вы думаете, почему?
Д:Он хотел, чтобы человечество не забывало музыку Моцарта никогда
У:А вот так отвечал сам П. И. Чайковский: «Большое количество превосходнейших мелких сочинений Моцарта, вследствие непонятной причины мало известны не только публике, но и многим из музыкантов. Мне кажется, что этой сюите предстоит большая будущность…». Автор сюиты хотел дать новый повод к более частому исполнению этих жемчужин музыкального творчества Моцарта.
Сюита «Моцартиана» П.И.Чайковского является обработкой (интерпретацией) для симфонического оркестра трех фортепианных пьес и одного хора В.А.Моцарта. Жига, Менуэт, Католический хорал(молитва), Десять вариаций.
Запишите в тетрадь порядок пьес «Моцартианы».
Жига – быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. (щ) В XVII в. танец стал популярным в странах Западной Европы.
9 слайд Менуэт (маленький шаг – старинный французский народный танец. При Людовике XIV (ок.1670 г.) менуэт стал придворным танцем. 10 слайд Менуэт в России. В России менуэт появился в начале XVIII века, его танцевали на ассамблеях Петра I.
11 слайд Сюита – (фр.– ряд, последовательность) – циклическое инструментальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных пьес танцевального (аллеманда, куранта, сарабанда, жига, менуэт и тд.) и нетанцевального характера (ария, пассакалия, чакона, хорал и др.) характера.
А сейчас мы послушаем фрагменты сюиты «Моцартиана» 3 часть «Молитва»
План анализа музыкального произведения
Какой жанр_________________________________________________
Какие чувства передаются в музыке_____________________________
Испытал ли ты их_____________________________________________
Определение средств музыкальной выразительности.
а) лад._______________________________________________
б)характер__________________________________________
в)темп__________________________________________________
г)динамика____________________________________________
5.какие музыкальные инструменты играли_____________________
А теперь послушаем : «AVE VERUM» В.А.Моцарта. Разучиваем мелодию хорала. (отр. 1) учебник с 137
Учитель. Каков характер этой музыки? О чем эта музыка? (Ответы учащихся)
Моцарт «Ave verum». Единственное законченное церковное произведение композитора, созданное в последний год его жизни – 1791.
В.А.Моцарт «Ave verum». О, справедливая Дева Мария, истинно переживающая за Сына, принесенного в жертву. Заранее знаешь Его судьбу и не ропщешь в смертельной веренице событий (перевод с латинского автора презентации) ноты.
У:В чем проявляется сходство и различие музыки Моцарта и Чайковского?
Д: Музыка Моцарта написана для хора и оркестра и представляет собой как бы земную молитву, обращенную к Деве Марии.
Музыка Чайковского написана для симфонического оркестра, в котором ведущую роль играет струнная группа.
У: можно ли по музыке сюиты определить отношение Чайковского к Моцарту?
Д:
У:К какому направлению музыкального искусства – классике или современности – относится трактовка Чайковским музыки Моцарта?
Д:
Слушание Мацартианы.
Синквейн мальчики на слово Моцарт, девочки на слово Чайковский
У: Как можно объяснить почему именно Моцарт заставил полюбить музыку больше всего на свете?
«По временам мне казалось, что я живу в XVIII в. и что дальше Моцарта ничего не было. По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно».
Ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке?
Из каких частей она состоит? Чем явилась «Моцартиана» по отношению к Моцарту?
Эта сюита стала музыкальным памятником.
Вернемся к теме нашего урока: Музыка-связь времен.
Как вы думаете, какое слово в нашей теме урока можно изменить? Какая музыка их связала, несмотря на разные времена, века?
Слово «Музыка» на «Моцартиана».
Запишите в тетрадь: Моцартиана – связь времен.
В заключенье нашей встречи я хочу пожелать вам, чтобы ваши сердца не уставали дарить людям добро, согласие и радость! Пусть поможет вам в этом, нестареющая музыка Моцарта и Чайковского!
Звучит песня «Ода музыки»
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки 4 класс Тема: «Ярмарочное гулянье»
Полный конспект урока музыки для 4 класса. Тема: "Ярмарочное гулянье". Урок входит в программу Сергеевой, Критской по музыке, в раздел "Гори, гори ясно, чтобы не погасло"...
Конспект урока музыки. 2 класс. Тема: "В концертном зале. Симфонический оркестр"
Конспект урока музыки для 2 класса. Знакомство с инструментами симфонического оркестра...
Конспект урока музыки. 2 класс. Тема: "В концертном зале. Симфонический оркестр"
Конспект урока музыки для 2 класса. Знакомство с инструментами симфонического оркестра...
Конспект урока музыки 2 класс Тема: "Развитие музыки в хороводных песнях и танцах"
1. Сформировать представление о «развитии музыки» (темп, вариации, ритм, динамика, тембр);2. Расширить знания о хороводных песнях и танцах;3....
Конспект урока музыки 4 класс тема «Картины музыки и природы». Татьяна Борисовна btb12.ucoz.ru
Цель: познакомить с музыкальными и художественными шедеврами искусства....
Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»
Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...
Конспект урока музыки. 8 класс. Тему урока: «Музыка в кинофильмах".
Конспект открытого урока в 8 классе....