Урок музыки во 2 классе "Опера Руслан и Людмила"
план-конспект урока по музыке на тему
Урок музыки во 2 классе . Раздел "В музыкальном театре". Тема урока "Опера "Руслан и Людмила". Урок соответствует ФГОС. На уроке используется технология оценивания. Приём "Мелодия- загадка". К уроку прилагается яркая презентация, которая позволяет совершить заочное путешествие в музыкальный театр. Дети разучат хор "Лель таинственный". Попробуют себя в роли композиторов. На уроке продумана работа с нотной грамотой. Весь урок строится на вокально-хоровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vo_2_klasse.docx | 29.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Опера «Руслан и Людмила»
Раздел: «В музыкальном театре»
Класс: 2а
Цель: Ввести в музыкальный мир оперы «Руслан и Людмила»
Задачи:
- Выявить взаимосвязь музыки и слова в произведении А. Пушкина и М.Глинки;
- Развивать вокально-хоровые навыки;
- Выявить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
- Осознание музыкальной речи с помощью ориентации на нотную запись главных тем оперы;
- Формировать патриотические качества личности.
Планируемые результаты.
Личностные УУД:
- Интерес к музыке и музыкальной деятельности;
- Привлечение жизненно - музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями.
Познавательные УУД:
- Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке;
- Осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.
Логические УУД:
- Умение проводить сравнение произведений;
- Выявление логики развития музыкальных образов.
Регулятивные УУД:
- Умение ставить задачи при восприятии музыкальных сочинений;
- Прогнозирование результатов музыкальной деятельности;
- Понимание и оценка собственной музыкальной деятельности;
- Совершенствование действий контроля и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Тип урока: открытие новых знаний.
Технологии: проблемного обучения, оценивания - (приём «мелодия - загадка»). ИКТ.
Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано.
Раздаточный материал: карточки красного и синего цвета, нотный стан с «мелодией - загадкой», карточки для ролевой игры «Композитор».
Сценарий урока.
Вначале урока звучит песня «Спор Маши и Вити о сказках»
1.Организация урока.
Слайд 1
Музыкальное приветствие на мотив хора «Слава великим богам».
У: Здравствуйте, рада я вам.
Д: Здравствуйте, рады мы вам.
Вместе: Здравствуйте, рады гостям.
2.Актуализация опорных знаний.
Слайд 2
-Ребята, из какого музыкального произведения прозвучало музыкальное приветствие?
- Кто автор?
-Хотите узнать?
-Я приглашаю вас в музыкальный театр, в удивительный сказочный мир.
Слайд 3
-Послушайте музыкальный фрагмент, определите его название, запишите в тетрадь. (М.И.Глинка – «Марш Черномора»)
Слушание Марша Черномора.
Слайд 4
(сигнальные карточки).
-Сегодня оценивать вы себя будете сами.
(У детей нотный стан с мелодией хора «Слава великим богам». На нём они будут отмечать нотки в определённом цвете. Максимальное количество баллов- 15)
3 балла - красный цвет ( Молодец), 2 балла- зелёный цвет (Будь внимательнее), 1балл- жёлтый цвет (Подтянись)
(отмечают первую нотку на нотном стане)
3.Целеполагание
Слайд 5
-Из какого музыкального произведения эта мелодия?( опера «Руслан и Людмила»)
- Именно с ней мы сегодня встретимся в музыкальном театре?
Слайд 6
-Что вы знаете о ней?
-Что хотели бы узнать? (фрагменты оперы)
3.Открытие новых знаний.
Слайд 7
-Когда А.С.Пушкину было всего 18 лет, он написал поэму «Руслан и Людмила». Нет ни одного человека, который бы не знал знаменитые строки: «У лукоморья дуб зелёный»
Слайд 8
-Многие художники изображали сюжет на своих картинах. Палехский художник Александр Николаевич Клипов, на одной из своих шкатулок изобразил знаменитый «зелёный дуб».
Слайд 9
-М. И. Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила» ещё при жизни автора. Но, к сожаленью, не успел. Поэтому, либретто писали совершенно другие поэты. Но вместе с композитором они постарались, как можно точнее
передать идею автора. Посмотрите, как И.Репин изобразил Глинку, сочиняющего оперу «Руслан и Людмила».
Слайд 10
-Открывает первое действие оперы «Первая песня Баяна»
-Кто такой Баян? (рассказчик)
-Послушайте, как звучит первая песня у Пушкина, (отрывок «Дела давно минувших дней» читает учитель)
-Я предлагаю вам представить себя в роли композитора и попробовать смоделировать первую песню Баяна. Предположите.
-Как она будет звучать?
- Как вы представляете героя?
-Перед вами карточки. В паре, посоветовавшись, нужно выбрать нужный вариант ответа и подчеркнуть карандашом.
Слайд 11
Работа с карточками в парах.
1.Исполнитель? (хор, солист)
2.Голос? (мужской голос, женский голос)
3.Инструмент? (арфа, фортепиано, флейта, симфонический оркестр)
4. Характер исполнения? (празднично, энергично, радостно, насмешливо, сказочно, напевно)
Посмотрите видеофрагмент и проверьте.
Слайд 12
ВИДЕОФРАГМЕНТ «Первая песня Баяна»
Слайд 13
(проверка с помощью сигнальных карточек)
Критерии оценки: 3 балла - всё верно
2 балла - есть неточности.
1 балл - много ошибок
(отмечают вторую нотку на нотном стане)
Слайд 14
Работа в творческой тетради с.22-23
-Откройте творческую тетрадь на странице 22.
-Перед вами нотная запись первой песни Баяна.
-Отметьте буквой М- мелодию, буквой А- аккомпанемент.
-Обратите внимание, какой необычный аккомпанемент.
-Какой инструмент может исполнять такие аккорды?
(Гусли. В симфоническом оркестре их изображают арфа, фортепиано.)
Слайд 15
-Выполните самостоятельно задания на странице 22.
-Проверка: гусли, солист, хор, (сигнальные карточки)
Критерии оценки: 3балла, 2 балла, 1 балл
(отмечают третью нотку на нотном стане)
Слайд 16
- Нотный пример на странице 23 тоже из первого действия оперы.
-События в опере связаны с язычеством на Руси. Язычество- это когда люди поклонялись нескольким богам. Лель-бог любви.
Слайд 17
Художники Леля изображают в образе пастушка.
- Вы правильно определили, что исполнять его в опере будет хор.
Слайд 18
- Давайте разучим мелодию хора «Лель таинственный».
РАЗУЧИВАНИЕ МЕЛОДИИ ХОРА «ЛЕЛЬ ТАИНСТВЕННЫЙ»
- Хор «Лель таинственный» исполняется в опере как хороводная или как величальная песня? (величальная)
Слайд 19
Исполнение мелодии хора «Лель таинственный» ( дети «изображают» стоя, под аудиозапись)
Слайд 20
-Вся опера построена на контрастных образах.
- Послушайте музыкальный фрагмент.
Слушание сцены похищения
-Поделитесь впечатлениями. Что услышали, увидели, почувствовали?
-Предположите, что случилось? (появиться колдун)
-В опере этот фрагмент называется - сцена похищения Людмилы.
Слайд 21
-Заканчивается он каноном, (наигрывает учитель на фортепиано)
-Давайте разучим эту мелодию по нотам .
Разучивание канона «Какое чудное мгновенье» без слов.
Слайд 22
-Какой музыкальный фрагмент больше подойдёт для продолжения музыкальной истории?(слушают, в тетради записывают цифру- 1,2,3)
-Послушайте. Запишите ответ в тетради цифрой.
1). М.Мусоргский- «Избушка на курьих ножках»
2) М.Глинка- «Марш Черномора»
3).П.Чайковский – Тема Феи Карабос
Слайд 23
-Проверка, (сигнальные карточки)
(Отмечают четвёртую нотку на нотном стане)
Слайд 24
-Откройте учебник. Рассмотрите иллюстрации.
-Послушайте, как сцена похищения Людмилы звучит в поэме Пушкина.
Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё дрожит,
И замерла душа в Руслане…
Слайд 25
-Посмотрите видеофрагмент из оперы и сравните его с поэмой.
Видеофрагмент «Сцена похищения Людмилы»
Слайд 26
-Наш урок подходит к концу.
- Я предлагаю вам вспомнить музыкальные фрагменты из оперы и их исполнителя.
-Игра «Музыкальная угадайка»
Материал для слушания | исполнитель |
1.Первая песня Баяна | А) Симфонический оркестр |
2.Марш Черномора | Б) хор |
3.Хор «Лель таинственный» | В) солист |
-Проверка. 1в,2а,3б, (сигнальные карточки)
(Отмечают 5 нотку на нотном стане)
Слайд 27
(Учитель наигрывает мелодию с нотного стана)
- Как вы думаете, где может звучать эта мелодия – в начале оперы, или в конце?
-Чтобы ответить на этот вопрос, я жду вас на следующем уроке музыки - на новой встрече с прекрасным.
5.Подведение итогов.
Слайд 28
6.Рефлексия
-Что нового открыли для себя?
-Продолжите фразы:
-Музыкальный спектакль, где герои поют - это ------- (опера)
-Оперу можно встретить в ------- (музыкальный театр)
-Театр- это мир сказок и приключений.
Слайд 29
-Я предлагаю закончить урок песней Маши и Вити о сказках.
Исполнение Песни « Спор Маши и Вити о сказках», (видеофрагмент).
МОУ «Красногорская СОШ №1»
урок музыки во 2 классе
«Опера «Руслан и Людмила»
Учитель музыки:
Шарнина С.Н
28.04.2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки в 3 классе по теме «Интонационно-образное развитие музыки. Опера М.И. Глинки « Руслан и Людмила».
Урок музыки, с использованием технологии системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон. Технологическая карта урока....
урок музыки Руслан и Людмила.тех карта.
технологическая карта к уроку 2 класс....
Презентация к уроку по предмету "Музыка" 4 класс. Тема урока "М.И.Глинка Опера "Руслан и Людмила". История создания оперы."
Идея создания оперы возникла у Глинки не случайно. Живой интерес к русскому эпосу, «преданьям старины глубокой» испытывали в те годы многие деятели русской культуры.Не меняя канвы пушкинского текста, ...
Интегрированный урок в 5 классе "Руслан и Людмила" - научная фантастика или сказка? (математики и литература)
Интегрированный урок в 5 классе "Руслан и Людмила" - научная фантастика или сказка? (математики и литература)...
Конспект урока по теме: «Опера «Руслан и Людмила» Раздел: «В музыкальном театре» Класс: 2
Раздел: «В музыкальном театре» Класс: 2...
Конспект урока по теме опера "Руслан и Людмила" М.Глинки
Данный материал может быть использован как при непосредственном изучении оперы, так и как часть урока при знакомстве с понятием "опера", творчеством М.И.Глинки...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Валентина
Спасибо, Светлана за разработку урока. Спасибо за то, что делитесь материалом. Это помогает мне в работе. Очень важно в нашей работе обмен мнениями, опытом.
Спасибо.