Открытый урок - концерт класса фортепиано "Художественные образы в произведениях "Детского альбома" Владимира Коровицына."
презентация к уроку по музыке по теме
Знакомство с творчеством В.Коровицына на примере произведений "Детского альбома"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_u8b_111.doc | 81.5 КБ |
prezentaciya1.pptx | 2.97 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок – концерт класса ФОРТЕПИАНО
Преподаватель – Сысоева Наталья Анатольевна
Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ «Детского альбома» Владимира Коровицына»
В рамках интерактивного проекта учеников класса фортепиано Сысоевой Н.А., с использованием мультимедийного оборудования.
Цели урока - концерта:
- Развивать творческие способности детей.
- Активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся.
- Развивать умение слушать музыку в своем исполнении и исполнении педагога и других учеников.
- Способствовать формированию у школьников положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.
- Раскрытие художественного образа в фортепианных произведениях Владимира Коровицына
Задачи урока - концерта:
Образовательная:
- Выработать потребность в постоянном общении с музыкой.
- Формировать стремление к творческому поиску в процессе работы над музыкальными произведениями.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре.
- Научить видеть мир целостными художественными образами, используя опыт различных областей искусства.
Развивающая:
- При помощи образного восприятия детьми музыки В. Коровицына , посредством штрихов, терминов, осознания лада, гармонии, темпа, фразировки и динамики, - раскрыть художественные образы исполняемых на фортепиано пьес композитора.
- Подвести учеников к осознанию, что для воплощения замысла композитора необходимо обладать технической свободой пианистического аппарата.
Оборудование и материалы:
- Концертный зал
- Мультимедийное сопровождение урока: компьютер, экран, презентация.
План урока-концерта:
- Знакомство с творчеством современных композиторов.
- Краткая биография В.Коровицына .
- Прослушивание пьес из «Детского альбома»
Участники урока-концерта
- Хрипкова Алина – 1класс,
- Бурова Нина – 2 класс,
- Вечканова Варвара – 3 класс
- Хрипкова Полина – 2 класс,
- Несмеянова Юлия – 6класс.
- Чернышова Ира – 4 класс
- Михайлова Алена – 6 класс
- Матина Юлия – 5 класс
“Художник – это тот, для кого мир прозрачен, кто обладает взглядом ребенка, но в этом взгляде светится сознание взрослого человека”. (А.Блок)
Что мы знаем о профессиональных композиторах, живущих и творящих сегодня? Почти ничего. Между тем в России много новых и интересных композиторов, именно они — лицо современной России. К сожалению, новые музыкальные произведения практически отсутствуют в нашем пространстве, до музыкальных школ российской глубинки в абсолютном большинстве произведения этих композиторов просто не доходят. Мы живем с новыми композиторами в одно время, однако не стоит ждать, когда имена этих композиторов станут очень известны, так как наши дети - юные музыканты должны разбираться не только в творчестве великих классиков, но и жить в мире современной музыки и ее создателей. Множество причин делают эту задачу трудновыполнимой. Но самая важная причина, на наш взгляд, заключается в том, что мы мало знаем об авторах современной музыки. Чтобы изменить это положение мы с детьми проведём концерт под названием “ «Художественные образы в произведениях Владимира Коровицына» Новые имена”. Ю.Весняк, Ю. Савалов, Ю.Савельев, В.Коровицын, И. Парфенов - они живут и сочиняют в настоящее время. Эти композиторы и их произведения стали героями тематические ежегодных вечеров, на которых учащиеся готовят информацию и с удовольствием играют пьесы, сочиненные авторами. Можно с уверенностью сказать: успех каждого такого мероприятия - потрясающий. Дети не только с большим удовольствием ищут информацию о композиторах, разучивают современную музыку, но подбирают к произведениям стихи, рисуют музыку, так как они её чувствуют. А выступления на концертах-лекциях для учащихся, преподавателей и родителей с произведениями композитора-героя очередного мероприятия, помогает учащимся в овладении концертным мастерством. Почему эта музыка так нравится детям?.. В музыке современных композиторов раскрывается перед нами мир детства – особый мир, близкий нашим детям, в котором нет места серости, унынию и будничности, где живут эмоциональная открытость, бесхитростность, внутренняя приподнятость, мечтательность и детская непосредственность. , “Дюймовочка”, “Гавот Чебурашки и Буратино”, “Бал в замке принца”, “Кот Василий”, «Мужичок с гармошкой», «Куклы сеньёра Карабаса»… Такая музыка не приемлет скуки и зубрежки, дети становятся её подлинными соавторами.
Музыка, написанная Владимиром Коровицыным, уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Язык композиторов чрезвычайно демократичен, доступен и самым маленьким малышам и подросткам. Детская публика - это маленький народ, живущий ожиданием чуда. И дети получают его. Опыт прошедших пяти лет показывает, что чем раньше начинается приобщение юных пианистов к сочинениям современных композиторов, тем выше эффективность музыкального обучения, тем шире и глубже постигают исполнители закономерности музыкального искусства в целом. “Исполнение произведений современного композитора требует полноценного музыкального представления о его творческом стиле, ознакомления как минимум с несколькими разнохарактерными произведениями, и только тогда, научившись понимать музыкальный язык конкретного композитора, юный пианист постепенно проникается её образным миром и содержанием”.
(слайд 1)
Композитор Владимир Коровицын родился в Великом Новгороде в 1955 году. Выпускник Новгородской ДМШ №1), выпускник Новгородского музыкального училища (по классу баяна), с отличием окончил Ленинградскую консерваторию имени Н.А.Римкского-Корсакова, лауреат Международных конкурсов, член Союза композиторов России. В настоящее время живет в родном городе. В его творческом багаже - музыка разных жанров: для хора, для камерного и симфонического оркестра, романсы, песни, духовные сочинения.Отличительными чертами музыки Владимира Коровицына являются безусловное преобладание мелодического начала и благородный, тяготеющий к традиционному гармонический язык.
Сегодня нам предоставляется возможность познакомиться с музыкой Владимира Коровицына, будем играть и немного расскажем о его произведениях. (слайд 2)
Владимир Коровицын автор девяти сборников: "Радуйся солнцу", “Музыкальное путешествие по странам Западной Европы”, “Исполнение желаний” и другие.
Сборник пьес для фортепиано "Детский альбом". Пьесы, представленные в сборнике, являются хорошим пополнением учебного репертуара учеников ДМШ. Сборник содержит не только музыкально-инструктивные пьесы, но и отрывки из фортепианных циклов композитора: "Русская тетрадь", "Джазовая коллекция", "Обаяние ушедших эпох". Программность пьес будит детскую фантазию, стимулируя работу над развитием образа.
«Вальс Золушки» - мечтательная, простая мелодия в оживлённом темпе. (слайд 3) Вальс прозвучит в исполнении ученицы 1 класса Хрипковой Алины
«Хрустальные башмачки»
Верещит в углу сверчок,
Дверь закрыта на крючок.
Я разглядываю книжку
Про хрустальный башмачок.
Во дворце весёлый бал,
Башмачок с ноги упал.
Очень Золушке обидно
Покидать высокий зал.
Но она домой ушла,
Платье пышное сняла
И опять в тряпьё оделась
И работать начала...
Стало тихо и темно,
Лунный луч упал в окно.
Слышу голос мамин милый:
"Спать тебе пора давно!"
Замолчал в углу сверчок.
Повернусь-ка на бочок -
Догляжу во сне я сказку
Про хрустальный башмачок. (слайд 4)
Полька “Деревянные башмаки” - написана в характере народного немецкого танца и как бы передает постукивание деревянных башмаков по булыжной мостовой.( сл. 5, 6)
В «Детский альбом» так же вошли пьесы «Жуткий детектив» (сл. 7)
«Весёлый марш» (сл 8, 9)
Пьеса “Дюймовочка” - в подвижном темпе. Лёгкая и изящная музыка на штрих стаккато передает портрет сказочной героини.(сл. 10)
Бурова Нина ученица 2 класса для вас исполнит «Дюймовочку»
“Дюймовочка”
Крошечная девочка,
Я сошла с цветка.
Жизнь казалась дивною
В алых лепестках.
Только душу нежную
Заперли во тьму.
Звери злые, жадные,
Вам она к чему?
Мне б на небо синее
Хоть разок взглянуть.
Попрощаться с солнышком
И навек уснуть.
Слышу: в небе звонкая
Песенка твоя.
Ласточка родимая!
Ты нашла меня.
Далее идёт таинственное, загадочное произведение «Страшилка»(сл.11)
«Королевская охота» - так называется следующее произведение альбома. Быстрый темп, отрывистая мелодия передаёт стук подков. (сл.12)
Шесть пьес из цикла «Русская тетрадь» продолжают альбом :
- “Емеля на печке едет (сл.13)
- «Прогулка» (сл.14)
- «Вечер» (сл.15)
- «Мужичок с гармошкой (сл.16)
- «Девичий хоровод» (сл.17, 18)
- «Пир на весь мир» ( сл.19)
Все произведения этого цикла выдержаны в духе народной музыки.
Четыре пьесы из цикла «Джазовая коллекция» включают в себя произведения: «Кот Василий» (сл. 20), «Кэк уок», «Хорошее настроение» , «Уличный фокусник» и «Два клоуна» (сл.25)
Сейчас мы с вами прослушаем эти пьесы.
«Кэк уок» - Пуктирный, синкопированный ритм придаёт этому негритянскуму танцу задорный, зажигательный характер. (сл.21,22)
Этот танец для вас исполнит ученица 3 класса Вечканова Варвара.
“Хорошее настроение” - Само название говорит за себя. Непринуждённая мелодия в которой слышны современные гармонии.(сл.23)
«Солнечный зайчик»
Солнечный зайчик
Запрыгнул в окно,
Солнечный зайчик
Сказал:-«О-го-го!»
Я тут же проснулась,
Ему улыбнулась,
Слегка потянулась...
На сердце легко!
Хрипкова Полина ученица 2 класса исполнит для вас это произведение.
«Уличный фокусник» - ярко выраженный джазовое настроение с синкопированным, капризным ритмом.(сл.24)
Приглашается на сцену ученица 6 класса Несмеянова Юля.
УЛИЧНЫЙ ФОКУСНИК
Прервав стихи - нельзя иначе - |
«Первая проталинка» - нежная, мелодически простая мелодия слышна в этом произведении. Как будто первые , нежные лучи весеннего солнца ласкают нашу землю.(сл.26)
Утренние стихи
Как это приятно —
Проснуться
И встать,
И синее небо
В окне увидать,
И снова узнать,
Что повсюду — весна,
Что утро и солнце
Прекраснее сна!
«Первая проталинка» прозвучала в исполнении Чернышовой Ирины-4 класс.
«Мама» - ласковая ,нежная музыка в звуках которой слышны материнская любовь и материнское беспокойство. 3-х дольный размер, темповые изменения помогают донести до слушателя это настроение.(сл.27)
От чистого сердца, простыми словами
Давайте друзья потолкуем о маме
Мы любим ее как хорошего друга
За то, что у нас нею все сообща
Зато, что когда нам становится туго
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
Мы люби ее и за то, что порою,
Становится строже в морщиках глаза,
Но стоит с повинной придти головою
Исчезнут морщинки, умчится гроза
Зато, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверит ей сердце свое
И просто за то, что она моя мама
Мы крепко и нежно любим ее! Михайлова Алёна- 6 класс.
Четыре танца из цикла «Очарование ушедших эпох» - это
- «Ричеркар» (сл.28, 29)
- «Бурре» (сл. 30, 31)
- «Благородный вальс» (сл.32,33)
- «Галлоп» (сл.34,35)
Пожалуй одно из самых ярких и выразительных произведений «Детского альбома» сейчас прозвучит в исполнении ученицы 5 класса Матиной Юлей.
«Вечный огонь» - скорбно, выразительно и в тоже время певуче звучит это произведение. Ярко передано настроение: боль за погибших и гордость за победу! (сл.36)
«Вечный огонь» на ветру встрепенулся –
Память о тех, кто с войны не вернулся.
Люди приходят к нему поклониться
И о погибших в боях помолиться.
Летом, зимою, в дождик и снег
Мы у огня вспоминаем о тех,
Кто жизни сложил в самой страшной войне,
Чтоб жили мы мирно в свободной стране.
Вечная память в наших сердцах.
Память о братьях, сынах и отцах!
Память о тех, кто за мир на земле
Остался навечно на этой войне.
Есть в сборнике и фортепианный ансамбль - «Куклы Сеньёра Карабаса»
(сл.37)
Хрипкова Полина и Вечканова Варвара исполнят его для вас.
Завершает «Детский альбом» - «Серенада». Лирический настроение, размеренный ритм слышны в этом произведении. (сл.38, 39)
В исполнении Матины Юли прозвучит «Серенада»
Наш концерт подошел к концу. Мы познакомили вас с произведениями композитора Владимира Коровицына. Думаем, что еще не раз эти и другие пьесы композитора будут звучать со сцены нашей школы. А закончить хочется словами Владимира Коровицына: “Музыкальное образование — это большой труд над самим собой. Поэтому я очень ценю решение тех родителей, кто несмотря ни на что даёт возможность своему ребёнку посещать музыкальную школу. Сам по себе вкус к действительно красивой музыке не придёт. В то же время понимание настоящей музыки может сделать человека по-настоящему счастливым”
Самоанализ открытого урока-концерта
Художественные образы в произведениях «Детского альбома» Владимира Коровицына
преподавателя по классу фортепиано
МБОУ ДОД Алексеевская Детская музыкальная школа
Сысоевой Натальи Анатольевы.
При подготовке к уроку я подбирала материал, который был бы интересен учащимся разных возрастов. Учитывала достоверность сведений, старалась изложить их в доступной форме. Для лучшего усвоения использовала наглядные средства, а именно – слайды, иллюстрирующие содержательную часть.
Цель данного урока:
- создать условия для демонстрации учащимися своих достижений в овладении навыками игры на фортепиано.
При этом старалась решить следующие задачи:
Образовательные:
- прививать учащимся навыки передачи содержания музыки в соответствии с авторским замыслом;
- создать условия для формирования понятие резерва беглости, т.к. он обеспечивает техническую непринужденность;
- создать условия для формирования понятия «эстрадная выдержка», чтобы исключить возможность неуверенной игры на сцене.
Воспитательные:
- воспитывать исполнительскую волю, преодоление сценического волнения;
- воспитывать коммуникативную культуру поведения и эстетический вкус;
- воспитывать умение в состоянии творчества ощущать удобство, ловкость в движениях.
Развивающие:
- расширять кругозор учащихся;
- развивать память, внимание, мышление, моторику рук;
- создать условия для развития познавательного интереса и стремления к новым достижениям в исполнительском искусстве;
- создать условия, не допускающие физического и психического утомления от исполнения музыкальных произведений на сцене.
Все этапы урока логически связаны между собой. При проведении мероприятия
соблюдались здоровье сберегающие требования: кресла в зале удобны, не вызывают дискомфорта; учащиеся во время занятия двигались, меняли позы, т.е. не испытывали двигательной утомляемости. Перед началом концерта зал был хорошо проветрен.
Я считаю, что цель урока достигнута, задачи решены.
Немаловажную роль сыграл индивидуальный подход в подборе стихотворений и музыкальных произведений для каждого учащегося. Многое зависело от эмоционального настроя учеников, поэтому я старалась создать условия для формирования навыков самоконтроля и последующего анализа выступления. При общении с каждым учеником использую понимающий стиль общения, поддерживаю психологический контроль.
Работая с учащимися над эмоционально-выразительным исполнением на сцене, старюсь передать через ассоциации свое эмоциональное понимание внутреннего содержания каждого произведения.
Это занятие хорошо демонстрирует индивидуальность каждого ребёнка. Например, Хрипкова Полина и Бурова Нина играла собранно, внимание их было сконцентрировано, исполнение стабильное. Недостаточную исполнительскую волю показали Хрипкова Алина и Вечканова Варвара, что выражалось в неуверенном исполнении, помарках, т.е. девочкам не удалось преодолеть внутреннее волнение и боязнь сцены.
Многим учащимся, таким как Михайлова Алёна,Чернышова Ира,Матина Юля, Несмеянова Юля, обладающим высоким интеллектом, работоспособностью и природным артистизмом, декламация стихотворений помогла настроиться на более эмоциональное исполнение музыкальных произведений, что было отмечено публикой.
В заключение хочу сказать, что такие мероприятия определяют дальнейшую работу с учениками, указывают на промахи и демонстрируют успехи каждого из них. В любом случае ученик и учитель приобретают положительный опыт и мотивацию к профессиональному росту.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Композитор Владимир Коровицын родился в Великом Новгороде в 1955 году. Выпускник Новгородской ДМШ №1), выпускник Новгородского музыкального училища (по классу баяна), с отличием окончил Ленинградскую консерваторию имени Н.А.Римкского-Корсакова , лауреат Международных конкурсов, член Союза композиторов России. В настоящее время живет в родном городе. В его творческом багаже - музыка разных жанров: для хора, для камерного и симфонического оркестра, романсы, песни, духовные сочинения.Отличительными чертами музыки Владимира Коровицына являются безусловное преобладание мелодического начала и благородный, тяготеющий к традиционному гармонический язык. Художественные образы в произведениях Владимира Коровицына .
Вальс ( фр. valse ) — общее название бальных и народных танцев музыкального размера ¾ . Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны.
Вальс Золушки
По́лька — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки — 2/4 ( инф . ). Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем . Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II . Этот жанр часто встречается в творчестве чешских композиторов ― Бедржиха Сметаны , Антонина Дворжака и других. Полька
Полька «Деревянные башмачки»
Жуткий Детектив
Марш — ( итал . marcia , фр. marche , от marcher — идти) — род музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей, преимущественно войска. Одной из важных функций военных маршей вплоть до конца XIX века являлась синхронизация шага наступающих колонн. Марш пишется в четыре четверти или 2/4 в двухколенном или коленном складе, с трио. Ритм должен быть ясный, простой и энергичного характера.
Весёлый марш
Дюймовочка
Страшилка
Королевская охота
Емеля на печке едет
Прогулка
Вечер у реки
Мужичок с гармошкой
Хорово́д ( карагод , танок , круг, улица ) — древний народный круговой массовый обрядовый танец , содержащий в себе элементы драматического действия. Распространён в основном у славян , но встречается (под разными названиями) и у других народов. Хоровод
Девичий хоровод
Пир на весь мир
Кот Василий
Кэк уок
Хорошее настроение
Уличный фокусник
Два клоуна
Первая проталинка
Мама
РИЧЕРКАР ( итал . ricercar ; от ricercare , «искать»). Инструментальная форма, весьма распространенная в искусстве 16–17 вв. Для нее характерен постоянный поиск (что отразилось в названии) возвращающихся тем и их места в общей структуре композиции. Первые образцы ричеркара близки прелюдии . Ричеркар - старинный танец. Ричеркар
Ричеркар
Бурре (от фр. bouree , от глагола фр. bourrer — делать неожиданные или резкие прыжки) — старинный французский народный танец . Возник предположительно около середины XV—XVI века в средней Франции (нагорная провинция Овернь и Верхняя Луара ) и вскоре бытовал практически как общефранцузский , то есть уже не имел чёткого районного распространения. В различных регионах Франции можно было обнаружить свои, различные варианты этого танца, или двудольного, (чаще на 4/4) или трёхдольного (чаще на 3/8), но всегда с острым, часто даже синкопированным ритмом (что отчасти сближало её с жигой ). Бурре
Бурре
Вальс ( фр. valse ) — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4,. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом. Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса. Вальс
Благородный вальс
Галоп – массовый танец, чаще всего парный. Передвижение танцующих людей происходит по кругу. Музыкальный размер – двудольный, темп – очень быстрый. Галоп и по музыкальному сопровождению и по манере исполнения очень схож с другим быстрым активным и массовым танцем – полькой Галоп
Галоп
У вечного огня
Куклы сеньора карабаса
Серенада ( фр. serenade , от итал . serenata , от sera — вечер) — музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь. В истории музыки существует несколько трактовок этого понятия. Серенада
Серенада
Ярко выраженный мелодизм , современная гармония, удобная пианистическая фактура. Программность пьес будит детскую фантазию, стимулирует работу над развитием образа. Пьесы представленные в сборнике В.Коровицына являются хорошим учебным репертуаром ДМШ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока-концерта на подготовительном отделении «ФаСоль-ка» ДШИ г. Свободного
Данная разработка может помочь преподавателям освоить необычную форму проведения заключительного/открытого урока которой является урок-концерт....
План-конспект открытого урока "Работа над художественным образом в классе игры на синтезаторе"
План-конспект открытого урока, посвященного работе над художественным образом в рамках занятий по классу синтезатор. В мою рабочую программу входит "композиция" как предмет по выбору, а также "аранжир...
Разработка открытого урока в классе фортепиано на тему "Работа над музыкальным образом"
Технологическая карта и конспект открытого урока в классе фортепиано с презентацией.Тема урока:_ «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»Цель урока: Формирование представлений ...
Открытый урок-концерт Тема: Художественные образы в пьесах из альбома современного Российского композитора Владимира Коровицына «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы»
Открытый урок-концерт Тема: Художественные образы в пьесах из альбома современного Российского композитора Владимира Коровицына «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы»...
Открытый урок:" Художественное воплощение музыкального образа в работе над произведениями различных форм в младших классах ДМШ"
Открытый урок по фортепиано...
Методическая разработка сценария открытого занятия - концерта класса вокального ансамбля. Концерт-репетиция «Маме дорогой»
Данный материал может быть полезен для педагогов, работающих в областивокала, вокального ансамбля. Представленная методическая разработка может быть взята за основу для подготовки отчетного концерта к...
Методическая разработка сценария открытого занятия - концерт класса вокального ансамбля Концерт «Музыкальный калейдоскоп»
Данный материал может быть полезен для педагогов, работающих в области вокала, вокального ансамбля. Представленная методическая разработка может быть взята за основу для подготовки отчетного конц...