Открытый урок-концерт Тема: Художественные образы в пьесах из альбома современного Российского композитора Владимира Коровицына «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы»
материал по музыке на тему
Открытый урок-концерт
Тема: Художественные образы в пьесах
из альбома современного Российского композитора
Владимира Коровицына
«Музыкальное путешествие по странам Западной Европы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok-kontsert_klassa_fortepiano_ispravlennyy.doc | 78.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный
комплекс-интернат лицей искусств»
Открытый урок-концерт
Тема: Художественные образы в пьесах
из альбома современного Российского композитора
Владимира Коровицына
«Музыкальное путешествие по странам Западной Европы»
Выполнила
Преподаватель
по классу фортепиано
Ганоцкая Н.А.
г. Керчь 2014 г
Открытый урок-концерт учащихся класса фортепиано.Преподаватель – Ганоцкая Наталья Андреевна.
Тема: «Художественные образы в фортепианных пьесах из альбома «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы» современного Российского композитора Владимира Коровицына.
Цель урока-концерта:
- развивать творческие способности детей.
- активизировать, стимулировать, направлять процесс образного мышления обучающихся.
- развивать умение у детей слушать себя, педагога, других исполнителей.
- способствовать формированию у обучающихся стойкого интереса к процессу обучения.
- раскрыть художественный образ в пьесах исполнителями.
Задачи урока-концерта:
Образовательные:
- выработать потребность в постоянном общении с музыкой у обучающихся.
- формировать стремление исполнителей к творческому поиску, к раскрытию образов в процессе работы над музыкальными произведениями средствами музыкальной выразительности.
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся интерес, любовь к музыке.
- научить видеть мир целостными художественными образами, используя опыт литературы, живописи.
Развивающие:
- развивать образное мышление, память, координацию, моторику рук.
- при помощи образного восприятия, посредством штрихов, лада, гармонии, фразировки, динамики, темпа, раскрыть художественные образы исполняемых детьми пьес.
- сформировать техническую свободу пианистического аппарата у учеников для воплощения замысла композитора.
- формировать эстрадную выдержку, уверенность на сцене.
Оборудование и материалы:
-актовый зал музыкального корпуса лицея.
- репродукции и рисунки к исполняемым пьесам.
План урока-концерта.
1. Краткая биография Владимира Коровицына.
2. Исполнения пьес из альбома учениками моего класса с литературным вступлением и методическими рекомендациями по исполнению составленные педагогом перед каждым исполнением ребёнка.
3. Самоанализ открытого урока-концерта.
Участники урока-концерта:
Суглобова Аня – 3 кл.
Забелина Даша – 2 кл
Кирейкина Настя – 4 кл.
Аронова Галя – 5 кл.
Поливанова Люба – 2 кл.
Зубко Настя – 6 кл.
Подоляк Лена – 7 кл.
Воловик Наташа – 7 кл.
Кириленко Даша – 5 кл.
1. Владимир Коровицын – современный российский композитор, пианист, педагог, лауреат международных конкурсов, член Союза композиторов России. Композитор живёт в Великом Новгороде, сочиняет музыку, занимается концертной педагогической, общественной деятельностью. Свой сборник фортепианных пьес под названием «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы» композитор писал под впечатлением от поездок по странам Европы, в которых он побывал с концертами. Создавая свою оригинальную музыку, автор сохранил существующие традиционные формы, интонации и лады, ритмические особенности и гармонический язык, присущие тому или иному народу. Отличительными чертами музыки Владимира Коровицина являются, безусловное преобладание мелодического начала и благородный, тяготеющий к традиционному гармонический язык.
2. Сборник состоит из 24 пьес и на сегодняшнем уроке-концерте будут исполнены обучающимися 15 пьес. Все исполняемые пьесы написаны в трёхчастной репризной форме, исключение составляют пьесы «Длинная дорога» и «Карусельные лошадки». В средних частях трёхчастных репризных форм меняется согласно художественному образу характер, фактура, лад, динамика, темп, что создаёт нарастание эмоционального напряжения для передачи более ярко национального, народного колорита, ведёт к кульминациям. В мелодии композитор часто использует приём секвенционного развития. Во всех пьесах очень выразительная, яркая, мелодичная с национальным колоритом артикуляция, которая помогает создавать образы, характер. Работая над пьесами, необходимо сразу определить жанр, характер, наметить основную исполнительную линию. Литературное вступление перед каждой пьесой и изобразительные средства помогают развить воображение, увидеть подтекст произведения, проникнуться в нужный образ. В пьесах технические и исполнительские сложности разного уровня и рассчитаны так же на разный возраст исполнителя-ребёнка. Ученик, приступая к работе над пьесой с помощью педагога проводят анализ построения и гармонический анализ пьесы, подбирают отвечающую художественному замыслу аппликатуру, педаль. Ребёнок должен обладать разносторонними техническими навыками, фортепианным туше, педализацией, уметь слушать себя и контролировать свою игру. Пьесы, представленные в альбоме, являются хорошим пополнением учебного репертуара обучающихся в лицее искусств.
Как любой торжественный праздник, сборник открывается полонезом.
Полонез. Польша.
Полонез – это польский танец, им начинались придворные балы, подчеркивая возвышенный, торжественный характер праздника. Под горделивое, величественное звучание музыки парадным шествием все гости принимали участие в танце, шагая и изящно приседая при первом шаге (на первую долю) на опорной ноге.
Играть полонез нужно с достоинством, торжественно крупными фразами (8 тактов), передавая законченность танцевального рисунка. В аккомпанементе всё время проводится типичный полонезу ритм (со слабого времени две шестнадцатые и четыре восьмые длительности в такте). При исполнении этого ритма аккордами, необходима свобода руки и запястья, играя на одном общем движении, а так же гибкость всего игрового аппарата. Педаль используется гармоническая, для полноты звучания.
Полонез исполнит Подоляк Елена.
Пражский вальс. Чехия.
В самом сердце Европы расположился уютный милый город Прага. В дни праздника музыкой пропитан воздух многих улочек и площадей старого города. И обязательно звучит изящная, нежная мелодия любимого городского вальса с его кругообразными движениями и типичными для народного танца подпрыгиваниями или притоптываниями, которыми завершается движение (завершается фраза).
Играть нужно с большим удовольствием и нежностью, но без жеманства. Мелодическую линию вальса с пунктирным ритмом на сильном времени, необходимо строить по принципу объединения коротких мотивов общим движением в восьмитактовые фразы. Каждая фраза заканчивается половинной длительностью, на ней заканчивается одно движение и танцующие настраиваются на кружение в обратную сторону, а исполнитель берёт дыхание. Педаль гармоническая, запаздывающая.
Вальс исполнит Воловик Наташа.
Сельский наигрыш. Словакия.
Неспешно догорает жаркий июньский день в словацких Гаграх. На горы уже легли длинные тени, в них затерялись деревушки с белыми домиками. Кругом тишина и покой и слышно, как в одном из домов играют на гармонике весёлые деревенские наигрыши.
Эту маленькую миниатюру играть нужно выразительно и легко. Прочувствовать и показать смену настроений, образов в частях. Концы фраз необходимо дослушивать, брать дыхание. Играть собранно, цепко, держать пальцы ближе к клавиатуре, добиваясь точной артикуляции. Педаль гармоническая, для окрашивания звучания.
Пьесу исполнит Забелина Даша.
Норвежская песня. Норвегия.
Норвегия – это, наверное, самая красивая страна из всех северных, рядом расположенных стран. Прозрачный воздух, удивительная природа, чистота озёр, завораживающая, неповторимая красота фьордов – это глубоко врезающиеся в сушу «морские языки».
В мелодии пьесы слышатся отголоски подлинного народного норвежского напева с пониженной второй и повышенной четвёртой ступенями лада. Музыка пьесы проникнута чарующей меланхолией, она наделена живым вокальным дыханием, оправдана музыкальным смыслом. Аккомпанемент с синкопированным ритмом требует отдельного проучивания. Необходимо научиться распределять в руке силу звучания опорного баса с интервалами на втором плане не опираясь на них.
Так же необходимо научиться устанавливать звуковое соотношение между мелодией и аккомпанементом не только по горизонтали мелодию но и по вертикали гармоническое наполнение. Педаль гармоническая, окрашивающая звучание песни.
Песню исполнит Кирейкина Настя.
Домореданс. Швеция.
Всегда много туристов, горожан на длинной пешеходной улице Стокгольма. С разных уголков доноситься народная музыка, звучат песни, танцуют народные танцы. И всегда с удовольствием исполняется старинный шведский танец – домореданс.
Эту пьесу нужно исполнять весело, ярко, с юмором. Необходимо научиться предслышать начало следующей фразы для показа смены изображения характеров мужского и женского средствами разной динамики и фактуры. Среднюю часть играть стараться легко и ловко. Аккорды в левой руке как бы пружинят, подчёркивая лёгкость танца, играть точно, близко к клавиатуре, а мелодию в правой руке штрихом стаккато играть ярко, выразительно на объединяющем, общем фразировочном движении руки. Больше учиться слушать и развивать самоконтроль во время исполнения пьесы. Педаль гармоническая.
Танец исполнит Кириленко Даша.
Полька. Финляндия.
Полька – это народный чешский танец. Он завоевал широкую популярность во всей Европе. И в Финляндии бесконечную чухонскую или финскую польку трудолюбивый сдержанный народ с нордическим характером танцует чинно, важно, маленькими шажками двигаясь по кругу. Присутствует неизменно сочетание подвижности и силы мужского танца с кокетливой грациозностью женского.
Играть стараться собранно, важно, чинно, без суеты. Исполнение требует ловких, активных кончиков «танцующих» пальцев. Основное движение танца состоит из полушагов с подскоками и это движение нужно в исполнении передать артикуляционным музыкальным языком ярко и выразительно. Педаль лаконичная, строгая, смысловая.
Пьесу исполнит Поливанова Люба.
Русалочка. Дания.
Символом Копенгагена является героиня сказки Г.Х. Андерсена – Русалочка. Её скульптура стоит на набережной. Говорят, что в ясные ночи, когда по небу рассыпаны яркие звёзды, а жёлтая луна повисла над горизонтом, Русалочка начинает тихо, в пол голоса петь. Звучит пленительная, завораживающая красивая песня.
При работе над исполнением этой пьесы, опираясь на сюжет сказки развивая воображение, передать замысел и постараться создать сказочный образ. Мелодию играть поэтично, проникновенно, тонко, с печалью, выигрывать, пропевать и дослушивать все интонации. Прочувствовать смену характера в частях с минора на мажор, а эпизод тревоги и отчаяния исполнять на подъёме порывисто, убедительно. Не следует в игре допускать эмоциональных преувеличений, всё исполнение должно подчиняться контролю разума и требованиям строгого безукоризненного вкуса. Работа над пьесой основывается на разграничении звуковых планов в насыщенной трёхголосной фактуре, над фортепианным туше. Дыхание должно быть оправдано музыкальным смыслом, необходим постоянный слуховой контроль при исполнении. Педаль гармоническая, создающая полноту звучания, колорит, стремящаяся объединить в пределах одной гармонической педали несколько разных фактурных элементов.
Пьесу исполнит Воловик Наташа.
Лендлер. Австрия.
Австрия является одной из красивейших стран в Европе. На берегах Дуная расположилась музыкальная столица мира – Вена. Австрийцы – народ культурный, обходительный и большой охотник до всяких развлечений. Поэтому в Австрийской области Ландль и возник когда- то весёлый и наивный танец лендлер. Он стал прадедушкой вальса.
Исполнять пьесу следует легко, грациозно, непосредственно. Штрихи стаккато и нон легато играть художественно лёгкими кончиками пальцев на общем движении руки, объединяя мелкие мотивы в круглые восьмитактовые построения. Постараться сделать штрихи образными, передавая характер танца. Не забывать о дыхании между фразами и частями. Педаль гармоническая «вальсовая».
Пьесу исполнит Зубко Настя.
Баркарола. Италия.
Венеция – это город на воде. Дома и дворцы уронили свои отражения в зелёные воды Адриатики. Таинственны и романтичны ночные прогулки по городским каналам и гондольер ловко справляясь с управлением гондолы, чарующе поёт любимые песни – баркаролы.
Эта пьеса – пример фортепианной кантилены. Во время работы над этой пьесой, прежде всего необходимо прочувствовать поэтический характер, найти внутренний стержень исполнения, опираясь на певучесть, протяжность итальянских песен. Мелодическую линию нужно играть с дыханием, как у певцов, оправданным музыкальным смыслом. Необходимо научиться во время исполнения сочетать мелодическую линию, развертывающуюся на первом плане с сопровождением, сохраняющим звуковую самостоятельность, но проходящем на втором плане. Левая рука в крайних частях очень гибкая должна быть, как волна, исполнение необходимо отработать на кистевом объединении при самостоятельности кончиков пальцев. Средняя часть написана гармонической фактурой четырёхголосно.
Мелодия проводится в верхнем голосе левой руки и необходимо научиться вес и тяжесть руки переносить на звуки мелодии для более яркого, выразительного исполнения, а остальные голоса играть мягче, легче. Репетиции в гармонической фактуре создают напряжённость, подводят к кульминации в части. Педаль определяется характером мелодической линии, необходимостью её образного звучания. Важное значение в исполнении имеет количество звука, его протяжённость, округлость, полнота.
Пьесу исполнит Подоляк Лена.
Напев шотландской волынки. Шотландия.
С разных уголков Шотландии ежегодно съезжаются волынщики на фольклорный фестиваль. Волынщики исполняют много старинной пастушеской музыки. На волынке играть не просто, инструмент достаточно сложно устроен, звук сильный, резкий. Мелодия всегда звучит пронзительно ярко и сопровождается неизменным остинатным аккомпанементом. Играть пьесу нужно весело, смело, ярко. Добиться разнообразия артикуляционных приёмов исполнения, независимого туше, разграничивающего звуковые планы. Отдельной проработки в звучании требует синкопированный ритм интервалами в аккомпанементе, опираясь в нижнем голосе на выдержанные звуки баса. Во время исполнения пьесы необходим постоянный слуховой контроль, самоорганизация. Педаль гармоническая, для полноты, объёмности звучания.
Пьесу исполнит Аронова Галя.
Длинная дорога. Англия.
Есть в Англии такая поговорка: «Самая длинная окольная дорога – ближайший путь домой». Эта пьеса написана по мотивам старинной английской песни, она помогала путникам вернуться в дом родной, её часто поют музыканты фольклорных ансамблей за свой весёлый непринуждённый характер.
Исполняя фортепианную пьесу нужно с большим удовольствием, с радостью, на длинном фразеровочном дыхании в мелодии. Линия мелодии в музыке должна остаться цельной независимо от артикуляции фактуры и ритмического рисунка. Необходимо повторять все репризы, чтобы в полной мере передать форму и смысл пьесы.
Играть её нужно очень ловко, подобрать удобный вариант аппликатуры, в левой руке не опираться на интервалы на слабом времени. Педаль очень лаконичная, и только в конце пьесы она объединяет гармоническое завершающее построение, в котором меняется темп, динамика, ставиться точка в длинной дороге домой.
Пьесу исполнит Суглобова Аня.
Ветряные мельницы. Нидерланды.
Неотъемлемой частью голландского пейзажа являются краснокирпичные дома и многочисленные ветряные мельницы. Они стали частью истории, культуры, поэтический знак единения человека с природой. Ветер без устали вращает, деревянные лопасти мельниц и кажется, что от этого рождается неповторимая музыка.
Для исполнения этой пьесы необходимо выработать независимость артикуляционных приёмов, техническую свободу аппарата. Движения рук должны быть экономные и точные, близко к клавиатуре, стаккато пальцевое, цепкое, а трели мелодичные, лёгкие. В средней части слушать мелодию и гармоническое строение фактуры в секвенционных построениях. Исполнять стараться мечтательно, трогательно, как бы всё время, вращая вперёд мельницу, представляя далёкое время. Педаль колористическая, гармоническая.
Пьесу исполнит Кириленко Даша.
Прогулка по Парижу. Франция.
Самая широкая и красивая улица в Париже – это Елисейские поля. Хорошо спокойно прогуляться по ней, вдохнуть неповторимый парижский аромат и обязательно услышать чарующий вальс Парижа.
В исполнении вальса стараться передать настроение лёгкости, непринуждённости, изящества, вкуса. Играть нужно с вдохновением, крупно, выразительно. При исполнении мелодии в крайних частях вести по верхним звукам (эффект скрытого двухголосия) в правой руке и необходимо взаимодействие пальцев и всей руки в работе над такой фактурой. Левая рука движется по горизонтали, цепкие пальцы с опорой на басовый звук. Педаль обогащает звучание, соединяя бас с гармонией.
Пьесу исполнит Аронова Галя.
На лазурном берегу. Франция.
О красивом береге Франции написаны такие поэтические строки:
«И вышла из пены морской Афродита,
И ножкой изящной на камень ступив,
Окинула взглядом божественный берег,
Волшебную музыку предвосхитив».
При исполнении пьесы необходимо богатое воображение подключить, прочувствовать поэтический характер, внутренний стержень найти, вложить в игру «всю душу». Научиться устанавливать правильное звуковое соотношение мелодии и аккомпанемента. Мелодия словно скользит по волнам поэтично, проникновенно и необходимо добиться певучего туше в её исполнении. А в левой руке очень гибко, с опорой на бас вести линию из сменяющихся септаккордов. В основе педали лежит гармонической полноты, обогащения звучания. Она окрашивает звук и передаёт колорит движения морских волн.
Пьесу исполнит Зубко Настя.
Карусельные лошадки. Бельгия.
Размеренная и спокойная жизнь в провинциальных городках Бельгии до неузнаваемости меняется, когда туда приезжает бродячая ярмарка. Улицы преображаются: везде горят разноцветные лампочки, стоят киоски со сладостями, везде игры, аттракционы, и конечно же среди них обязательно карусели. Она кружится, и летят по ней карусельные лошадки с детьми под звуки оркестра, который неизменно исполняет свой любимый гвардейский марш.
При исполнении нужно стремиться создать радостное, праздничное, приподнятое настроение. Стараться играть ярко, выразительно, смело в пружинящем ритме марша. Аккорды играть собранно, у клавиатуры, более цепко, особенно в пунктирном ритме, как-бы на общем движении руки. Музыка всё время возвращается к рефрену, чередуясь с эпизодами, как-бы кружится по кругу с карусельными лошадками в форме «рондо».
Пьесу исполнит Суглобова Аня в ансамбле с педагогом.
Наш урок-концерт подошёл к концу, и несомненно, что эти пьесы и другие пьесы из прекрасного альбома Владимира Коровицына будут часто звучать со сцены нашего лицея. Композитор говорил, что музыкальное образование – это большой труд над самим собой. Сам по себе вкус к действительно красивой музыке не придёт, и в тоже время понимание музыки может сделать человека по-настоящему счастливым исполнителей, и наш урок явился полным воплощением подтверждением и пониманием слов композитора.
3. Работая над пьесами, мы с учениками подобрали поэтический, литературный материал, который был интересен и подходил к исполняемым пьесам и помог детям в создании художественного образа, в развитии творческого воображения. На уроке-концерте учащиеся показали свои достижения в овладении навыками фортепианной игры, в развитии образного и художественного воображения, мышления, технические возможности, эстрадную выдержку, уверенность на сцене. Все части урока взаимосвязаны между собой. Немаловажную роль сыграл индивидуальный подход в подборе литературных вступлений и методических рекомендаций для исполнения пьес каждым учащимся. От этого зависел эмоциональный настрой исполнителя, формировался навык самоконтроля во время выступления. При общении с каждым учеником поддерживался психологический контроль. Работая с учащимися над эмоционально-выразительным исполнением на сцене, я старалась передать через ассоциацию своё эмоциональное понимание внутреннего содержания каждого произведения и таким образом побуждала учеников к созданию их собственного художественного образа.
Этот урок-концерт хорошо помог раскрыть лучшие индивидуальные стороны каждого ученика. Так Кириленко Даша показала хороший технический уровень, яркую выразительную игру, а Аронова Галя играла стабильно, собранно, с хорошим слуховым контролем. Недостаточную эстрадную выдержку показали Поливанова Люба и Забелина Даша, играли неуверенно, с техническими помарками, ученицам не удалось преодолеть внутреннее волнение. А таким учащимся, как Подоляк Лена, Воловик Наташа, Зубко Настя, обладающим высоким интеллектом, работоспособностью и природным артистизмом вступительные части, и методические рекомендации помогли настроиться на более эмоциональное, образное исполнение пьес, очень понравились слушателям, так как смогли создать осмысленные художественные образы.
Такие уроки-концерты показывают успехи и уровень развития учеников, определяют дальнейшую работу с каждым ребёнком с целью дальнейшего его развития образного и художественного мышления. В такой работе учитель и ученик приобретают положительный творческий опыт и мотивацию к подготовке следующих уроков-концертов программной музыки развивая творческий и технический потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация Страны Западной Европы
Дополнительный материал к уроку географии Западная Европа 11 класс....
Контрольное тестирование в 8 классе по новой истории по теме Страны Западной Европы в конце 19 века
Контрольное тестирование по новой истории 8 класс по теме "Страны Западной Европы в конце 19 века" 2 варианта. работа составлена по материалам учебника Юдовской ...
урок географии 11 класс. Хозяйство стран Западной Европы.
модульный урок....
"Музыкальное путешествие по странам Западной Европы"
Леукия-концерт для учащихся ДШИ по сборнику фортепианных пьес В.Коровицына "Музыкальное путешествие по странам Западной Европы"...
Статья о проекте "Музыкальные путешествия по странам Западной Европы" - "Год Италии в России"
Статья в журнале "Культура Ямала" о проекте "Музыкальные путешествия по странам Западной Европы" и о ходе его реализации...
Проект "Музыкальные путешествия по странам Западной Европы" - "Год Италии в России"
Проект "Музыкальные путешествия по странам Западной Европы" - описание, сценарии мероприятий...
Методическая разработка концерта-презентации альбома фортепианных произведений А. Коровицына «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы»
В разработке приведен сценарий концерта...