Разработка урока музыки в 5-м классе «Музыка в сказках».
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Шмелева Елена Валентиновна

Урок музыки в 5-м классе по теме "Музыка в сказках" показывает неразрывную связь различных искусств: музыки и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shmeleva_urok_muzyki_v_5-om_kl.doc32.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Шмелева Елена Валентиновна.

Учитель музыки высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №122.»

Урок музыки в 5 классе.

Тема: «Музыка в сказках».

Цель: Показать роль музыки в сказках, познакомиться с композиторами сказочниками, в произведениях которых музыка - главное действующее лицо.

Содержание:

  1. Вальс, "Полночь" С. Прокофьев
  2. Вступление к поэме "Руслан и Людмила"
  3. Сказка "Чонгурист" (слушание)
  4. "Волшебный смычок" - норвежская народная песня (исполнение)
  5. Беседа о Э. Григе - норвежском композиторе - сказочнике (Андерсен
    "Дюймовочка" - отрывок)

Ход урока:

Вальс "Полночь" С. Прокофьев

-   Знакома ли музыка? В какой сказке звучит? Назвать произведение, автора. Вспомните сказки, в которых звучит музыка.

Введение в тему четверти

-  На уроках в I четверти мы убедились как много потеряла бы музыка, если не было литературы (во что превратились бы песни -вокализы; появились ли оперы и балеты).

Теперь посмотрим: только ли музыка нужна литературе или литературе также нужна музыка (см. программа стр.17).

Музыка обогащает литературу не только превращая стихи. в песню. Писателями и поэтами написано очень много различных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. Это прежде всего сказки, которые можно назвать "Музыкальными сказками".

И как вы поняли тема нашего урока "Музыка в сказках"

А.С. Пушкин "Руслан и Людмила"

Какими словами начинается поэма?

«У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет на право - песнь заводит,

На лево - сказку говорит…»

Вот как подчеркнул Пушкин близость песни (музыки) к сказке (литературе), их не расторжимую связь. Музыка "звучит" во многих сказках у всех народов мира.

Сказка Чонгурист слушание (показ).  

«Чонгури» (словарь)  народно-музыкальный инструмент Грузии.

Вот в грузинской сказке "Чонгурист" рассказывается о бедном юноше, все богатство которого состояло из чонгури. (см. программу стр. 17)

Домашнее задание.

Записать в тетрадь сказки где музыка является главным действующим лицом.: "Бременские музыканты", "Соловей" Г.Х. Андерсен и т.д.

"Волшебный смычок  –разучивание

-Слушаем, определяем характер.

Используем таблицу в разучивании по фразам.

Определяем характер исполнения.

Музыка русская или зарубежная. (Норвежская народная песня).

Э. Григ - беседа (портрет)

Сегодня мы знакомимся с норвежским композитором, уже известный нам по 3 классу, композитором, который воспевал норвежскую природу и очень любил сказки.

"Заход солнца"

Исполнение.

Вспоминаем с каким произведением мы знакомились. В какой сказке звучит музыка этого романса? (Дюймовочка).

"Пер Гюнт" – сюита

Сказка в вольном пересказе событий пьесы Ибсена "Пер Гюнт"

Слушание:

1. "Утро" -

2. "Смерть Озе" - фрагмент

3. "В пещере Горного короля"

4. Танец Анитры - фрагмент

5. Песня Сольвейг

Домашнее задание

Рисунок по сказке Э. Грига, запись в тетрадь сказок, где музыка главное действующее лицо.

(Беседу о Григе и сюиту "Пер Гюнт" частично можно перенести на следующий урок.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Сценарий Открытого урока музыки с физкультурой "В ритме музыки и движения". Авторы: учитель музыки Азизова А.И. и учитель физической культуры Мокрушина Ж.В.

В нашей школе прошла неделя открытых уроков. Показали совмещенный урок музыки и физкультуры во вторых классах: "В ритме музыки и движения"....

Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"

Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"...

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Конспект интегрированного урока музыки по теме: «Что роднит музыку с ИЗО?». 5 класс

Урок в 5 классеТема урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?» Цель урока:Выявить возможные связи музыки и изобразительного искусстваЗадачи- раскрыть особенности понятий...

Урок музыки в 5-м классе "Музыка в нартовских сказаниях" по программе Д.Б. Кабалевского с региональным компонентом

На примере культурного наследия осетин “Сказания о нартах” найти легенды, в которых музыка и игра на музыкальных инструментах сыграла определяющую роль в жизни героев нартовского эпоса....

Методическая разработка урока английского языка в 5 классе "Культура в музыке"

Методическая разработка урока английского языка в 5 классе "Культура в музыке"...