Урок музыки в 5-м классе "Музыка в нартовских сказаниях" по программе Д.Б. Кабалевского с региональным компонентом
план-конспект урока по музыке (5 класс)
На примере культурного наследия осетин “Сказания о нартах” найти легенды, в которых музыка и игра на музыкальных инструментах сыграла определяющую роль в жизни героев нартовского эпоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_v_5.docx | 112.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 5-м классе "Музыка в нартовских сказаниях" по программе Д.Б. Кабалевского с региональным компонентом
- Екименко Ирина Алексеевна, учитель ИЗО и музыки
Разделы: Музыка
Тип урока: кульминация.
Форма урока: нетрадиционная.
Художественно-педагогическая цель занятия: а примере культурного наследия осетин “Сказания о нартах” найти легенды, в которых музыка и игра на музыкальных инструментах сыграла определяющую роль в жизни героев нартовского эпоса.
Ход урока
Вход учащихся в класс под музыку “Марш в стране Нартов” Виктора Долидзе.
- Знакомо вам музыкальное произведение, под которое вы вошли в класс?
- Как называется это произведение?
- Кто автор этого произведения?
- Кто из вас знает, кто такие нарты? (Герои эпических сказаний о нартах)
Сегодня мы поговорим о них подробнее. Сказание о нартах - эпическое сказание, один из древнейших и сложнейших жанров фольклора осетинского народа (“Нарты кадджыт?”). Созданные на протяжение нескольких веков, они передавались из поколения в поколение. Исполнялись сказания певцами-сказителями. Для каждого осетина присутствовать при исполнении эпических сказаний было радостным, волнующим событием. Один из путешественников, попавший когда то в бедный крестьянский дом написал с удивлением: “Часто целые длинные зимние вечера в темной сакле, вокруг чадящего очага проводят они в безмолвном наслаждении, слушая старого сказочника или песенника”.
Нартовские герои- это воины, выступающие на защиту родины. Но был среди нартов один, который не был воином. За это нарты его не любили, не уважали. Но своим умом и хитростью он всегда оставлял нартов обманутыми и удивленными. Это - Сирдон. Он фигурирует во всех циклах эпоса. В нем нет героического духа, как у нартов. Его главное оружие - язык, острый ядовитый и беспощадный, который всегда несет раздор и вражду.
Широко известен рассказ о краже Сирдоном коровы у Хамица. В голодный год, когда Нарты вынуждены были доедать последнюю скотину, Сирдон похитил у Хамица его упитанную корову. В то время, когда мясо коровы варилось у него дома в котле, Сирдон явился на нартовский “нихас” (место собраний) и подтрунивал над Хамицем. Тот решил пробраться к Сирдону в дом: ни там ли его корова? С большим трудом, следуя за нитью, привязанной к собаке Сирдона, проник Хамиц в его жилище. В котле варилось мясо. Вокруг сидели сыновья Сирдона. Тут же лежала голова Хамицевой коровы. Пришедший в ярость Хамиц схватил сыновей Сирдона и, порубив, побросал их в котел. По уходу Хамица вернулся домой Сирдон. Вынимая мясо из котла, он с ужасом узнавал части тел своих сыновей. Горе было беспредельно.
Скорбь возвышает и облагораживает даже злодеев, и мы видим, что в эту ужасную минуту Сирдон превращается в яркую трагическую фигуру. Он делает арфу, натягивает на нее двенадцать струн и начинает в звуках изливать свое горе. Так впервые появляется у Нартов двенадцатиструнная арфа. Плач Сирдона и его игра на арфе потрясли нартов суровых закаленных в боях, не знавших слез. Многие из них заплакали. Музыка Сирдона - музыка горя и страданий.
С этого дня Нарты приняли Сирдона в свое общество как равного.
Звучит фольклорная музыка.
- Какое настроение передает эта музыка? (Грустное, печальное). Поэтому она звучит плавно, напевно, мелодично.
- Созвучна ли она настроению героя в иллюстрации Махарбека Туганова к “Нартским сказаниям”?
Сегодня мы уже говорили о том, что все нарты были воинами. Но многие из них играли на музыкальных инструментах. В сказаниях об Урызмаге и Уары-Алдаре говорится, что старый Нарт был обладателем фандыра (скрипки), звуки которого возносились к небесам. Под звуки этой скрипки небесная Уары-Ахсина (жена Уары-Алдара) смеялась, пела и плясала целыми днями.
Точно также пленял своей игрой на фандыре одну из небожительниц и Нарт - Сослан (Созруко). Любил музыку и могучий Батраз. Когда он в течение семи дней и ночей закалялся в кузнице Курдалагона, ему стало скучно сидеть в горниле, и он попросил дать ему фандыр и развлекался игрой, пока кузнец поддувал огонь.
Гости Сайнаг - Алдара на свадебном пиршестве Ацамаза и Агунды угощаются на славу. Но ни пышный стол, ни обилие ронга (алкогольный напиток Нартов) и пива не дают им удовлетворения, пока нет на пиру самого главного - песен и пляски. Лишь когда Ацамаз берется за свою свирель, пиршество достигает высшей точки. Это сочетание грубой и жестокой воинственности и какой-то особой привязанностью к музыке, песням и пляскам составляет одну из особенностей нартовских героев. Меч и фандыр - это как бы символ нартовского народа.
Большой интерес представляет сказание о женитьбе Ацамаза на Агунде. В этом сказании Ацамаз выступает как дивный певец и музыкант. Виднейшие Нарты напрасно добивались руки прекрасной Агунды, дочери владетеля Черной горы Сайнаг-Алдара. Напоследок решается попытать свое счастье юный Ацамаз, сын Аца. Взяв свое единственное сокровище, драгоценную свирель, он отправляется к Черной горе и начинает свою чудесную игру. Вся природа, реки и горы, звери и птицы, цветы и травы пробуждаются и завороженные слушают вдохновленного музыканта.
Сама неприступная Агунда захвачена звуками волшебной свирели. Бросив работу, недвижимая слушает она игру Ацамаза. Однако гордость не позволяет ей признаться сразу в чувствах, охвативших ее и она обращается к Ацамазу с полунасмешкой. Оскорбленный Ацамаз разбивает свою свирель о камень и уходит. Агунда собирает обломки свирели, ударяет их волшебной плеткой и обломки срастаются. Она заворачивает свирель в шелковый платок и прячет в свой девичий сундук.
Между тем расстроенного Ацамаза встречают в пути небожители-Уастырджи, Уацилла и другие и, узнав, почему он идет “опустив голову и заплетаясь ногами”, берутся уладить дело. Они отправляются к Сайнаг-Алдару в качестве сватов и, в начале не имеют особого успеха. Когда упрямый старик узнает, что его дочь уже сделала свой выбор, он соглашается на свадьбу. Далее следует описание пышного свадебного пиршества. Где участвуют все небожители на равных с Нартами .
Развеселились гости, обращаются к Ацамазу с просьбой поиграть им на своей волшебной свирели. Ацамаз с грустью отвечает, что свирель его лежит разбитая на Черной горе. Вот тут то Агунда достает из своего сундука бесценную свирель и подает ее Ацамазу целую и невредимую.
Замечательный осетинский композитор Дудар Соломонович Хаханов написал балет “Ацамаз и Агунда” по мотивам нартского эпоса. Сегодня мы услышим сюиту из этого балета.(слушаем в записи).
Хаханов Дудар Соломонович
- Какое впечатление на вас произвела эта музыка?
- Какой солирующий инструмент вы услышали?
- Что выражает эта музыка? (Чувства героя Ацамаза)
- Что изображает эта музыка?
- Как вы думаете, чем закончилась эта сюита? (Свадьбой героев).
Издавна свадьбы и пиршества в Осетии отмечались широко и празднично. Ни одна живая душа не могла отклониться от участия на пиру. Крикун (фидиог) так оповещал об этом: “Способные ходить - приходите сами, кто ходить не может, того несите”. Кормящим матерям рекомендовалось захватить с собою младенцев вместе с колыбелями. Столы тянулись на расстояние полета стрелы. Они ломились под тяжестью мяса. В громадных котлах ронг и пиво лились через край. Талантливый художник Махарбек Туганов в своей замечательной картине “Пир нартов” с тонким знанием предал то, как должны были пировать Нарты.
На переднем плане картины изображены главные герои эпоса, в руках которых находятся народные музыкальные инструменты осетин. Пиршество достигало кульминации, когда начинался знаменитый хороводный массовый “симд”. Он начинался в медленном темпе и постепенно ускоряясь, достигал такой бурной силы и стремительности, что более слабые участники рисковали в нем потерять руки, ноги, а иногда и даже жизнь.
Кроме хороводного “симда” в сказаниях описываются сольные танцы, которые требовали от исполнителя виртуозного искусства и ловкости. Надо было проплясать по краям финга (низенький треногий стол) не задев ничего из стоявших на ем яств и сосудов и не проронив с финга ни одной крошки. Далее надо был сплясать на краях большой чаши “кaeхц” наполненной пивом, чтобы чаша даже не пошатнулась. Надо было, наконец, проплясать имея на голове кубок, полный до краев ронга и не пролить ни одной капли. Безупречное исполнение таких номеров было под силу только лучшим танцорам, состязание между которыми составляло одно из любимых зрелищ Нартов. Состязание между двумя знаменитейшими танцорами Сосланом и сыном Хиза служит завязкой известного сказания о сокрушении крепости Хиз и женитьбе Сослана.
Слушаем в грамзаписи “Нртон симд”. (Симд Нартов)
- Какая музыка по характеру?
- Какие музыкальные инструменты вы услышали?
Значительное место в культуре осетин всегда занимали песни. Профессиональные композиторы Осетии в своих вокальных произведениях часто обращаются к народным интонациям. Сегодня мы исполним песню Христофора Плиева “Мой Иристон” в которой он с большой любовью рассказал о родном крае.
Плиев Христофор Сосланович
Исполнение. Работа над вокально-хоровыми навыками.
Итог урока.
Сегодня мы с вами еще раз открыли для себя волшебную связь музыки и литературы. Наглядный пример этому - музыка в нартовских сказаниях. Нарты - образ чудесного легендарного мира, воссозданный с простотой и силой, который становится нам близок и понятен. Нарты - миф, насыщенный жизнью и историей.
Поделиться страницей:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»
Современное изучение литературы в школах Подмосковья немыслимо без вариативных факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...
Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»
Современное изучение литературы в школах Подмосковья немыслимо без вариативных факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...
Рабочая программа по истории с использованием регионального компонента
Рабочая программа по истории составлена в соответствии ФГОС с использованием регионального компонента ХМАО-Югра...
Рабочая программа по математике 10 класс (региональный компонент)
Рабочая программа по математике 10 класс (региональный компонент)...
Рабочая программа по математике 10 класс(региональный компонент)
В связи с модернизацией российского образования, введение нового Федерального и Регионального базисного плана обновлены требования к уровню подготовки учащихся в выпускных классах полной (средней) шко...
Рабочая программа по математике 11 класс(региональный компонент)
Данная программа предлагает использование часов, выделяемых в региональном компоненте, с целью усиления федерального компонента учебного предмета «математика», что связано с подготовкой вы...
Урок музыки в 7-м классе (по программе Д.Б. Кабалевского) с региональным компонентом: "Основоположники осетинской музыкальной культуры"
Вспомнить первых музыкантов-этнографов популяризаторов осетинской народной музыки, начиная с П. Мамулова, В. Аликова...