Программа дополнительного образования детей «Кубань музыкальная»
учебно-методический материал по музыке по теме
Программа рассчитана на два года обучения: первый год обучения 144 часа (2 часа по 2 раза в неделю во внеурочное время); второй год обучения 216 часов (3 часа по 2 раза в неделю во внеурочное время).
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 9-16 лет.
В этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны.
Музыкальное творчество в сфере жанров так называемого серьёзного искусства, на протяжении ХХ - начала ХХI вв. породившее множество произведений непреходящей художественной ценности и общечеловеческого значения, всё ещё остаётся в нашей стране мало популярной и недостаточно известной областью культуры. Об этом свидетельствуют часто незаполненные залы филармонических концертов, отсутствие соответствующих программ на телевидении, безусловное преобладание в общественном сознании ориентации на развлекательные жанры поп-музыки и музыки прикладного характера. Существующий пробел возможно и необходимо хотя бы в некоторой степени заполнить введением соответствующего курса. Такой курс мог бы дать со временем весьма положительные результаты, как для национальной музыкальной культуры, так и для «духовного здоровья» общества в целом.
В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы.
Программа предусматривает развитие у обучающихся нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель данной программы — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, наиболее полно отражающей интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Формирование эстетически родственного отношения к миру, формирование духовного пространства личности, ознакомление учащихся с основными направлениями в современной музыке и важнейшими творческими достижениями музыкального искусства последнего столетия.
Курс рассчитан на учащихся, не обладающих предварительной специальной музыкальной подготовкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kuban_muzykalnaya_2012-2013.doc | 122.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования детей
«Кубань музыкальная»
(возраст детей 9-16 лет)
«Природа желает, чтобы дети были детьми,
прежде чем ОНИ станут взрослыми».
Ж.ан Жак Руссо.
Пояснительная записка
Программа рассчитана на два года обучения: первый год обучения 144 часа (2 часа по 2 раза в неделю во внеурочное время); второй год обучения 216 часов (3 часа по 2 раза в неделю во внеурочное время).
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 9-16 лет.
В этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны.
Музыкальное творчество в сфере жанров так называемого серьёзного искусства, на протяжении ХХ - начала ХХI вв. породившее множество произведений непреходящей художественной ценности и общечеловеческого значения, всё ещё остаётся в нашей стране мало популярной и недостаточно известной областью культуры. Об этом свидетельствуют часто незаполненные залы филармонических концертов, отсутствие соответствующих программ на телевидении, безусловное преобладание в общественном сознании ориентации на развлекательные жанры поп-музыки и музыки прикладного характера. Существующий пробел возможно и необходимо хотя бы в некоторой степени заполнить введением соответствующего курса. Такой курс мог бы дать со временем весьма положительные результаты, как для национальной музыкальной культуры, так и для «духовного здоровья» общества в целом.
В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы.
Программа предусматривает развитие у обучающихся нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель данной программы — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, наиболее полно отражающей интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Формирование эстетически родственного отношения к миру, формирование духовного пространства личности, ознакомление учащихся с основными направлениями в современной музыке и важнейшими творческими достижениями музыкального искусства последнего столетия.
Курс рассчитан на учащихся, не обладающих предварительной специальной музыкальной подготовкой.
Задачи программы:
Обучающие:
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной);
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
- изучение крупнейших творческих явлений в музыке последнего столетия;
- отрабатывать практические навыки работы с шумовыми народными инструментами;
Развивающие:
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
-развивать интеллект;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
Воспитательные:
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- формирование способностей эстетического восприятия, обоснованного суждения и критической оценки явлений в области современной музыки;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в коллективе;
-формирование художественного мышления, художественное видения мира;
-формирование фантазии, интуиции, воображения, пространственного мышления;
-формировать эстетическое отношение, «родственное» внимание к миру;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;
- формировать понимание произведений музыкального искусства различных стилей и национальных школ;
- воспитывать в детях любовь к родному краю, родной стране, ее природе и людям.
Основные формы и методы работы:
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы, игры.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Средства обучения:
- методические пособия и книги по музыкальному искусству;
- инструменты, материалы и принадлежности.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;
- применение индивидуальных, групповых форм обучения;
- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
Предполагаемые результаты работы
- владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы;
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально - ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
- передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
- развивать умения и навыки музыкально – эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.
Формы и виды контроля
виды контроля | содержание | методы | сроки контроля |
Вводный | Области интересов и склонностей. Уровень ЗУНов по искусству. | Беседы, наблюдение, тестирование, анкетирование | Сентябрь |
Текущий | Освоение учебного материала по темам, разделам. | Творческие и практические задания, выполнение образцов (упражнения движений, распевок). | По каждой теме |
Творческий потенциал учащихся. | Наблюдение, тестирование, игры, упражнения. Участие в мероприятиях. | В течение года | |
Оценка самостоятельности, возможностей, способность к самоконтролю | Наблюдение, тестирование, проектная деятельность. | 1 раз в полугодие | |
Коррекция | Успешность выполнения учащимися задач учебно-тематического плана | Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле. | В течение года |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста | Зачетные, творческие работы. Создание портфолио учащихся. Выполнение творческого проекта | Апрель Май |
Учебно-тематический план программы дополнительного образования детей
«Кубань музыкальная»
Первый год обучения 144 часа в году во внеурочное время, по 2 часа 2 раза в неделю
Второй год обучения 216 часов в году во внеурочное время, по 2 часа 3 раза в неделю
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов учебных занятий | |
теоретическое | практическое | |||
Первый год обучения | ||||
I. | Мы – жители Кубани. | 30 | 9 | 21 |
II. | Осенний калейдоскоп. | 10 | 2 | 8 |
III. | Зимние праздники на Кубани. | 14 | 4 | 10 |
IV. | Праздники Весны. | 4 | 1 | 3 |
V. | Шумовые и народные инструменты. | 40 | 10 | 30 |
VI. | Моя станица | 28 | 14 | 14 |
VII. | Знакомство с произведениями кубанских композиторов и поэтов. | 18 | 8 | 10 |
Итого: | 144 | 50 | 94 | |
Второй год обучения | ||||
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов учебных занятий | |
теоретическое | практическое | |||
I. | Люблю тебя мой Краснодар. | 58 | 21 | 37 |
II. | Осень краснодарская. | 44 | 16 | 28 |
III. | Туристическими тропами Кубани. | 18 | 7 | 11 |
IV. | Поющий Краснодар. | 96 | 32 | 64 |
Итого: | 216 | 76 | 140 | |
Всего: | 360 | 124 | 236 |
Содержание программы:
Первый год обучения
Тема 1. Мы – жители Кубани (30 часов).
Столица казачьего края. История образования. Месторасположение на карте края. Гимн Кубани. Знакомство. Разучивание слов и музыки. Работа над исполнительским мастерством. Гимн Краснодара. Знакомство. Разучивание слов и музыки. Работа над исполнительским мастерством. Разучивание песни «Дар Екатерины». Слова и музыка
Н. Тананко. Работа над исполнительским мастерством. Разучивание песни «Удалая казаческая». Слова Н.И. Карповой, музыка А. Субачева. Работа над исполнительским мастерством. Гимн нашей школы. Знакомство. Разучивание слов и музыки. Работа над исполнительским мастерством.
Тема 2. Осенний калейдоскоп (10 часов).
Детские игры и песни на Кубани. Песни у костра. Исполнение на празднике в школе. Слет «Радуга». Разучивание игр и игрового фольклора. Матери казачке посвящается. Песни, колыбельные песни, стихи. Разучивание фольклорных песен, потешек.
Тема 3. Зимние праздники на Кубани (14 часов).
Основные компоненты праздников. Празднование Нового года на Кубани. Разучивание песни «Рождественская елочка». Работа над исполнительским мастерством. Разучивание песни «Новогодний хоровод». Г. Струве. Работа над исполнительским мастерством. Масленица и масленичные песни: «Мы давно блинов не ели», «Едет масленица дорогая». Прощание с зимой и встреча весны.
Тема 4. Праздники Весны (4 часа).
Пасха. Весенние хороводы. Разучивание песни «Ой, бежит ручьем вода».
Тема 5. Шумовые и народные инструменты (40 часов).
Шумовые народные инструменты. Знакомство. Ложки. Колокольчик. Треугольник. Бубен. Барабан. Струнные народные инструменты. Знакомство. Балалайка. Домра. Баян. Практическое занятие «Шумовой оркестр». Знакомство. Работа над исполнительским мастерством. «Мы учимся вместе звучать». Работа над исполнительским мастерством. «Мы учимся вместе звучать и слушать». Работа над исполнительским мастерством. «Мы учимся вместе звучать и слушать». Ритм. Работа над исполнительским мастерством. «Мы учимся вместе звучать и слушать». Тепм. Работа над исполнительским мастерством. «Мы учимся вместе звучать и слушать». Простейшие ритмические движения. Знакомство. Работа над исполнительским мастерством. «Мы учимся вместе звучать и слушать». Простейшие ритмические движения. Приставной шаг в сторону и обратно. Работа над исполнительским мастерством. «Мы учимся вместе звучать и слушать». Простейшие ритмические движения. Приставной шаг в сторону и обратно с притопом. Работа над исполнительским мастерством. «Мы учимся вместе звучать и слушать». Простейшие ритмические движения. Приставной шаг вперед и обратно. Работа над исполнительским мастерством. «Мы учимся вместе звучать и слушать». Простейшие ритмические движения. Приставной шаг вперед и обратно с притопом.
Тема 6. Моя станица (28 часов).
Роль фольклора в жизни кубанцев. Жилище казака. Быт казаков. Интерьер казацкой хаты. Использование изделий из глины в быту. Казачье подворье. Праздник в кубанской станице. Любимые песни нашей станицы. Разучивание слов и музыки. Работа над исполнительским мастерством. Работа над вокально-хоровыми навыками. Дыхание. Движения. Работа над исполнением. Посещение музея станицы. Песни о реке Кубань. Экскурсия на берег Кубани.
Тема 7. Знакомство с произведениями кубанских композиторов и поэтов (18 часов).
Творчество Н. Тананко. Творчество А. Субочева. Творчество Л. Кононовича. Поэзия на Кубани. Легенды Кубани. Легенда «Плато влюбленных Лаго- Наки». Легенда «Руфабго». Легенда «Даховская повесть». Итоги года. Участие в празднике «За честь школы».
Второй год обучения
Тема 1. Люблю тебя мой Краснодар (58 часов).
Вступительная беседа: цели и задачи обучения, правила безопасности, личная гигиена. Вводное упражнение «Психофизический тренинг». Обобщение знаний о гимне города Краснодара. Исполнение гимна. Работа над исполнительским мастерством. «Стал казак на камень». Музыка Г. Пономаренко. Разучивание слов и музыки. Работа над исполнительским мастерством. Работа над характером музыки. «Здравствуй, наша Кубань» Музыка Г. Пономаренко. Разучивание слов и музыки. Работа над исполнительским мастерством. Исполнение. «Краснодарский вальс». Музыка В. Бакалдина, слова Г. Рывкина. Разучивание слов и музыки. Работа над исполнительским мастерством. Исполнение. «Песня о русском духе». Слова и музыка Н. Тананко. Разучивание слов и музыки. Работа над исполнительским мастерством. Работа над характером исполнения. «Мы с тобою казаки». Музыка В. Г. Захарченко. Разучивание слов и музыки. Работа над исполнительским мастерством. Работа над мелодической линией и характером исполнения.
Тема 2. Осень краснодарская (44 часа).
«Здравствуй осень золотая» - беседа, наблюдения, наши впечатления. «Осень краснодарская» слова и музыка Н. Тананко. Знакомство со словами и музыкой. Работа над мелодической линией, над четкостью исполнения слов. Работа над исполнительским мастерством. «Школьная песня». Музыка Е. Крылатова. Разучивание слов и музыки. Работа над мелодической линией, над четкостью исполнения слов. Работа над исполнительским мастерством. «Не ставьте двоек». Музыка Ю. Чичкова. Разучивание слов и музыки. Работа над исполнительским мастерством. «Лесной олень». Музыка Е. Крылатова. Разучивание слов музыки. Работа над исполнительским мастерством. «Журавленок». Разучивание слов и музыки. Работа над исполнительским мастерством. Работа над мелодической линией.
Тема 3. Зимняя сказка (18 часов).
«Зимняя сказка». Слова и музыка С. Крылова. Разучивание слов и музыки. Работа над исполнительским мастерством. «Рождественская елочка». Слова и музыка Н. Тананко. Разучивание слов и музыки. Работа над исполнительским мастерством. «Зимняя сказка». Музыка А. Пинегина, слова А. Усочева. Разучивание слов и музыки. Работа над исполнительским мастерством.
Тема 4. Туристическими тропами Кубани (96 часов).
Песни у костра. «Люблю костер». Разучивание слов и музыки. Работа над исполнительским мастерством. «Вечер бродит». Слова и музыка Якушева. Разучивание слов и музыки. Работа над исполнительским мастерством. «Люди идут по свету». Музыка Р. Чемборисовой. Разучивание слов и музыки. Работа над исполнительским мастерством. «Песня о друге» из кинофильма «Вертикаль». Слова и музыка В. Высоцкого. Разучивание слов и музыки. Работа над исполнительским мастерством. «Милая моя» Слова и музыка Ю.Визбора. Разучивание слов и музыки. Работа над исполнительским мастерством. «Вальс в ритме дождя». Разучивание слов и музыки. Работа над характером исполнения музыки. Работа над исполнительским мастерством. «Это нужно не мертвым, это нужно живым». Обелиски в горах Кубани (по местам былых сражений) – виртуальная экскурсия. «Есть поляна лесная». Музыка В.Г. Захарченко. Разучивание слов и музыки. Работа над характером исполнения музыки и слов. Работа над исполнительским мастерством. «Маленький герой». Музыка Т. Муриной. Разучивание слов и музыки. Работа над характером исполнения музыки и слов. Работа над исполнительским мастерством. «Вспомните ребята». Музыка В. Берковского, слова Д. Сухарева. Разучивание слов и музыки. Работа над характером исполнения музыки и слов. Работа над исполнительским мастерством. «Не будите, журавли, вдов России». Музыка Г. Пономаренко. Разучивание слов и музыки. Работа над характером исполнения музыки и слов. Работа над исполнительским мастерством. Работа над исполнением в ансамбле. Работа над исполнением. «Баллада об упавшей звезде». Музыка А.Дольского. Разучивание слов и музыки. Работа над исполнительским мастерством, над характером музыки. Игра-викторина. Участие в празднике «За честь школы». Итоговое занятие.
Методические рекомендации
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с инструментами, меняется по мере развития овладения детьми навыками исполнительского мастерства. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Программа предусматривает, преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, музыкально ритмические движения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию. Новые произведения обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно-ролевой игры.
Выполнение творческих заданий на темы времен года служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в сюжетно-ролевой форме.
Программа предусматривает участие в мероприятиях и праздниках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии в музеи, на природу, в театр, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, легенд, рассказов. Важное место на занятиях занимает песня. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие музыкальных образов. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.
Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, попевки также помогают при творческой работе.
Первый год обучения.
В первый год обучения у детей происходит знакомство: с бытом и жизнью казаков и их песнями, шумовыми и народными инструментами. Особое внимание следует уделять развитию у детей способности слушать, рассказывать, исполнять. На занятиях необходимо предлагать вопросы, задания, активизирующие творческую активность ребенка.
Этот год обучения знакомит с историей возникновения казачества на Кубани. На примере практической работы детям даются знания о фольклоре.
Результатом обучения в первый год является участие в празднике «За честь школы» с использованием различных технологических приемов при такой организации праздника, чтобы дети могли свободно общаться, чувствовать себя комфортно и уверенно.
Второй год обучения.
Этот год характеризуется, прежде всего, повышением творческого потенциала ребенка. Содержание обучения направленно на углубление и закрепление первоначальных знаний, умений, навыков, но на этом этапе в первую очередь реализуются задачи творческого развития.
Для реализации успешной работы воспитанникам необходимы следующие инструменты: карандаши, линейки, тетрадь, ручка.
Наглядные пособия:
– стенды (Правила техники безопасности; плакаты с символикой государства, края и города и др.);
– музыкальные инструменты;
– иллюстрационный материал к тематическим праздникам (Новый год, Рождество, День Защитника Отечества, Пасха, Праздник весны, День Победы).
Видео-, аудио материалы:
– классические музыкальные произведения;
– музыкальные произведения и видеофильмы, посвященные военной и патриотической, туристической тематике;
– детские музыкальные произведения (песни);
Дидактические материалы:
– викторина «Инструменты и материалы», «Зимние загадки» и др.;
– развивающие игры;
– ребусы, загадки, шарады.
Список литературы, рекомендуемой для педагога
1. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1999.
2. Игры и развлечения: Книга 3. — М.: «Молодая гвардия», 1992.
3. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.
4. Муниципальная система образования. Информационно-методический журнал. Выпуск 1. — Ярославль: Управление образования мэрии. Городской центр развития образования, 2004.
5. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. — Ярославль: «Академия развития», 1997.
6. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.
7. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.
8. Новотворцева Н.В. Дидактические материалы по развитию речи у дошкольников и младших школьников. — Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1994.
9. Павлов А.П. Загадки. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993..
10. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. — Ярославль: «Академия развития», 1997.
11. Лопатина А., Скребцова М. Природа глазами души – АО «Солид», 1996.
12. Лопатина А., Скребцова М. Искусство видеть мир – «Русский Raritet», 1997.
13. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков – Краснодарское книжное издательство, 1992.
14. Захарченко В.Г. Народные песни Кубани – Краснодар «Советская Кубань», 1997.
15. Бойко И.Н. Частушки, припевки, страдания, Кубанские застольные песни – «Раритеты Кубани», 2002.
16. Захарченко Песни станицы Кавказской – «Советская Кубань», 1993.
17. Бойко И.Н. Плясовые припевки Кубани – «Отрада» Краснодар, 1993.
18. Петрусенко И. Кубань в песне – Краснодар «Советская Кубань», 1999.
Список литературы, рекомендуемой для детей
1. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.
2. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.
3. Лопатина А., Скребцова М. Природа глазами души – АО «Солид», 1996.
4. Лопатина А., Скребцова М. Искусство видеть мир – «Русский Raritet», 1997.
5. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков – Краснодарское книжное издательство, 1992.
6. Захарченко В.Г. Народные песни Кубани – Краснодар «Советская Кубань», 1997.
7. Бойко И.Н. Частушки, припевки, страдания, Кубанские застольные песни – «Раритеты Кубани», 2002.
8. Захарченко Песни станицы Кавказской – «Советская Кубань», 1993.
9. Бойко И.Н. Плясовые припевки Кубани – «Отрада» Краснодар, 1993.
10. Петрусенко И. Кубань в песне – Краснодар «Советская Кубань», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей (адаптированная) Музыкально-хоровая студия "Синяя птица" Обучение игре на фортепиано.
Вид деятельности: "инструментальное исполнительство"...
Программа дополнительного образования детей по предметам"Слушанье музыки" и "Музыкальная литература"
Программа дополнительного образования детей по предметам:"Слушанье музыки" и "Музыкальная литература" предназначена для учащихся ДМШ и ДШИ. Программа рассчитана на образовательный цикл продолжит...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» (ГБОУ ДЮЦ "Восток")
Программа для обучения учащихся 7-18 лет по предмету синтезатор....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» (ГБОУ ДЮЦ "Орлёнок")
Программа для учащихся 7-18 лет по предмету синтезатор....
Программа дополнительного образования детей « Фортепиано. Музыкальная литература»
В процессе обучения учащиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуя свой художественный вкус, учатся слушать музыку. «Музыкальная литература» способствует успешному...
Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки».
Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки»....