Образовательная программа дополнительного образования детей «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» (ГБОУ ДЮЦ "Орлёнок")
рабочая программа на тему

Программа для учащихся 7-18 лет по предмету синтезатор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr._po_sintezatoru_2010-11_g._dyuts_orlyonok.doc181 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Г.В. Новоженова

ГБОУ ДЮЦ «Орлёнок»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор»

                                                                               

Возраст обучающихся – 7-18 лет

Срок реализации – 5 лет

 

Пояснительная записка

         На протяжении всей истории человечества музыка в содружестве c искусством и наукой занимала одно из основных мест в системе формирования социально ценных, созидательных качеств личности.

В музыкальных коллективах учреждений дополнительного образования могут заниматься все дети, желающие научиться играть на музыкальном инструменте. Единственными условиями приема являются желание учиться и наличие инструмента (или иной возможности выполнения домашних заданий).

Изобретение электронных музыкальных инструментов привлекло большое внимание как музыкантов-профессионалов, так и любителей музицирования. По сравнению с традиционными механическими и электронными аналоговыми инструментами, цифровые инструменты предъявляют к музыканту более универсальные требования, объединяющие несколько видов деятельности: композитора, исполнителя, звукорежиссера.  

        Может возникнуть вопрос: а нужно ли ребенка обучать игре на синтезаторе? Да, безусловно. Благодаря использованию компьютерных технологий занятия приобретают более простые формы, формируют универсальные способности, необходимые в любых сферах  деятельности.        

 Занятия синтезатором имеют познавательное значение: знакомят учащихся с музыкальными жанрами и стилями, мотивируют ребенка к композиторской деятельности. Знакомство с музыкой, созданной на фольклорной основе, развивает у обучающихся интерес к творчеству других народов.

              Музыкальные занятия положительно влияют на общую культуру поведения ребенка.

Для успешных занятий учащемуся необходима любовь к порядку, умение организовать свою домашнюю работу, способность проявить терпимость и внимание к партнерам по ансамблю, навыки аккуратного обращения с  нотными изданиями, желание делиться с товарищами нотами из личной библиотеки.

В процессе обучения  формируется культура общения и поведения, коллективизм, то есть создаются условия для совершенствования личностных качеств ребенка.

Дети,обучающиеся в классе клавишного синтезатора, не ставят своей целью стать профессиональными музыкантами-исполнителями, поэтому наряду с приобретением умений и навыков игры на инструменте (хотя они являются закономерным итогом педагогического процесса), программа ориентирована на формирование личности воспитанника.

              “Не может быть способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения. Способность не существует иначе, как в движении, развитии”, - писал известный психолог Б.М.Теплов. И хотя большая часть учащихся, обладая средними музыкально-слуховыми данными, не всегда способны к усвоению исполнительских навыков в полном объеме,  при введении в программу тем общемузыкального развития они могут успешно учиться и стать хорошо подготовленными слушателями музыки или участниками различных видов музыкальной самодеятельности.

              Пониманию искусства способствует причастность к нему, хотя бы минимальное умение творить  в том или ином его жанре. Мысль эта была высказана ещё Аристотелем, напрямую связывавшим музыкальное образование  с исполнением музыки, с обучением пению или игре на музыкальном инструменте. А вот что писал об этом Д.Д.Шостакович:

 “Большое значение для овладения музыкальным искусством имеет музыкальное любительство. Человек, умеющий играть на каком-либо инструменте, глубже постигает музыку, лучше познаёт мысль композитора”.

              Основной мой принцип деятельности как педагога дополнительного образования, – учет индивидуальных интересов и склонностей учащихся, раскрепощение инициативы и творческих способностей, чему способствует дифференциация обучения (гибкость как в формировании репертуара, так и   в сроках его реализации).  

В основе данной образовательной программы лежат «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» Министерства просвещения СССР по специальности «музыкальный инструмент» и Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств «Клавишный синтезатор», « Ансамбль клавишных синтезаторов» Министерства культуры  Российской Федерации.                    

В связи с тем, что программа рассчитана на реализацию в условиях учреждения системы дополнительного образования, ее методические установки характеризуются рядом особенностей. В первую очередь, эти особенности обусловлены многообразием функций педагогической деятельности в дополнительном образовании (познавательная, воспитательная, художественно-эстетическая, коммуникативная, досуговая) и свободой выбора ребенком второго  предмета – ансамбль клавишных синтезаторов.

 

Формы и режим  занятий.

Занятия  в классе» Клавишный синтезатор» проводятся в индивидуальной форме по 1 часу в неделю.

Занятия в классе «Ансамбль клавишных инструментов» проводятся  в коллективной форме по 2-3 человека по 30 минут в неделю.

В дни  школьных  каникул  учащиеся  вместе с педагогом  посещают концерты, музыкальные лектории, исторические и мемориальные музеи.

        Сроки реализации программы.

Период  базового обучения  для клавишного синтезатора  рассчитан на 5 лет.

Для  ансамбля  клавишных  синтезаторов - на 3 года.

Обучение может быть продолжено по желанию учащихся.

Набор в объединение  проводится без конкурсного отбора .

Возраст детей 7- 18 лет.

Родители совместно с педагогом активно участвуют в музыкально- образовательном процессе  своих детей : посещают концерты и выставки , подбирают нотную литературу ,оказывают помощь в выполнении домашних заданий, присутствуют на  классных  собраниях ,принимают участие в подготовке «огоньков» и музыкально- литературных вечеров.

        Цели программы:

развитие основ творческих и специальных музыкальных способностей воспитанника;

приобщение  учащихся  к  коллективной творческой деятельности,        

формирование музыкальной культуры ребенка как части общей культуры личности.

        Для достижения намеченных целей необходимо решить следующие     

           задачи:

развитие базовых музыкальных способностей ребенка (память, слух, чувство ритма);

 становление фантазии и воображения, музыкально-образного восприятия и эмоционального исполнения музыки,

обучение учащихся основам техники исполнения (освоение двигательных навыков, развитие беглости пальцев, овладение различными исполнительскими штрихами и динамическими градациями);

изучение основ теории музыки (формирование понятия звуковысотной и ритмической организации музыки, освоение средств музыкальной выразительности, знакомство с музыкальной терминологией),

расширение кругозора детей в области музыкального искусства (знакомство с музыкальными жанрами, основными формами, сведениями о жизни и творчестве композиторов-классиков, изучение лучших произведений современных авторов);

воспитание культуры исполнения и культуры сценического поведения;

формирование устойчивого интереса и любви к музыке,  потребности в активном общении с музыкальным искусством,

воспитание эмоциональной отзывчивости,     музыкально-эстетического вкуса, эмоциональной культуры учащихся.

         Особенности методики

    Воспитательная и музыкально-образовательная деятельность – это единый процесс, для осуществления которого применяется система различных форм и методов. Формы этой деятельности можно условно разделить на основные, дополнительные и  формы самообразования учащихся.

      Основной формой учебной работы является индивидуальное занятие педагога с воспитанником.

Такая форма занятий сближает преподавателя и ребёнка и дает педагогу возможность опираться  в своей  работе не только на музыкальные, но и на человеческие качества учащихся. На каждом таком занятии необходимо найти нужную тональность в общении с ребёнком, понять его настроение, ведь от совместной заинтересованности в творческом поиске будет зависеть отношение воспитанника не только к процессу обучения игре на инструменте, но  и к музыкальной деятельности в целом. Для успешного сотрудничества важно и создание позитивной установки. Как известно, секрет успеха кроется в убеждении, что цель достижима.

      Освоение музыкальной теории и развитие исполнительских навыков происходит в процессе работы над музыкальными  произведениями. Выбирая для учащегося произведения, соответствующие его способностям, задачам данного этапа (художественным и техническим), в то же время необходимо исходить из яркости художественных образов и доступности музыкального содержания пьесы данному учащемуся в данный период его музыкального развития. Учебный процесс предусматривает ознакомление детей с музыкальными произведениями различных художественных стилей. Это способствует всестороннему музыкальному развитию личности учащегося и его эстетического вкуса, так называемого “чувства стиля”. Художественные задачи, стоящие перед ребёнком на каждом этапе обучения, не должны превышать его возможностей и в то же время должны постоянно вести его вперед, способствовать его художественному росту.

      Выбор произведения, предварительная подготовка к его изучению, ознакомление воспитанника с произведением, “прочтение” произведения, изучение нотного текста, анализ  и выбор средств выражения, подбор вспомогательного технического материала, творческое исполнительское воплощение, публичное выступление, и, наконец, последующее обсуждение – таковы основные ступени изучения художественного произведения.

      В процессе обучения важную роль играет ансамблевое музицирование.

      Ансамбль дает возможность расширить музыкальный кругозор, сформировать звуковую культуру исполнения, воспитать слуховой самоконтроль учащихся, развить и закрепить навыки чтения нот с листа. При обучении навыкам игры в ансамбле, прежде всего надо обратить внимание на формирование умения слушать себя и слышать партнера, способность следить за текстом не только своей партии, но и партий других участников ансамбля.

Формирование  этих навыков не только способствует процессу обучения, но и воспитанию  коллективизма, неотделимого  от понятий творческой дисциплины и равной ответственности. Не случайно неорганизованные воспитанники часто меняют свое отношение к занятиям,  становятся ответственнее и дисциплинированнее под воздействием товарищей, а не только педагога.

      Детям необходим исполнительский опыт. Итогом учебной деятельности и своеобразной формой отчетности в коллективе является концерт.

      Присутствие публики повышает ответственность воспитанников за исполнение. Если выступление было успешным, у учащихся появляется желание работать настойчивее, совершенствовать техническое мастерство, активно выступать с концертами. Педагогу концерт позволяет быстрее, чем работа в классе, выявить не только технические, но и организационные, воспитательные недоработки.

      В своей педагогической практике преподаватель использует два вида концертов: закрытый и открытый.

      Закрытый концерт – это прослушивание с последующим обсуждением, на котором присутствуют только педагог и воспитанники. Эта форма работы является переходной от кабинетно-индивидуальных занятий к открытым выступлениям. Во время обсуждения ребята учатся грамотно формулировать свои впечатления, пользоваться специальной терминологией, высказывать замечания в корректной     форме, не обижая товарища.

      Открытый концерт – это выступление учащегося на публике.     Проходит он в зале, в праздничной, доброжелательной атмосфере. Здесь возникают неформальные контакты, налаживается важнейшая в воспитательном процессе связь преподавателя  с семьей воспитанника.

      Наиболее талантливые и опытные учащиеся принимают участие в общих концертах ДЮЦ , представляют свое учреждение на выездных выступлениях, привлекаются к работе Центра с ветеранами и инвалидами.

        Психологические исследования последних лет показали, что главный фактор, способствующий высокой эффективности воспитания и обучения – положительные переживания. Мы любим делать то, что у нас хорошо получается. На пути к знаниям, творческой и познавательной деятельности слабоуспевающих и мнительных учащихся возникает своего рода баррикада. Процесс мышления прерывается, начинает действовать закон психического самосохранения: ребенок пытается  угадать, какой ответ хочет получить от него педагог.

Поэтому так важно побудить каждого воспитанника  к активной  деятельности, помочь учащемуся перевести его знания по изучаемой теме на язык устойчивых понятий и умений. Например, ребенок на  слух подбирает песню «Петушок».

На следующем занятии он может подзабыть мелодию или сыграть ее неправильно. Таким способом мы приближаемся к осознанию необходимости нотной записи (если ребенок сыграл песню без ошибок, мы просто убеждаемся, что записанную мелодию учить гораздо проще).
         После объяснения преподавателем понятия «нотоносец» и правил записи звуков разной высоты в партиях правой и левой руки, а также после анализа нескольких мелодий воспитанник сам записывает в тетрадь выученного им «Петушка» (пока без обозначения длительностей нот). После изучения длительностей, размеров, пауз, деления мелодии на такты воспитанник видоизменяет свою запись, уяснив при этом необходимость и значение всех элементов нотной записи.

        Проверку теоретических знаний целесообразно проводить в занимательной для детей форме, внося в нее элементы творчества. Например, предложить учащимся разгадать ребусы с использованием нот, ритмические кроссворды; придумать «таблицы нюансов», «стихи со штрихами» – ребенок сам выбирает подходящие, по его мнению, к содержанию стихотворения штрихи, а затем выразительно его читает.

        Умение самостоятельно разобрать нотный текст проверяется методом чтения с листа в игре «Угадай мелодию» (для этого используется облегченное изложение хорошо знакомых детям песен – «Про кузнечика», «Песенка крокодила Гены» т.п.).

Развитие у ребенка образного и эмоционального восприятия – еще одна важная задача. К сожалению, мышление детей, которые уже посещают общеобразовательную школу, часто сковывает страх неправильного ответа. Вопросы «Как ты думаешь?», «Почему ты так  считаешь?», «Какой вариант тебе кажется лучше?» приводят школьников в замешательство. Поэтому на занятиях нужно не поучать, а говорить с воспитанником на равных, вместе искать ответы, удачные варианты, всячески поддерживая ребенка в его творческих поисках.

Всякое искусство содержательно. Основа музыкального содержания – выражение человеческих настроений, чувств. Даже отдельное звукоподражание, например мяуканье котенка, в музыке всегда эмоционально окрашено: оно может быть жалобным или веселым, беззаботным, игривым.

Мелодия может выражать не только различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Ведь  каждое настроение обладает целой гаммой оттенков. Веселая музыка может быть и торжественной, праздничной, и шутливой, беззаботной, и нежной, танцевальной, а грустная – и нежно-задумчивой, мечтательной, и скорбной, и героической.

 Различение воспитанником этих нюансов является чрезвычайно важным для понимания им сущности музыкального искусства. Часто встречающееся в практике деление музыки только на веселую и грустную примитивизирует, обедняет ее восприятие. Поэтому обогащение словарного запаса учащегося, развитие его мышления, способности анализировать – важная задача для преподавателя. Опыт показывает, что у необученных детей нет привычки думать развернутыми фразами, отсутствует стремление анализировать свое восприятие. А с помощью простых мыслей, деления мира на черное и белое, «да» и «нет», «нравится» – «не нравится» невозможно постичь всей глубины человеческой культуры.

      Дополнительные формы работы – коллективные посещения концертов, музыкального лектория, тематических экскурсий. Участвовать в каждом посещении может либо весь коллектив, либо его часть.

      Для постоянного духовного развития ребенка требуется непосредственное общение с искусством, обогащающим его эмоциональный мир. У каждого вида искусства своя образность, свой язык. Понимание этого языка развивает эстетическое восприятие воспитанников. Поэтому интересы коллектива не ограничиваются только музыкальной тематикой. Экскурсии проходят в художественных, исторических, мемориальных музеях.

         В целях повышения эффективности образовательно-воспитательной работы в коллективе проводятся:

 конкурсы на лучшее исполнение самостоятельно выученного произведения или сочинений определенного жанра (вальс, полифония), на лучший ансамбль; в подобные конкурсы вовлекаются все учащиеся, как в качестве исполнителей, так и в роли судей;

    семейные встречи (музыкальные или музыкально-литературные); 

    «огоньки» (с чаепитием, проведением различных веселых конкурсов, викторин, загадок). Программа таких встреч заранее оговаривается, в подготовке к ним принимают участие родители вместе с детьми.

Ребята делятся впечатлениями, сведениями из самостоятельно прочитанных книг, получают навыки общения и поведения в неформальной обстановке.

Самообразование –  самостоятельные занятия воспитанников, которые производятся, в основном, в индивидуальном порядке и не регламентируются. Это может быть чтение книги о музыке и музыкантах, об искусстве, посещение концерта или спектакля, слушание произведения по радио или на грампластинке.

В выборе наиболее целесообразных методов учебно-воспитательной работы учитываются возрастные особенности воспитанников, степень развития их художественного мышления, эмоциональная отзывчивость, наличие познавательного интереса и задачи, которые стоят перед учащимся на каждом этапе.

                 

                  Прогнозируемые  результаты

По окончании   I года  обучения ребенок будет знать:

   регистры, названия октав;

   скрипичный и басовый ключи;

   выразительные возможности синтезатора

   деление нот и пауз (целая, половинная, четвертная, восьмая      

   длительности);

   такт, простые размеры;

   знаки увеличения длительности;

   штрихи (legato, non legato, staccato);

   динамические оттенки;

   понятия «темп», «лад».

После завершения I года обучения воспитанник будет уметь:

   правильно сидеть за инструментом;

   владеть простейшими приемами аранжировки;

   воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах  

  (сочетание целой, половинной, четвертных и восьмых  

   длительностей);

   подбирать по слуху знакомые мелодии;

   владеть навыками импровизации.

По окончанию  II года  обучения ребенок будет знать:

   знаки альтерации (диез, бемоль, бекар);

   синкопы, нечетное деление длительностей (триоли);

   мелизмы (форшлаг, мордент);

   знаки сокращения нотного письма;

   музыкальный синтаксис (мотив, фраза. предложение);

   сложные и переменные размеры;

   знать возможности клавишных синтезаторов: особенности  

   голосов синтезатора, паттерны народной, джазовой,  

   классической, современной популярной музыки

После завершения II года обучения воспитанник будет уметь:

      дальнейшее освоение аранжировки, подбор мелодии с  

      автоаккомпанементом;

  пользоваться разными динамическими градациями;

  использовать разные исполнительские штрихи;

  выделить основные фактурные функции (мелодия,

  аккомпанемент);

  осмыслить и передать во время исполнения характер

  музыкального произведения.

III год обучения

По окончании  III  года обучения ребенок будет знать:

  запись нот всего диапазона инструмента, знака переноса на  

  октаву;

   возможности клавишных синтезаторов: особенности

   голосов синтезатора, паттерны народной, джазовой,

   классической, современной популярной музыки.ufh

После завершения III года обучения воспитанник будет уметь:

  гармонизировать мелодию в режиме fingerad;

  проявлять самостоятельность в поисках решения

  доступных художественно-исполнительских задач;

  уметь выбрать аккомпанирующий паттерн;

  применять многодорожечный секвенсор.

IV год обучения

По окончании  IV  года обучения ребенок будет знать:

                        голоса синтезаторов, имитирующие народные и электронные  

                        инструменты;

                        паттеры смешанных стилей;

                        редактирование музыкального звучания;

                        установка динамического баланса дорожек 

После завершения IV года обучения воспитанник будет уметь:

                        гармонизировать мелодию с использованием  II III VI VII  

                        ступеней;

                        редактировать голоса с использованием различных эффектов;

                        подбирать по слуху произведения с имитацией фактуры    

                        оригинала;

                        аккомпанировать пению и сольной инструментальной партии

                                                   V год обучения

По окончании  V  года обучения ребенок будет знать:

                        редактирование паттерна;

                        работа с педалью;

                        принципы создания музыкальной композиции

После завершения V года обучения воспитанник будет уметь:

                  аранжировать и записывать музыку на многодорожечный  

                  секвенсер ;

                  создавать оригинальные звуки и паттерны;

                  подбирать по слуху и импровизировать

Система зачетных и отчетных мероприятий

           I полугодие: контрольное занятие.

           II полугодие: зачет.

Оценка приобретенных детьми знаний, умений и навыков производится по 5-ти балльной системе Воспитанники, получившие 3-5 баллов, считаются успешно освоившими программу обучения. Учащиеся, набравшие менее 3 баллов, считаются не выполнившими образовательную программу.

В течении года учащимися проводится не менее одного  классного концерта для родителей.

                

                       Критерии оценки

 в  соответствии  с программными  требованиями по каждому  году 

уровень  сложности  музыкальных  произведений ;        

правильно  исполнение  нотного  текста и  ритмического  рисунка;

развитие  игровых  навыков;

культура  исполнения  и поведения учащихся  во время  выступления

( внешний  вид , собранность, отношение к слушателям)

взаимодействие  обучающихся  в процессе  исполнения ,

сложность  произведения,

умение  импровизировать фразы  и  предложения.

           

Название темы

Количество часов:

всего

теория

практика

 1          

Основы музыкальной грамоты.

   12    

    2

    10

 2

Работа над репертуаром.

  10

     2.5

    7.5

 3

Выразительные возможности клавишных синтезаторов.

   4

   1

   3

4

Освоение простейших приемов аранжировки.

   4

    1

   3

 5      

Чтение с листа.

   2

     0,5

   1,5

 6

Зачетные мероприятия и выступления.

   2

     0,5

   1,5

 7

Экскурсии. Развивающие и досуговые мероприятия.

   2

     0,5

   1,5

              Итого:

   36

     8

   28

Содержание учебно – тематического плана 1 года обучения.

      Тема 1: «Основы музыкальной грамоты»

Теория: диапазон, регистры, названия нот и октав, нотоносец, ключи. Знаки альтерации, деление звуков и пауз, знаки увеличения длительностей, метр, такт, размер, затакт, штрихи (легато, нон легато, стаккато).

Практика: упражнения и  работа с нотным материалом.

      Тема 2: «Работа над репертуаром»

Теория: разбор нотного текста (звуковысотное строение мелодии, ритмический рисунок, аппликатура, штрихи, ладовая окраска, динамический план и другие авторские указания).

Практика: посадка за инструментом, постановка рук, приемы звукоизвлечения, навыки ориентировки на клавиатуре и в нотном тексте, воспроизведение звучания различных длительностей, умение ориентироваться в простых размерах, навыки владения основными штрихами, различными динамическими градациями, умение выдержать единый темп.

      Тема 3: «Выразительные возможности клавишных ситезаторов»

Теория:  Названия и особенности банков голосов,звуковых эффектов и паттернов наличных ситезаторов.

Практика: Освоение главных клавиш управления автоаккомпанементом: start,stop,synchro-start,intro,ending.

       Тема 4: «Освоение простейших приемов аранжировки»

Теория: изучение аккордов на основе трезвучий(1,4 и 5 ступеней) в мажоре и миноре.

Практика: гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов,подбор паттерна в двух-или трехдольном размере,подбор тембра мелодий в соответствии с ее жанровой основой и формой.

Тема 5: «Чтение с листа»

Теория: анализ строения мелодии, ритмические группы в простых размерах; понятие о гармонических функциях.

Практика: чтение с листа народных попевок и одноголосных мелодий, транспонирование их в разные октавы. Отработка ритмических рисунков на одном звуке и  в пятипальцевых упражнениях, подбор подходящего баса из предложенных, досочинение заданной музыкальной темы, варьирование мелодии.

       Тема 6: «Зачетные мероприятия и выступления»

Теория: беседа о внешнем облике и поведении исполнителя на сцене, о его эмоциональном настрое, психологической подготовке к выступлению.

 Практика: участие в ежегодных коллективных концертах для родителей и плановых концертах ГОУ ДЮЦ .

Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и развивающие мероприятия»

Теория: подготовка к экскурсии (выявление знаний учащегося, сообщение воспитаннику необходимых сведений для полноценного восприятия новых знаний). Выявление известных ребенку сведений по выбранной для мероприятия теме, помощь в подготовке.

Практика: проведение мероприятий или экскурсий по плану, обсуждение увиденного.  

        


Учебно-тематический план

II год обучения

           

Название  темы

Количество часов:

всего

теория

практика

 1          

Основы музыкальной грамоты.

   12

     

     2

     10

 2

Работа над репертуаром.

   10

      2.5

     7.5

 3

Выразительные возможности клавишных синтезаторов

   4

     1

     3

4

Освоение приемов аранжировки.

   4

     1

     3

 5      

Чтение с листа.

   2

     0,5

     1,5

 6

Зачетные мероприятия и выступления.

   2

     -

     2

 7

Экскурсии. Досуговые и развивающие

Мероприятия.

   2

     0,5

      1,5

              Итого:

    36

     8

     28

                               

                                     

             

Содержание учебно- тематического плана II года обучения.          

       Тема 1: «Основы Музыкальной грамоты»

Теория:  знаки альтерации (дубль-диез, дубль-бемоль), различные виды синкоп, нечетное деление длительностей, сложные и переменные размеры.  Музыкальные жанры и формы..

Практика:построение интервалов ,мажорные и минорные гаммы до 2-х знаков.Упражения и работа с нотным материалом.

          Тема 2: «Работа над репертуаром»

Теория: анализ нотного текста, формы произведения; штрихи как средство создания художественного образа. Беседа о жанре, стилевых особенностях данного жанра и творчества композитора.

Практика:  овладение исполнительскими штрихами, формирование умений в области регуляции звучания.

Тема 3: «Выразительные возможности клавишных ситезаторов»

Теория: изучение голосов синтезатора.

Практика: освоение паттернов народной ,джазовой,классической , современной популярной музыки,а также голосов ,имитирующих струнные , духовые,ударные электронные инструменты.

           Тема 4: «Освоение приемов аранжировки»

Теория: изучение жанровых и стилистических критериев в выборе паттерна.

Практика: инструментовка пьес с применением режимов автосопровождения normal,split,редактирование тембра с помощью задержки,вибрации,тремоло.

          Тема 5: «Чтение с листа»

Теория: буквенное обозначение звукоряда; основные ладовые функции, строение и обращение аккордов, логика гармонического развития, понятие о секвенции.

Практика:  исполнение несложных пьес в режиме «-1»

Тема 6: « Зачетные мероприятия и выступления»

Практика: развитие навыков сценического поведения. Участие в ежегодных концертах для родителей, плановых концертах  и конкурсах.

         Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и развивающие мероприятия»

Теория: подготовка к экскурсии или мероприятию (сообщение необходимых предварительных сведений по теме экскурсии, беседа о правилах поведения в общественном транспорте и учреждениях культуры, помощь в подборе материала по  теме мероприятия, координация деятельности детей).

Практика: проведение  мероприятий и экскурсии, обсуждение увиденного.


Учебно-тематический план

III  год обучения

 

           

Название  темы

Количество часов:

всего

теория

практика

 1          

Основы музыкальной грамоты.

   6

     

     2

     4

 2

Выразительные возможности клавишных синтезаторов.

   12

      5

     7

 3

 Освоение новых приемов синтезаторной аранжировки

   6

      2  

     4

4

Учебно-тренировочный материал.

   4

      1

     3

 5      

Чтение с листа.

   4

      1

     3

 6

Зачетные мероприятия и выступления.

   2

      -

     2

 7

Экскурсии. Досуговые и развивающие

Мероприятия.

   2

      0,5

      1,5

              Итого:

    36

      12

     24

Содержание  учебно- тематического плана III года обучения.                        

Тема 1: «Музыкальная грамота.»

Теория: понятие о стиле и жанре.  

Практика: работа с нотным материалом.

Тема 2: «Выразительные возможности клавишных синтезаторов»

Теория:ознакомление с художественными  возможностями многодорожечного секвенсера

Практика:использование разновидности паттернов народной и современной музызки,голосов наличных синтезаторов из банков клавишных и хроматических ударных инструментов.

Тема 3: «Освоение новых приемов синтезаторной аранжировки»

Теория: закрепление знаний, полученных на предыдущих этапах.

Практика: гармонизация мелодии в режиме fingered в тональности до четырех знаков в ключе,выбор аккомпанирующего паттерна в стилях народной и современной популярной музыки,применение многодорожечного секвенсера.

Тема 4: «Учебно-тренировочный материал»

Теория: ознакомление с тональностями до 3 ключевых знаков.

Практика: повторение гамм, арпеджио, аккордов в более быстром темпе.

Тема 5: «Чтение с листа»

Теория: гармонический анализ; зрительный анализ мелодического движения, фактуры, формы; секвенции.

Практика: чтение с листа пьес уровня трудности 1-го/2-го класса.

Тема 6. «Зачетные мероприятия и выступления»

Практика: совершенствование сценического мастерства и стимулирование желания  выступать на эстраде. Участие в плановых концертах .

Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и  развивающие мероприятия»

Теория: подготовка к мероприятию (помощь воспитанникам в подборе материала по выбранной теме, координация деятельности учащихся).

Практика: проведение экскурсий и мероприятий.

Учебно-тематический план

IY  год обучения

 

           

Название  темы

Количество часов:

всего

теория

практика

 1          

Основы музыкальной грамоты.

   6

     

     2

     4

 2

Выразительные возможности клавишных синтезаторов.

   12

      4

     8

 3

 Освоение новых приемов синтезаторной аранжировки

   6

      1  

  5

4

Подбор по слуху

   4

      1

     3

 5      

Чтение с листа.

   4

      1

     3

 6

Зачетные мероприятия и выступления.

   2

      -

     2

 7

Экскурсии. Досуговые и развивающие

Мероприятия.

   2

      0,5

      1,5

              Итого:

    36

      10

     26

Содержание  учебно- тематического плана IY года  обучения.                      

            Тема 1: «Музыкальная грамота»

Теория: понятие о стиле и жанре; стилевые  особенности творчества композиторов-классиков. Закрепление знаний, полученных на предыдущих этапах.    

Практика: работа с нотным материалом.

            Тема 2: «Выразительные возможности клавишных синтезаторов»

Теория: понятие о МИДИ.Изучение голосов,имитирующие народные и электронные инструменты.

Практика:редактирование музыкального звучания при записи на многодорожечный секвенсер,корретирование темпа,установка динамического баланса дорожек.

                          Тема 3: «Освоение приемов аранжировки»

Теория: закрепление знаний, полученных на предыдущих этапах.

Практика: гармонизация мелодии с использованием трезвучий и септаккордов,редактирование голосов с помощью реверберации, хоруса,флэнжера и др эффектов,запись и редактирование многодорожечного секвенсора

                           Тема 4: «Подбор по слуху»

Теория: изучение особенностей восприятия учеником музыкальных звуков

Практика: подбор по слуху знакомых произведений с имитиацией фактуры оригинала.

                          Тема 5: «Чтение с листа»

Теория: гармонический анализ; зрительный анализ мелодического движения.

Практика: развитие навыков графического восприятия нотного текста. Исполнение аккомпанемента при пении и сольной инструментальной партии.

             Тема 6. «Зачетные мероприятия и выступления»

Практика: совершенствование сценического мастерства,участие в мероприятиях,проводимых ДЮЦ и округом.

                         Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и  развивающие мероприятия»

Теория: подготовка к мероприятию (помощь воспитанникам в подборе материала по выбранной теме, координация деятельности учащихся).

Практика: проведение экскурсий и мероприятий.

                                 Учебно-тематический план

                                              Y  год обучения

           

Название  темы

Количество часов:

всего

теория

практика

 1          

Основы музыкальной грамоты.

   6

     

     2

     4

 2

Освоение приемов аранжировки

   12

      2

     10

 3

Выразительные возможности клавишных синтезаторов

   7

      2  

     5

4

Подбор по слуху

   5

      1

     4

 5      

Чтение с листа.

   5

      1

     4

 6

Зачетные мероприятия и выступления.

   3,5

      -

     3,5

 7

Экскурсии. Досуговые и развивающие

Мероприятия.

   3,5.

      0,5

      3

              Итого:

    36

      7

     29

   

                           

Содержание  учебно- тематического плана Y года обучения.                                                    

           Тема 1: «Музыкальная грамота»

Теория:  Закрепление знаний, полученных на предыдущих этапах обучения,тональности до 7 знаков,кварто-квинтовый круг,модуляции в родственные тональности.    

Практика: работа с нотным материалом .

          Тема 2: «Освоение приемов аранжировки»

Теория:изучение приемов аранжировки

Практика: аранжировка и запись на многодорожечный секвенсер музыки,основанной на гибких формах фактурного и тембрового развития, а также достижение ее художественной  выразительности с помощью тембра, динамического баланса,панорамы.»

 закрепление знаний, полученных на предыдущих этапах.

Тема 3:Выразительные возможности клавишных синтезаторов»

Теория: повторение пройденного материала,методы редактирование паттерна,изучение голосов синтезатора,имитирующие ударные инструменты без определенной высоты звука.

Практика:редактирование паттерна,использование педалей и контрапункта в музыкальной фактуре.

Тема 5: «Чтение с листа»

Теория: гармонический анализ; зрительный анализ мелодического движения, фактуры, формы; секвенции.

Практика: развитие навыков графического восприятия нотного текста. Исполнение аккомпанемента  ансамблем  учащимися младших классов. Чтение с листа  пьес уровня трудности 3-4-го класса.

       Тема 6. «Зачетные мероприятия и выступления»

Практика: совершенствование сценического мастерства и стимулирование желания  выступать на эстраде. Зачеты и экзамены по плану студии. Участие в концертах  и плановых мероприятиях  ДЮЦ.

                  Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и  развивающие мероприятия»

Теория: подготовка к мероприятию (помощь воспитанникам в подборе материала по выбранной теме, координация деятельности учащихся).

Практика: проведение экскурсий и мероприятий

ПРИМЕРНЫЙ    РЕПЕРТУАР

I  год обучения

  1. Кабалевский Д. «Ёжик».
  2. Кореневская И. «Дождик».
  3. Крутицкий М. «Зима».
  4. Курочкин В. Вальс.
  5. Литкова И. Вариации на бел. нар. песню «Славка и Гришка».
  6. Моцарт В. Менуэт.
  7.  Николаев А. Этюд.
  8. Рубах А. «Воробей».
  9. Укр. нар. песня «На горе, горе».
  10. Польская нар. песня «Шуточная».
  11. Филиппенко А. «На мостике».
  12. Шеринг Дж. «Колыбельная».

II  год  обучения

  1. Беркович И. Вариации на тему рус. нар. песни «Во саду ли, в огороде».
  2. Гендель Г. Сарабанда.
  3. Градески Э. «Мороженое».
  4. Косенко В. Скерцино.
  5. Лессер В. «Выходной день».
  6. Майкапар С. «Мотылек».
  7. Моцарт В. Аллегро.
  8. Перселл Г. Ария «Ре минор».
  9. Чайковский П. «Старинная французская песенка».

                                                                 III год обучения

 Индивидуальное исполнение.

  1. Гедике А. Миниатюра.
  2. Григ Э. Вальс.
  3. Дворжак М. Джазовый этюд №1.
  4. Пахульский Г. «Мечты».
  5. Питерсон О. «Волна за волной».
  6. Циполи Д. Фугетта  «Фа мажор».
  7. Чимароза Д. Соната «Соль мажор».
  8. Шмитц М. «Регтайм».
  9. Шостакович Д. Гавот.
  10. Шуман Р. «Смелый наездник».

11.Шмитц М. «Оранжевые буги».

12.Штраус И. «На прекрасном голубом Дунае» (вальс).

                                                             IY год  обучения

  1. Александров Ан. Русская народная мелодия.
  2. Бах И.С. «Бурре».
  3. Беренс Г. Этюд «Ре минор», соч. 88 №17.
  4. Бертини А. Этюд «Соль мажор», соч. 29 №13.
  5. Вебер К.М. Сонатина «До мажор».
  6. Геллер С. Этюд «Соль минор», соч. 45 №18.
  7. Гречанинов А. Прелюдия «Си-бемоль минор».
  8. Григ Э. Вальс «Ми минор».

Y год обучения

1.  Кабалевский Д. «Новелла».

2.  Клементи М. Сонатина «Си-бемоль мажор», 2 часть.

3.  Сигмейстер Э. «Охота».

  1. Шмитц М. «Буги бой».
  2. Бах И.С. Шутка из сюиты «Си минор».
  3. Джоплин С. «Артист эстрады» (регтайм).
  4. Шуберт Ф. Серенада.

                                             Материально-технические условия

Требования к кабинету.

Для занятий нужен кабине с освещением и температурным режимом, соответствующим санитарно-гигиеническими нормам.

Мебель.

В кабинете необходимы:

    стол преподавателя – 1;

   стулья – не менее 2;

   стол для обучающихся– 1;

    книжные шкафы – 1

                                                            Оборудование

   синтезатор

    нотная литература;

    книги по музыке, справочные издания.

                Организационно- административные условия

   систематическая настройка синтезатора;

   доступ в зал (для репетиций и проведения концертов, конкурсов и других массовый мероприятий);

  технические условия для ксерокопирования необходимых нот и дидактических материалов.

        


Список литературы

                

Список литературы для педагога

        1. Алексеев А. Методика обучения игре на синтезатор. 3-е изд. – М., 1978.

           2. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. – М., 1953.

           3. Иващенко Ф.  Психология воспитания школьников. – Минск, 1999.

           4. Методические записки по вопросам музыкального образования. Сост.    

               А.Лагутин. – М., 1991.

5. Красильников.И. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе –М,2007

         6. Мухина В. Возрастная психология. – М., 1998.

7. Станкин М. Психология общения. – М., 1996.

          8. Теплов Б. Избранные труды. – М., 1985.

9. Володин А. Электромузыкальные инструменты. – М., 1979.

10.Михайлов А., Шилов В. Практический англо-русский словарь по электронной и компьютерной музыке.-М.Русь, Маг , 1991.

                        

Список литературы, рекомендуемой для учащихся

        1. Батицкий М. Знаете ли вы музыку? – М., 1987.

        2. Васина-Гроссман В. Первая книжка о музыке. – М., 1988.

          3. Гоголев К. Универсальный словарь-справочник по мировой художественной  

              культуре от «А» до «Я». – М., 2000.

        4. Гуревич Е. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. – М., 1994.

        5. Добрынина Е. Любителям музыки посвящается. – М., 1980.

        6. Домрина Е. Беседы о музыке. – Л., 1982.

        7. Илешин Б. И голубые небеса. – М., 1981.

           8. Крунтяева Т., Молокова Н., Ступель А. Словарь иностранных музыкальных    

              терминов. – Л., 1982.

        9. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М., 1986.

        10. Орлова Е. Очерки о русских композиторах XIX - начала  XX века. – М., 1982.

        11. Третьякова Л. Страницы советской музыки. – М., 1980.

          12. Финкельштейн Э.  Музыка от «А» до «Я». – СПб., 1997.

        13. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1980.

        14. Юдина Е. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – М., 1997.    

                            Система  оценки  результатов учебной  работы .

Экспресс  вопрос ( проводится  один раз в месяц )        

1 полугодие : открытое занятие.

2 полугодие : зачет.

                                  Критерии    оценки.  




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...

Участие в профессиональных конкурсах "Образовательная программа дополнительного образования детей с применением федеральных цифровых ресурсов"

Участие в профессиональном конкурсе "Образовательная программа дополнительного образования детей с применением федеральных цифровых ресурсов"...

Участие в образовательной программе дополнительного образования детей с применением федеральных цифровых ресурсов

Участие в образовательной программе дополнительного образования детей с применением федеральных цифровых ресурсов...