Образовательная программа дополнительного образования детей «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» (ГБОУ ДЮЦ "Орлёнок")
рабочая программа на тему
Программа для учащихся 7-18 лет по предмету синтезатор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr._po_sintezatoru_2010-11_g._dyuts_orlyonok.doc | 181 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Г.В. Новоженова
ГБОУ ДЮЦ «Орлёнок»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор»
Возраст обучающихся – 7-18 лет
Срок реализации – 5 лет
Пояснительная записка
На протяжении всей истории человечества музыка в содружестве c искусством и наукой занимала одно из основных мест в системе формирования социально ценных, созидательных качеств личности.
В музыкальных коллективах учреждений дополнительного образования могут заниматься все дети, желающие научиться играть на музыкальном инструменте. Единственными условиями приема являются желание учиться и наличие инструмента (или иной возможности выполнения домашних заданий).
Изобретение электронных музыкальных инструментов привлекло большое внимание как музыкантов-профессионалов, так и любителей музицирования. По сравнению с традиционными механическими и электронными аналоговыми инструментами, цифровые инструменты предъявляют к музыканту более универсальные требования, объединяющие несколько видов деятельности: композитора, исполнителя, звукорежиссера.
Может возникнуть вопрос: а нужно ли ребенка обучать игре на синтезаторе? Да, безусловно. Благодаря использованию компьютерных технологий занятия приобретают более простые формы, формируют универсальные способности, необходимые в любых сферах деятельности.
Занятия синтезатором имеют познавательное значение: знакомят учащихся с музыкальными жанрами и стилями, мотивируют ребенка к композиторской деятельности. Знакомство с музыкой, созданной на фольклорной основе, развивает у обучающихся интерес к творчеству других народов.
Музыкальные занятия положительно влияют на общую культуру поведения ребенка.
Для успешных занятий учащемуся необходима любовь к порядку, умение организовать свою домашнюю работу, способность проявить терпимость и внимание к партнерам по ансамблю, навыки аккуратного обращения с нотными изданиями, желание делиться с товарищами нотами из личной библиотеки.
В процессе обучения формируется культура общения и поведения, коллективизм, то есть создаются условия для совершенствования личностных качеств ребенка.
Дети,обучающиеся в классе клавишного синтезатора, не ставят своей целью стать профессиональными музыкантами-исполнителями, поэтому наряду с приобретением умений и навыков игры на инструменте (хотя они являются закономерным итогом педагогического процесса), программа ориентирована на формирование личности воспитанника.
“Не может быть способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения. Способность не существует иначе, как в движении, развитии”, - писал известный психолог Б.М.Теплов. И хотя большая часть учащихся, обладая средними музыкально-слуховыми данными, не всегда способны к усвоению исполнительских навыков в полном объеме, при введении в программу тем общемузыкального развития они могут успешно учиться и стать хорошо подготовленными слушателями музыки или участниками различных видов музыкальной самодеятельности.
Пониманию искусства способствует причастность к нему, хотя бы минимальное умение творить в том или ином его жанре. Мысль эта была высказана ещё Аристотелем, напрямую связывавшим музыкальное образование с исполнением музыки, с обучением пению или игре на музыкальном инструменте. А вот что писал об этом Д.Д.Шостакович:
“Большое значение для овладения музыкальным искусством имеет музыкальное любительство. Человек, умеющий играть на каком-либо инструменте, глубже постигает музыку, лучше познаёт мысль композитора”.
Основной мой принцип деятельности как педагога дополнительного образования, – учет индивидуальных интересов и склонностей учащихся, раскрепощение инициативы и творческих способностей, чему способствует дифференциация обучения (гибкость как в формировании репертуара, так и в сроках его реализации).
В основе данной образовательной программы лежат «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» Министерства просвещения СССР по специальности «музыкальный инструмент» и Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств «Клавишный синтезатор», « Ансамбль клавишных синтезаторов» Министерства культуры Российской Федерации.
В связи с тем, что программа рассчитана на реализацию в условиях учреждения системы дополнительного образования, ее методические установки характеризуются рядом особенностей. В первую очередь, эти особенности обусловлены многообразием функций педагогической деятельности в дополнительном образовании (познавательная, воспитательная, художественно-эстетическая, коммуникативная, досуговая) и свободой выбора ребенком второго предмета – ансамбль клавишных синтезаторов.
Формы и режим занятий.
Занятия в классе» Клавишный синтезатор» проводятся в индивидуальной форме по 1 часу в неделю.
Занятия в классе «Ансамбль клавишных инструментов» проводятся в коллективной форме по 2-3 человека по 30 минут в неделю.
В дни школьных каникул учащиеся вместе с педагогом посещают концерты, музыкальные лектории, исторические и мемориальные музеи.
Сроки реализации программы.
Период базового обучения для клавишного синтезатора рассчитан на 5 лет.
Для ансамбля клавишных синтезаторов - на 3 года.
Обучение может быть продолжено по желанию учащихся.
Набор в объединение проводится без конкурсного отбора .
Возраст детей 7- 18 лет.
Родители совместно с педагогом активно участвуют в музыкально- образовательном процессе своих детей : посещают концерты и выставки , подбирают нотную литературу ,оказывают помощь в выполнении домашних заданий, присутствуют на классных собраниях ,принимают участие в подготовке «огоньков» и музыкально- литературных вечеров.
Цели программы:
развитие основ творческих и специальных музыкальных способностей воспитанника;
приобщение учащихся к коллективной творческой деятельности,
формирование музыкальной культуры ребенка как части общей культуры личности.
Для достижения намеченных целей необходимо решить следующие
задачи:
развитие базовых музыкальных способностей ребенка (память, слух, чувство ритма);
становление фантазии и воображения, музыкально-образного восприятия и эмоционального исполнения музыки,
обучение учащихся основам техники исполнения (освоение двигательных навыков, развитие беглости пальцев, овладение различными исполнительскими штрихами и динамическими градациями);
изучение основ теории музыки (формирование понятия звуковысотной и ритмической организации музыки, освоение средств музыкальной выразительности, знакомство с музыкальной терминологией),
расширение кругозора детей в области музыкального искусства (знакомство с музыкальными жанрами, основными формами, сведениями о жизни и творчестве композиторов-классиков, изучение лучших произведений современных авторов);
воспитание культуры исполнения и культуры сценического поведения;
формирование устойчивого интереса и любви к музыке, потребности в активном общении с музыкальным искусством,
воспитание эмоциональной отзывчивости, музыкально-эстетического вкуса, эмоциональной культуры учащихся.
Особенности методики
Воспитательная и музыкально-образовательная деятельность – это единый процесс, для осуществления которого применяется система различных форм и методов. Формы этой деятельности можно условно разделить на основные, дополнительные и формы самообразования учащихся.
Основной формой учебной работы является индивидуальное занятие педагога с воспитанником.
Такая форма занятий сближает преподавателя и ребёнка и дает педагогу возможность опираться в своей работе не только на музыкальные, но и на человеческие качества учащихся. На каждом таком занятии необходимо найти нужную тональность в общении с ребёнком, понять его настроение, ведь от совместной заинтересованности в творческом поиске будет зависеть отношение воспитанника не только к процессу обучения игре на инструменте, но и к музыкальной деятельности в целом. Для успешного сотрудничества важно и создание позитивной установки. Как известно, секрет успеха кроется в убеждении, что цель достижима.
Освоение музыкальной теории и развитие исполнительских навыков происходит в процессе работы над музыкальными произведениями. Выбирая для учащегося произведения, соответствующие его способностям, задачам данного этапа (художественным и техническим), в то же время необходимо исходить из яркости художественных образов и доступности музыкального содержания пьесы данному учащемуся в данный период его музыкального развития. Учебный процесс предусматривает ознакомление детей с музыкальными произведениями различных художественных стилей. Это способствует всестороннему музыкальному развитию личности учащегося и его эстетического вкуса, так называемого “чувства стиля”. Художественные задачи, стоящие перед ребёнком на каждом этапе обучения, не должны превышать его возможностей и в то же время должны постоянно вести его вперед, способствовать его художественному росту.
Выбор произведения, предварительная подготовка к его изучению, ознакомление воспитанника с произведением, “прочтение” произведения, изучение нотного текста, анализ и выбор средств выражения, подбор вспомогательного технического материала, творческое исполнительское воплощение, публичное выступление, и, наконец, последующее обсуждение – таковы основные ступени изучения художественного произведения.
В процессе обучения важную роль играет ансамблевое музицирование.
Ансамбль дает возможность расширить музыкальный кругозор, сформировать звуковую культуру исполнения, воспитать слуховой самоконтроль учащихся, развить и закрепить навыки чтения нот с листа. При обучении навыкам игры в ансамбле, прежде всего надо обратить внимание на формирование умения слушать себя и слышать партнера, способность следить за текстом не только своей партии, но и партий других участников ансамбля.
Формирование этих навыков не только способствует процессу обучения, но и воспитанию коллективизма, неотделимого от понятий творческой дисциплины и равной ответственности. Не случайно неорганизованные воспитанники часто меняют свое отношение к занятиям, становятся ответственнее и дисциплинированнее под воздействием товарищей, а не только педагога.
Детям необходим исполнительский опыт. Итогом учебной деятельности и своеобразной формой отчетности в коллективе является концерт.
Присутствие публики повышает ответственность воспитанников за исполнение. Если выступление было успешным, у учащихся появляется желание работать настойчивее, совершенствовать техническое мастерство, активно выступать с концертами. Педагогу концерт позволяет быстрее, чем работа в классе, выявить не только технические, но и организационные, воспитательные недоработки.
В своей педагогической практике преподаватель использует два вида концертов: закрытый и открытый.
Закрытый концерт – это прослушивание с последующим обсуждением, на котором присутствуют только педагог и воспитанники. Эта форма работы является переходной от кабинетно-индивидуальных занятий к открытым выступлениям. Во время обсуждения ребята учатся грамотно формулировать свои впечатления, пользоваться специальной терминологией, высказывать замечания в корректной форме, не обижая товарища.
Открытый концерт – это выступление учащегося на публике. Проходит он в зале, в праздничной, доброжелательной атмосфере. Здесь возникают неформальные контакты, налаживается важнейшая в воспитательном процессе связь преподавателя с семьей воспитанника.
Наиболее талантливые и опытные учащиеся принимают участие в общих концертах ДЮЦ , представляют свое учреждение на выездных выступлениях, привлекаются к работе Центра с ветеранами и инвалидами.
Психологические исследования последних лет показали, что главный фактор, способствующий высокой эффективности воспитания и обучения – положительные переживания. Мы любим делать то, что у нас хорошо получается. На пути к знаниям, творческой и познавательной деятельности слабоуспевающих и мнительных учащихся возникает своего рода баррикада. Процесс мышления прерывается, начинает действовать закон психического самосохранения: ребенок пытается угадать, какой ответ хочет получить от него педагог.
Поэтому так важно побудить каждого воспитанника к активной деятельности, помочь учащемуся перевести его знания по изучаемой теме на язык устойчивых понятий и умений. Например, ребенок на слух подбирает песню «Петушок».
На следующем занятии он может подзабыть мелодию или сыграть ее неправильно. Таким способом мы приближаемся к осознанию необходимости нотной записи (если ребенок сыграл песню без ошибок, мы просто убеждаемся, что записанную мелодию учить гораздо проще).
После объяснения преподавателем понятия «нотоносец» и правил записи звуков разной высоты в партиях правой и левой руки, а также после анализа нескольких мелодий воспитанник сам записывает в тетрадь выученного им «Петушка» (пока без обозначения длительностей нот). После изучения длительностей, размеров, пауз, деления мелодии на такты воспитанник видоизменяет свою запись, уяснив при этом необходимость и значение всех элементов нотной записи.
Проверку теоретических знаний целесообразно проводить в занимательной для детей форме, внося в нее элементы творчества. Например, предложить учащимся разгадать ребусы с использованием нот, ритмические кроссворды; придумать «таблицы нюансов», «стихи со штрихами» – ребенок сам выбирает подходящие, по его мнению, к содержанию стихотворения штрихи, а затем выразительно его читает.
Умение самостоятельно разобрать нотный текст проверяется методом чтения с листа в игре «Угадай мелодию» (для этого используется облегченное изложение хорошо знакомых детям песен – «Про кузнечика», «Песенка крокодила Гены» т.п.).
Развитие у ребенка образного и эмоционального восприятия – еще одна важная задача. К сожалению, мышление детей, которые уже посещают общеобразовательную школу, часто сковывает страх неправильного ответа. Вопросы «Как ты думаешь?», «Почему ты так считаешь?», «Какой вариант тебе кажется лучше?» приводят школьников в замешательство. Поэтому на занятиях нужно не поучать, а говорить с воспитанником на равных, вместе искать ответы, удачные варианты, всячески поддерживая ребенка в его творческих поисках.
Всякое искусство содержательно. Основа музыкального содержания – выражение человеческих настроений, чувств. Даже отдельное звукоподражание, например мяуканье котенка, в музыке всегда эмоционально окрашено: оно может быть жалобным или веселым, беззаботным, игривым.
Мелодия может выражать не только различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Ведь каждое настроение обладает целой гаммой оттенков. Веселая музыка может быть и торжественной, праздничной, и шутливой, беззаботной, и нежной, танцевальной, а грустная – и нежно-задумчивой, мечтательной, и скорбной, и героической.
Различение воспитанником этих нюансов является чрезвычайно важным для понимания им сущности музыкального искусства. Часто встречающееся в практике деление музыки только на веселую и грустную примитивизирует, обедняет ее восприятие. Поэтому обогащение словарного запаса учащегося, развитие его мышления, способности анализировать – важная задача для преподавателя. Опыт показывает, что у необученных детей нет привычки думать развернутыми фразами, отсутствует стремление анализировать свое восприятие. А с помощью простых мыслей, деления мира на черное и белое, «да» и «нет», «нравится» – «не нравится» невозможно постичь всей глубины человеческой культуры.
Дополнительные формы работы – коллективные посещения концертов, музыкального лектория, тематических экскурсий. Участвовать в каждом посещении может либо весь коллектив, либо его часть.
Для постоянного духовного развития ребенка требуется непосредственное общение с искусством, обогащающим его эмоциональный мир. У каждого вида искусства своя образность, свой язык. Понимание этого языка развивает эстетическое восприятие воспитанников. Поэтому интересы коллектива не ограничиваются только музыкальной тематикой. Экскурсии проходят в художественных, исторических, мемориальных музеях.
В целях повышения эффективности образовательно-воспитательной работы в коллективе проводятся:
конкурсы на лучшее исполнение самостоятельно выученного произведения или сочинений определенного жанра (вальс, полифония), на лучший ансамбль; в подобные конкурсы вовлекаются все учащиеся, как в качестве исполнителей, так и в роли судей;
семейные встречи (музыкальные или музыкально-литературные);
«огоньки» (с чаепитием, проведением различных веселых конкурсов, викторин, загадок). Программа таких встреч заранее оговаривается, в подготовке к ним принимают участие родители вместе с детьми.
Ребята делятся впечатлениями, сведениями из самостоятельно прочитанных книг, получают навыки общения и поведения в неформальной обстановке.
Самообразование – самостоятельные занятия воспитанников, которые производятся, в основном, в индивидуальном порядке и не регламентируются. Это может быть чтение книги о музыке и музыкантах, об искусстве, посещение концерта или спектакля, слушание произведения по радио или на грампластинке.
В выборе наиболее целесообразных методов учебно-воспитательной работы учитываются возрастные особенности воспитанников, степень развития их художественного мышления, эмоциональная отзывчивость, наличие познавательного интереса и задачи, которые стоят перед учащимся на каждом этапе.
Прогнозируемые результаты
По окончании I года обучения ребенок будет знать:
регистры, названия октав;
скрипичный и басовый ключи;
выразительные возможности синтезатора
деление нот и пауз (целая, половинная, четвертная, восьмая
длительности);
такт, простые размеры;
знаки увеличения длительности;
штрихи (legato, non legato, staccato);
динамические оттенки;
понятия «темп», «лад».
После завершения I года обучения воспитанник будет уметь:
правильно сидеть за инструментом;
владеть простейшими приемами аранжировки;
воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах
(сочетание целой, половинной, четвертных и восьмых
длительностей);
подбирать по слуху знакомые мелодии;
владеть навыками импровизации.
По окончанию II года обучения ребенок будет знать:
знаки альтерации (диез, бемоль, бекар);
синкопы, нечетное деление длительностей (триоли);
мелизмы (форшлаг, мордент);
знаки сокращения нотного письма;
музыкальный синтаксис (мотив, фраза. предложение);
сложные и переменные размеры;
знать возможности клавишных синтезаторов: особенности
голосов синтезатора, паттерны народной, джазовой,
классической, современной популярной музыки
После завершения II года обучения воспитанник будет уметь:
дальнейшее освоение аранжировки, подбор мелодии с
автоаккомпанементом;
пользоваться разными динамическими градациями;
использовать разные исполнительские штрихи;
выделить основные фактурные функции (мелодия,
аккомпанемент);
осмыслить и передать во время исполнения характер
музыкального произведения.
III год обучения
По окончании III года обучения ребенок будет знать:
запись нот всего диапазона инструмента, знака переноса на
октаву;
возможности клавишных синтезаторов: особенности
голосов синтезатора, паттерны народной, джазовой,
классической, современной популярной музыки.ufh
После завершения III года обучения воспитанник будет уметь:
гармонизировать мелодию в режиме fingerad;
проявлять самостоятельность в поисках решения
доступных художественно-исполнительских задач;
уметь выбрать аккомпанирующий паттерн;
применять многодорожечный секвенсор.
IV год обучения
По окончании IV года обучения ребенок будет знать:
голоса синтезаторов, имитирующие народные и электронные
инструменты;
паттеры смешанных стилей;
редактирование музыкального звучания;
установка динамического баланса дорожек
После завершения IV года обучения воспитанник будет уметь:
гармонизировать мелодию с использованием II III VI VII
ступеней;
редактировать голоса с использованием различных эффектов;
подбирать по слуху произведения с имитацией фактуры
оригинала;
аккомпанировать пению и сольной инструментальной партии
V год обучения
По окончании V года обучения ребенок будет знать:
редактирование паттерна;
работа с педалью;
принципы создания музыкальной композиции
После завершения V года обучения воспитанник будет уметь:
аранжировать и записывать музыку на многодорожечный
секвенсер ;
создавать оригинальные звуки и паттерны;
подбирать по слуху и импровизировать
Система зачетных и отчетных мероприятий
I полугодие: контрольное занятие.
II полугодие: зачет.
Оценка приобретенных детьми знаний, умений и навыков производится по 5-ти балльной системе Воспитанники, получившие 3-5 баллов, считаются успешно освоившими программу обучения. Учащиеся, набравшие менее 3 баллов, считаются не выполнившими образовательную программу.
В течении года учащимися проводится не менее одного классного концерта для родителей.
Критерии оценки
в соответствии с программными требованиями по каждому году
уровень сложности музыкальных произведений ;
правильно исполнение нотного текста и ритмического рисунка;
развитие игровых навыков;
культура исполнения и поведения учащихся во время выступления
( внешний вид , собранность, отношение к слушателям)
взаимодействие обучающихся в процессе исполнения ,
сложность произведения,
умение импровизировать фразы и предложения.
№ |
Название темы | Количество часов: | |||
всего | теория | практика | |||
1 | Основы музыкальной грамоты. | 12 | 2 | 10 | |
2 | Работа над репертуаром. | 10 | 2.5 | 7.5 | |
3 | Выразительные возможности клавишных синтезаторов. | 4 | 1 | 3 | |
4 | Освоение простейших приемов аранжировки. | 4 | 1 | 3 | |
5 | Чтение с листа. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
6 | Зачетные мероприятия и выступления. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
7 | Экскурсии. Развивающие и досуговые мероприятия. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Итого: | 36 | 8 | 28 |
Содержание учебно – тематического плана 1 года обучения.
Тема 1: «Основы музыкальной грамоты»
Теория: диапазон, регистры, названия нот и октав, нотоносец, ключи. Знаки альтерации, деление звуков и пауз, знаки увеличения длительностей, метр, такт, размер, затакт, штрихи (легато, нон легато, стаккато).
Практика: упражнения и работа с нотным материалом.
Тема 2: «Работа над репертуаром»
Теория: разбор нотного текста (звуковысотное строение мелодии, ритмический рисунок, аппликатура, штрихи, ладовая окраска, динамический план и другие авторские указания).
Практика: посадка за инструментом, постановка рук, приемы звукоизвлечения, навыки ориентировки на клавиатуре и в нотном тексте, воспроизведение звучания различных длительностей, умение ориентироваться в простых размерах, навыки владения основными штрихами, различными динамическими градациями, умение выдержать единый темп.
Тема 3: «Выразительные возможности клавишных ситезаторов»
Теория: Названия и особенности банков голосов,звуковых эффектов и паттернов наличных ситезаторов.
Практика: Освоение главных клавиш управления автоаккомпанементом: start,stop,synchro-start,intro,ending.
Тема 4: «Освоение простейших приемов аранжировки»
Теория: изучение аккордов на основе трезвучий(1,4 и 5 ступеней) в мажоре и миноре.
Практика: гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов,подбор паттерна в двух-или трехдольном размере,подбор тембра мелодий в соответствии с ее жанровой основой и формой.
Тема 5: «Чтение с листа»
Теория: анализ строения мелодии, ритмические группы в простых размерах; понятие о гармонических функциях.
Практика: чтение с листа народных попевок и одноголосных мелодий, транспонирование их в разные октавы. Отработка ритмических рисунков на одном звуке и в пятипальцевых упражнениях, подбор подходящего баса из предложенных, досочинение заданной музыкальной темы, варьирование мелодии.
Тема 6: «Зачетные мероприятия и выступления»
Теория: беседа о внешнем облике и поведении исполнителя на сцене, о его эмоциональном настрое, психологической подготовке к выступлению.
Практика: участие в ежегодных коллективных концертах для родителей и плановых концертах ГОУ ДЮЦ .
Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и развивающие мероприятия»
Теория: подготовка к экскурсии (выявление знаний учащегося, сообщение воспитаннику необходимых сведений для полноценного восприятия новых знаний). Выявление известных ребенку сведений по выбранной для мероприятия теме, помощь в подготовке.
Практика: проведение мероприятий или экскурсий по плану, обсуждение увиденного.
Учебно-тематический план
II год обучения
№ |
Название темы | Количество часов: | |||
всего | теория | практика | |||
1 | Основы музыкальной грамоты. | 12
| 2 | 10 | |
2 | Работа над репертуаром. | 10 | 2.5 | 7.5 | |
3 | Выразительные возможности клавишных синтезаторов | 4 | 1 | 3 | |
4 | Освоение приемов аранжировки. | 4 | 1 | 3 | |
5 | Чтение с листа. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
6 | Зачетные мероприятия и выступления. | 2 | - | 2 | |
7 | Экскурсии. Досуговые и развивающие Мероприятия. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Итого: | 36 | 8 | 28 |
Содержание учебно- тематического плана II года обучения.
Тема 1: «Основы Музыкальной грамоты»
Теория: знаки альтерации (дубль-диез, дубль-бемоль), различные виды синкоп, нечетное деление длительностей, сложные и переменные размеры. Музыкальные жанры и формы..
Практика:построение интервалов ,мажорные и минорные гаммы до 2-х знаков.Упражения и работа с нотным материалом.
Тема 2: «Работа над репертуаром»
Теория: анализ нотного текста, формы произведения; штрихи как средство создания художественного образа. Беседа о жанре, стилевых особенностях данного жанра и творчества композитора.
Практика: овладение исполнительскими штрихами, формирование умений в области регуляции звучания.
Тема 3: «Выразительные возможности клавишных ситезаторов»
Теория: изучение голосов синтезатора.
Практика: освоение паттернов народной ,джазовой,классической , современной популярной музыки,а также голосов ,имитирующих струнные , духовые,ударные электронные инструменты.
Тема 4: «Освоение приемов аранжировки»
Теория: изучение жанровых и стилистических критериев в выборе паттерна.
Практика: инструментовка пьес с применением режимов автосопровождения normal,split,редактирование тембра с помощью задержки,вибрации,тремоло.
Тема 5: «Чтение с листа»
Теория: буквенное обозначение звукоряда; основные ладовые функции, строение и обращение аккордов, логика гармонического развития, понятие о секвенции.
Практика: исполнение несложных пьес в режиме «-1»
Тема 6: « Зачетные мероприятия и выступления»
Практика: развитие навыков сценического поведения. Участие в ежегодных концертах для родителей, плановых концертах и конкурсах.
Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и развивающие мероприятия»
Теория: подготовка к экскурсии или мероприятию (сообщение необходимых предварительных сведений по теме экскурсии, беседа о правилах поведения в общественном транспорте и учреждениях культуры, помощь в подборе материала по теме мероприятия, координация деятельности детей).
Практика: проведение мероприятий и экскурсии, обсуждение увиденного.
Учебно-тематический план
III год обучения
|
Название темы | Количество часов: | |||
всего | теория | практика | |||
1 | Основы музыкальной грамоты. | 6
| 2 | 4 | |
2 | Выразительные возможности клавишных синтезаторов. | 12 | 5 | 7 | |
3 | Освоение новых приемов синтезаторной аранжировки | 6 | 2 | 4 | |
4 | Учебно-тренировочный материал. | 4 | 1 | 3 | |
5 | Чтение с листа. | 4 | 1 | 3 | |
6 | Зачетные мероприятия и выступления. | 2 | - | 2 | |
7 | Экскурсии. Досуговые и развивающие Мероприятия. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Итого: | 36 | 12 | 24 |
Содержание учебно- тематического плана III года обучения.
Тема 1: «Музыкальная грамота.»
Теория: понятие о стиле и жанре.
Практика: работа с нотным материалом.
Тема 2: «Выразительные возможности клавишных синтезаторов»
Теория:ознакомление с художественными возможностями многодорожечного секвенсера
Практика:использование разновидности паттернов народной и современной музызки,голосов наличных синтезаторов из банков клавишных и хроматических ударных инструментов.
Тема 3: «Освоение новых приемов синтезаторной аранжировки»
Теория: закрепление знаний, полученных на предыдущих этапах.
Практика: гармонизация мелодии в режиме fingered в тональности до четырех знаков в ключе,выбор аккомпанирующего паттерна в стилях народной и современной популярной музыки,применение многодорожечного секвенсера.
Тема 4: «Учебно-тренировочный материал»
Теория: ознакомление с тональностями до 3 ключевых знаков.
Практика: повторение гамм, арпеджио, аккордов в более быстром темпе.
Тема 5: «Чтение с листа»
Теория: гармонический анализ; зрительный анализ мелодического движения, фактуры, формы; секвенции.
Практика: чтение с листа пьес уровня трудности 1-го/2-го класса.
Тема 6. «Зачетные мероприятия и выступления»
Практика: совершенствование сценического мастерства и стимулирование желания выступать на эстраде. Участие в плановых концертах .
Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и развивающие мероприятия»
Теория: подготовка к мероприятию (помощь воспитанникам в подборе материала по выбранной теме, координация деятельности учащихся).
Практика: проведение экскурсий и мероприятий.
Учебно-тематический план
IY год обучения
|
Название темы | Количество часов: | |||
всего | теория | практика | |||
1 | Основы музыкальной грамоты. | 6
| 2 | 4 | |
2 | Выразительные возможности клавишных синтезаторов. | 12 | 4 | 8 | |
3 | Освоение новых приемов синтезаторной аранжировки | 6 | 1 | 5 | |
4 | Подбор по слуху | 4 | 1 | 3 | |
5 | Чтение с листа. | 4 | 1 | 3 | |
6 | Зачетные мероприятия и выступления. | 2 | - | 2 | |
7 | Экскурсии. Досуговые и развивающие Мероприятия. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Итого: | 36 | 10 | 26 |
Содержание учебно- тематического плана IY года обучения.
Тема 1: «Музыкальная грамота»
Теория: понятие о стиле и жанре; стилевые особенности творчества композиторов-классиков. Закрепление знаний, полученных на предыдущих этапах.
Практика: работа с нотным материалом.
Тема 2: «Выразительные возможности клавишных синтезаторов»
Теория: понятие о МИДИ.Изучение голосов,имитирующие народные и электронные инструменты.
Практика:редактирование музыкального звучания при записи на многодорожечный секвенсер,корретирование темпа,установка динамического баланса дорожек.
Тема 3: «Освоение приемов аранжировки»
Теория: закрепление знаний, полученных на предыдущих этапах.
Практика: гармонизация мелодии с использованием трезвучий и септаккордов,редактирование голосов с помощью реверберации, хоруса,флэнжера и др эффектов,запись и редактирование многодорожечного секвенсора
Тема 4: «Подбор по слуху»
Теория: изучение особенностей восприятия учеником музыкальных звуков
Практика: подбор по слуху знакомых произведений с имитиацией фактуры оригинала.
Тема 5: «Чтение с листа»
Теория: гармонический анализ; зрительный анализ мелодического движения.
Практика: развитие навыков графического восприятия нотного текста. Исполнение аккомпанемента при пении и сольной инструментальной партии.
Тема 6. «Зачетные мероприятия и выступления»
Практика: совершенствование сценического мастерства,участие в мероприятиях,проводимых ДЮЦ и округом.
Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и развивающие мероприятия»
Теория: подготовка к мероприятию (помощь воспитанникам в подборе материала по выбранной теме, координация деятельности учащихся).
Практика: проведение экскурсий и мероприятий.
Учебно-тематический план
Y год обучения
№ |
Название темы | Количество часов: | |||
всего | теория | практика | |||
1 | Основы музыкальной грамоты. | 6
| 2 | 4 | |
2 | Освоение приемов аранжировки | 12 | 2 | 10 | |
3 | Выразительные возможности клавишных синтезаторов | 7 | 2 | 5 | |
4 | Подбор по слуху | 5 | 1 | 4 | |
5 | Чтение с листа. | 5 | 1 | 4 | |
6 | Зачетные мероприятия и выступления. | 3,5 | - | 3,5 | |
7 | Экскурсии. Досуговые и развивающие Мероприятия. | 3,5. | 0,5 | 3 | |
Итого: | 36 | 7 | 29 |
Содержание учебно- тематического плана Y года обучения.
Тема 1: «Музыкальная грамота»
Теория: Закрепление знаний, полученных на предыдущих этапах обучения,тональности до 7 знаков,кварто-квинтовый круг,модуляции в родственные тональности.
Практика: работа с нотным материалом .
Тема 2: «Освоение приемов аранжировки»
Теория:изучение приемов аранжировки
Практика: аранжировка и запись на многодорожечный секвенсер музыки,основанной на гибких формах фактурного и тембрового развития, а также достижение ее художественной выразительности с помощью тембра, динамического баланса,панорамы.»
закрепление знаний, полученных на предыдущих этапах.
Тема 3:Выразительные возможности клавишных синтезаторов»
Теория: повторение пройденного материала,методы редактирование паттерна,изучение голосов синтезатора,имитирующие ударные инструменты без определенной высоты звука.
Практика:редактирование паттерна,использование педалей и контрапункта в музыкальной фактуре.
Тема 5: «Чтение с листа»
Теория: гармонический анализ; зрительный анализ мелодического движения, фактуры, формы; секвенции.
Практика: развитие навыков графического восприятия нотного текста. Исполнение аккомпанемента ансамблем учащимися младших классов. Чтение с листа пьес уровня трудности 3-4-го класса.
Тема 6. «Зачетные мероприятия и выступления»
Практика: совершенствование сценического мастерства и стимулирование желания выступать на эстраде. Зачеты и экзамены по плану студии. Участие в концертах и плановых мероприятиях ДЮЦ.
Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и развивающие мероприятия»
Теория: подготовка к мероприятию (помощь воспитанникам в подборе материала по выбранной теме, координация деятельности учащихся).
Практика: проведение экскурсий и мероприятий
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР
I год обучения
- Кабалевский Д. «Ёжик».
- Кореневская И. «Дождик».
- Крутицкий М. «Зима».
- Курочкин В. Вальс.
- Литкова И. Вариации на бел. нар. песню «Славка и Гришка».
- Моцарт В. Менуэт.
- Николаев А. Этюд.
- Рубах А. «Воробей».
- Укр. нар. песня «На горе, горе».
- Польская нар. песня «Шуточная».
- Филиппенко А. «На мостике».
- Шеринг Дж. «Колыбельная».
II год обучения
- Беркович И. Вариации на тему рус. нар. песни «Во саду ли, в огороде».
- Гендель Г. Сарабанда.
- Градески Э. «Мороженое».
- Косенко В. Скерцино.
- Лессер В. «Выходной день».
- Майкапар С. «Мотылек».
- Моцарт В. Аллегро.
- Перселл Г. Ария «Ре минор».
- Чайковский П. «Старинная французская песенка».
III год обучения
Индивидуальное исполнение.
- Гедике А. Миниатюра.
- Григ Э. Вальс.
- Дворжак М. Джазовый этюд №1.
- Пахульский Г. «Мечты».
- Питерсон О. «Волна за волной».
- Циполи Д. Фугетта «Фа мажор».
- Чимароза Д. Соната «Соль мажор».
- Шмитц М. «Регтайм».
- Шостакович Д. Гавот.
- Шуман Р. «Смелый наездник».
11.Шмитц М. «Оранжевые буги».
12.Штраус И. «На прекрасном голубом Дунае» (вальс).
IY год обучения
- Александров Ан. Русская народная мелодия.
- Бах И.С. «Бурре».
- Беренс Г. Этюд «Ре минор», соч. 88 №17.
- Бертини А. Этюд «Соль мажор», соч. 29 №13.
- Вебер К.М. Сонатина «До мажор».
- Геллер С. Этюд «Соль минор», соч. 45 №18.
- Гречанинов А. Прелюдия «Си-бемоль минор».
- Григ Э. Вальс «Ми минор».
Y год обучения
1. Кабалевский Д. «Новелла».
2. Клементи М. Сонатина «Си-бемоль мажор», 2 часть.
3. Сигмейстер Э. «Охота».
- Шмитц М. «Буги бой».
- Бах И.С. Шутка из сюиты «Си минор».
- Джоплин С. «Артист эстрады» (регтайм).
- Шуберт Ф. Серенада.
Материально-технические условия
Требования к кабинету.
Для занятий нужен кабине с освещением и температурным режимом, соответствующим санитарно-гигиеническими нормам.
Мебель.
В кабинете необходимы:
∙ стол преподавателя – 1;
∙ стулья – не менее 2;
∙ стол для обучающихся– 1;
∙ книжные шкафы – 1
Оборудование
∙ синтезатор
∙ нотная литература;
∙ книги по музыке, справочные издания.
Организационно- административные условия
∙ систематическая настройка синтезатора;
∙ доступ в зал (для репетиций и проведения концертов, конкурсов и других массовый мероприятий);
∙ технические условия для ксерокопирования необходимых нот и дидактических материалов.
Список литературы
Список литературы для педагога
1. Алексеев А. Методика обучения игре на синтезатор. 3-е изд. – М., 1978.
2. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. – М., 1953.
3. Иващенко Ф. Психология воспитания школьников. – Минск, 1999.
4. Методические записки по вопросам музыкального образования. Сост.
А.Лагутин. – М., 1991.
5. Красильников.И. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе –М,2007
6. Мухина В. Возрастная психология. – М., 1998.
7. Станкин М. Психология общения. – М., 1996.
8. Теплов Б. Избранные труды. – М., 1985.
9. Володин А. Электромузыкальные инструменты. – М., 1979.
10.Михайлов А., Шилов В. Практический англо-русский словарь по электронной и компьютерной музыке.-М.Русь, Маг , 1991.
Список литературы, рекомендуемой для учащихся
1. Батицкий М. Знаете ли вы музыку? – М., 1987.
2. Васина-Гроссман В. Первая книжка о музыке. – М., 1988.
3. Гоголев К. Универсальный словарь-справочник по мировой художественной
культуре от «А» до «Я». – М., 2000.
4. Гуревич Е. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. – М., 1994.
5. Добрынина Е. Любителям музыки посвящается. – М., 1980.
6. Домрина Е. Беседы о музыке. – Л., 1982.
7. Илешин Б. И голубые небеса. – М., 1981.
8. Крунтяева Т., Молокова Н., Ступель А. Словарь иностранных музыкальных
терминов. – Л., 1982.
9. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М., 1986.
10. Орлова Е. Очерки о русских композиторах XIX - начала XX века. – М., 1982.
11. Третьякова Л. Страницы советской музыки. – М., 1980.
12. Финкельштейн Э. Музыка от «А» до «Я». – СПб., 1997.
13. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1980.
14. Юдина Е. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – М., 1997.
Система оценки результатов учебной работы .
Экспресс вопрос ( проводится один раз в месяц )
1 полугодие : открытое занятие.
2 полугодие : зачет.
Критерии оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей (адаптированная) Музыкально-хоровая студия "Синяя птица" Обучение игре на фортепиано.
Вид деятельности: "инструментальное исполнительство"...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» (ГБОУ ДЮЦ "Восток")
Программа для обучения учащихся 7-18 лет по предмету синтезатор....
Участие в профессиональных конкурсах "Образовательная программа дополнительного образования детей с применением федеральных цифровых ресурсов"
Участие в профессиональном конкурсе "Образовательная программа дополнительного образования детей с применением федеральных цифровых ресурсов"...
Участие в образовательной программе дополнительного образования детей с применением федеральных цифровых ресурсов
Участие в образовательной программе дополнительного образования детей с применением федеральных цифровых ресурсов...