Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки».
рабочая программа

Измайлова Вероника Игоревна

Программа дополнительного образования по  развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл administratsiya_goroda_smolensk1.docx21.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования по  развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки».

I. Пояснительная  записка

1.1 Направленность  программы

     Программа  «Веселые нотки»  - программа  дополнительного  образования  художественно-эстетической  направленности.

     Направлена  на:        

-создание  условий  музыкального развития  ребенка, открывающих  возможности  для  его  позитивной  социализации, развитие  мотивации  личности  ребенка  к  познанию, развития  инициативы  и  творческих  способностей  на  основе  сотрудничества  со  взрослыми  и  сверстниками и  соответствующим  возрасту  видам  деятельности;

- на  создание  развивающей  музыкальной  образовательной  среды,  которая  представляет  собой систему  условий  социализации  и  индивидуализации  детей;

1.2 Необходимость  разработки  и  внедрения  данной  программы.

     Вопрос о  включении  детских  музыкальных  инструментов  в  сферу  музыкального  воспитания  детей  поднимался  в  нашей  стране  ещё  в  30-е  годы  XX  века. О  роли  детских  музыкальных  инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось  в работах известных педагогов-музыкантов: Асафьева Б.В., Яворского Б.Л., Ветлугиной Н.А., Ремизовской Е. Р., Тютюнниковой  Т. Э. и  др. Одной  из  интересных  форм  творческой  работы  с  инструментами  стала система детского музыкального воспитания  Карла Орфа, которая  нашла  своё применение  в  музыкальной  педагогической  работе  с  дошкольниками  Т.Э.Тютюнниковой.

     Использование игры  на  детских  элементарных  музыкальных  инструментах плодотворно  влияет  на  музыкальное  развитие  детей  дошкольного  возраста. Несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских музыкальных инструментов до сих пор остается  трудной  задачей. Такое положение объясняется отсутствием системного подхода в организации оркестров детских  музыкальных инструментов, необходимого репертуара, инструментов, недостаточной  готовности педагогов к работе в данной области.

1.3 Актуальность.

     В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

     Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Через  элементарное  музицирование  на  детских  музыкальных  инструментах  формируются  ритмические  способности, речь  становится  более  совершенной.

      Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников.  Обучаясь игре на музыкальных  инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, различают красоту звучания. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.

     Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

     В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. У детей улучшается качество пения, музыкально – ритмических  движений, они  чётче воспроизводят ритм.

     Игра на музыкальных инструментах способствует развитию  у детей  эмоциональной  отзывчивости, любознательности, активности, свободно владеют  средствами  общения  со  взрослыми  и  сверстниками, способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способны решать интеллектуальные и личностные задачи, имеют первичные представления об  элементарной  музыкальной  грамоте, овладеют необходимыми умениями, навыками  для осуществления музыкальной деятельности.

     При создании данной программы был обобщен  опыт  зарубежной  и  отечественной музыкальной педагогики, так  же  учитывались  современные  требования   дошкольного  образования  в  соответствии  с  Федеральными Государственными Образовательными Стандартами,   личный опыт автора.

1.4 Новизна   и  отличительные  особенности  программы

      Новизной  и  отличительной  особенностью  программы  является  использование  принципа  интеграции  видов  детской  деятельности в  процессе  занятий: музыкальной, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтение  художественной  литературы.

     А  так  же  программа  предполагает использование информационных  коммуникационных  технологий: интернет  ресурсы,  CD и DVD  диски  с  музыкой, мультимедии, использование  интерактивной  доски  для  развития  детского  музыкального  творчества, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять  широкие  возможности для коммуникации.

     ИКТ  может  быть использовано:

1. В  начале  занятия  для  обозначения  темы  с  помощью  загадок, стихотворений  или  создания  проблемной  ситуации.

2. Как  информационно-обучающее  пособие  в  ходе  объяснения  нового  материала  о  музыкальных  инструментах (история, происхождение, конструктивные  особенности, звучание  инструмента, виды).

3. Для  контроля  за  усвоением  материала  детьми  в  виде  мультимедийной  музыкальной  игры.

     Программа  решает  одну  из  актуальных  задач  современного  времени – воспитание  чувства  патриотизма, уважения  к  российским  традициям  через  знакомство  с  русскими  народными  музыкальными  инструментами  и  игру  на  них.

     Программа  включает  сотрудничество  с  социальными  партнёрами (ДШИ), с  родителями  во  время  праздников, развлечений, открытых  мероприятий и т.п.

     Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и умениями игры на шумовых ударных инструментах, т.к. знакомство с детскими  музыкальными  шумовыми  инструментами   начинается  в группах младшего  возраста. Программа  рассчитана  на  детей  старшей  и  подготовительной  к  школе  группы  детского  сада.

     Срок  реализации  данной  программы  один год. Содержание  программы  расписано по  разделам  для  детей  старшей  группы  и  предлагается  музыкальный  репертуар.

     Занятия  предлагается  проводить  индивидуально,  по  подгруппам  и  группам (всем  оркестром),  два  раза  в  неделю, во  второй  половине  дня продолжительностью  30  минут.

Состав  детского  оркестра  планируется  постоянный.

Цель программы: Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством организации детского музыкального оркестра.

Задачи:

Обучающие:

  • -Расширять кругозор детей  через знакомство с   музыкальной  культурой и музыкальными инструментами (русскими  народными, инструментами  симфонического  оркестра)..
  • -Знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных  инструментах.
  • -Знакомить детей с  равномерной  ритмической пульсацией и простейшим ритмическим рисунком, динамикой  и  темпом, используя  «звучащие  жесты»  и  игру  на  различных детских музыкальных инструментах.
  • -Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
  • -Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
  • -Поддерживать желание играть на  инструментах в группе, в повседневной жизни.

Развивающие:

  • - Становлению и развитию таких волевых  качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
  • -Развивать  память  и  умение  сконцентрировать  внимание.
  • -Развивать  мышление, аналитические  способности.
  • -Развивать  мускулатуру  и  мелкую  моторику  пальцев  рук.
  • -Способствовать  координации   двигательных   функций   организма.
  • -Развивать  любознательность, фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, интерес  к  русским  народным  инструментам, инструментам  симфонического  оркестра.

Воспитательные:

  • -Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную  и  эстетическую  отзывчивость.
  • -Направлять  детей  управлять  своим  поведением  и  планировать свои  действия.
  • -Воспитывать  творческую  инициативу.
  • -Формировать  сознательные  отношения  между  детьми.

-Воспитывать  чувство  патриотизма, любовь, уважение  к  народным традициям, через  знакомство  с  русскими  народными  музыкальными  инструментами  и  игру  на  них.

Показатели результативности:  

К концу освоения программы дети:

Умеют:

  • -Свободно, самостоятельно музицировать (импровизировать, аранжировать мелодии).
  • -Владеют навыками игры на диатонических металлофонах в ансамбле (оркестре), а также элементарной нотной грамотой.
  • -Заинтересованно исполняют небольшие музыкальные пьесы.
  • -Владеют приемами игры на различных музыкальных инструментах.
  • -Владеют навыками ансамблевого исполнения.
  • -Умеют распознавать звуковысотное соотношение в мелодическом рисунке (движение мелодии вверх, вниз, скачками).
  • -Определяют характер, настроение и эмоциональную окраску музыки (ладовое чувство).

Знают:

  • -Названия музыкальных инструментов.
  • -Понимают дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.

Имеют представления:

  • -О разновидностях оркестра (симфонический, оркестр русских народных инструментов, духовой, камерный).
  • -О способах звукоизвлечения;
  • -О развитии музыкальных способностей, сформирована мотивация у детей (проявляют интерес к публичным выступлениям с оркестром, эмоционально отзывчивы).

Наименование педагогических методик, авторы: Т. Тютюнникова. Программа «Элементарноемузицирование с дошкольниками».

Программа «Оркестр в детском саду» Автор Л. Р. Меркулова, Программа по обучению старших дошкольников игре на диатонических металлофонах в оркестре Г. Колосова ссылка на сайт ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа обучения музицированию на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста "Музыкальный калейдоскоп".

Порой кажется, что развитие ребёнка происходит как бы само собой: малыш растёт, становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит от того, как складываются у ...

Опыт реализации дополнительной общеразвивающей программы «Правознайка» по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста.

Для повышения уровня правовых знаний детей дошкольного возраста мною  была разработана и реализована дополнительная общеразвивающая программа  «Правознайка».Цель программы: форми...

"Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"

      Актуальность опыта обусловлена концепцией модернизации российского образования, которая раскрывает необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребёнка. А...

РМО "«Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста вусловиях дополнительного образования»

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕПЕДАГОГОВ ДОО Тема заседания:«Инновационнаядеятельность в дополнительном образовании: проблемы, перспективы, находки» Представлениеопыта работы п...