Конспект урока "Родимая моя - Российская земля!"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Учителя музыки Тагаевой Ж.А. МОУ «Ялгинская СОШ»
ТЕМА УРОКА: «Родина моя – Российская земля»
4 класс по теме «Музыка моего народа»
ТИП УРОКА: урок – исследования (урок творчества).
ЦЕЛЬ УРОКА: создать единый образ России на различных примерах русского искусства(музыкального, художественного, литературного).
ЗАДАЧИ УРОКА.
Образовательные:
- познакомиться с русским композитором М.П.Мусоргским, композиторами Мордовии;
- повторить определение «оркестр»,
- познакомиться с русскими нар.инструментами (балалайка, гармонь) и народными мордовскими инструментами;
- расширять словарный запас;
- иметь представление о происхождении названия березы, о богине Берегине;
- познакомиться с шумовыми инструментами;
- познакомиться с картинами русских художников.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма;
- пробудить интерес к разным видам искусства (музыкальному, художественному, литературному);
- прививать основы художественного вкуса;
- формировать умения выполнять коллективные действия;
- развивать инициативу учащихся;
- воспитывать культуру слушателя.
Развивающие:
- развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность, ассоциативное мышление, речь, память, эмоционально-образную сферу школьников;
- развивать вокально-хоровые навыки, ритмический слух, исполнительское мастерство;
- развивать опорно-двигательную систему учащихся.
Оборудование к уроку:мультимедийное оборудование с проектором, репродукции картин, шумовые инструменты, аромалампа.
Педагогические технологии: ИКТ, технология детского музицирования; технологии здоровье сбережения обучаемых, арт-терапевтической направленности процессов обучения, развития, воспитания; технологии формирования певческой культуры учащихся; технологии становления ассоциативно-образного мышления учащихся.
Ароматерапия для детей: перед уроком наполнить воздух в комнате, используя антипростудную смесь (масло ромашки-1 капля, масло мандарина-2 капли, масло чайного дерева-2 капли, масло чабреца-1 капля).
Ход урока
- Организационный момент.
1.Дыхательная гимнастика под тихую музыку («Каникулы…») .
Упражнения
2.Вокальное упражнение «Родина моя».
Родина моя-российская земля.
Дружно здесь живем, весело поем.
Добрый день, добрый день,
Добрый день всем!
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Я очень рада встрече с вами. Сегодня тема нашего урока: «Родина моя – российская земля».
«Россия…какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то»
Так о России писал С. Есенин.
У каждого человека свое представление о Родине, наверняка, есть оно и у вас. Что такое Родина для вас? Что каждому из вас представляется, когда произносится слово Россия? (Родной дом, березы, природа, люди и т.д.).
Понять и глубоко прочувствовать, что такое Родина, ощутить единый, полный образ Родины поможет нам искусство, а точнее разные виды искусства (музыка, живопись, литература).
III. Актуализация знаний.
Давайте обратимся к живописи.(показ репродукций картин пейзажа под музыку М.П.Мусоргского вступление к опере «Хованщина»). Что чаще изображают художники на своих картинах, передавая красоту родного края?(Березу)
Ребята, что вы почувствовали, глядя на эти картины?(тепло, очень светло, радость и т.д.).
Как вы думаете, ребята, музыка помогала или мешала передавать настроение картин или нет? Какой характер музыки? (на доске опорные слова для ответов).
Что изображает музыка?(утро, рассвет, солнце, бескрайние просторы Родины, широкое раздолье).
Ребята, прозвучал фрагмент из оперы «Хованщина» Рассвет на Москва – реке, а написал эту оперу замечательный русский композитор Модест Петрович Мусоргский(1839-1881) (небольшой рассказ о жизни и творчестве композитора с использованием портрета). В чьем исполнении прозвучало муз.произведение?(Оркестра). Что такое оркестр?
(Повторное прослушивание, упражнение «Я дирижер»).
Изображали березу, не только потому, что береза-любимое дерево всех русских людей. Это стройное, кудрявое, белоствольное дерево всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной девушкой. Березу считают символом России, символом Родины. Она воспета в поэзии и прозе:(чтение под музыку)
Без березы не мыслю России,-
Так светла по-славянски она,
Что, быть может в столетья иные
От березы-вся Русь рождена.
Под березами пели, женились,
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были березы в ногах.
Потому, знать, березы весною
Человеческой жизнью живут:
То смеются зеленой листвою,
То сережками слезы прольют.
О.Шестинский.
(Рассказ учителя о происхождении названия березы, богине Берегине).
Происхождение названия берёза. Родовое название березы - Betula - происходит от латинского слова beatus - осчастливленный, блаженный и, возможно, связано с теми ощущениями, которые испытывали люди, когда любовались ее красой, либо весной пили ее живительный сок. Русское слово «береза» очень древнее. В праславянскую эпоху (до VIII в. н. э.) это слово звучало как bersa, и было прилагательным, обозначающим - светлая и белая. Это слово было единое не только для всех славянских языков, но и для многих индоевропейских, и восходило к понятию «белый» (по необыкновенному цвету коры дерева). У всех славянских, прибалтийских и германских народов береза - дерево начала, символ света, сияния, чистоты, женственности. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому и встречали его не елью, а березой. В это время береза распускалась первой зеленью, отсюда и пошло древнерусское название марта или апреля - «березозол». (Ввиду того, что весна на юге и севере наступала в разные календарные сроки, березозолом на юге называли март, а на севере - апрель). Березозол - март был первым месяцем года до XV века; когда русский календарь был перестроен - название сохранилось только в украинском языке, где март называют березнем. Также известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, (просмотр репродукций с изображением богини) мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. Ритуалы по вызыванию, заклинанию берегинь свершались обычно на возвышенных, холмистых берегах рек. |
В народе говорят: «Где песня льется, там весело живется». Какие песни вы можете назвать, в которых воспевалась бы русская березка? (Во поле береза стояла.). Песни всегда сопровождались игрой на музыкальных инструментах, очень популярны были шумовые инструменты. Какие вы знаете шумовые инструменты? Давайте вспомним русскую народную песню «Во поле береза стояла», а помогут нам в этом шумовые инструменты инструменты.(Исполнение р.н. песни «Во поле береза стояла» на шумовых инструм.).
Физкультминутка.
Ребята, в песне поется о прогулке по березовой роще. Как по-вашему , веселее гулять одному или с друзьями? Давайте мы тоже совершим прогулку все вместе под задорную, известную песню В.Шаинского «Вместе весело шагать». (Песню исполняем стоя, повторяя движения за учителем).
Релаксация.
Как мы с вами хорошо погуляли, наверное, устали, а теперь сядем, отдохнем, глазки закроем, посмотрим сон. (Звучит шум леса. На фоне читается стих.)
Ю. Попков - "СЛАВИМ ТЕБЯ!"
Ты моя Родина, край наш, Мордовия!
В жизни опора, любовь и судьба.
Мокша и эрзя, русские братья...
Мы, твои дети, славим тебя!
Будь славен, край наш, и хлебом, и песней.
Духом свободы и мирным трудом!
Ты — наша гордость, ты наша вера.
Ты — наш святой, родительский дом.
Пора пробуждаться. Что вы увидели закрытыми глазами? (ответы детей)
Россия-это огромная страна, но у каждого человека есть родной уголок, край где он родился, дом, где он живет. Наш край, наш уголок как называется? (Республика Мордовия).
Республика Мордовия-это часть России, которая богата талантливыми людьми, своими традициями, и, конечно же, песнями. Давайте послушаем песню в исполнении ученицы 7 кл. (слушание песни).
Вот такие замечательные песни пишут наши композиторы: А.А. Нестеров, Г.Г. Вдовин, Г.И. Сураев-Королёв, Н.В. Кошелева С.Я. Терханов и др.(показ портретов).
У каждого народа существуют свои национальные инструменты. Отгадайте русские народные инструменты:
Три струны, а звук какой
С переливами, живой.
Узнаю его в момент
Самый русский инструмент. (Балалайка.)
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная. (Гармонь).
Есть свои национальные инструменты и у мордовского народа. Знаете какие? (показ мордовских нар. инструм.).
А сейчас мы послушаем инструментальную аранжировку. Но не просто послушаем, а будем импровизировать – создавать свое музыкальное сопровождение. (Исполнение)
А сейчас я хочу познакомить вас с замечательной песней о России. (Слушание песни в сопровождении движений).Понравилась вам песня? Разучим 1 куплет. (Перед исполнением напомнить правила при пении)
Росиночка-Россия
Слова И.Шевчук (или И.Шевчука?). Музыка Е.Зарицкой
1. Много разных танцев есть,
Но от русской пляски
Никому ни лечь, ни сесть,
Пляшут без опаски
Голубые небеса,
Голубые небеса,
Где во поле роса.
ПРИПЕВ:
Росиночка-Россия -
Похожие слова.
Росиночка-Россия -
Высокая трава,
Росиночка-Россия -
Широкие края.
Росиночка-Россия -
Родная ты моя.
2. Много разных песен есть,
Но от русской песни
В небо хочется залезть
И плясать, хоть тресни.
Пляшет девичья коса,
Пляшет девичья коса,
Где во поле роса.
IV. Рефлексия. Итог урока.
Наша встреча подошла к завершению. Что вам особенно ярко запомнилось? Что нового вы узнали сегодня на уроке? Мы рассмотрели, почувствовали образ Родины с помощью искусства. Скажите какой образ России предстал перед вами.
V. Заключительный этап.
Вы замечательно работали, у вас все хорошо получалось. Я хочу пожелать вам, Что бы вы любили своих близких, уважали окружающих вас людей, любили и гордились своей страной.
Люблю тебя. Моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, и глубоко я понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом «Русь».
Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.
(
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие к 300-летию М.В.Ломоносова "Российской землей рожденный"
Мероприятие посвящено 300-летию М.В.Ломоносова. Ра зработка содержит в себе сценарий устного журнала о биографии и открытиях Ломоносова. Разработка подкреплена презентацией....
Конспект урока "Волны Российской миграции"
Урок "Волны Российской миграции" 10 класс. Урок - гостинная. Используется интерактивная доска. Это интегрированный урок география - литература....
План-конспект урока "Первая российская революция 1905-1907 гг."
В данном уроке представлены следующие педагогические технологии: групповые технологии (В.К. Дьяченко), технология уровневой дифференциации (В.В. Фирсов), компьютерные технологии (новые информационные ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века"
Урок изучения нового материала в 8 классе с применением ЭОР. Цель урока: познакомить обучающихся с системой образования и достижениями науки России во второй половине XIX в.;За...
Конспект урока "Гражданин Российской Федерации" 10 класс
Материал рассчитан на 2 урока....
Эссе «Читаешь ты, читаю я, читает вся Российская земля!»
Эссе на форум "Одарённые дети". 2015 год....
Конспект урока "Конституция Российской Федерации"
Конспект урока "Конституция Российской Федерации"...