ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Егорова Оксана Александровна

Урок изучения нового материала в 8 классе с применением ЭОР.    Цель  урока: познакомить обучающихся с системой образования и достижениями науки России во второй половине XIX в.;

Задачи:

- обучающие: добывать знания, выработать умение выделять главное, определять и объяснять  понятия, ставить и разрешать проблемы;

         -развивающие: развивать навыки анализа исторических и литературных текстов; способствовать

          развитию у обучающихся    формационной  компетентности

-воспитательные: на примерах открытий российских учёных воспитывать чувство гордости и любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Достижения российской науки и образования во второй половине XIX  века

ФИО

Егорова Оксана Александровна

Место работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение  Тумская средняя общеобразовательная школа № 46

Должность

учитель истории и обществознания

Предмет

история

Класс

8 класс

Тема и номер урока в теме

Достижения российской науки и образования во второй половине XIX  века,  №1

Базовый учебник

А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России XIX век» М., Просвещение, 2010 г.

  1. Цель  урока: познакомить обучающихся с системой образования и достижениями науки России во второй половине XIX в.;

9. Задачи:

- обучающие: добывать знания, выработать умение выделять главное, определять и объяснять  понятия, ставить и разрешать проблемы;

         -развивающие: развивать навыки анализа исторических и литературных текстов; способствовать

          развитию у обучающихся    формационной  компетентности

-воспитательные: на примерах открытий российских учёных воспитывать чувство гордости и любви к Родине.

  1. Тип урока:  изучение нового материала.
  2. Формы работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный

момент

Приветствие, фиксация отсутствующих;

проверка подготовленности обучающихся к учебному занятию; проверка подготовленности классного помещения к занятию; организация внимания школьников.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

1

2

Актуализация знаний












Н. П. Богданов-Бельский "Устный счет" (N 112551). №1

Демонстрирует иллюстрацию из ЭОР и  формулирует проблему урока

Даёт задания по ЭОР:

1.Вспомните основные принципы системы образования в первой половине XIX века

2. Каким был  уровень грамотности в первой половине XIX века?

Отвечают на вопросы, заданные учителем

Ответы детей:


  • Образование носило сословный характер. У представителей крестьянского сословия, ремесленников, мещан почти не было возможности даже при желании расширять образование. Образование же помещичьих крестьян целиком и полностью зависело от помещиков, которые не заботились о крестьянском образовании.
  • К 50-м годам XIX века уровень грамотности в среднем по стране не превышал 1 %; в некоторых, прежде всего столичных губерниях, он составлял от 1,5 % до 2 %

7

3

Изучение нового материала



Доклад министра народного просвещения И. Делянова "О сокращении гимназического образования" (N 112634), №2

Работает по плану урока - реформа системы образования.


Задаёт вопросы по  историческому источнику.

Индивидуальная работа с историческим источником по ЭОР.

Отвечают на вопросы.


И. И. Мечников (N 112242), №3


И. П. Павлов (N 112530), №4


К. А. Тимирязев (N 112441), №5


К. Э. Циолковский (N 111915), №6

Важнейшие российские экспедиции XIX века. Исследования в Тихом и Индийском океанах. №7.

Далее работает по вопросу - достижения российской науки.

Проверяет домашнее задание -

сообщения учеников по биографиям

  И. И. Мечникова,

  И. П. Павлова,

К. А. Тимирязева,

К. Э. Циолковского.




Дает задание по ЭОР №7 в части:  путешествие Н.Н. Миклухо-Маклая на корвете «Витязь» и исследования на о. Новая Гвинея в 1870-1872 годах. (Материал основан на дневниках и рисунках непосредственных участников экспедиций)

(Сообщения обучающимися подготовлены с использованием ЭОР №3-6)

Ученики выступают с сообщениями по заранее заданным материалам из ЭОР.




На основе ЭОР (№7) и материала учебника   «Развитие географических открытий» стр.256-257,  находят  достижения и записывают в тетрадь.

27

4




Закрепление изученного материала

Н. П. Богданов-Бельский "Устный счет" (N 112551). №1

Задаёт вопросы по репродукции:

Опишите учеников?

О какой школе идёт урок?

Описывают. Речь идёт о народной школе. Это можно сказать по внешнему виду учащихся.

5

5

Подведение итогов учебного занятия

Учитель с обучающимися делают вывод: Отечественная наука второй половины XIX в. вышла на передовые рубежи. Русские ученые внесли весомый вклад в развитие мировой научной мысли. Причинами этого явления стали те благоприятные изменения в жизни страны, которые пришли вместе с отменой крепостного права, они разбудили инициативу русских людей и способствовали научному поиску

Анализируют, делают выводы

2

6






Инструктаж по выполнению домашнего задания

Даёт домашнее задание: вопросы по художественному произведению стихотворение Н.А.Некрасова «Школьник».

Фиксируют домашнее задание в дневнике:

ответить на вопросы к стихотворению используя материал параграфа 36.

2

7

Этап рефлексии

Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения

Фиксируют свое настроение

1

Приложение к плану-конспекту урока

Достижения российской науки и образования во второй половине XIX  века

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Н. П. Богданов-Бельский "Устный счет" (N 112551

Репродукция, иллюстрация



Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bfe5f6d4-2b8b-446d-82b2-c793fafd573a/%5BIS8IR_4-33%5D_%5BPD_02%5D.html 

2

        

Доклад министра народного просвещения И. Делянова "О сокращении гимназического образования" (N 112634)

Текст/Текст с иллюстрациями




Текст/Текст с иллюстрациями

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cf7d38ef-a636-46a6-afdb-aa159e58a1ed/%5BIS8IR_4-33%5D_%5BTS_05%5D.html 

3

И. И. Мечников (N 112242)

Текст/Текст с иллюстрациями

Текст/Текст с иллюстрациями

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8750c73e-cd14-492a-8d7a-df420bbea8ba/%5BIS8IR_4-33%5D_%5BTD_06%5D.html 

4

И. П. Павлов (N 112530)

Текст/Текст с иллюстрациями

Текст/Текст с иллюстрациями

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bd704c27-1823-4e79-b065-303e1183cd0f/%5BIS8IR_4-33%5D_%5BTD_07%5D.html 

5

К. А. Тимирязев (N 112441)

Текст/Текст с иллюстрациями

Текст/Текст с иллюстрациями

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ada9d817-9f1a-4588-8a82-cb70be69405e/%5BIS8IR_4-33%5D_%5BTD_08%5D.htm l

6

К. Э. Циолковский (N 111915)

Текст/Текст с иллюстрациями

Текст/Текст с иллюстрациями

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/42ce985a-614c-4000-a86d-d02e8b058298/%5BIS8IR_4-33%5D_%5BTD_09%5D.html 

7

Важнейшие российские экспедиции XIX века. Исследования в Тихом и Индийском океанах

ОМС, интерактивное средство




Текст с гиперссылками

http://fcior.edu.ru/card/1589/vazhneyshie-rossiyskie-ekspedicii-xix-veka-issledovaniya-v-tihom-i-indiyskom-okeanah.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебного занятия по истории 8 класс "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в."

Конспект учебного занятия  Класс: 8Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России, XIXвекУчебная тема: Россия во второй половине XIXв.Тема урока: Достижения российской науки и образо...

План-конспект открытого урока английского языка по теме "Образование множественного числа существительного"

Тема урока: образование множественного числа существительныхТип урока: урок-обобщение с элементами ознакомления с новыми правилами  чтенияЦели урока:образовательные  - ознакомление с правила...

Культура Осетии во второй половине XIXвека.

Цель работы: сохранение основ национальной культуры и повышение интереса к  достижениям осетинской литературы и искусства в целом....

Кроссворд "Достижения науки и образования во второй половине XIX века"

Кроссворд создан по материалам учебника "История России. XIX век". 8 класс...

«Достижения российской науки и образования во второй половине XIX»

Данная разработка содержит конспект урока по истории науки и образования в восьмом классе, а также необходимые материалы: презентацию, раздаточный материал....

Презентация по истории России 8 класс на тему "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в. (§36)" (по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной)

Презентацию по истории России 8 класс на тему "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX  в. (§36)" (по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной) рекомендуется использовать с р...

План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека»

План-конспект открытого урока  по Обществознанию   по теме «Образование в жизни человека» Наименование учебного предмета: ОбществознаниеКласс: 5 -АУровень общего о...