Обзор уроков музыки. Тема: "Взаимосвязь, взаимопроникновение искусств"
статья по музыке на тему
Обзор уроков музыки по программе Д.Б. Кабалевского. Тема: "Взаимосвязь, взаимопроникновение искусств". Анализ учебного процесса по программе "Музыка", разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского, показал, что в процессе общения с искусством у детей формируется нравственно-эстетическое отношение к миру. Урок музыки становится уроком искусства, уроком нравственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_vzaimoproniknovenie_iskusstv.docx | 33.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка, живопись, литература.
Взаимосвязь, взаимопроникновение трех искусств
«Границы отдельных искусств отнюдь
не столь абсолютны и замкнуты, как это
полагают теоретики: искусства ежеминутно
переходят одно в другое, один род искусства
находит свое продолжение и завершение в другом»
Ромен Ролан
Эти слова французского писателя и музыканта Ромена Ролана помогают глубже осознать задачу установления внутренних, творческих и жизненных связей между тремя искусствами – музыкой, живописью и литературой.
«Такая связь существует между всеми искусствами. Это естественно, ведь искусства возникают не на пустом месте, все они рождаются из единого источника и вырастают на единой почве. Источник этот и почва эта – жизнь, реальная жизнь, питающая в равной мере искусство и писателя, и композитора, и художника. Поэтому мы и находим так много общего между различными искусствами, хотя в каждом из них это «общее» выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас».
Учащиеся уже в начальной школе должны получить представление о многосторонних связях музыки с другими искусствами.
В темах программы начальной школы «Три кита в музыке – песня, танец и марш», «Куда ведут нас три кита», «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость» наиболее широко представлены связи музыки с литературой. В теме «О чем говорит музыка» подчеркивается связь музыкального языка с изобразительным искусством. В теме «Интонация» раскрывается связь музыкальной и речевой интонации, при изучении тем 3-го класса «Музыка моего народа», «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ», «между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» широко проявляются связи музыки с литературой и изобразительным искусством.
В программу включены основные формы и жанры музыкального искусства, синтетические по своей природе – опера, балет, кантата и др., объединившие в себе и музыку, и литературу, и драматургию, и изобразительное искусство.
Вся вокальная музыка, начиная с песни и заканчивая оперой и кантатой, выступает в единстве с поэзией.
Среди сочинений, изучаемых в начальной школе, многие написаны на хорошо знакомые детям сказочные темы (балеты – «Конек-Горбунок», «Золушка», опера «Волк и семеро козлят» и др.)
Для наилучшего восприятия музыки используется показ репродукций картин. При слушании Л. Бетховена «Сурок» дети знакомятся с картиной А. Ватто «Савояр с Сурком», лучшему восприятию музыки Р. Щедрина из балета «Конек-Горбунок» способствуют иллюстрации В. Милашевского к одноименной сказке П. Ершова.
При изучении темы «Музыка моего народа» учащиеся знакомятся одновременно с русской народной песней «Эй, ухнем» и с картиной И. Репина «Бурлаки на Волге», слушают «Урожайную» И. Дунаевского и знакомятся с картиной Т. Яблонской «Хлеб». Эти произведения музыки и изобразительного искусства передают похожее настроение, они близки по своему идейно-художественному содержанию.
В I четверти 3-го класса особенно наглядно раскрываются связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством. Уже на первом уроке обращается внимание учащихся на необычные ударения в словах народных песен, на втором уроке становится очевидной связь народных сказок, былин, сказаний и русской музыки. Музыка С. Прокофьева «Александр Невский» знакомит ребят с новым музыкально-литературным жанром – кантатой; связь музыки и слова проявляется и в музыкально-литературной композиции по поэме А. Твардовского «Василий Теркин».
Картины русских и советских художников, репродукции которых демонстрируются на уроках, не иллюстрируют музыкальные сочинения, а ставят задачу обогатить представление учащихся о связях искусства и жизни.
Установление внутренних связей между искусствами – это часть общей задачи установления связей музыки и жизни.
Программа музыкальных занятий в 4 классе направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Связи трех искусств рассматриваются систематично, обстоятельно и углубленно. Учащиеся должны почувствовать, что эти три искусства связаны многими нитями, и знание одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.
Первое полугодие посвящено выяснению связей между музыкой и литературой. Тема I четверти «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?».
Каждому ясно, что без стихов нельзя написать песню и любое другое вокальное произведение, а без пьесы, предназначенной для постановки на сцене (либретто), нельзя сочинить ни оперу, ни балет. Однако, нужны немалые усилия, чтобы ребята осознали всё многообразие и богатство связей музыки с литературой, чтобы бы достаточно ясно представить себе, какие огромные потери понесла бы музыка, если бы не было литературы.
Учителю необходимо внимательно относится к литературному, поэтическому содержанию песен, которые поют ребята, или к литературной программе, на которой основано какое-нибудь программное произведение.
Тема II четверти «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?».
Во многих литературных произведениях, начиная с детских сказок и заканчивая крупными серьезными произведениями писателей различных народов и разных времен, мы очень часто и в самых различных формах встречаемся с музыкой.
Основная задача учителя – научить ребят читать книги не только «глазами», но и вслушиваться в них. Помочь ребятам почувствовать, что не будь музыки – не было бы очень многого в литературе.
Музыка является частью жизни, а рожденная и описывающая жизнь литература без музыки обойтись не может. В процессе занятий необходимо достигнуть того, чтобы учащиеся задумались над тем, что не только писатель, поэт помогает музыке, но и музыкант-композитор помогает поэзии, литературе. Такой углубленный подход к музыке и литературе помогает ребятам выработать и более вдумчивое отношение к жизни.
Уже на первом уроке 4 класса мы знакомимся с темой «Гайдар и музыка». Этой теме посвящено несколько уроков. Необходимо так отобрать основной и дополнительный материал, чтобы детям запомнились эти занятия, чтобы они могли полюбить Гайдара, его героев, вызвали в них желание стать смелыми, принципиальными людьми, не боящимися никаких трудностей.
Первый урок имеет большое значение, так как вводит ребят в тему четверти. Начать урок можно так, как предложено в программе, с исполнением какой-либо уже известной детям песни. Обратить внимание на то, что станет с песней, если у нее отнять слова? Можно ли ее будет после этого петь? Что стало бы со всеми песнями, если бы не существовало поэзии? Как называется мелодия, которая поется голосом, без слов? (вокализ).
Перейти к фрагменту 3-го фортепианного концерта и «Вокализу» Рахманинова.
А можно начать урок по-другому (прийти к музыке через литературу). Напомнить ребятам кто такой А. Гайдар. Вспомнить, с какими произведениями писателя уже знакомы учащиеся. Сказать о том, что во многих литературных произведениях А.П. Гайдара мы встречаемся с музыкой. Прочитать небольшой фрагмент из повести «Школа» (гл. 7, ч. 3).
«Через два дня Цыганенку стало лучше. Вечером, когда я подошёл к нему, он лежал на охапке сухой листвы и, уставившись в черное звездное небо, тихонько напевал что-то…»
Что значит тихонько напевать? Знаем ли мы произведения, которые хочется петь тихо? Знаем ли мы произведения, которые поются без слов? Как они называются?
И далее начинается работа с произведениями Рахманинова.
После этого нужно вернуться к пению со словами – это будет острым контрастом, который поможет ощутить значение слова в вокальной музыке.
В песне А. Пахмутовой «Гайдар шагает впереди» Гайдар предстает перед нами в образе мужественного, бесстрашного бойца. Такими видятся перед читателями и его герои, которым мы искренне сопереживаем, восхищаемся их мужеством и бесстрашием.
Эту песню лучше сыграть на фортепиано без слов. Ребята сами должны определить: может ли эта мелодия существовать в виде вокализа, или ее хочется спеть со словами. Затем, можно еще раз подчеркнуть мысль о важности слов в песне, о большом значении поэзии в песенной музыке. Приступить к разучиванию песни.
В заключительной части урока можно предложить ребятам следующие вопросы:
Почему авторы песен «Гайдар шагает впереди» назвали свое произведение именно так, а не: «Песня о Гайдаре»?
Любит ли А. Пахмутова произведения Гайдара?
После ответов можно рассказать детям, что в 1913 году одиннадцатилетняя А. Пахмутова, уезжая в эвакуацию из горящего Сталинграда, взяла с собой единственную книгу – «Тимур и его команда».
Вывод, к которому придут дети в результате этой беседы, должен быть таким:
Без любви к литературе, к произведениям Гайдара ни композитор, ни авторы стихов, не смогли бы написать такую яркую, мужественную песню Хорошие песни рождаются только в союзе с хорошей поэзией и жизнью.
Закончить урок можно словами Людмилы Татьяничевой «Как много песен о любви»:
Как много песен о любви!
Есть песни у надежды,
У отваги!
У радости,
Их только позови!
У мужества высокого,
Как флаги!
Есть песни горя,
Лад у них особый…
Все чувства можно
Песнями излить.
А вот у подлости и злобы
Нет песен.
И не может быть!
Тема «Гайдар и музыка» продолжится и на следующих уроках. Идет работа над исполнением песни «Гайдар шагает впереди». На втором уроке можно прочитать фрагмент из повести «Судьба барабанщика».
«И опять вспоминаю: отец и я. Он поет:
«Между небом и землей
Жаворонок вьется…»
Это поможет перейти к следующему этапу – разучиванию песни М.И. Глинки «Жаворонок», которая сначала разучивается как вокализ, а на следующем уроке к мелодии добавляются слова.
Обратить внимание ребят на то, что мелодия со словами стала более живой и выразительной.
Следующий, третий урок можно начать с разговора о том, что в семье Голиковых любили петь народные песни. Эта любовь передалась будущему писателю. И мы с вами будем учиться у этой семьи любви к народным песням.
Работа над песней «Мы пойдем гулять».
Заканчивая гайдаровскую тему можно предложить ребятам прочесть книгу М. Гольденштейн «Аркадий Гайдар и музыка», в которой они найдут много интересных фактов из жизни писателя и узнают о его отношении к музыке.
На следующих уроках ребята знакомятся с темой «Есенин и музыка». «Есенин был живым, бьющимся комком той аристократичности, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихией» - писал Борис Пастернак. «Моцартовская стихия!» Пастернак, скорее всего, имел в виду особую музыкальность стихов Есенина.
Любовь к Родине у Есенина неразрывно связана с любовью к песне. Он пронес эту любовь от первых детских впечатлений, до последних дней своей жизни. Стихов специально для песен он не писал, хотя многие называл «песнями». Песенность была характерной чертой творчества поэта. Поэзия Есенина всегда привлекала внимание композиторов. Музыку на его стихи писали: Р. Бойко, Г. Пономаренко, Т. Попатенко, В. Салманов, Г. Свиридов, А. Флярковский, А. Холминов, Т. Хренников и многие другие.
Особая роль в музыке, написанной на стихи Есенина, принадлежит Г. Свиридову, который сумел средствами музыки не только выразить горячую любовь поэта к родине, но и создать образ поэта, образ русского художника. О «Поэме памяти Сергея Есенина» Свиридов сказал так: «В этом произведении мне хотелось создать образ самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни, и ту безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки».
Разговор с детьми о Есенине можно начать со слов автора:
«…более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла».
Сказать, что это стихи Сергея Есенина, рассказать о поэте, о его любви к Родине. Попросить ребят вспомнить знакомые им стихи С. Есенина («Черемуха», «Пороша», «Из-за леса», «Поет зима – аукает»). Желательно прочесть стихи писателя наизусть. Обратить внимание на музыкальность стихотворной речи Есенина. Тогда и мелодия Свиридова, передающая все оттенки стихотворения «Поет зима – аукает», которая будет звучать на уроке, сразу же затронет сердца ребят.
Перед началом разучивания сказать, что «Поэма» Свиридова представляет собой кантату (большое произведение в нескольких частях, в исполнении которого участвует хор, солисты и симфонический оркестр). Свиридов посвятил это сочинение С. Есенину – одному из самых любимых своих поэтов.
В кантате «Поэма памяти Сергея Есенина» очень ярко выступает родство поэтической и музыкальной речи. Прочитать выразительно «поет зима – аукает», обратить внимание на то, как «поют» стихи Есенина. Дети сразу почувствуют разницу в интонации строф. При разучивании мелодии «Поет зима – аукает» обратить внимание на ее начальную интонацию. Эта энергичная интонация на фоне взволнованного оркестрового сопровождения создает ощущение непрерывного устремления вперед, словно человек хочет пробиться сквозь снежный буран.
С темой «Интонация» учащиеся знакомятся во втором классе. В четвёртом же классе создается основа для создания смысловой интонации в разных видах искусства.
Музыка, живопись, литература – искусства, разные по своим средствам выразительности, но всем им присуща интонация. Музыка чутко реагирует на интонацию поэтической речи. Она часто заимствует у стихотворных строк выразительные оттенки и усиливает их. Вот как тонко и образно в стихах А. Ахматовой выражена мысль о влиянии музыки на поэзию:
«Подумаешь, тоже работа,
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то,
И выдать, шутя, за свое.
И чье-то веселое скерцо
В какие-то строки вложив,
Поклясться, что бедное сердце
Так стонет средь блещущих нив»
Благодаря интонации мы узнаем об отношении автора к своим героям, глубже понимаем идею, смысл произведения. Это касается всех видов искусств.
На следующем уроке продолжается работа по прослушиванию мелодии Свиридова (2-я часть «Поэмы» целиком). Необходимо обратить внимание детей на то, как музыка живо «рисует» картину зимы, передает ощущение перехода от вьюги к затишью. Напомнить учащимся специальные музыкальные выражения, с которыми они уже сталкивались ранее: «музыкальная» и «симфоническая» картины, «композитор рисует картину» и т.д. Справедливы ли эти выражения? Может ли искусство, лишенное цветов и линий, «рисовать» наше чувство – зрение и слух всегда взаимодействуют между собой в чувственном познании мира. То или иное звуковое впечатление может вызвать соответствующие ему зрительные ассоциации. На этой особенности - сопоставлять звуковые и зрительные впечатления и основываются изобразительные возможности музыки. Забегая вперед, можно сказать о связи музыки с изобразительным искусством. Говоря о взаимодействии зрительных и слуховых впечатлений, можно прочитать стихи В. Семернина:
«Березовая роща – это арфа.
На ней играет набежавший ветер
Простую, незатейливую песню.
А бор сосновый – золотой орган,
И музыка его почти что зрима:
Она взлетает вверх движеньем кроны,
И убежавший в поле перелесок,
Как парень, растянул свою гармонь –
Застывшая мелодия Руси…
И вижу я в орешнике – рожок,
И клен звенит, как бубен настоящий!
И я теперь совсем не удивлюсь,
Как много музыкальных инструментов
Подслушал у природы человек».
Наблюдая и сравнивая поэтические и музыкальные интонации, детям легко будет понять родство музыки и литературы.
При разучивании «Колыбельной Волховы» из оперы «Садко» Римского-Корсакова обратить внимание на то, что если без поэзии не было бы песен, то без либретто не было бы опер. Вспомнить хотя бы сказки, по мотивам которых были написаны уже известные детям оперы и балеты («Щелкунчик», «Золушка», «Спящая красавица»). Вот какое огромное значение имеет для оперной и балетной музыки литература.
Продолжает тему взаимосвязи музыки и литературы знакомство с рассказом К.Г. Паустовского «Старый повар». Паустовского называют одним из самых музыкальных писателей. Довольно часто в своих произведениях он говорит о музыке:
«Каждый понимает счастье по-своему. У каждого оно свое. Но есть вещи, которые одинаково у всех вызывают подъём и чувство счастья.
- Какие?
- Ну, хотя бы музыка. Или картины».
К. Паустовский
Кто внимательно читает книги Паустовского, всегда отмечает его восторженную любовь к искусству. К музыкальному особенно. (В его рассказе «Струна» звучит мелодия Чайковского, в рассказе «Корзина с еловыми шишками – музыка Грига). Герои писателя относятся к искусству с любовью. Для них музыка – помощник в жизни. Она дарит им радость, обогащает духовно. В рассказах Паустовского: «Беглые встречи», «Поводырь», «Тост», «Молитвы мадам Бове», «Повесть о моей жизни», «Чёрное море»; в сказке «Растрепанный воробей» звучит музыка Шостаковича, Верди, Прокофьева.
В рассказе «Старый повар» музыка не только помогает герою, приносит ему утешение, но и является главным действующим лицом.
На следующем уроке, центром которого станет разучивание попевки о Мальчише и песни «Маленький барабанщик», чтение фрагмента из повести А. Гайдара «Судьба барабанщика», упомянуть об еще одной странице жизни и творчества Паустовского – его дружбе с А. Гайдаром.
Так, к концу I-го полугодия, ребята должны научиться вслушиваться не только в музыку, звучащую вокруг них, но и в музыку «звучащую» со страниц прочитанных ими книг. Учащиеся должны осознать, что музыка и литература тесно связаны друг с другом; что без литературы музыка потеряла бы очень многое, так же как и литература без музыки.
Второе полугодие четвёртого класса посвящено выяснению связей между музыкой и изобразительным искусством. Перед учителем стоят следующие задачи:
Учить ребят всматриваться в живую природу, ее красоту, любить ее.
Развивать внутренний слух и внутреннее зрение (способность «внутри себя» мысленно «увидеть» то, что в данный момент ученик не видит и «внутри себя» мысленно услышать то, что в данный момент не звучит).
Сопоставляя музыку и живопись, стремиться вскрыть их внутреннюю и жизненную связь.
На первом уроке III четверти продолжается разговор о том, что связь музыки и литературы не только обогащает и музыку и литературу, но и даёт более полное представление о жизни.
Так же как и с литературой, музыка тесно связана с изобразительным искусством (живописью, скульптурой). Но связь эта проявляется совсем по-другому. Стихи можно петь, если на них написана музыка, музыку (её характер, содержание) можно выразить стихами или прозой. Связь музыки с изобразительным искусством совсем иная: музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные живописные образы, даже определенные картины. А всматриваясь в картины и в скульптуры, мы можем услышать (в нашем воображении) ту или иную музыку. Примером может послужить скульптура Л.Н. Головницкого «Орленок». Увидев фотографию этой скульптуры, мы можем «услышать» песню В. Белого «Орленок». Так разные искусства по-разному отозвались на одно и то же событие жизни.
На 3,4,5 уроках III четверти ребята услышат музыку уже знакомого им композитора А.П. Бородина. Напомнить учащимся произведение «Спящая княжна» (2 класс). Слушая фрагмент из «Второго квартета», обратить внимание ребят на то, какую большую роль могучие, «богатырские» образы играли в музыке Бородина.
Богатырская тема с давних пор встречалась в русском искусстве: в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, кино, театре. Это от того, что с давних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами. Образ богатыри и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины. Идея защиты Родины всегда волновала и писателей, и композиторов, и художников. Можно вспомнить с ребятами музыку С. Прокофьева к кинофильму «Александр Невский», песню «Орленок», «Песню о маленьком трубаче».
В качестве примера «богатырской» музыки разучить мелодию из второй симфонии А. Бородина, которая так и называется – «Богатырская». Разученная мелодия – главная тема I части этой симфонии. Какими представляют себе ребята героев этой симфонии, когда будут слушать её звучание в симфоническом оркестре? (Сильные, могучие люди – богатыри). Возможно, что некоторые вспомнят картину «Богатыри» В. Васнецова.
Показанная ребятам после слушания симфонии репродукция картины, подтвердит верность их творческого воображения. Хорошим дополнением к «Богатырям» Васнецова могут послужить репродукции: его же «Витязь на распутье», «Два князя» И. Глазунова, «Александр Невский» П. Корина. Учитель должен отметить, что произведения разных видов искусства появляются независимо друг от друга. Например, создатели «Богатырской симфонии» и «Богатырей» никогда не встречались. Но оба эти произведения связаны общей идеей – идеей прославления силы и могущества нашей Родины.
Летом 1881 года В.М. Васнецов решил вернуться к старому замыслу, возникшему 10 лет назад, но так и не исполненному – картине «Богатыри». Художник предвидел, что эта работа станет самым значительным этапом его жизни. В суровом вятском краю, где он родился и провёл детство, люди знали и рассказывали множество старинных преданий. Еще в раннем детстве будущий художник вслушивался в героические сказания, исторические песни, богатырские былины. Эти впечатления остались с ним на всю жизнь.
Когда Васнецов завершил свою долгую и трудную работу он говорил, что ему хотелось написать так, что бы картина «звучала, как музыка, пелась, как былина, волновала, как родная песня…» (связь и литературы, и музыки, и живописи) «… я часто, когда глядел на них, явственно слышал бетховенские или баховские звуки…»
Следующие уроки знакомят учащихся с творчеством М.П. Мусоргского. Крупнейшие творения композитора – оперы «Борис Годунов» и «Хованщина». После того, как ребята разучат мелодию «Песни Варлаама» из «Бориса Годунова», они услышат эту музыку в оперном звучании, и по характеру этого звучания представят себе, как мог выглядеть Варлаам (бежавший из монастыря монах).
Мусоргский был великим мастером ярких, острых, характерных «музыкальных портретов». После слушания песни показать репродукцию картины Репина «Протодьякон». Он весьма похож на Варлаама. Это признал и сам композитор. Сопоставляя репинского «Протодьякона» с Варлаамом Мусоргского, необходимо подчеркнуть, что музыка не была написана к картине, так же как и картина не была написана «по музыке». И Варлаам и «Протодьякон» - самостоятельные образы, запечатлевшие, однако, схожие, характерные для старой России образы монахов и попов.
При раскрытии этой темы, можно рассказать о Репине.
В детстве он любил слушать народные песни, которые пели его родители, любил танцевальную музыку. Репин был дружен со многими композиторами, слушал их музыку в авторском исполнении, написал портреты многих из них.
Особые, дружеские узы соединяли его с Мусоргским. Репин и Мусоргский были единомышленниками в искусстве, цель у них была одна: правдивое изображение жизни во всем ее многообразии.
В IV четверти развивается тема связи музыки со зрительными образами («Можем ли мы услышать живопись?») Начать эту тему можно со знакомства с творчеством М.Б. Грекова.
Если показать ребятам репродукцию картины Грекова «Трубачи Первой Конной Армии» можно сказать с уверенностью, что не найдется ни одного из них, кто бы сказал, что картина «не звучит». Сопоставить зрительные впечатления, вызванные этой картиной, со звучанием «Марша Будённого» в исполнении духового оркестра. Станет наглядно ясно, как живопись может перейти в музыку.
Какую бы картину или зарисовку художника ни взять, почти везде – лошади, которых он любил с детства. В 20-е годы он вступил добровольно в Красную Армию и стал ее художником. Писал бои, переправы и, конечно, лошадей. Греков очень любил кавалерийские марши. Однажды внимание художника привлек пулеметчик, скакавший впереди отряда. Тогда, вероятно, в памяти возникла тачанка. Замысел картины целиком захватил Грекова, он делал десятки набросков. В феврале 1925 года картина «Тачанка» появилась на выставке (детям уже знакома репродукция этой картины). Греков получил деньги и купил… пианино. «Музыка нужна, - сказал он жене, она помогает творить».
И в доме Грековых зазвучала музыка Шопена, Грига, Бетховена, Бородина. Почему же художник просил жену играть классическую музыку? Во все времена классическая музыка давала художникам пищу для творчества, питала их фантазию и рождала художественные образы.
Не только картины, на которых изображены музыкальные инструменты, могут звучать.
Могут звучать и картины природы. Кабалевский писал: «Природа и искусство так же неотделимы друг от друга, как неотделимы они от человека, и опять мы увидим, как пронизанные красотой и человечностью, взаимопроникают друг в друга живопись и музыка». Крупнейший музыковед Асафьев высказал мысль о том, что начиная со знаменитой картины Саврасова «Грачи прилетели», русские художники, ощутили песенность русской природы, русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни.
Левитан и Чайковский – наивысшее выражение этих устремлений русского искусства, сблизившие музыку с живописью. А если вспомнить, как виделась и слышалась та же русская природа Чехова, то триада искусства – музыка, литература, живопись, воплощённая в творчестве трех гениев, предстает перед нами, как сердечная песня о неповторимой красоте русской природы.
«… Октябрь серебристо-ореховый,
Блеск заморозков оловянный,
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана»
(Б. Пастернак)
Удивительный дар был у Левитана. Все, что рождалось под его пером, начинало петь. Картина Левитана «Вечерний звон», уже само название говорит о том, что художник, рисуя её, не только видел то, что рисует, но и слышал (сопоставить со звучанием русской народной песни «Вечерний звон»). Глядя на его картину «Золотая осень», можно услышать светлую, нежную, хотя и печальную мелодию. Картина «Весна. Большая вода» - песня, полная радостных сил.
И еще раз вернемся к музыке.
Музыка Чайковского. И до него звучали в русской музыке страницы, посвященные природе, но никому из русских композиторов не удавалось так чутко найти мелодию русского пейзажа. «Зимние грёзы», фортепианный цикл «Времена года». Эта музыка очень живописна. Слушая эти пьесы – мы всегда «видим» их! Мы видим русскую природу, из которой родилась эта музыка. Всматриваясь в пейзажи русских художников, мы начинаем слышать их песенную душу.
На протяжении всех занятий, посвященных связи и взаимопроникновению музыки, живописи и литературы, художественный и жизненный кругозор ребят будет расширяться, разные искусства начнут восприниматься ими как ветви единой художественной культуры, связанные общими корнями. Музыка будет все больше и больше раскрывать перед ребятами свои художественные богатства и жизненную содержательность.
Использованная литература
1. Д. Кабалевский «Как рассказать детям о музыке?»
2. Л. Горюнова, Л. Маслова «Урок музыки – урок искусства»
3. М. Гольденштейн «Аркадий Гайдар и музыка»
4. Т. Вендерова «Воспитание музыкой»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока на тему "Взаимосвязь неорганических и органических веществ"
Методическая разработка урока с разновозрастной группой учащихся. Данный урокВ условиях профильного обучения учителя химии используют нетрадиционные методики. Среди них урок для разновозрастной гру...
Интегрированный урок музыки, литературы и изобразительного искусства "Образы богатырей"
Урок в 5 классе, на котором учащиеся знакомятся с трактовкой образа богатырей в музыке, живописи, литературе, сопровождается мультимедийной презентацией....
Методическая разработка урока музыки «Человек в зеркале искусства»
Данная методическая разработка дает возможность сформировать у учащихся представление о многогранности художественного восприятия образа человека в искусстве. Использованная технология многоканальной ...
Методическая разработка урока музыки по теме «Народное искусство Древней Руси» 6 класс.
Данная методическая разработка позволяет наилучшим образом донести до учащихся материал урока, путем музицирования на музыкальных инструментах.А так же в разделе вы можете найти интересную презентацию...
Конспект урока «Музыка в зрелищных видах искусств»
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма &nda...
Комментарии
Татьяна Геннадьевна! ВАша
Татьяна Геннадьевна! Ваша разработка урока - - это моя ностальгия по детству и по школе! Спасибо Вам за то, что наше молодое поколение приучаете уважать не только современных авторов , но и тех, кем мы всегда гордились
Спасибо, Ольга Вячеславовна.
Спасибо, Ольга Вячеславовна. На мой взгляд, программа Дмитрия Борисовича Кабалевского - лучшая программа из всех существующих образовательных программ по предмету "Музыка". Кабалевский стоял у истоков преподавания музыкального искусства в общеобразовательной школе, сам воплощал своё детище в жизнь, работая учителем музыки в одной из московских школ. Почти все авторские программы базируются на программе Дмитрия Борисовича. Жаль, что сейчас эта программа не поддерживается учебно-методическим комплектом.