Повышение мотивации учащихся к урокам музыки через игровые формы работы.
методическая разработка по музыке по теме
В методичекой разработке представлены разнообразные музыкальные игры для учащихся, которые могут быть использованы на уроках музыки в начальных классах. Игры представлены по группам: "музыкальные инструменты", "нотная грамотность", "творческие игры".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 27.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Повышение мотивации учащихся к урокам музыки через игровые формы работы»
Давайте поиграем!
«Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы уделяем им хоть несколько минут. Однако игра-это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребёнка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Я хочу представить вашему вниманию музыкальные игры, которые применяю на уроках музыки. Данные игры развивают внимание, память, воображение, творческие способности. Многие игры направлены на изучение основ нотной грамоты, знание музыкальных инструментов, развитие слуха.
ЧУДЕСНЫЙ ПЛАН (подсказка)
Перед занятием я всегда знакомлю ребят с планом урока. Но не просто перечисляю задания. На доске рисую план с помощью условных знаков. Например: перо - творческое задание, колокольчик – игра на музыкальных инструментах, вопрос – изучение новой темы или нового музыкального понятия и т.д. Эти обозначения ребята легко запоминают. Они сразу знают, какую работу надо сделать на уроке. Более занимательные, интересные задания предлагаю в конце урока. Поэтому у ребят есть стимул работать более организованно, активно, чтобы успеть поработать над интересными заданиями. И учителю удобно. Не надо постоянно заглядывать в тетрадь, боясь что-либо упустить.
Все музыкальные игры разбиты на группы.
Почти каждая игра может быть проведена в упрощённом или усложнённом варианте. Поэтому, организуя игры с детьми надо внимательно присмотреться к ним, оценить их индивидуальные особенности. Если ребята быстро и легко справляются с заданиями, можно предлагать им более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка в том, что он что- либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.
- Музыкальные инструменты: загадочный инструмент, живое слово, лидер инструмент, составь инструмент, собери слово, свой оркестр, угадай инструмент.
«Загадочный инструмент»
Играющие выбирают водящего. Он выходит из класса. А все остальные загадывают какой-нибудь музыкальный инструмент (например: скрипка)
Водящий возвращается в класс и подходит по очереди к каждому игроку. Каждый участник говорит какой-нибудь признак загадочного инструмента: деревянная основа, имеет струны, средних размеров, играть с помощью смычка, имеет певучие звучание.
Скрипка, догадывается водящий. Ответ верный. Новым водящим становится игрок, назвавший последний признак. В данном случае: имеет певучее звучание. Идеально было бы иметь картинки с изображением музыкальных инструментов и запись их звучания на диске.
«Живое слово»
Участвуют 2 команды. Учитель раздаёт каждому игроку заранее заготовленные буквы. Буквы имеют 2 цвета. Участники сначала должны собраться в команды /каждая команда имеет свой цвет/, а затем составить из букв название музыкального инструмента, построиться так, чтобы можно было прочитать слово. Выигрывает команда, сделавшая задание быстрее.
Примечание: участников столько, сколько кол-во букв.
«Лидер-инструмент»
Выбирается водящий, он выходит из класса. Все остальные загадывают музыкальный инструмент. Например: треугольник. Репетируют «игру» на данном инструменте. А кто-то один из игроков /об этом договариваются/ является лидером, т.е. он солирует на каком-то ином инструменте, допустим на дудочке.
Когда заходит водящий, все игроки играют на одном инструменте, а лидер на своём. Задача водящего найти лидера. Если лидер найден верно, водящий должен сказать на каком инструменте играл он, на каких все остальные ребята. Лидер становится новым водящим.
«Составь инструмент»
Ученикам надо составить название музыкального инструмента из первых букв следующих слов, которые назовёт учитель. Например: учитель называет слова: 1)лиса, олень, жук, курица, индюк.2)сом, кот, рот, изюм, пони, крот, аист.
Учащиеся составляют из первых букв слово:1) ложки,2)скрипка
«Собери слово»
Собрать из букв, которые расположены в разброс название музыкального инструмента. Буква в круге - начало слова.
«Свой оркестр»
Для игры понадобятся открытки с изображением музыкальных инструментов. Учитель включает любую веселую музыку и показывает открытки, чередуя друг с другом. Какой инструмент изображен на рисунке, на таком инструменте «играют ребята». Для оживления игры иногда учитель очень быстро меняет открытки. Некоторые ребята не могут быстро сориентироваться, путаются. Это вносит нотки юмора, оживление в игру. Если учитель открытки не показывает, ученики просто сидят и слушают музыку.
Игра воспитывает внимательность, наблюдательность, умение быстро переключаться.
Данные игры позволяют учащимся познакомиться с различными музыкальными инструментами, изучить особенности их звучания, а так же заставляют творчески работать, развивают образное мышление, фантазию, речь.
- Изучение нотной грамоты: учим ноты, рисуем музыку, шумные ноты, запрещённые ноты, волшебная горка, ёлочка, воздушные шарики, музыкальные ребусы, фотоохота, рыбная ловля, музыкальная таблица, эхо (динамика); лисичка, птичка, медведь (регистры).
«Рисуем музыку»
Это творческая работа. Для ребят начальных классов она трудновата. Но можно им задание несколько упростить.
Ребята выбирают любую песню. Но они должны обязательно хорошо знать мелодию (Покажем на примере «Кузнечика»)
Сначала чертим основную линию. _____________ С неё мы начинаем рисовать музыку. Далее ставим на линии точку – это первый звук песни. Далее медленно попеваем мелодию и на каждый слог ставим точку. Если звук ниже предыдущего, то точка рисуется соответственно. Надо следить за тем, что если в песне встретится такой же звук, как первый, то он тоже должен быть на линии. И так все ноты. Полученные точки соединяем. Если необходимо, подписываем слова. Задание трудное, но очень полезное для развития музыкального слуха.
«Шумные ноты»
На доске написаны вразброс ноты.
В руках у педагога указка. Учитель показывает на первую ноту. В данном случае это нота-ре. Педагог задаёт ребятам вопросы:
- Это нота ми?
- …./Дети молчат, мотают головой, т.к. это не нота названная учителем/
- Это нота си?
- …
- Это нота ре?
- Да. /Ребята 3 раза хлопают/
Подобные опросы проводятся и со следующими нотами.
Выигрывает ряд, где будет допущено меньше ошибок.
«Запрещённая нота»
Перед началом игры выбирается запрещённая нота. Например: «ми». На доске написана гамма /от До до До/. Учитель показывает на любую ноту. Учащиеся называют эту ноту и хлопают. Если учитель укажет на запрещённую ноту, ученики молчат. Если кто-то случайно хлопнет или выкрикнет, то данному ряду, где сидит зевака, приписывается штрафное очко. Выигрывает ряд, который получит меньше штрафных очков. Игру можно проводить под музыку. В данном варианте ребята всё время хлопают. Но как только учитель укажет на запрещённую ноту, ребята перестают хлопать. Игра развивает внимание, умение следить за игрой.
«Волшебная ёлочка»
На веточках ёлки написаны, то есть, зашифрованы слова, например: … ка. Надо подобрать к каждому слову игрушку, например: шарик в котором на нотном стане располагается нота ре. Если повесить шарик с нотой ре на веточку со словом …ка, то получится слово река. Упрощённый вариант: на игрушках ноты не располагать на нотном стане, а писать словами.
Данные игры позволяют учащимся в игровой форме познакомиться с нотным станом, с средствами музыкальной выразительности (ритмом, регистром, динамикой, темпом и т.д.), чисто интонировать, уметь слышать и фиксировать движение звуков и в целом мелодии.
3.Творческие: инсценировка песни, сочини рассказ и сыграй на фортепиано, сочини мелодию к стихам, рисуем музыку.
«Сочини рассказ и сыграй на фортепиано»
Ребятам предлагается сыграть на фортепиано животных или природные явления, например: порхающую птичку, грациозную кошку, медведя, дождик, движение ручейка, гром и т.д. Не подготовленные ребята, которые никогда не играли на фортепиано, ошибаются и изображают птичек в низком регистре. Когда ребята с помощью проб и ошибок познакомятся с муз. регистрами им предлагается сочинить небольшой рассказ и его исполнить на фортепиано.
«Сочини мелодию к стихам»
Ребятам предлагается на известный детский стих сочинить мелодию. Задачу можно усложнить выучить несложный стих известного автора, например: С. Михалкова «Котята», а затем первую часть сочиняет преподаватель, а фразы: «Раз котёнок самый белый» – первый ученик. «Два котёнок, самый смелый» - второй ученик.«Три котёнок самый умный» - третий ученик
Данные игры позволяют учащимся фантазировать, мечтать, размышлять, побыть в роли актёров, поэтов, композиторов, развивают речь.
Благодаря использованию музыкальных игр повышается учебная мотивация учащихся, что особенно важно для учащихся 5-7 классов, которые на уроках музыки стесняются петь….. Развиваются коммуникативные навыки, повышается уровень познавательных процессов, ребята быстрее запоминают слова песен, когда применяется пантомима, мимика, танцевальные движения, наглядность. Из - за постоянной смены игровых форм, внимание учащихся более концентрированное, устойчивое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности
В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен план групповой ...
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики через игровые формы обучения
Применение игровых форм обучения на уроках математики позволяет включиться каждому ученику в процесс обучения, делает его интересным, доступным, предусматривает возможность эффективной организац...
Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"
Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...
"Исследование ИКТ как фактор повышения учебной и творческой мотивации учащихся на уроках музыки и искусства"
Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация. Здесь на помощь учителю приходят информационные технологии. В документе информация о возможностях применения компьютерных средств...
Анализ работы методического объединения по повышению мотивации учащихся на уроках математики и информатики.
Анализ работы по повышению мотивации учебной деятельности на уроках математики и информатики с различными категориями учащихся....
Проект на тему "Повышение мотивации учащихся на уроках географии через использование возможностей интерактивной доски"
Проект рассказывает о различных видах интерактивной работы при помощи интерактивной доски и тестинг системы....
Повышение уровня мотивации учащихся на уроках химии через различные способы деятельности.
Рассмотрены наиболее эффективные приемы и методы , направленные на заинтересованность детей изучения химии....