Повышение уровня мотивации учащихся на уроках химии через различные способы деятельности.
материал по химии (8 класс)

Рассмотрены  наиболее эффективные приемы и методы , направленные на заинтересованность детей изучения химии. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Повышение уровня мотивации учащихся на уроках химии через различные способы деятельности» У читель химии МБОУ ООШ № 30 Головко Вера Геннадьевна

Слайд 2

«Все наши замыслы, все поиски построения превращаются в прах , если у ученика нет желания учиться» ( В.А.Сухомлинский ).

Слайд 3

Мотивация – это совокупность форм, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Слайд 4

Наблюдая за учебной деятельностью учащихся старших классов , можно сделала вывод, что к данному предмету у ребят низкая мотивация. Причин здесь много: во – первых, химия - наука комплексная, тут знания должны быть в системе, и если какое-то звено выпадает, дальнейшее восприятие материала уже сложно наверстать. Многие, столкнувшись с этими трудностями, просто-напросто пасуют. И тогда возникает негативное отношение к предмету. И с этим проявлением я сталкиваюсь часто. Вторая причина, это выбор предметов для сдачи экзамена. Выбрав тот или иной предмет для экзамена, к химии относятся предвзято – часто слышишь возгласы ребят «Нам химия не нужна, мы сдаем другие экзамены». Как в таких условиях повысить мотивацию?

Слайд 5

На мой взгляд это использование дифференцированного подхода на уроках. Так при изучении нового материала более простые операции – нахождение информации в таблицах, учебнике, и объяснение ее, записывание уравнений химических реакций и их чтение – выполняют школьники с низким уровнем мотивации, для которых привлекательна легкость выполнения действий. Ребятам со средним уровнем мотивации, которые умеют находить и использовать нужный алгоритм действий, предлагается анализировать, сравнивать, систематизировать информацию (конечно, же, с поддержкой учителя). Возможность объяснить факт, результат эксперимента, то есть сделать выводы, найти причинно-следственные связи, дается учащимся с высоким уровнем мотивации, для которых преобладающим видом деятельности является поиск решений, требующих изменения комбинаций известных алгоритмов.

Слайд 6

Повышение мотивации учащихся к изучаемому предмету происходит вследствие : - посильности заданий для каждого учащегося; - возможности обсуждений заданий и высказывания собственного мнения; - внедрение диалоговой формы работы при выполнении задания; - одновременно слухового и зрительного восприятия материала; - привлечение личного опыта учащихся при работе над заданиями.

Слайд 7

Прием «Удивляй» Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Урок по теме «Галогены». Учащимся сразу же приходиться удивиться: оказывается, что светло – желтый газ фтор, обладает громадной разрушительной силой. В его атмосфере дерево, ткань, резина немедленно вспыхивают и сгорают. Он разъедает стекло и металлы, заставляет гореть воду, взрывается при соприкосновении со снегом; небезразличен этот газ и к живой ткани: съедает кожу и ногти, разрушает легкие, делает глаза незрячими. Немало ученых заплатили здоровьем и жизнью за попытку получить его в свободном виде. Но, несмотря на все это, фтор все больше и больше применяется в жизни человека.

Слайд 8

Прием «Отсроченная отгадка» Урок в 9 классе по теме «Аммиак». а) связь с другими предметами Начиная изучение новой темы, можно обратиться к истории. История произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля. Как вы думаете, что это был за газ? Почему были от его действия такие последствия? Идёт обсуждение.

Слайд 9

Прием «Отсроченная отгадка» б) Кроссворд Пример: урок в 9 классе «Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм». Можно начать урок с кроссворда, учащиеся должны отгадывать слова, в результате чего получат ключевое слово, которое является и темой урока. Кроссворд “Разминка” по повторению свойств углерода и его соединений. Ключевым словом является название оксида углерода (II) (Угарный газ). 1. Кислота, которая легко разлагается на оксид углерода (IV) и воду. (Угольная). 2. Агрегатное состояние углекислого газа. (Газообразное). 3. Поглощение газообразных или растворенных веществ поверхностью твердого вещества. (Адсорбция). 4. Явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ. (Аллотропия). 5.Вещество, имеет линейное строение, обладает особым свойством – совместимостью с тканями человеческого организма. ( Карбин ). 6.Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, металла и углерода. (Карбиды). 7.Химический элемент Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева под порядковым номером №14. (Кремний). 8. Важнейшее аллотропное видоизменение углерода. (Графит). 10. Общее название солей угольной кислоты. (Карбонаты). 11. Твердое, прозрачное, бесцветное аллотропное видоизменение углерода. (Алмаз).

Слайд 11

Прием «Отсроченная отгадка» в) использование задач Урок можно начать с задачи на определение вещества. Заданное вещество и будет темой урока. Пример: Это вещество используют для получения искусственного меда; 26% ее содержится в сахарном тростнике; она является основным источником энергии для питания головного мозга. Про какое вещество идет речь, если известно, что 0,25 моль этого вещества имеет массу 85,5г, а массовая доля Углерода – 0, 421, Водорода – 0,064, Кислорода – 0,547. Определите молекулярную формулу этого вещества. (Ответ:С 12 Н 22 О 11 – сахароза).

Слайд 12

Прием: «Знаете ли вы , что? » Знаете ли вы галоген, недостаток которого вызывает кариес ?(фтор) Знаете ли вы, что имеется элемент, которого нет в природе? (астат) Знаете ли вы ядовитый металл, содержащийся в лампах дневного света? (ртуть) Знаете ли вы, какая кислота называется "маслом"? (концентрированная серная)

Слайд 13

Прием «Привлекательная цель» На уроке - обобщения по теме «Кислород» группе дается задание: в следственной камере (колбе) находиться «шпион» (химическое вещество). Используя «документы» (текст) и «следственные материалы» (результаты опыта) составьте досье на этого «шпиона».

Слайд 14

Прием устного опроса «Щадящий опрос» Класс разбивается на две группы по рядам – вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте – ученику второй группы. Затем на этот вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и ставят ему «+» или « - » На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают. Таким образом, задав 10 вопросов, каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы учителя на все вопросы, выставит оценки.

Слайд 15

Побуждающий от проблемной ситуации диалог Фрагмент урока химии в 8 классе по теме: «Физические и химические явления» Учитель Ученики -Какими явлениями сопровождаются превращения веществ? Физическими и химическими -На крыше выросла ледяная сосулька. Появился лёд. Какое это явление? (вопрос на новый материал) - Физическое. - Химическое (проблемная ситуация) -Сколько мнений в классе? (Побуждение к осознанию противоречия). -Два мнения (осознание противоречия) -Какой же вопрос возникает? Так чего же мы ещё не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы.) -Какое же это явление? Чем физические явления отличаются от химических? (вопрос)

Слайд 16

Подводящий к теме диалог Фрагмент урока химии в 8 классе по теме: «Молярный объём» Учитель Ученики - Что такое молярная масса? - Это масса 1 моль вещества - А как называется объём одного моль вещества? - Молярный объём - Следовательно, над какой темой будем работать? - Молярный объём вещества

Слайд 17

Прием «яркое пятно» Фрагмент урока химии в 8-м классе по теме «Получение кислорода» Учитель: К нам на урок попал исторический документ, в котором зашифрована таинственная история (зачитывает) А история простая… Один учёный как-то раз, Оксид какой-то нагревая, Обнаружил странный газ – Газ без цвета, без названья. Ярче в нём горит свеча, А не вреден ль для дыханья – Не узнаешь у врача. Новый газ из колбы вышел – Никому он не знаком. Этим газом дышат мыши Под стеклянным колпаком. Человек им тоже дышит. Наш учёный быстро пишет: Воздух делится на части (эта мысль весьма нова). Здесь у химика от счастья Закружилась голова. Учитель: Проанализируйте этот документ. О чём он? Верно! Тема нашего урока? Ученики: «История открытия кислорода».

Слайд 18

Прием «яркое пятно» Фрагмент урока химии в 9-м классе по теме: «Коррозия металлов и способы защиты от неё» Учитель демонстрирует слайд с изображениями:

Слайд 19

Прием «яркое пятно» Учитель: Рассмотрите слайд. О каком явлении пойдёт речь на занятии? (о коррозии металлов). Верно! Каково значение этого явления? (коррозия приносит вред и с ней нужно бороться) Учитель: Какая будет тема урока? («Коррозия металлов и способы защиты от неё»)

Слайд 20

Прием «источники информации» учитель раздает газеты (журналы, научно-популярную литературу…), активные ссылки в интернете, где размещена информация, касающаяся темы урока.

Слайд 21

Прием актуальность Фрагмент урока химии в 9-м классе по теме «Жёсткость воды и способы её устранения». Учитель: - Замечали ли вы, в какой воде лучше мылится мыло: в дождевой или речной, в речной или морской? - Что происходит с мылом в морской воде? (Мыло оседает в воде в виде хлопьев) - Почему затраты моющих средств для бытовых нужд в морской воде увеличиваются? (из-за жёсткости воды) - Чем обусловлена жёсткость воды и можно ли её устранить? (на эти вопросы учащиеся затрудняются ответить) - Какова же тема сегодняшнего урока? (Жёсткость воды и способы её устранения»)

Слайд 22

Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.

Слайд 24

Таким образом, считаю, что современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации учащихся к урокам музыки через игровые формы работы.

В методичекой разработке представлены разнообразные музыкальные игры для учащихся, которые могут быть использованы на уроках музыки в начальных классах. Игры представлены по группам: "музыкальные инст...

Обобщение опыта «Повышение уровня мотивации учащихся через использование электронного учебного пособия»

В данном разделе представлено обобщение опыта по теме «Повышение уровня мотивации  учащихся через использование электронного учебного пособия».Новизна педагогического опыта заключается в разработ...

Игра как один из способов повышения учебной мотивации учащихся на уроках биологии.

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи и собственный опыт подачи информационной кул...

Проект на тему "Повышение мотивации учащихся на уроках географии через использование возможностей интерактивной доски"

Проект рассказывает о различных видах интерактивной работы при помощи интерактивной доски и тестинг системы....

Повышение уровня мотивации обучающихся на уроках математики через различные способы деятельности.

Проанализированы уровни учебной мотивации и предложены пути их повышения...