"Исследование ИКТ как фактор повышения учебной и творческой мотивации учащихся на уроках музыки и искусства"
методическая разработка по музыке на тему

Срудилина Татьяна Юрьевна

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация. Здесь на помощь учителю приходят информационные технологии. В документе информация о возможностях применения компьютерных средств на уроках музыки и искусства.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Исследование информационно коммуникативных технологий как фактор повышения учебной и творческой мотивации учащихся по предметам музыка и искусство»

Школьный  урок музыки должен отвечать всем современным методическим и дидактическим  требованиям, давать наглядное, образное, целостное представление о мире искусства. Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Здесь на помощь учителю приходят    информационные технологии.

Использование  информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету,  делает для учащихся более интересным  процесс  проверки знаний.

Возможности компьютерных средств обучения по предмету музыка и искусства.

  • усиливают  положительную мотивацию к обучению,  
  • активизируют познавательную деятельность обучающихся на уроке,
  • формируют информационно-коммуникативную  компетенцию обучающихся,  
  • дают возможность учителю использовать  большое количество различного дидактического и наглядного материала (использование компьютерных презентаций, видеофрагментов,  музыкальных фонограмм, всевозможных дидактических игр, карточек, тестов  по предмету и т.д.).

Цифровые образовательные ресурсы я разрабатываю как комплекс средств обучения, в который входят:

  • Видеофрагменты-имеют художественную ценность и используются в качестве источника информации и эстетических переживаний.  В этом случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче. На уроках использую фрагменты из опер, балетов. («Риголетто» Д. Верди), мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, (Бетховен)  анимация. «Картинки с выставки» М. Мусоргский  
  • Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и музыкальных коллективов,  современные сочинения, тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, скульптура, архитектура, графика и др.). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки.
  • Звуковые фонограммы музыкальных произведений, песен («плюсовки» и «минусовки») Готовое сопровождение (минусовки)  способствует значительному расширению круга исполняемых произведений и более интенсивному формированию музыкальных вкусов детей, развитию их исполнительских способностей.

Для работы со звуком использую программу Audacity

Очень важен для проведения урока музыки выбор проигрывателя.

На уроках, кроме муз центра я использую русскую версию проигрыватель AIMP2. Он очень удобен! Это и русский интерфейс, и удобное управление плейлистами.

  • Литературный ряд: отрывки стихотворений, созвучные музыке, эмоциональный словарь (словесная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов;
  • Фрагменты уроков, на которых используются тематические мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасцинации (привлекательности)

  • Творческие задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации -  направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля, диагностики, за успешностью развития музыкальной культуры школьника

  • В направлении здоровье сберегающих технологий, основным во время проведения уроков являются:  «Музыкальная гимнастика», «Разминки», «Музыкальная, зарядка на внимание», серия видео зарядок «Повторяй за мной». А аудио (музыкальные) зарядки пользуются большой популярностью у учителей начальных классов.

В компьютере они находятся у меня в отдельной папке

Наблюдение за деятельностью учащихся на уроке музыке с применением ИКТ показало, что учащиеся более мотивированы на изучение нового материала, а именно: они задают больше вопросов по теме, работают с компьютером и отвечают на вопросы учителя охотнее, т.е они усваивают больше материала, чем на уроке без применения ИКТ.

Мониторинг по предмету музыка, искусство.

                         год

класс

Количество уч-ся по предмету

Успеваемость по предмету

Качество знаний по предмету

2009-2010

(1-7 кл музыка)

311

100%

99.3 %

2010-2011

(1-7 кл музыка)

334

100%

98.7%

2011-2012

(1-7 кл музыка

8-9 искусство)

409

100%

98.7%

Таблица «Уроки с применением ИКТ»

год

Кол-во часов  с применением ИКТ

%

2010-2011

(1-7 кл)

54

11.3%

2011-2012

(1-7кл 8-9кл)

147

22.7%

2012-2013

(1-7кл 8-9кл)

67 (1 полугодие)

21.5%

Второй год в нашей школе преподаётся новый предмет Искусство, новый как для детей, так и для учителя

Ноутбук на уроке искусства просто незаменим. Благодаря этому чуду современной техники у меня весь необходимый материал находится «под рукой».   На жестком диске ноутбука я создала папку «Уроки искусства 8-9 классы», в которой для каждого урока  есть отдельная папка.

Содержание каждой папки – видеоматериалы, тематические презентации, разработка урока. Основную часть этой информации я приобрела через интернет.

В настоящее время я продолжаю работу над совершенствованием этой коллекции.

Таблица:

год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

2011-2012

9

5

6

2

22

2012-2013

15

9

11

4

39

Интерес к предмету искусство заметен.

Второй год учащиеся нашей школы принимают участие в предметной олимпиаде по искусству.  

 Участие школьников в предметной олимпиаде по искусству (8-10 классы).

                          год

уровень

2011-2012

2012-2013

Школьный уровень (8-10кл)

18

25

Районный уровень

(8-10кл)

5

9  

(3 место)

С целью формирования исследовательских навыков  в старших классах учащиеся сами создают презентации и мини-проекты  

Использование вышеперечисленных методов и средств обучения

  • способствует повышению статуса предметом «музыка», «искусство» среди других школьных дисциплин;
  • усиливает положительную мотивацию к изучению предмета
  • позволяет мне успешно формировать коммуникативные умения и навыки;
  • помогает достигать  результатов в музыкальных конкурсах и фестивалях  различного уровня.

  Таким образом, применение информационно – коммуникационных технологий делает урок искусства познавательным, разнообразным, а самое главное – отвечающим требованиям современной школы.

             

Имея 24-летний стаж работы учителя музыки, я наблюдаю, повышенный интерес к предмету «Музыка», и связываю, прежде всего, это с использование музыкально-компьютерных технологий в преподавании. Это проявляется в творчестве детей начальных классов

Слад с рисунками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе

Применение различных технологий, напрвленных на повышение интереса учащихся к разным видам деятельности в области искусства.....

Методические рекомендации по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».

Цель данной работы - показать значимость развития творческих способностей учащихся. В статье приведены различные направления этой работы, возможные её виды и формы....

Повышение мотивации учащихся к урокам музыки через игровые формы работы.

В методичекой разработке представлены разнообразные музыкальные игры для учащихся, которые могут быть использованы на уроках музыки в начальных классах. Игры представлены по группам: "музыкальные инст...

Статья "Влияние ИКТ на повышение учебной и творческой мотивации учащихся"

Статья "Влияние ИКТ на повышение учебной и творческой мотивации учащихся" (по предметам русский язык и литература)...

Мобильные технологии как средство развития мотивации учащихся на уроках музыки

Использование мобильных технологий, как средство поиска различных видов обработки информации является активным, современным средством мотивации учащихся на уроках музыки, как в учебное время, так и во...

Статья на тему" Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся"

Перед каждым творчески работающим учителем непременно возникает множество проблем, над решением которых он трудиться порой в...

Мастер класс на тему: «Музыка -Творец!!!» «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

Урок музыки – источник творческого взаимодействия учителя и обучающегосяМузыка – это первое явление окружающего мира, которое эмоционально воспринимается маленьким человеком, и чтобы позна...