изучение творчества С. Рахманинова в классе инструменталиста-духовика дмш
статья по музыке по теме

Шульц Наталья Александровна

 

Шульц Н.А. «Изучение музыки С.В. Рахманинова в классе инструменталиста -духовика детской музыкальной школы».

В статье на основании анализа репертуарных сборников, образовательных программ и методических рекомендаций для педагогов затрагиваются проблемы изучения творчества С.В. Рахманинова в классе флейты детской музыкальной школы.

Автором предлагается краткий обзор некоторых симфонических и вокальных произведений композитора и  выдвигается идея переложений этих произведений для флейты и ф-но в качестве учебного материала для исполнения учащимися.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Автор Шульц Н.А.

«Изучение музыки Рахманинова С.В.

 в классе инструменталиста-духовика ДМШ»

В данной статье хотелось бы поговорить об изучении творчества С.В. Рахманинова в детской музыкальной школе, а именно в классе инструменталиста-духовика.

В пояснительной записке к любой образовательной программе учреждения дополнительного образования, в частности, детской музыкальной школы, можно прочитать, что основным ее назначением является  воспитание творческой, гармоничной личности посредством развития эстетического вкуса и индивидуальных способностей учащегося, формирование нравственных качеств через знакомство и изучение шедевров мировой культуры.

Как автору кажется, просто необходимо русскому человеку обращаться к наследию родного края, воспитываться на примерах сильных великих личностей, брать все  хорошее, что дала нам наша богатая на таланты страна.

Одним из самых ярких представителей русской композиторской школы является С.В. Рахманинов.

Сам Рахманинов говорил о себе: «Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка»[1] 

Критики называли Рахманинова «самым русским композитором», явившим миру такое понятие как «русский национальный стиль» 

Р. Глиэр писал о Рахманинове, что он (Рахманинов) «…обладал своим лицом в искусстве. Его музыку, при всех её связях с Чайковским, с русской песенностью, узнаёшь безошибочно и немедленно… Немногие композиторы с такой силой и глубиной выразили в своих творениях национальный характер, как это сделал Рахманинов...»[2]

Гениальный пианист, великолепный дирижер и великий композитор, С.В. Рахманинов как человек был очень чуткий, мягкий и скромный. Он искренне помогал всем, кто обращался к нему за помощью.  Воспоминания современников, таких как Нежданова, Глиэр, Гнесина, Александров, пронизаны теплотой и благодарностью к Рахманинову как к учителю и другу, который никогда не отказывал в помощи начинающим музыкантам советом и делом.

В страшные годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, уже находясь в эмиграции в США, Рахманинов давал концерты, все средства от которых перечислял в фонд обороны Советского Союза. Известно также его письмо на родину, сопровождавшее посылку этих средств: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу»[3]

К сожалению, рамки данной работы не позволяют остановиться на личности Рахманинова более подробно. Давайте обратимся к его творчеству и посмотрим, как представлено оно в учебных планах.

В течение десяти лет автор статьи преподает основы  исполнительства на флейте детям в ДМШ. Анализируя свою собственную педагогическую и исполнительскую деятельность и опыт коллег, автор статьи заметила, что этот композитор хорошо знаком пианистам и струнникам, но практически неизвестен духовикам.

В учебном курсе по музыкальной литературе на творчество Рахманинова отводится всего 1 занятие, на котором нужно охватить и биографию, и вокальное, и фортепианное и симфоническое творчество. Это невозможно чисто физически, как бы этого ни хотелось. Остается уповать на педагогов по специальности. Но тут оказывается, что творчество Рахманинова представлено переложением знаменитого Вокализа опус 34 и Итальянской полькой опус 26. Еще можно встретить романс «Маргаритки» И, собственно, все.

Конечно, Рахманинов не писал специально произведений для солирующей флейты, но, также как и Чайковский, и Римский - Корсаков, Рахманинов активно использует флейту в симфонических сочинениях.

Например, в танцах из дипломной оперы «Алеко» довольно много музыкального материала отдано духовым, в частности - флейтам, гобоям и кларнетам. А «Утес» или Скерцо ре-минор для оркестра и вовсе можно считать флейтовыми пьесами для симфонического оркестра и солирующей флейты.

На Скерцо хотелось бы остановиться подробнее. Если сделать переложение Скерцо  для флейты и фортепиано, помимо прекрасной музыки получится отличный дидактический материал для развития пальцевой техники и амбушюра. На протяжении практически всего произведения флейте отводится главная роль. Музыка написана в удобном для начинающего исполнителя диапазоне, который, к тому же, является и выигрышным  по восприятию для слушателя. Если говорить о Скерцо, то это произведение, конечно, возможно  для исполнения в 5-7 классах дмш.

К пятому году обучения ученик приобретает достаточную способность удерживать дыхание на длинную фразу, хорошо овладевает аппликатурой и у него уже есть некоторый опыт личных переживаний и понимание крупной формы. Помимо развития технических навыков при игре подобных произведений большим плюсом изучения в дмш оркестровых произведений в том, что ученик готовится к карьере оркестрового музыканта, пополняя свой музыкальный багаж исполнением оркестровых партий.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что творчество Рахманинова следует изучать в стенах музыкальной школы более подробно, педагогам не бояться самим делать переложения для преподаваемого инструмента, если таковых переложений еще не имеется, так как композиторское наследие Рахманинова - хороший материал для развития техники и навыков владения инструментом, а личность Рахманинова - прекрасный пример для воспитания в ребенке таких общечеловеческих качеств как нравственность, доброта, отзывчивость и любовь к Родине и к ближнему.

список используемой литературы:

  1. Рахманинов С. «Музыка должна идти от сердца» Интервью с Дэвидом Иуеном. Публикация З.Апетян//Советская музыка. 1973.
  2. Рахманинов С. Письма. М., 1955.
  3. Шевляков Е.Неоклассицизм и отечественная музыка 60-80-х годов. Ростов н/Д.
  4. http://rachmaninoff.narod.ru// дата обращения 14.02.2013
  5. http://rachmaninoff.su/ дата обращения 18.03.2013

(Воспоминания современников, статьи Рахманинова,  письма, ноты Романсов и партитуры оперы «Алеко», Скерцо ре-минор для симфонического оркестра)

  1. Учебная программа Спб ГБОУ ДОД ДМШ им. Римского-Корсакова по специальности «флейта» сост. Углицкова Л., Шалаев Ф., Лысенко Н.
  2. Учебная программа Спб ГБОУ ДОД ДМШ им. Римского-Корсакова по специальности «музыкальная литература», сост. Привалов С.
  3. Методические рекомендации умц комитета по культуре СПБ по специальности «флейта», по специальности «музыкальная литература» Спб из-во Композитор 2008 г
  4. Адаптированная программа по классу флейты для учащихся семилетнего обучения сост. Маевская О.А.               МОУ ДОД ДМШ №12 г. Саратов, размещено на http://www.openclass.ru/node/228056 дата обращения 13.03.2013г.

нотный материал:

  1. Нотная папка флейтиста. Издтельство « Дека - ВС» М.,2004 составитель и редактор Ю. Должиков
  2. Школа игры на флейте Н. Платонов М.,Музыка, 2004
  3. Хрестоматия для флейты 1-3 классы ДМШ                                        Пьесы Часть 1М.,Музыка, 2005
  4. Педагогический репертуар ДМШ Пьесы для флейты и фортепиано Издательство «Советский композитор», 1982 составитель Ю. Должиков 
  5. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта .1,2 класс- Киев ,1977
  6. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта .3,4класс- Киев ,1979
  7. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта .5 класс- Киев ,1981
  8. Хрестоматия для флейты 1,2 классы ДМШ М., 1976 составитель Ю. Должиков
  9. Хрестоматия для флейты 3,4 классы ДМШ М., 1978 составитель Ю. Должиков
  10. учебная программа дмш им. Римского-Корсакова по специальности флейта, музыкальная литература
  11. методические рекомендации умц комитета по культуре СПБ по специальности «флейта», по специальности «музыкальная литература» Спб из-во Композитор 2008 г


[1] Рахманинов С. « Музыка должна идти от сердца»

 (Интервью с Дэвидом Иуеном. Публикация З.Апетян//Советская музыка. 1973. N 4.)

[2] Глиэр Р.О. «Воспоминания о Рахманинове» опубликовано на сайте http://rachmaninoff.narod.ru/memory/glier.htm

[3] Глиэр Р.О. «Воспоминания о Рахманинове» опубликовано на сайте http://rachmaninoff.narod.ru/memory/glier.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интересное в изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина на уроках литературы в 7 классе

Итоговый тест по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина проводится в 7 классе  после изучения творчества. 2 варианта заданий. Форма заданий часть А-тестовая; часть В - с выбором ответа; часть С- сочини...

Технология мастерских на уроках литературы в 9 классе при изучении творчества писателей начала 18 века

Опыт использования новых технологий для повышения мотивации учащихся к чтению...

Тестирование ( 8 класс) после изучения творчества М.Ю.Лермонтова

►Блиц-опрос►Вопросы по теории литературы►Тестирование( 8 класс) после изучения творчества М.Ю.Лермонтова...

Жизнь и творчество Сергея Рахманинова

Презентация о русском композиторе С.В,Рахманинове...

6 класс - Урок № 4 - Уноси мое сердце в звенящую даль….. Творчество С. Рахманинова

Цель урока: Подвести ребят к пониманию того, как произведения разных видов искусств каждое своими художественными средствами передает красоту обновления мира....