План-конспект и презентация урока музыки на тему "Файзи Гаскаров"
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Нугаманова Фаниля Мансуровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f.gaskarov.doc120.5 КБ
Office presentation icon f.gaskarov.ppt1.01 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                           

Открытый урок по музыки

Тема: «Файзи Гаскаров – и Государственный академический ансамбль народного танца РБ»

Учитель музыки: Нугаманова Ф.М.

Дата проведения: 19.03.2013 год

   Открытый урок по музыки

Учитель музыки: Нугаманова Ф.М.

Тема: «Файзи Гаскаров – и Государственный академический ансамбль народного танца РБ»

Цели урока: 

  • познакомить учащихся с творчеством заслуженного деятеля  искусств  РСФСР, лауреата   премии    имени Салавата Юлаева – Файзи Гаскарова и с Государственным академическим ансамблем народного танца им. Ф.Гаскарова РБ
  • закрепить и расширить знания учащихся о хореографическом искусстве;

 Задачи урока:

  Воспитательная  

  • привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре Башкортостана, народов России и мира посредством хореографического искусства.
  • Воспитание чувства гордости, формирование ценностного отношения к творчеству великих мастеров хореографического искусства РБ.

Образовательная

 – расширить знания учащихся о творчестве балетмейстера;

– дать понятие о «хореографии» .

Развивающая 

 –эмоционально откликаться на музыку  звучащую на уроке, способность воображать и фантазировать.

       Оборудование: ТСО: проекор, музыкальный центр.

       Методические приемы: кроссворд, е слово,   показ фрагментов танцев, коллективное исполнение башкирского танца.

      Тип урока: урок-лекция.

       Литература и видеоматериалы:

1. Книга :Башкирский государственный академический ансамбль народного танца\Башкирское книжное издательство,1978 г.

2.Истоия и культура Башкортостана. Хрестоматия. Уфа, ГУП «Уфимский полиграфкомбинат», 2003.

3. Видеопособие :Фильм о Башкирском государственном академический ансамбле народного танца\ Учебное пособие\ 2000.

4. DVD- урок с слайдами и видео-фрагментами.

Музыкальный материал:

  1. «Гимн Гимназии»

2. «Голубка» слова В. Лебедева, музыка Ю. Ряшенцева

                                                       

                                       Ход урока

  1. Мобилизирующий этап

Задачи: 1) Вход «Гимн гимназии»

              2) Создание доброжелательной атмосферы урока

У.- Ребята, я очень рада сегодня вас видеть на урок музыки, садитесь.

II. Самоопределение на основе антиципации

Тему нашего урока как всегда вы сами будете определить, сейчас я раздам вам кроссворды, если вы найдете главное (ключевое слово), то это будет вам подсказкой определить, о чем мы с вами сегодня будем говорить. Итак, я даю вам 1 минутку, кто узнает, с места не кричим, а тихонько ко мне подойдите и покажите ваш ответ.

                                          (Решение кроссворда)

У.- Правильно, ключ.слово у нас получилось «Танец». Естественно, мы сегодня будем говорить с вами про этот жанр.

? А как вы понимаете это слово?

- Ответы учащихся

? Каких вы знаете видов танцев?

- Ответы учащихся (современные, латино-американские, народные, старинные..)

Видеофрагмент танца «Гульназира» в исполнении ансамбля им. Ф.Гаскарова.

Задачи:

  1. посмотрите внимательно и подумайте –  какому виду танца относится этот танец?
  2. как называется?
  3. Танец какой страны, какого народа?

               (Просмотр видеофрагмента ансамбля им. Ф.Гаскарова)

Анализ:

  1. Народный
  2. «Гульназира»

     3) башкирского, башкирский народный танец

? У.- Ребята, вы обратили внимание на коллектив, которые исполнили этот танец? Как называется этот коллектив? Его весь мир знает.

 - Ответы учащихся.

У.- Правильно, это конечно «Гаскаровцы», ансамбль нар.танца им. Ф.Гаскарова!

  1. Момент осознания обучающихся недостаточности имеющихся знаний

                                на доске фото Ф.Гаскарова

Слайд 1

? У.- Кто такой Файзи Адигамович Гаскаров?

- Ответы учащихся.

У.- Сегодня мы с вами поговорим про этого замечательного и знаменитого человека и про его ансамбль.

Запись в алфавитках темы урока

Слайд 2        

Учитель читает цитату Ф.Гаскарова        

?У.- Кто мне скажет, кем же он был?

Это первый башкирский хореограф, который поставил перед собой задачу — создать профессиональный танцевальный коллектив.

Слайд 3

Файзи Гаскаров- первый  профессиональный башкирский танцовщик, выпускник хореографического училища Большого театра СССР. Родился в Уфе или в Бирске 21 октября 1912 года, умер 1984 года в Уфе.

    - Кто же такой –« хореограф»?

    -И что такое – « хореография»?

Слайд 4

Хореография  -  (от греческого choreia — пляска и grapho — пишу),

1) первоначально запись танца.  

2) С конца 19 — начала 20 вв. танцевальное искусство в целом. В современной        хореографии различается бытовой (народный и бальный) и сценический (эстрадный, народно-сценический и балет) танец.

3) Искусство сочинения танцев и балетов. Хореография  в широком смысле обнимает все виды танцевального искусства; в более тесном смысле под Х. понимается способ изображения условными знаками различные танцевальные движения (простые и сложным па и т. д.).

Файзи Гаскаров хорошо помнил свое детство — голодное, безрадостное. Самым большим праздником деревенских мальчишек был сабантуй. Тогда только отступали на время все печали и заботы. На сабантуе то в одном, то в другом ауле он отплясывал и веселился от души, на сколько хватало сил. Его принимали с удовольствием, хлопали, подбадривая, изо всех сил. Вознаграждением бывал кусок хлеба, мяса... Но самую большую радость доставлял сам танец...

Трудные годы после гражданской войны... Голод... Разруха... Засуха, неурожай 1920—1921 годов, которые повыкосили чуть не половину населения Поволжья и Урала. Сотни и сотни детей-сирот Башкортостана были направлены в детские дома Белоруссии. Был среди них и Файзи Гаскаров.

Через несколько лет окрепший, подросший Файзи вернулся на родину. В конце 20-х годов его часто можно было видеть на сабантуях. Без него не проходил ни один праздник. Лихой, отчаянный подросток завоевал вскоре славу лучшего танцора. Стоило ему выйти в круг, как даже бывалые, опытные и признанные плясуны отходили в сторону.

— Аи да Файзи, вот молодец парень,— подбадривали его, ласково улыбаясь, старики. Во время летних каникул он выезжает на гастроли вместе с артистами Башкирского театра драмы (ныне это Башкирский государственный академический театр драмы им.  М. Гафури). Эти поездки сыграли впоследствии очень большую роль в творческом становлении Файзи Гаскарова. Обогатили его впечатлительный ум многообразием форм народного искусства. На жизненном пути подростка оказалось много доброжелательных людей. Видя в нем талант незаурядный, они всячески помогали ему, внушали, что он обязательно должен получить хореографическое образование. В душе молодого танцора окрепла уверенность, что он сможет преодолеть все препятствия.

Файзи едет в Москву — учиться. Пройдя строгий экзамен выдающихся мастеров классического танца, он стал учащимся хореографического училища при Большом театре Союза ССР. Оптимизм, жизнерадостность, уверенность в своих силах были ему свойственны и раньше. Теперь же они стали основой его характера. И в будущем уже окрасили все его танцы удивительным очарованием, придали им необычайную жизнеутверждающую силу.

В 1932 году Ф. Гаскаров успешно заканчивает учебу и возвращается в Башкортостан.

Первому профессиональному танцовщику Башкортостана было поручено организовать национальную студию в балетной школе Большого театра. Вместе с мастерами русского балета Файзи Гаскаров проводит набор одаренных детей.

В Москве в это время развернулось строительство метрополитена. Каждое свободное место в городе было отдано метростроевцам... Башкирское национальное отделение было открыто при Ленинградском хореографическом училище. Возглавил его Файзи Гаскаров.

Итак, свои 20 лет Файзи Гаскаров стал педагогом.

Через четыре года, убедившись, что национальная студия жизнеспособна, Файзи решил вновь выйти на сцену в качестве артиста. Он едет в Москву. Его манит уже всемирно известный Ансамбль народного танца Союза ССР. Здесь он успешно выступает как солист. Казалось, творческая биография молодого танцовщика складывается как нельзя лучше. Но им владели иные думы:

создать подобный коллектив в родном Башкортостане. Эта идея нашла и поддержку, и понимание, и помощь и в самой республике.

Наконец представилась возможность претворить мечту в жизнь.

Весной 1939 года Файзи Гаскаров создает ансамбль народного танца и становится его художественным руководителем.

       Файзи Гаскаров — человек по натуре своей вдумчивый, пытливый. Он решил, что сперва следует как можно глубже изучить народное творчество — музыку, обычаи, народные промыслы... В составе различных этнографических экспедиций он забирался в самые отдаленные уголки башкирского Зауралья, упорно постигал все, что хранила народная память, изучал, собирал, сравнивал... Поездки помогли Гаскарову собрать воедино разрозненные жемчужины ожерелья народных танцев, объединить характерные танцевальные движения и мотивы.

Первыми танцами, поставленными, а по сути созданными Гаскаровым, стали танцы «Гульназира» и «Зарифа». В первый же год он поставил еще 8 танцев.

Просмотр видио б.н.т. «Гульназира»

С репертуаром из 10 танцев молодой коллектив выехал на свои первые гастроли в районы Башкортостана.

Гастроли прошли очень удачно. И успех этот не покидает ансамбль народного танца и по сей день, сопровождая гастроли ансамбля не только по нашей республике и стране, но и за ее пределами. Причина этого успеха, его профессионального мастерства — прежде всего в таланте его создателя — Файзи Гаскарова.

Репертуар ансамбля — хореографические миниатюры. Это рассказы о красоте родной земли, о женской верности и чести, о мужской доблести и дерзости, отваге, о неиссякаемом народном юморе, поведанные посредством танца. Каждый танец пробуждает в людях одно из самых высоких чувств — счастье прикосновения к источнику народной мудрости.

«Мы живые наследники прошлой нашей культуры, — говорил Гаскаров. — Наш долг — тщательно изучать это богатое наследие и вооружаться им ради будущего расцвета народного искусства». Верный своим словам, он создал десятки танцев. Лучшие из них — «Три брата», «Проказницы», «Семь девушек», «Подарок», «Загида», «Жених» —принесли башкирским артистам золотые и серебряные медали на международных фестивалях молодежи и студентов.

В каждой поездке находил прекрасных кураистов, талантливых исполнителей народных танцев и старался привлечь их к профессиональной сценической деятельности. Знакомясь с танцами разных районов, он одновременно отбирал для своего ансамбля и будущих артистов.

О каждом танце, созданном Файзи Гаскаровым (а их свыше ста), можно рассказывать и рассказывать... Каждый из них несет на себе отпечаток души мастера, соединявшего в рамках одного танца многовековой опыт народной хореографии. И не случайно, что башкирский балетмейстер был одним из первых удостоен премии имени Салавата Юлаева.

Сегодня Башкирский государственный академический ансамбль народного танца носит имя своего создателя и первого руководителя — Файзи Гаскарова. Ансамбль существует уже более пятидесяти лет. За это время он прошел долгий творческий путь, ему есть чем и кем гордиться...

Во многих странах выступал ансамбль и всюду зрители восторженно благодарили башкирских танцоров, восхищались самобытностью их искусства, оригинальностью каждого танца, высоким мастерством артистов ансамбля. Умение отобрать типическое из сокровищницы народного танца и сохранить всю поэзию, свежесть и непосредственность подлинника отличают стиль творчества Ф. А. Гаскарова, который изучил не только башкирскую народную хореографию, но хорошо знаком и с танцевальным творчеством других народов, населяющих Башкирию: русских, татар, марийцев, чувашей.

К числу лучших работ Гаскарова, кроме названных выше, следует отнести такие танцы, как девичья поэтическая пляска «Семь девушек», искрящаяся теплым юмором хореографическая сценка «Три поколения», лирические дуэты «Дружба», «Свидание», жизнерадостная молодёжная пляска «Гюльназира».

Материал, собранный во время фольклорной экспедиции по районам БАССР в 1939 году, Ф. А. Гаскаров использовал не только для постановочных работ в ансамбле народного танца, но и при написании первых национальных балетных либретто: «Журавлиная песня» и «Горная быль».

Старые хореографические традиции народа стали основой для развития национальной балетной профессиональной школы. Соединение классической хореографии с народными танцевальными движениями - плодотворный путь для творческих поисков создателей национального башкирского балета.

Малая частица нашей великой Родины, раскинувшаяся в Предуралье на па Южном Урале.

Природа со всей щедростью наградила эту землю. Привольные степи и суровые хребты Уральских гор, прозрачные озера и стремительные горные реки, густые лесные чащи... Родная уральская земля наделила душу народа добротой, и, впитывая ее могучую и ласковую красоту, башкиры издавна стремились воплотить в своем творчестве все многообразие звуков и красок родного края.

Сложные орнаменты самотканых ковров поражают сходством с разноцветьем весеннего луга. В напевах курая слышится то песня жаворонка, то грустная мелодия метели. В плясках угадываешь сразу: это — цокот копыт по горной дороге, вот — взлет орла, буйство ветра!

Веками создавались формы народного танца. Они кровно связаны с жизнью и бытом народа и, подобно сказаниям, являются художественным выражением; его характера. В танцах оживают, становятся зримыми страницы истории. Легенды и песни, дошедшие до нас из глубины веков, рассказывают, что пляски — героические, обрядовые, бытовые— сопровождали наших предков во все времена.

С давних пор на башкирских  праздниках музыканта усаживали на почетное место, певцу подносили первую пиалу кумыса, но зато танцору доставались все улыбки. Где, как не в пляске, ярче всего выражается народный темперамент, задор, отвага, удаль!

Для укомплектования коллектива группа энтузиастов во главе с Файзи Гаскаровым разъезжает по отдаленным районам Башкирии, буквально «выкапывая» наиболее одаренных, своеобразных исполнителей. Первыми артистами ансамбля стали выпускник Уфимского театрального училища Ирек Ибрагимов и чертежница Хазина Мнгазова, шахтер .Му.хамет Идрисов и студентка Назира Мударпсова, бывшие участники художественной самодеятельности Александра Морозова, Роза Бикташева, Ольга Христофорова, Геннадий Мотыгин, Василий Ахряпов и другие. Вчерашние рабочие, колхозники с энтузиазмом принялись осваивать премудрости классического и характерного тренажа, изучать историю театра, искусство грима. Если раньше башкирские танцы исполнялись только в быту: на праздниках, гуляньях, то теперь они должны были занять почетное место на профессиональной сцене.

Файзи Гаскаров, создавая репертуар ансамбля, не копировал фольклорный материал, а на его основе по существу строил новые танцы. Бережно сохраняя специфические черты и национальный характер народной хореографии.

До Великой Октябрьской революции запреты мусульманской религии, враждебно относящейся к искусству вообще, мешали развитию башкирского народного танца. В песнях и плясках духовенство усматривало «великий грех». Муллы внушали: «Не пой! Не танцуй! Своим пением и танцем ты пугаешь ангелов и созываешь нечистых!» Но, несмотря на преследования и запреты, народ создавал все новые песни, пляски, находя в них отраду в редкие часы отдыха. Не случайно в труднодоступных районах Башкирии, где влияние мусульманских запретов было слабее, сохранились до наших дней наиболее яркие образцы песенного и танцевального фольклора.

После победы Великого Октября могучая стихия народного творчества солнечным потоком хлынула на сценические подмостки. Тысячи талантливых представителей народа, ранее обреченного на духовное прозябание, обрели право проявить свои способности. В советскую эпоху наступил истинный расцвет народного танца. Детище этого времени— самый молодой жанр хореографии—сценический народный танец. Именно в этот период судьба свела руководителя первого Ансамбля народного танца СССР Игоря Моисеева и молодого башкирского балетмейстера Файзи Гаскарова. Встреча во многом повлияла на дальнейшее развитие башкирской хореографии.

Файзи Гаскаров—первый профессиональный башкирский танцовщик, выпускник хореографического училища Большого театра СССР. Он создал интереснейшие образцы героических, игровых, лирических танцев. Для своих произведений Файзи Гаскаров всегда выбирал темы и сюжеты, ярко отражающие народные обычаи, поэтические традиции. Он отбирал наиболее типичное в народном танце и стремился по-новому интерпретировать его, обогащая традиционную основу оригинальными, изящными композициями. И каждый его танец поражал достоверностью, самобытностью.

В первую программу ансамбля вошли прославленные ныне горно-башкирские танцы «Гюльназира», «Зарифа», лирические танцы «Семь девушек» и «Муглифа», бытовые танцевальные картинки «Кушъяулык», «Лпипа», «Банк». По молодой балетмейстер понимал, что нельзя заниматься в рамках только башкирского танца и обогащал репертуар ансамбля танцами других народов СССР: русской «Полянкой», белорусскими «Лявонпхоп» п «Крыжач'ком», украинским «Гопаком».

Первым экзаменом ансамбля на зрелость было выступление на праздновании 20-лстня образования Башкирской Советской Автономной Республики. Молодой коллектив сразу завоевал признание п симпатии зрителей.

Летом 1940 года ансамбль выехал в первую свою гастрольную поездку—по районам Башкирии, а закончил он ее с большим успехом в Магнитогорске и Челябинске.

Свежесть, поэтичность исполнения покорили зрителей. С первых же месяцев существования ансамбль становится популярным в республике и за ее пределами. С начала 1941 года ансамбль усиленно готовился к предстоящей декаде башкирской литературы и искусства в Москве. Великая Отечественная война отсрочила этот показ на 14 лет.

В 1942 году уезжает на фронт и руководитель ансамбля Файзи Гаскаров. В условиях действующей армии он создает самодеятельный ансамбль из бойцов и командиров Башкирской кавалерийской дивизии. А представители ансамбля Хазпна Магазова п Мухамет Идрнсов вместе с писателями Башкирии выступают на декаде литературы и искусства «Урал кует победу». В 1943 году они вместе с Тагпром Каримовым и бригадой артистов тоже выезжают на Юго-Западный фронт. Четыре месяца «кочуют» они по воинским частям, выступая на лесных полянах, в блиндажах, на грузовиках, попадая под обстрелы и бомбежки. Суровым дыханием войны веет от ветхого серого листка:

«Приказ по 16-ой Гвардейской кавалерийской дивизии. 11 мая 1948 г.

§ 1. За образцовое культурно-массовое обслуживание нашего полка артистам!! Башкирской фронтовой художественной бригады от имени всего личного состава 60-го Гвардейского кавалерийского полка объявляю благодарность: 1. Идрпсову М. Р., 2. Магазовой X. Н.

§ 2. За хорошую подготовку концерта премировать: 1. Идрнсова ДА. Р. — диагоналевыми брюками; 2. Магазову X, Н. — суконным одеялом».

Родина высоко отметила труд башкирских артистов на фронтах Великой Отечественной войны. Многие питомцы ансамбля не вернулись с фронта. На смену им в трудное военное время в коллектив пришла большая группа талантливой молодежи: Загнр Исмагилов, Санин Ахтямова, Степан Шумков, Галпя Магазова, Муха мет Шамсутдипов, Магинур Бикбова, Владимир Масленников, Наиля Мужипова, Радик Карабанов, Мукарама Равило-ва, Маргарита Копылова, Асхат Хазиев и другие.

В годы войны ансамбль не прекращал гастрольной деятельности и по стране. Па телегах и ^стареньких грузовичках, на баржах п в теплушках разъезжают артисты ансамбля по районам Башкирии, выступают в Казани, Куйбышеве, Ижевске. Летом и осенью 1944 года в поездке по Забайкалью коллектив знакомит с башкирским искусством воинов пограничных частей, охраняющих восточные рубежи нашей Родины. Армейская газета «Вперед •— к победе!» 12 ноября 1944 года писала: «У самого рубежа страны, где наши пограничники охраняют Родину, участники ансамбля мастерски показали красноармейскому зрителю искусство Башкирии... Зачастую сцена представляет собой плотно утрамбованную площадку в степи,..»

Победный 1945 год был ознаменован участием ансамбля во Всероссийском конкурсе народного танца в Свердловске, где коллектив удостоился высокой оценки жюри.

В послевоенные годы ансамбль пополнился целым созвездием талантов. Из Дюртюлинского района приехал Анвар Фахрутдинов, с Западной Украины — Марцслла Остапчук. Демобилизовался пз армии Альфарит Султанов. Из художественной самодеятельности пришла в коллектив целая группа заводской молодежи — Екатерина Варламова, Фарит Каримов, Хпзбулла Зубайдуллин, Талгат Урманов, Фаиня Гареева. Из театра оперы и балета пришла в ансамбль Ляпля Шагнвалеева. После окончания театрального училища поступили в ансамбль Рауиля Хазпева и Ратмнр Бадретдинов. Несколько позднее в коллектив влились Ольга Макарова, Зплара Аюпова, Рим Бакиров, Юрий Осипов, Эльза Гайсина, Мансур Тпмергазеев, Санпя Бакнрова, Лилия Нагаева. Природный талант и постоянный упорный труд помогли им в короткий срок стать солистами ансамбля и вместе с ветеранами составить крепкое творческое ядро коллектива.

Кропотливо воспитывал Файзи Гаскаров молодых исполнителей. Балетмейстер требовал от артистов не только высокой танцевальной техники, но и предельной выразительности, осмысленности образа.

Расширилась география гастролей ансамбля. С башкирским искусством народного танца познакомились зрители

  • Средней Азии,
  • Кавказа,
  • Молдавии,
  • Украины,
  • Белоруссии,
  • Прибалтийских республик.
  • Мурманской и Архангельской областей.
  • Неоднократно гастролировал коллектив в областях и республиках Поволжья, в индустриальных центрах Урала и Сибири. Плодотворными были поездки в Забайкалье и Приморье, на Южный Сахалин и Камчатку.

И каждое лето коллектив по-прежнему выезжал на гастроли по городам и селам родной Башкирии. Эти своеобразные отчеты перед земляками, перед республикой, которая знает и любит своих танцоров, становятся традиционными. Тесные контакты с народом, внимательное изучение фольклора «на местах» помогают артистам находить новые сценические интонации, правдиво и ярко изображать своих героев.

В этот плодотворный период программу ансамбля обогатили подлинные шедевры хореографии. Юношески трепетным дуэт «Дуслык» («Дружба») до сих пор остается эталоном башкирского лирического танца. Образцом мужественности, силы и ловкости стал «Танец охотника». Глубокий философский смысл заложен в сюжете восхитительного по своей простоте перепляса «Три брата». В шуточной сцепе «Кину» («Жених») мастерство перевоплощения исполнителей придает танцу острокомедпйные черты. Каждый танец отличается оригинальностью замысла, художественной завершенностью. Эти произведения, как и многие другие, принесли известность их автору — Файзп Гаскарову и, выдержав испытание временем, стали классикой башкирской хореографии.

Декада башкирской литературы и искусства в Москве п 1955 году открыла новую страницу в жизни ансамбля. Столичный зритель по достоинству оценил богатство и изящество башкирского национального фольклора, разнообразие сюжетов и оригинальность композиционных рисунков. Башкирский ансамбль народного танца становится в один ряд с самыми популярными хореографическими коллективами страны.

В этом же году ансамбль едет полпредом советского искусства в Демократическую Республику Вьетнам. Выступления перед многотысячной аудиторией в городах и провинциях, встречи с молодежью, совместная работа с вьетнамскими артистами помогли коллективу приобрести многих истинных, преданных друзей. За плодотворную и самоотверженную работу правительство ДРВ наградило ансамбль «Орденом Труда I степени». Вручая награду, президент ДРВ товарищ Хо Шп Мин сказал: «Ваши концерты —• большой стимул для развития собственного социалистического искусства Вьетнама, а также громадный вклад в дело мира п дружбы между нашими людьми».

Танец способствует сближению людей, для него не существует языковых барьеров. Поездки ансамбля за границу становятся систематическими. Около 30 стран посетили башкирские танцоры и везде им сопутствовал успех. Им аплодировали монгольские араты, рыбаки п шахтеры Корейской Народно-Демократической Республики. В Индии-колыбели древней хореографии — в течение целого месяца не убывали тысячные очереди зрителей, желающих попасть на концерт Башкирского ансамбля. Искусством ансамбли восхищались в Австрии и Чехословакии, о Бирме. Неаполе, Пакистане. С большим успехом прошли гастроли ансамбля на африканском континенте — в Гвинее, Сенегале, Мали.

Неоднократно выезжали за границу в числе лучших артистических сил Советского Союза отдельные солисты ансамбля. А. Фахрутдпнов, М. Идрисов, М. Шаысутдппон, X. Магазова, X. Зубайдуллин, Р. Туй-сина, Р. Хатмуллина побывали в странах Африки, в Индии, Лаосе, Камбодже, в Венгрии, Болгарии, Канаде, Японии.

  • «Золотыми» лауреатами IV Всемирного фестиваля в Бухаресте стали М. Идрисов, М. Шамсутдпнов, А. Фахрутдпнов и Т. Худайбсрдпна.
  • На V Всемирном фестивале в Варшаве побывали 3. Аюпова, Ф. Каримов и Р. Бадретдинов.
  • Серебряной медалью VII Всемирного фестиваля в Вене награждены А. Фахрутдннов, X. Зубайдуллип, Р. Хазпева, 3. Аюпова, Ф. Гареева, 3. Урманова, Р- Бакпрова, А. Султанов.
  • «Золото» XI Всемирного фестиваля привезла из Софии Р. Туйсипа.
  • В 1967 году на Всесоюзном конкурсе в Москве Башкирский ансамбль народного танца представил свое искусство в числе наиболее прославленных хореографических коллективов страны и был удостоен звания лауреата.
  • В 1978 году — лауреат Всероссийского конкурса.

Ансамблю незнаком творческий застой. Репертуар постоянно и целенаправленно пополнялся новыми оригинальными произведениями. Масштабное эпическое полотно «Северные амуры» вправе соперничать по глубине колорита с очаровательной жанровой юмореской «Проказницы». Танцы дореволюционной деревенской молодежи «Вссеннлй поток» и «Игра в шар» перекликаются с актуальностью современных сюжетов в танцах «Укротители», «На колхозной ферме», «Молодые сердца», «Влюбленные строители».

Высокий творческий и технический уровень коллектива диктует необходимость воспитания профессионально подготовленных кадров. Уже несколько раз коллектив пополнялся да счет создания стажерских групп,  1971 году ансамбль заметно «помолодел», приняв большую группу стажеров, подготовленных опытными педагогами и специалистами народного танца X. Мустаевым, X. Магазовой. Много талантливой молодежи пришло и из Стерлитамакского культпросветучилища.

Большого мастерства достигла музыкальная группа ансамбля, руководимая заслуженным деятелем искусств БАССР Р. Муратшпным.

Особенно плодотворна и интенсивна гастрольная деятельность ансамбля в последние годы. Кажется, не осталось на карте Родины «белых пятен», где бы не побывали башкирские танцоры. Надолго запомнились встречи с покорителями целины, строителями Братска, с рабочими КамАЗа, молодежью БАМа.

Большое общественно-политическое значение имеют гастроли за рубежом. Башкирский ансамбль дважды был участником традиционных Рабочих фестивалей в ГДР, где был удостоен звания

  • «Заслуженный коллектив народного искусства Германской Демократической Республики».
  • «В гостях у друзей». Совместный танец с вьетнамским военным ансамблем. Ханой, 1955 год.
  • В 1974 году коллектив был приглашен в Италию на празднование юбилея газеты «Унпта».

 Искреннюю благодарность коллективу передал секретарь ЦК Итальянской Коммунистической партии Армандо Коссутто: «Мы хотели бы выразить наше глубокое удовлетворение работой, проведенной в пашей стране Ансамблем народного танца Башкирской АССР. За 24 дня танцоры ансамбля проехали около 8 тысяч километров и успешно выступили в 10 итальянских городах, идя порой на большие жертвы, преодолевая трудности

  • Ансамбль побывал также во Франции, Бельгии, Финляндии, Западном Берлине, Испании. Европейский зритель познакомился с жизнерадостным и одухотворенным мастерством башкирских артистов. Об этом свидетельствуют восторженные отзывы зрителей и прессы.

Поездки за границу для башкирского ансамбля — не только концертные турне. Показывая свое искусство, танцоры не забывают внимательно изучать творчество народов, гостями которых они являют. Почти из каждой зарубежной поездки ансамбль привозит чудесные дары искусства —танцы, поставленные известными хореографами.

Праздничная танцевальная сюита «В гостях у друзей» создана Файзи Гаскаровым на основе вьетнамского «Танца с бамбуками».

*\ Показ DVD- слайдов\  

  Народные танцы «Сантал» и «Аларппу» поставил индийский балетмейстер Нарендра Шарма, а пантомиму «Павлин» и танец древнейшего индийского стиля «Бхарат латьям* — известный  бомбейский танцовщик Чандр Кант. Нежный, как утренняя заря, «Танец с веерами» подарен ансамблю великолепным, мастером корейского танца Цо и Сын Хн. В республике Бангладеш педагог института искусств Дулал Талукдер и его ученицы передали ансамблю классические бенгальские танцы «Мелодия и ритмы» и «Три грации». В Рангунском институте искусств поставлен «Бирманский танец». В Африке студенты сенегальской балетной студии и артисты фольклорной группы подарили ансамблю тапец «Ритмы Африки». В программе ансамбля болгарский «Хоро», 1реческнй «Спртакн», лаосский танец «Лао», пакистанский «Урожай».

Широкая пропаганда интернационального искусства танца, которую постоянно и целенаправленно проводит башкирский ансамбль, вносит весомый вклад в дело укрепления мира и дружбы между народами.

Вдохновенный и самоотверженный труд многих артистов ансамбля отмечен высокими правительственнымп наградами и званиями: Айвару Фахрутдннову и Мухамету Идрисову присвоено звание заслуженных артистов РСФСР, нескольким членам коллектива присвоено звание народных, а более тридцати танцорам — звание заслуженных артистов Башкирии, Многие награждены орденами и медалями, грамотами.

Не забывают свою молодость ветераны. Расставшись с профессиональной сценой, они пришли в самодеятельные коллективы в качестве руководителей и, не жалея сил, отдают юным любителям свой богатый опыт, талант, беззаветную любовь к народному танцу.

Рождение Башкирского ансамбля народного танца, его творческий путь — конкретное воплощение судьбы советского искусства. Чистые истоки, вдохновенное служение народу, трудом и талантом завоеванное мастерство, одухотворенное пафосом братства народов, — так и, наверное, только так можно объяснить широкое признание искусства этого коллектива широким зрителем.

IV. ВХР «Голубка»

V. Итог. Заключение

VI. Оценивание учащихся

VII. Д.з. Повторить творчество Ф.Гаскарова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока музыки "Опера Князь Игорь""

Методическая разработка включает в себя конспект, презентацию. На уроке учащиеся продолжают знакомство с удивительным памятником музыкальной культуры, который "оживил", дал нам возможность сочувствова...

Т.Миннуллинның "Авыл эте-Акбай" әсәрен өйрәнү буенча класстан тыш уку дәресе план-конспекты, дәрескә презентация

Т.Миңнуллинның "Авыл эте-Акбай" әсәре буенча класстан тыш уку дәресе өчен дәрес үрнәге бирелә.Әсәр татар мәктәпләренең 7 класслары өчен тәкъдим ителә. Биредә дәреснең план- конспекты һәм презентациясе...

Презентация урока музыки в 1 классе по теме "Мои первые каникулы: будем веселиться"

Эта презентация отображает материал урока в 1 классе по теме "Мои первые каникулы: будем веселиться". В ней показан теоретический материал, который сопровождается видео материалами (мультфильм "Канику...

План конспект занятия с презентацией "Обобщающее занятие по теме "Биология кустарников, видовой состав и декоративные качества"

План конспект занятия с презентацией  "Обобщающее занятие по теме " Биология кустарников , видовой состав и декоративные качества"...

Конспект и презентация урока музыки на тему " Мелодия- душа музыки" 6 класс.

Конспект и презентация урока музыки на тему " Мелодия- душа музыки" 6 класс....

План-конспект музыкального занятия "В королевстве музыки"

Образовательная область«Художественное - эстетическое развитие»Возрастная группаПодготовительная к школе группа 6-7 летИспользуемые технологииТехнология деятельностного метода («Ситу...

План-конспект музыкального занятия. Тема: «Влияние музыки на человека».

План-конспект музыкального занятияТема: «Влияние музыки на человека».Цель: воспитание у детей любви к музыке, желание ее слушать, обогащать музыкальные впечатления.Задачи:Образовательные:...