Методическая разработка урока искусства (музыки) "Образы природы в фортепианном творчестве П.И.Чайковского"
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме

Войнова Наталья Олеговна

Методическая разработка  для проведения  урока музыки в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_6_klass.doc41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока искусства (музыки)

в 6 классе

Тема полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки»

Тема урока: «Образы природы в фортепианном творчестве П.И. Чайковского»

Учитель музыки МБОУ «СОШ №4»

г.Ефремов Тульской области

 Войнова Н.О.

2013 г.

Цель урока: на примере пьес их фортепианного цикла «Времена года»              П.И. Чайковского  подвести учащихся к выводу, что музыка великого композитора создает выразительные образы русской природы созвучные пейзажам русских художников XIX века.

Образовательные задачи:

  1. знакомство с фортепианным циклом «Времена года» П.И. Чайковского;
  2. понятие «фортепианный цикл»;
  3. знакомство с репродукциями русских художников-пейзажистов XIX  века;
  4. учить умению анализировать и сравнивать  образы в музыке;
  5. работа над вокально-хоровыми навыками класса: дикцией, дыханием, фразировкой, выразительностью исполнения.

Воспитательные задачи:

  1. воспитание чувства патриотизма;
  2. воспитание любви, чувства гордости  и уважения к русскому искусству.

Методическое обеспечение:

интерактивная доска, СD- диски (записи пьес  из фортепианного цикла  «Времена года» П.И. Чайковского), проект «Фортепианный цикл «Времена года», проект «Творчество П.И.Чайковского», проект «Русская весна в творчестве русских-пейзажистов XIX  века»

Ход урока

  1. Организационный момент. Вход под песню «Может быть лучше России» Е.Крылатова.

2.- Вы узнали музыку, которая сейчас звучала?

(«Что может быть лучше России»)

-О чем эта песня?

(о красоте родной природы, о России)

-Хорошо, к этой песне  мы вернемся немного позже, а сейчас исполним песню «Уголок России» В.Шаинского

(исполнение 1 куплета песни без аккомпанемента, далее песня исполняется целиком)

- Скажите, как автор песни относится к своей Родине?

(он её любит, гордится ею, любуется красотой родной природы)

- Тема любви к Родине, русской природе  волнует не только современных композиторов.  Сегодня  на уроке мы познакомимся с творчеством выдающегося русского композитора XIX века - П.И.Чайковского, в музыке которого сцены из жизни русского человека тесно переплетаются с картинами родной  природы.

Слайд №1,2

-Давайте посмотрим проектную работу о Чайковском, которую выполнила Мологина  Лена (ученица представляет  проектную работ, выполненную  в виде презентации «Петр Ильич Чайковский»).

Проектная работа №1

-Тема нашего урока «Образы природы в фортепианном творчестве П.И. Чайковского». Фортепианный цикл «Времена года» стал своеобразным музыкальным дневником композитора. В нем отражены добрые его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Брат композитора Модест Ильич Чайковский  вспоминал: «Петр  Ильич, как редко кто, любил  жизнь. Каждый день имел для него значительность. И прощаться с ним ему было грустно, при мысли, что от всего пережитого не останется и следа».

- Итак, что же собой представляет фортепианный цикл «Времена года»? Об этом  нам расскажет Шелковникова Карина в своем проекте.

(ученица рассказывает о содержании своей работы)

Проектная работа №2

- Каждую пьесу, помимо названия, предваряет стихотворный эпиграф.

- Как вы думает, почему автор цикла сделал именно так? (чтобы слушателю было понятнее какие мысли, образы передал в своем произведении автор)

-Сегодня мы познакомимся с  двумя весенними пьесами из музыкального  альбома «Времена года».

Этой пьесе предшествует следующий эпиграф.

Слайд №3

( звучит «Март. Песня жаворонка»)

- Какой характер  у этого произведения?

(мечтательный, светлый, мягкий , прозрачный, трогательный)

- Какой образ создал композитор в этом произведении?

(образ жаворонка - первой птички, возвещающей о приходе весны; образ пробуждающейся весны  от зимней спячки; образ мечты о новой жизни, новых мечтах, надеждах)

- Весной природа пробуждается от зимнего сна. С крыш капает капель и появляется настоящее весеннее чудо – первые цветы – подснежники.

Слайд №4,5

Следующее произведение из цикла  так и называется «Апрель. Подснежник».

- Давайте послушаем его и подумаем, какой образ получился у композитора.

( образ весны, первых весенних цветов – подснежников, мелодия более уверенная, восторженная и яркая)

-Что объединяет эти два произведения?

( общая тема- весна, оба произведения лирические, нежные, с надеждой, мечтами)

-Сегодня мы познакомились лишь с двумя пьесами из замечательного фортепианного цикла  П.И.Чайковского «Времена года», который перекликается с одноименным циклом поэта Константина Романова, который находился с композитором в переписке. Одно из стихотворений так и называется «Времена года».

(ученица читает стихотворение К. Романова «Времена года»:

О, радость утра  ясного весной!

Ты ласточек навеяна крылами

Вы, незабудки, споря с небесами,

Так празднично убрались бирюзой.

О, летний день! Сияя над землей,

 Ты теплыми даришь её  лучами.

И мака знойными во ржи цветами…

И жаворонка песней заливной.

О, золотистость осени печальной!

Скорбь увяданья, грусти красота

И журавлей отлет зарей прощальной,

О, зимней ночи жуть и нагота!

Зловещий ворон в белизне хрустальной

И лунный свет, и глушь, и немота…

-Дома вы  можете послушать остальные пьесы из этого сборника, а потом поделитесь своими впечатлениями о музыке, а еще можете нарисовать иллюстрацию к понравившейся пьесе.

-Тема любви к Родине, русской природе нашла отражение не только в музыке и литературе. Она ярко запечатлена в творчестве русских художников-живописцев XIX века. Давайте посмотрим творческий проект Латышевой Вики.

Проектная работа №3

_ А в завершении нашего сегодняшнего разговора о  теме русской природы, Родины в творчестве композиторов, поэтов  и художников я предлагаю вам исполнить песню «Что может быть лучше России» Е.Крылатова

(исполнение песни «Что может быть лучше России» Е. Крылатова)

3.Итог урока.

Давайте подведем итог нашего урока.

-Что вам запомнилось?

-Можем ли мы гордится русским искусством?

-И в заключение я хочу прочитать вам одно изречение самого П.И.Чайковского. Он посвятил его Л.Н.Толстому: «Его одного достаточно, чтобы русский человек не склонял стыдливо голову, когда перед ним высчитывают все великое, что дала человечеству Европа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разработки уроков искусства Спиричевой С.Н.

Уроки по искусству - беспредельно разрабатываемое поле для каждого учителя. Он может сам любую тему трактовать в зависимости от его профессиональной и интеллектуальной подготовки. Я предлагаю нескольк...

методическая разработка урока по обществознанию "Охранять природу - значит охранять жизнь"

конспект конкурсного открытого урока по обществознанию для 7 класса "Охранять природу - значит охранять жизнь", показанный на республиканском этапе конкурса профессионального мастерства &quo...

Методическая разработка урока по теме « Этажи природы» курса экологии в 5 классе.

Разработка урока экологии в 5 классе в структуре ФГОС ООО.Урок входит в состав раздела  «Группы живых организмов»....

Методическая разработка урока литературы с кейс-технологией по теме: «Творчество А. С. Пушкина»

Данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимс...

Методическая разработка урока развития речи "Описание природы.Зима" 6 класс

Урок поможет учащимся в подготовке домашнего сочинения-описания природы зимой....

Методическая разработка урока "Закон на страже природы"

Методическая разработка урока по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"...