Методическая разработка урока искусства (музыки) "Образы природы в фортепианном творчестве П.И.Чайковского"
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме
Методическая разработка для проведения урока музыки в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_6_klass.doc | 41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока искусства (музыки)
в 6 классе
Тема полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки»
Тема урока: «Образы природы в фортепианном творчестве П.И. Чайковского»
Учитель музыки МБОУ «СОШ №4»
г.Ефремов Тульской области
Войнова Н.О.
2013 г.
Цель урока: на примере пьес их фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского подвести учащихся к выводу, что музыка великого композитора создает выразительные образы русской природы созвучные пейзажам русских художников XIX века.
Образовательные задачи:
- знакомство с фортепианным циклом «Времена года» П.И. Чайковского;
- понятие «фортепианный цикл»;
- знакомство с репродукциями русских художников-пейзажистов XIX века;
- учить умению анализировать и сравнивать образы в музыке;
- работа над вокально-хоровыми навыками класса: дикцией, дыханием, фразировкой, выразительностью исполнения.
Воспитательные задачи:
- воспитание чувства патриотизма;
- воспитание любви, чувства гордости и уважения к русскому искусству.
Методическое обеспечение:
интерактивная доска, СD- диски (записи пьес из фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского), проект «Фортепианный цикл «Времена года», проект «Творчество П.И.Чайковского», проект «Русская весна в творчестве русских-пейзажистов XIX века»
Ход урока
- Организационный момент. Вход под песню «Может быть лучше России» Е.Крылатова.
2.- Вы узнали музыку, которая сейчас звучала?
(«Что может быть лучше России»)
-О чем эта песня?
(о красоте родной природы, о России)
-Хорошо, к этой песне мы вернемся немного позже, а сейчас исполним песню «Уголок России» В.Шаинского
(исполнение 1 куплета песни без аккомпанемента, далее песня исполняется целиком)
- Скажите, как автор песни относится к своей Родине?
(он её любит, гордится ею, любуется красотой родной природы)
- Тема любви к Родине, русской природе волнует не только современных композиторов. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством выдающегося русского композитора XIX века - П.И.Чайковского, в музыке которого сцены из жизни русского человека тесно переплетаются с картинами родной природы.
Слайд №1,2
-Давайте посмотрим проектную работу о Чайковском, которую выполнила Мологина Лена (ученица представляет проектную работ, выполненную в виде презентации «Петр Ильич Чайковский»).
Проектная работа №1
-Тема нашего урока «Образы природы в фортепианном творчестве П.И. Чайковского». Фортепианный цикл «Времена года» стал своеобразным музыкальным дневником композитора. В нем отражены добрые его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Брат композитора Модест Ильич Чайковский вспоминал: «Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь. Каждый день имел для него значительность. И прощаться с ним ему было грустно, при мысли, что от всего пережитого не останется и следа».
- Итак, что же собой представляет фортепианный цикл «Времена года»? Об этом нам расскажет Шелковникова Карина в своем проекте.
(ученица рассказывает о содержании своей работы)
Проектная работа №2
- Каждую пьесу, помимо названия, предваряет стихотворный эпиграф.
- Как вы думает, почему автор цикла сделал именно так? (чтобы слушателю было понятнее какие мысли, образы передал в своем произведении автор)
-Сегодня мы познакомимся с двумя весенними пьесами из музыкального альбома «Времена года».
Этой пьесе предшествует следующий эпиграф.
Слайд №3
( звучит «Март. Песня жаворонка»)
- Какой характер у этого произведения?
(мечтательный, светлый, мягкий , прозрачный, трогательный)
- Какой образ создал композитор в этом произведении?
(образ жаворонка - первой птички, возвещающей о приходе весны; образ пробуждающейся весны от зимней спячки; образ мечты о новой жизни, новых мечтах, надеждах)
- Весной природа пробуждается от зимнего сна. С крыш капает капель и появляется настоящее весеннее чудо – первые цветы – подснежники.
Слайд №4,5
Следующее произведение из цикла так и называется «Апрель. Подснежник».
- Давайте послушаем его и подумаем, какой образ получился у композитора.
( образ весны, первых весенних цветов – подснежников, мелодия более уверенная, восторженная и яркая)
-Что объединяет эти два произведения?
( общая тема- весна, оба произведения лирические, нежные, с надеждой, мечтами)
-Сегодня мы познакомились лишь с двумя пьесами из замечательного фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года», который перекликается с одноименным циклом поэта Константина Романова, который находился с композитором в переписке. Одно из стихотворений так и называется «Времена года».
(ученица читает стихотворение К. Романова «Времена года»:
О, радость утра ясного весной!
Ты ласточек навеяна крылами
Вы, незабудки, споря с небесами,
Так празднично убрались бирюзой.
О, летний день! Сияя над землей,
Ты теплыми даришь её лучами.
И мака знойными во ржи цветами…
И жаворонка песней заливной.
О, золотистость осени печальной!
Скорбь увяданья, грусти красота
И журавлей отлет зарей прощальной,
О, зимней ночи жуть и нагота!
Зловещий ворон в белизне хрустальной
И лунный свет, и глушь, и немота…
-Дома вы можете послушать остальные пьесы из этого сборника, а потом поделитесь своими впечатлениями о музыке, а еще можете нарисовать иллюстрацию к понравившейся пьесе.
-Тема любви к Родине, русской природе нашла отражение не только в музыке и литературе. Она ярко запечатлена в творчестве русских художников-живописцев XIX века. Давайте посмотрим творческий проект Латышевой Вики.
Проектная работа №3
_ А в завершении нашего сегодняшнего разговора о теме русской природы, Родины в творчестве композиторов, поэтов и художников я предлагаю вам исполнить песню «Что может быть лучше России» Е.Крылатова
(исполнение песни «Что может быть лучше России» Е. Крылатова)
3.Итог урока.
Давайте подведем итог нашего урока.
-Что вам запомнилось?
-Можем ли мы гордится русским искусством?
-И в заключение я хочу прочитать вам одно изречение самого П.И.Чайковского. Он посвятил его Л.Н.Толстому: «Его одного достаточно, чтобы русский человек не склонял стыдливо голову, когда перед ним высчитывают все великое, что дала человечеству Европа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разработки уроков искусства Спиричевой С.Н.
Уроки по искусству - беспредельно разрабатываемое поле для каждого учителя. Он может сам любую тему трактовать в зависимости от его профессиональной и интеллектуальной подготовки. Я предлагаю нескольк...
методическая разработка урока по обществознанию "Охранять природу - значит охранять жизнь"
конспект конкурсного открытого урока по обществознанию для 7 класса "Охранять природу - значит охранять жизнь", показанный на республиканском этапе конкурса профессионального мастерства &quo...
Методическая разработка урока по теме « Этажи природы» курса экологии в 5 классе.
Разработка урока экологии в 5 классе в структуре ФГОС ООО.Урок входит в состав раздела «Группы живых организмов»....
Методическая разработка урока литературы с кейс-технологией по теме: «Творчество А. С. Пушкина»
Данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимс...
Методическая разработка урока развития речи "Описание природы.Зима" 6 класс
Урок поможет учащимся в подготовке домашнего сочинения-описания природы зимой....
Методическая разработка урока на тему «Картины природы в стихотворении Ф.Тютчева “Летний вечер”
Методическая разработка урока по литературе...
Методическая разработка урока "Закон на страже природы"
Методическая разработка урока по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"...