Методическая разработка урока развития речи "Описание природы.Зима" 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Урок поможет учащимся в подготовке домашнего сочинения-описания природы зимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_razv_rechi.opisanie_prirody.odt | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЦО № 633
Калининского района
Санкт-Петербурга.
Составила Антонова Александра Николаевна,
учитель русского языка и литературы.
Урок развития речи по теме «Описание природы». ( 6 класс)
Цели:
обучающие:
- сформировать умение проникать в смысл художественного произведения:
- научить выделять и отбирать языковые и композиционные особенности текста-описания; определять тему и основную мысль текста-описания;
- создавать самостоятельно текст-описание;
развивающие:
создать условия для развития
- навыков выразительного чтения текстов-описаний;
- устной и письменной речи;
- умений распознавать тексты-описания;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к авторскому слову, культуру общения;
- пробуждать познавательный интерес к русскому языку.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Ход урока.
1. Актуализация знаний.
а) Работа с отрывком из стихотворения. ( Слайд 1 — отрывок из стихотв. А.Н. Майкова «Грёзы» )
- Прочитайте стихотворение про себя.
- Какие слова непонятны? (работа с Толковым словарем - «твердь»)
- Какой теме посвящены строки стихотворения?
- Прочитайте стихотворение вполголоса, постарайтесь выбрать такую интонацию, которая соответствовала бы содержанию и ритму стихотворения. Подготовьтесь к чтению вслух.
( после протчения)
- Какие слова и выражения в стихотворении передают настроение поэта?
(«Зима, зима! Мороз трещит»;
«звездится снег», «лазурный иней...блестит»)
- Какое отношение к зимнему пейзажу стремится передать поэт?
(восхищение зимней ночью)
- Какие природные объекты привлекли взгляд поэта?
(луна, звезды, деревья, небо, снег, иней)
- Какие слова помогли автору описать эти предметы?
(«луна в кольце», «твердь синяя», «звездится снег», «лазурный иней», «черные деревья»)
- Как понимаете выражение «звездится снег»?
(искрится звездами под лунным светом)
- Почему у слова «иней» эпитет «лазурный»?
- Что означает это слово? (Работа с Толковым словарем)
- Почему поэт использовал именно это прилагательное?
(от света луны на синем небе снег приобретает лазурный оттенок)
б) Работа с изображением зимнего пейзажа. (Слайд 2)
- Как называется изображение природы художниками?
(пейзаж)
- Сравните отрывок из стихотворения поэта А.Н. Майкова с пейзажем. Что их объединяет?
(одна тема - красота зимней ночи.)
- Какая главная мысль объединяет эти произведения?
(восхищение, которое охватывает человека при виде пейзажа)
- Какое настроение, чувства вызывает у вас этот зимний пейзаж?
(восхищение, удивление от увиденной красоты)
- Как , с помощью чего достигает художник такого восприятия картины?
( с помощью красок)
- Какие краски использовал художник для передачи своих чувств, отношения к увиденному?
(использовал неяркие, прозрачные, холодные тона; мягкий свет луны подчеркивает свежесть морозной ночи)
2. Самоопределение к деятельности.
- Итак, о чем мы с вами говорили?
( о зиме, её красоте)
- Какие виды искусства обращаются к изображению природы?
(литература, живопись, музыка)
- Что помогает художнику увековечить красоту природы? А музыканту? А писателю или поэту?
- Как думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Какую задачу поставим перед собой?
( попробуем научиться создавать тексты-описания зимней природы)
3. Работа по теме урока.
а) повторение о типе речи — описании.
- Какую тему изучаем на уроках русского языка?
( имя прилагательное)
- Что обозначает имя прилагательное?
(… признаки предметов и явлений)
- В текстах какого типа речи перечисляются признаки предметов и явлений?
- Что такое описание?
( тип речи, в котором изображаются предметы, явления, люди, животные)
- Какой вопрос ставится, если мы хотим описать предмет? ( какой?)
- Следовательно, какая часть речи преимущественно используется в текстах-описаниях?
б) о средствах выразительности в текстах-описаниях.
- Какие художественные приёмы помогли поэту А.Н. Майкову так выразительно описать картину зимнего пейзажа?
(эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения)
- Выпишем названия этих средств выразительности в таблицу и заполним её, используя стихотворение.
в) работа с таблицей ( Слайд 3)
автор | эпитеты | метафоры | олицетворения | сравнения |
А.Н. Майков | Лазурный иней | Звездится небо | Мороз трещит | |
г) работа с отрывком из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
(Слайд 4)
- Пейзажные зарисовки часто встречаются в произведениях литературы.
- Прочитайте внимательно отрывок из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка вслух.
(чтение текста)
- Что привлекло внимание писателя в рождественской ночи? (снег)
- Что общего в этом описании с отрывком из стихотворения А.Н. Майкова?
(оба любуются зимним пейзажем)
- Какие средства выразительности языка помогли Н.В. Гоголю так ярко и образно описать картину рождественской ночи? Заполним таблицу.
(Слайд 5)
автор | эпитеты | метафоры | олицетворения | сравнения |
А.Н. Майков | Лазурный иней | Звездится небо | Мороз трещит | |
Н.В. Гоголь | Серебряным полем, хрустальные звезды | Снег загорелся | Снег загорелся.... серебряным полем |
д) Обобщение.
- Так что помогает автору сделать текст-описание более ярким, образным, эмоциональным? (средства художественной выразительности языка, умение видеть прекрасное)
4. Работа над составлением плана текста-описания. (Слайд 6)
- Таким образом, мы вплотную подошли к составлению плана текста-описания. - С чего можно начать описание? (… с общего описания природы)
- Это может быть вид из окна, описание парка во время прогулки. Это описание можно передать 1-2 предложениями. Поэтому первую часть плана можно так и назвать — 1. Вступление. Общее описание природы
- О чем можно писать в основной части?
(описать предметы, составляющие пейзаж)
2. Основная часть. Частные описания природы:
а) небо, звезды, луна, ...
б) …..
-Что это может быть?
(небо, деревья, кусты землю, снег...)
- Как можно закончить описание? Какой вывод можно сделать?
( ...рассказать о своих впечатлениях от увиденного, о своих чувствах)
3. Вывод. Рассказ о своих чувствах, эмоциях.
5. Подведение итогов урока.
-Что узнали на уроке?
- Какие части речи обязательно должны присутствовать в тексте-описании?
- Что осталось непонятным?
6. Домашнее задание.
Написать сочинение-описание зимней природы, используя примерный план.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
Методическая разработка "Серия географических диктантов, 7 класс (Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. – М.: Дрофа, 2008 г. )".
Серия диктантов за 7 класс....
Методическая разработка "Серия географических диктантов, 8 класс (Учебник: Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Ложбанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.)".
Географические диктанты по учебнику 8 класса....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока во 2-м классе по теме: «MY TOYS» (английский язык, 2 класс по учебнику «Английский в фокусе» Н.Быковой, Дж.Дули, М.Поспеловой, В.Эванс)
Методическая разработка урока во 2-м классе по теме: «MY TOYS»(английский язык, 2 класс по учебнику «Английский в фокусе» Н.Быковой, Дж.Дули, М.Поспеловой, В.Эванс)Тип урока: Обобщающий...
Методическая разработка по алгебре для 7 класса "Входящий контроль по математике 7 класс"
После проведения уроков повторения в начале 7 класса по алгебре полезно провести контроль качества и осознанного понимания изученного в 6 классе материала. В содержание теста включены основные те...