Методическая разработка, 2 класс. Тема: "Великий колокольный звон"
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Технологическая карта к уроку "Великий колокольный звон"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolokolnyy_zvon.docx | 24.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме:
«Великий колокольный звон».
Автор разработки: | Назарова Наталья Валерьевна |
Предмет | Музыка |
Класс | 2 класс |
Автор УМК, учебник | По программе Е.Д .Критской, Г.П .Сергеевой, Т.С. Шмагиной |
Тема урока | «Великий колокольный звон» |
Тип урока | Урок изучения нового материла |
Цель:
Знакомство с видами колокольных звонов и их влияние на музыку разных композиторов.
Задачи:
-познакомить с особенностями звукоизвлечением и разнообразием колокольных звонов;
-сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси;
-закрепить полученные знания и подготовить учащихся к разговору о колокольных звонах в композиторской музыке.
Планируемые результаты УУД:
Регулятивные- развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.
Познавательные- находить информацию в разных источниках, понимать терминологию обозначающую звучание колокольных звонов.
Коммуникативные- формировать умение участвовать в диалоге; уметь в совместной учебной деятельности слушать других и высказывать свою точку зрения.
Личностные-воспитывать чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, а также уважительное отношение к произведениям разных видов искусства.
Музыкальные материалы:
С. Рахманинов «Светлый праздник» из части сюиты- фантазии.
С. Прокофьев «Вставайте люди русские!» из кантаты «Александр Невский».
М.Мусоргский «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов».
Основные понятия темы:
Духовная музыка, колокольные звоны, благовест, набат, трезвон, звонница, ритм, колокольня традиции, обычаи.
Оборудование:
Компьютер, презентация, фонохрестоматия, портрет М.Мусоргского, учебник 2 класса, колокольчики.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
| Вход в класс. Музыкальное приветствие. | Вход в класс .Исполнение музыкального приветствия. | Личностные УУД- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. |
Самоопределение к учебной цели. | Слайд 1 Текст стихотворения Разбудит утром звон колоколов, -О чем мы с вами будем говорить на уроке? -как вы думаете, какая тема нашего урока ? Молодцы. Мне осталось добавить лишь одно слово «Великий». Слайд 2 | Мы будем говорить о колоколах и колокольном звоне. - колокольный звон. | Регулятивные УУД: Учатся слушать и отвечать на вопросы. |
| - сегодня на уроке мы буем говорить о звоне колоколов, колокольчиков и выяснять, когда появился колокольный звон, где его можно услышать, а также поговорим о его разновидностях и какое место он занимал и занимает в жизни человека. Сегодня мы научимся различать виды колокольного звона и различать их друг от друга. Слайд 3. Слушание вступления к опере М.Мусоргского «Борис Годунов» « Великий колокольный звон». -какая музыка сейчас звучала? -вы услышали именно колокольный звон или что-то еще? -какие инструменты подражали колокольному звону? -какие колокола прозвучали в этом отрывке? -как вы это определили? -какое настроение передали нам колокола? Слайд 4 Легенда о колоколе В 4 веке один монах заболел и пошёл в лес за целебными травами. В дороге он устал да и прилёг на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив её из металла. Слайд 5. На Руси колокола появились в середине 9 века и стали символом мощи духа русского народа. Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны –это голос нашей Родины. « Колокол- это молитва в звуке, звучащая икона». В Древней Руси часто звонили в колокола: -они оповещали о наступлении большого праздника; -звали на службу в храм; -встречали царей и патриархов; -провожали воинов на битву; -предупреждали об опасности (пожар); -указывали дорогу путнику. У колоколов как и у человека , есть свои имена, своя судьба. Колокол состоит из тулова, уха и языка, а голос как у человека – поет и у него есть душа. Существует несколько колокольных звонов и мы сегодня с ними познакомимся. Виды колокольного звона: Набат-тревожно, взволнованно ( сообщал о пожаре, войне). -Какой характер этого звона? -о чем оповещает этот звон? Благовест-благая весть (мерные удары в большой колокол) - какой характер у этого звона? Трезвон- радостно( все колокола звучат вместе) Перезвон –во все колокола по очереди( символ печали). Определить вид колокольного звона. Обычно в храмах бывает несколько видов колоколов, различных по высоте и силе звука: большие издают –низкие звуки, малые колокола- высокие звуки , а средние колокола – средние звуки. У каждого колокола свое звучание или свой тембр. Тембр- это окраска звука. У большого колокола тембр будет низкий, а у маленького высокий тембр. Человек который звонит в колокол называется звонарь. | -колокольный звон -музыкальные инструменты подражающие колокольному звону -струнные, смычковые -большие колокола и маленькие - Низкие звуки –большие колокола, высокие –маленькие колокола. -настроение радости, праздника, торжества. Слушают рассказ учителя. Слушание колокольного звона. -Характер тревоги, волнения. -о беде. -характер радости, легкости. | Регуляторные УУД: Развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию. Познавательные УУД: Познакомиться с разновидностями колокольного звона; Научиться использовать музыкальную терминологию . Коммуникативные УУД: Уметь слушать других при совместной деятельности, высказывать и отстаивать свою точку зрения. |
4.Физминутка. | Выходите погулять, будем колокольчик мы искать. | Коммуникативные УУД: Уметь в совместной деятельности слушать и выполнять задания. | |
5.Этап вокально-хоровой работы. | Исполнение песни « Моя Россия» | Исполняют ранее выученную песню. | Коммуникативные УУД: Участие в коллективном исполнении произведения. Личностные УУД: Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. |
6.Проблемное объяснение нового материала, усвоение новых знаний. | Ребята, а где располагаются колокола? Для того чтобы звуки колоколов были слышны далеко, строили высокие колокольни или звонницы. Многие русские композиторы (М.И.Глинка, С.С.Прокофьев, М.П.Мусоргский, С.В.Рахманинов) использовали звучание колоколов в музыкальных произведениях, чтобы придать могущество , силу, смелость, веру в победу . Волшебную силу колокола люди знают давно. В старину существовал обычай вставать под колокол и дернув за веревку замереть, приняв на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая исцеления и обновления внутри себя. В нашем городе тоже можно услышать звон колоколов. - Назовите Храмы нашего города? | На колокольне или звоннице. | Регулятивные УУД: Развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать. Личностные УУД: Выражать свое мнение о музыкальном произведении. |
7. Итоговый этап рефлексии учебной деятельности. | Вот и подошел наш урок к концу. Чему он был посвящен? С какими видами колокольного звона мы познакомились? Можно ли колокольные звоны назвать музыкой? Обладают ли они средствами выразительности? Ребята у вас на партах лежат колокольчики. На выбранном колокольчике напишите, как он звучит. А сейчас при помощи ваших маленьких колокольчиков мы озвучим большой колокол. Дети прикрепляют свои колокольчики на большой колокол- «озвучивают». Вот как звучал наш колокол( еще раз проговариваются слова написанные детьми). Сохраним это состояние души до следующего урока. Всего доброго, пусть чаще звучит в вашей душе и жизни Благовест. | Урок посвящен колокольному звону. Благовест, Набат, Трезвон. Да Да, передают радость, тревогу. | Регулятивные УУД: Развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию. Личностные УУД: Развивать интерес к различным видам творческой деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты. История России 9 класс.тема"Великая Отечественная война Советского Союза"
Материал содержит тестовые задания к 8-ми урокам темы, включая обобщение темы. Предлагаются задания разного уровня сложности, ключи к ним. Способствует подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ....
урок музыки, 2 класс, по теме "Великий колокольный звон"
Урок музыки для 2 класса разработан с учетом ФГОС 2 поколения. Во время урока обучающиеся занимаются не только традиционными видами деятельности, они также являются исследователями....
Методическая разработка по теме "Великая Французская революция".
Данная презентация затрагивает личность Марии-Антуанетты, королевы, ставшей жертвой Великой Французской революции. Материал помогает рассмотреть её с другой, малоизвестной стороны и по-новому взглянут...
Урок музыки во 2 классе. Тема "Великий колокольный звон. Звучащие картины"
Данный урок проводится во II классе, II четверть, 1-й урок раздела «О России петь - что в храм стремиться».Тип урока: урок изучения нового материалаЦели: Обучающие:...
Конспект интегрированного урока по предметам История и Основы компьютерной грамотности в 6 классе Тема:"Великая Отечественная война. Хранение информации"
Данная разработка включает в себя конспект интегрированного урока истории и компьютерной грамотности....
Презентация к интегрированному уроку по предметам История и Основы компьютерной грамотности в 6 классе Тема:"Великая Отечественная война. Хранение информации"
Данная разработка включает в себя презентацию к интегрированному уроку истории и компьютерной грамотности....
Урок-игра в 7 классе Тема: «Великие люди России - Михаил Васильевич Ломоносов»
Цели: формировать представление о прогрессе точных и естественных наук в России в данный период; раскрыть вклад М. В. Ломоносова в развитие просвещения и системы образования в России; вкла...