Методическая разработка, 2 класс. Тема: "Великий колокольный звон"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Назарова Наталья Валерьвна

Технологическая карта к уроку "Великий колокольный звон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolokolnyy_zvon.docx24.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме:

«Великий колокольный звон».

Автор разработки:

Назарова Наталья Валерьевна

Предмет

Музыка

Класс

2 класс

Автор УМК, учебник

По программе Е.Д .Критской, Г.П .Сергеевой, Т.С. Шмагиной

Тема урока

«Великий колокольный звон»

Тип урока

Урок изучения нового материла

Цель:

Знакомство с видами колокольных звонов и их влияние на музыку разных композиторов.

Задачи:

-познакомить с особенностями звукоизвлечением и разнообразием колокольных звонов;

-сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси;

-закрепить полученные знания и подготовить учащихся к разговору о колокольных звонах в композиторской музыке.

Планируемые результаты УУД:

Регулятивные- развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.

Познавательные- находить информацию в разных источниках, понимать терминологию обозначающую звучание  колокольных звонов.

Коммуникативные- формировать умение участвовать в диалоге; уметь в совместной учебной деятельности слушать других и высказывать свою точку зрения.

Личностные-воспитывать чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, а также уважительное отношение к произведениям разных видов искусства.

Музыкальные материалы:

С. Рахманинов   «Светлый праздник» из  части сюиты- фантазии.

С. Прокофьев «Вставайте люди русские!» из кантаты  «Александр Невский».

М.Мусоргский  «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов».

Основные понятия темы:

Духовная музыка, колокольные звоны, благовест, набат, трезвон, звонница, ритм, колокольня традиции, обычаи.

Оборудование:

Компьютер, презентация, фонохрестоматия, портрет М.Мусоргского, учебник 2 класса, колокольчики.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Организационный момент.

Вход в класс. Музыкальное приветствие.

Вход в класс .Исполнение музыкального приветствия.

Личностные УУД- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

  1. Мотивация .

Самоопределение к учебной цели.

Слайд 1

Текст стихотворения

Разбудит утром звон колоколов,
Сзывающий к заутренней молитве.
Играет луч на кровле куполов,
Вновь победивший ночь в недавней битве.

И дремлет еще крепко суета,
И в нашей жизни все еще спокойно.
Прислушаюсь ? звонят колокола,
Молитвенно, чарующе и стройно.

-О чем мы с вами будем говорить на уроке?

-как вы думаете, какая тема нашего урока ?

Молодцы. Мне осталось добавить лишь одно слово «Великий». Слайд 2

Мы будем говорить о колоколах и колокольном звоне.

- колокольный звон.

Регулятивные УУД:

Учатся слушать и отвечать на вопросы.

  1. Проблемное объяснение нового материала.

- сегодня на уроке мы буем говорить о звоне колоколов, колокольчиков и выяснять, когда появился колокольный звон, где его можно услышать, а также поговорим о его разновидностях  и какое место он занимал и занимает в жизни человека. Сегодня мы научимся различать виды колокольного звона и различать их друг от друга.

 Слайд 3.  Слушание вступления к опере М.Мусоргского «Борис Годунов»  « Великий колокольный звон».

-какая музыка сейчас звучала?

-вы услышали именно колокольный звон или что-то еще?

-какие инструменты подражали колокольному звону?

-какие колокола прозвучали в этом отрывке?

-как вы это определили?

-какое настроение передали нам колокола?

Слайд 4

Легенда о колоколе В 4 веке один монах заболел и пошёл в лес за целебными травами. В дороге он устал да и прилёг на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив её из металла. Слайд  5.

На Руси колокола появились в середине 9 века и стали символом мощи духа русского народа.

Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны –это голос нашей Родины. « Колокол- это молитва в звуке, звучащая икона».

В Древней Руси часто звонили  в колокола:

-они оповещали о наступлении большого праздника;

-звали на службу в храм;

-встречали царей и патриархов;

-провожали воинов на битву;

-предупреждали об опасности (пожар);

-указывали дорогу путнику.

У колоколов как и у человека , есть свои имена, своя судьба. Колокол состоит  из тулова, уха и языка, а голос как у человека – поет и у него  есть  душа.

Существует несколько колокольных звонов и мы сегодня с ними познакомимся.

Виды колокольного звона:

Набат-тревожно, взволнованно ( сообщал о пожаре, войне).

-Какой характер этого звона?

-о чем оповещает этот звон?

Благовест-благая весть (мерные удары в большой колокол)

- какой характер у этого звона?

Трезвон- радостно( все колокола звучат вместе)

Перезвон –во все колокола  по очереди( символ печали).

Определить вид  колокольного звона.

Обычно в храмах бывает несколько видов колоколов, различных по высоте и силе звука: большие издают –низкие звуки, малые  колокола- высокие звуки , а средние  колокола – средние звуки. У каждого колокола свое звучание  или свой тембр. Тембр- это окраска звука. У большого колокола тембр будет низкий, а у маленького высокий тембр.

Человек который звонит в колокол называется звонарь.

-колокольный звон

-музыкальные инструменты подражающие колокольному звону

-струнные, смычковые

-большие колокола и маленькие

- Низкие звуки –большие колокола, высокие –маленькие колокола.

-настроение радости, праздника, торжества.

Слушают рассказ учителя.

Слушание колокольного звона.

-Характер тревоги, волнения.

-о беде.

-характер радости, легкости.

Регуляторные УУД:

Развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.

Познавательные УУД:

Познакомиться с разновидностями колокольного звона;

Научиться использовать музыкальную терминологию .

Коммуникативные УУД:

Уметь слушать других при совместной деятельности, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

4.Физминутка.

Выходите погулять, будем колокольчик мы искать.
(дети встают из-за парт)
На носочки поднимитесь, хорошенько осмотритесь.
(встать на носочки, приложить руку ко лбу, смотрим вокруг)
Вправо, влево повернемся, может колокольчик наш   найдется.
(руки на поясе, повороты вправо, влево)
Сели, встали, сели, встали, ничего не увидали. (приседания)
Мы подпрыгнем высоко и посмотрим далеко. (прыжки на месте)
Ой, ребята, я их вижу, подойдите-ка поближе, вот же наш колокольчик !

Коммуникативные УУД:

Уметь в совместной деятельности слушать и выполнять задания.

5.Этап вокально-хоровой работы.

Исполнение песни « Моя Россия»

Исполняют  ранее выученную песню.

Коммуникативные УУД:

Участие в коллективном исполнении произведения.

Личностные УУД:

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

6.Проблемное объяснение нового материала, усвоение новых знаний.

Ребята, а где располагаются колокола?

Для того чтобы звуки колоколов были слышны далеко, строили высокие колокольни или звонницы.

Многие русские композиторы (М.И.Глинка, С.С.Прокофьев, М.П.Мусоргский, С.В.Рахманинов) использовали звучание колоколов в музыкальных произведениях, чтобы придать  могущество , силу, смелость, веру в победу .

Волшебную силу колокола люди знают давно. В старину существовал обычай вставать под колокол и дернув за веревку замереть, приняв на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая исцеления и обновления внутри себя.

В нашем городе тоже можно услышать звон колоколов.

- Назовите Храмы нашего города?

На колокольне или звоннице.

Регулятивные УУД:

Развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать.

Личностные УУД:

Выражать свое мнение о музыкальном произведении.

7. Итоговый этап рефлексии учебной деятельности.

Вот и подошел наш урок к концу.

Чему он был посвящен?

С какими видами колокольного звона мы познакомились?

Можно ли колокольные звоны назвать музыкой?

Обладают ли они средствами выразительности?

Ребята у вас на партах лежат колокольчики. На выбранном колокольчике напишите, как он звучит.

А сейчас при помощи ваших маленьких колокольчиков мы озвучим большой колокол.

Дети прикрепляют свои колокольчики на большой колокол-

«озвучивают».

Вот как звучал наш колокол( еще раз проговариваются слова написанные детьми).

Сохраним это состояние души до следующего урока. Всего доброго, пусть чаще звучит в вашей душе и жизни Благовест.

Урок посвящен колокольному звону.

Благовест, Набат, Трезвон.

Да

Да, передают радость, тревогу.

Регулятивные УУД:

Развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.

Личностные УУД:

Развивать интерес к различным видам творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты. История России 9 класс.тема"Великая Отечественная война Советского Союза"

Материал содержит тестовые задания к 8-ми  урокам темы, включая обобщение темы. Предлагаются задания разного уровня сложности, ключи к ним. Способствует подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ....

урок музыки, 2 класс, по теме "Великий колокольный звон"

Урок музыки для 2 класса разработан с учетом ФГОС 2 поколения. Во время урока обучающиеся занимаются не только традиционными видами деятельности, они также являются исследователями....

Методическая разработка по теме "Великая Французская революция".

Данная презентация затрагивает личность Марии-Антуанетты, королевы, ставшей жертвой Великой Французской революции. Материал помогает рассмотреть её с другой, малоизвестной стороны и по-новому взглянут...

Урок музыки во 2 классе. Тема "Великий колокольный звон. Звучащие картины"

Данный урок проводится во II классе, II четверть, 1-й урок раздела «О России петь - что в храм стремиться».Тип урока: урок изучения нового материалаЦели:     Обучающие:...

Конспект интегрированного урока по предметам История и Основы компьютерной грамотности в 6 классе Тема:"Великая Отечественная война. Хранение информации"

Данная разработка включает в себя конспект интегрированного урока истории и компьютерной грамотности....

Презентация к интегрированному уроку по предметам История и Основы компьютерной грамотности в 6 классе Тема:"Великая Отечественная война. Хранение информации"

Данная разработка включает в себя презентацию к интегрированному уроку истории и компьютерной грамотности....

Урок-игра в 7 классе Тема: «Великие люди России - Михаил Васильевич Ломоносов»

Цели:  формировать представление  о прогрессе точных и естественных наук в России в данный период; раскрыть вклад М. В. Ломоносова в развитие просвещения и системы образования в России; вкла...