Лишнее ли искусство в школе
статья по музыке по теме

Пархоменко Андрей Владимирович

Статья написана для городской газеты "Наш город" три года назад. С тех пор никто, кроме самих учителей искусства, на неё никто не откликнулся...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lishnee_li_iskusstvo_v_shkole.doc30 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Лишнее ли искусство в школе?

    В замечательном фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» есть фрагмент, где один из героев страстно говорит о том, что в будущем «будет одно сплошное телевидение». Насколько сбылись предсказания тридцатилетней давности можно судить по сегодняшней ситуации, когда любые изменения в обществе так или иначе готовятся в СМИ, а именно на телевидении. Наш округ не исключение. Недавно в эфире ОГТРК «Ямал-регион» прошло ток-шоу, где обсуждалась идея выведения предметов искусства из образовательного стандарта или, по крайней мере, обязательного введения безоценочной системы по предметам "Музыка" и ИЗО.

  Нужно сказать, что сама постановка вопроса является некорректной. Искусство, как предмет изучения в школе появилось не вчера или позавчера. Это часть так называемого классического (гимназического) образования. Ребёнок в школе должен развивается гармонично, а это значит, что логическая, физическая и духовно-эмоциональная составляющие личности формируются одновременно. Нельзя ради экономии выпускать трёхколёсный «Мерседес» - смертность на дорогах возрастёт в разы. Нельзя и оскоплять образовательный процесс, мотивируя это второстепенностью предметов, или некой предполагаемой психологической травмой, которую наносит ребёнку оценка на уроке.

Нужно сказать, что при просмотре передачи создавалось впечатление абсолютной неготовности ведущей к эфиру. Очаровательная молодая женщина попросту не владела материалом. Так она продемонстрировала полное незнание целей и задач школьного предмета "Музыка", а так же критериев оценивания знаний, умений, навыков и работы в классе по предметам искусства. Более того, передача выглядела ангажированной определёнными силами руководства образования в округе, продавливающими так называемые "инновации", сводящиеся к пресловутой "оптимизации" и непродуманным эксперементам над детьми и педагогами.

   Сегодня образовательная сфера в России подвергается не реформам, а демонтажу под видом реформ. Видимо дошла очередь и до предметов искусства. А ведь музыка и изобразительное искусство в школе не "приёмыши". Это предметы, тесно связанные с историей и литературой, то есть предметы, глубоко интегрированные в ГУМАНИТАРНЫЙ цикл. На наших уроках дети учатся не "петь и рисовать"  (это лишь одна из многих составляющих педагогической технологии предметов), а ПОНИМАТЬ язык искусства, овладевать ОБРАЗНЫМ мышлением, осваивать творческие  алгоритмы. Это, кстати, требует определённых усилий (как, впрочем, и решение задач, чтение книг, постановка химических и физических опытов, выполнение упражнений на спортивных снарядах и т.д.), которые обязательно должны оцениваться. Адептам "безоценочной системы" предлагаю поработать годик без зарплаты ("оценки" их труда). Очень  интересно, какого уровня будет мотивация  и результаты их трудовой деятельности?
   Уже сейчас мы, педагоги, как впрочем, и социологи, наблюдаем резкое падение образовательного уровня у молодёжи, выражающееся в примитивизации мышления и речи, сужении гуманитарных и гражданских интересов, росте социальной апатии и антисоциального поведения. Во многом такое положение создалось не только благодаря экономическим реалиям новейшей истории России, но и из-за бесконечного реформирования образовательной сферы, где информация об учебной деятельности уже давно подменила собой саму учебную деятельность, как показатель скорости чтения подменил собой главную цель процесса – получение и осмысление определённой информации.

   Особо следует сказать о роли СМИ в процессе разрушения русской цивилизации. Где, по-вашему, сегодня ребёнок может прикоснуться к образцам высокого искусства и подлинного творчества? На канале ТНТ? Может быть, на канале СТС? Когда последний раз мы слышали по радио выступление академического хора, видели классический балет, совершали телеэкскурсию в картинные галереи? Вся культура, ужавшись, сосредоточилась на канале "Культура", который смотрят единицы. Так что уроки музыки и ИЗО становятся ЕДИНСТВЕННЫМ местом встречи среднестатистического, не обучающегося по воле родителей в ДМШ-ДШИ, школьника с настоящим искусством. И место этой встречи изменить нельзя! Ведь математикой душу не воспитаешь. Физика не научит отличать добро от зла. Физкультура не научит ценить Прекрасное, сверяя свои мысли, чувства и поступки с высочайшими образцами нравственности, являемыми нам, как раз в произведениях  литературы и искусства...
  Каков же вывод?
На мой взгляд, в стране происходит цивилизационный слом, в результате которого формируется новая личность. Личность, лишённая фундамента национальных нравственных основ, духовно убогая, обладающая лишь "набором" необходимых для элементарного социального и профессионального функционирования знаний и навыков (читать, писать, считать). Индивид, потребляющий лишь "культурный продукт", предоставляемый нашей "попсой" и авторами передач "Аншлаг" и "Дом-2". Разумеется, на пути формирования ТАКОГО человека будущего (а проще говоря "быдла")  школьные предметы "Музыка" и "ИЗО" являются досадной помехой. 
  Считаю необходимым продолжить дискуссию в СМИ с привлечением широкого круга специалистов в области педагогики искусства не только ЯНАО, но и всей страны. Тема, поднятая на ток-шоу, гораздо шире и глубже, чем это было представлено на телеэкране.

 Андрей Владимирович Пархоменко - учитель музыки МОУ СОШ №5 г.Муравленко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народное искусство и школа

Формированиепрофессиональныхнавыковиуменийустудентовв областинародногодекоративно-прикладногоискусства.      В настоящее время актуальна проблема возрождения утраченных на...

Цирковое искусство в школу

Современный этап развития физической культуры нацеливает педагогов на поиск новых, инновационных форм работы с подрастающим поколением. Процесс физического воспитания современных школьников в настояще...

Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства в школе №1 г. Пятигорска.

Патриотическое воспитание в нашей школе является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о с...

Доклад на тему: «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ШКОЛЕ»

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro - украшаю) - раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначени...

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ

Дистанционный курс по предмету "История музыки"  разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...

Информация о выпускниках класса Сингизовой З.М. отдела изобразительного искусства МАУ "Школа Искусств"

Самое главное моё достижение и предмет особой гордости – это мои выпускники, которые после окончания Школы искусств продолжают свой уровень художественного образования. Мои достижения &nda...

Роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в школе.

В данной статье описывается какова роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции  в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в ...