Доклад на тему: «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ШКОЛЕ»
статья по теме
Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro - украшаю) - раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konkurs.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
«ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ШКОЛЕ»
Гунченко Яна Александровна, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Казинская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области, учитель математики, педагог дополнительного образования, Белгородская область.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro - украшаю) - раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. В последние годы занятия декоративно-прикладным творчеством стали очень популярны. Изделия, сделанные руками ребят могут служить украшением школьных интерьеров, так как обладают эстетической ценностью.
Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.
Основные виды декоративно – прикладного искусства:
- Батик
- Гобелен
- Нитяная графика
- Художественная резьба
- Керамика
- Вышивка
- Вязание
- Макраме
- Ковроделие
- Ювелирное искусство
- Художественная обработка кожи
- Художественная обработка металла
- Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.)
- Работа со стеклом
- Набойка
- Бисероплетение
Остановимся на последнем из выше перечисленного.
Плетение бисером - древнее искусство. История бисероплетения насчитывает более пяти тысячелетий. Однако техники плетения остались теми же, и даже дети способны создавать несложные поделки из бисера.
Бисероплетение для детей: а нужно ли это? Возможно, многие считают, что подобное приобщение школьников к декоративно – прикладному искусству, в частности к бисероплетению целесообразно лишь в художественных центрах, где есть условия для настоящей профессиональной подготовки. Опыт показывает, что это не так. Дело в том, что помимо красоты, это довольно - таки полезное во всех отношениях искусство. В процессе бисероплетения у детей развивается вкус, фантазия и творческие способности. Ребенок учится основам счета, что актуально для дошкольников. Развивается мелкая моторика и точность движений, что нелишне в любом случае. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти, внимания и мышления, что также пригодится. Сделанное своими руками украшение ценится больше, чем покупное. Наличие самодельных оригинальных украшений способно поднять самооценку неуверенному в себе ребенку и помочь ему занять свое место в коллективе. Бисероплетение помогает детям выражать свои эмоции.
Занятия по бисероплетению проводятся в группах и дают возможность общения со сверстниками, одновременно получая удовольствие от процесса работы с бисером.
Приобщение детей к декоративно - прикладному искусству, к овладению его приемами, вовсе не означает, что все ребята в дальнейшем будут работать в художественном направлении. Эстетическая значимость связана с самим процессом изготовления красивых, нужных и полезных вещей. Умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развития художественного вкуса.
Ссылки
1. Неизвестный автор, «Декоративно – прикладное искусство», http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EA%EE%F0%E0%F2%E8%E2%ED%EE-%EF%F0%E8%EA%EB%E0%E4%ED%EE%E5_%E8%F1%EA%F3%F1%F1%F2%E2%EE, 2011.
2. Неизвестный автор, «Организация кружка по декоративно-прикладному искусству в школе», http://www.bestreferat.ru/referat-204292.html, 2009.
3. Best!Я, «Бисероплетение для детей», http://supermams.ru/biseropletenie-dlya-detej.htm, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Древние корни народного искусства. Презентация проектных работ учащихся по теме «Декоративно-прикладное искусство»
Проектные работы учащихся по теме «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» Люди всегда стремились украшать себя красивыми вещами. Да и сегодня мы с удовольствием е...
Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе общеобразовательной школы на тему «Декоративно-прикладное искусство народов русского севера»
Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство н...
Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.
В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....
Доклад "Развивающие функции декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов»
В настоящее время, когда идет движение в защиту национальных культур, процесс возрождения многих обычаев, традиций стал возможен исключительно благодаря «семейной памяти». Семья – это сакральная или и...
Конспект урока в 5 классе по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Связь времен в народном искусстве. Сказочная Гжель».
Цель:Формировать знания учащихся в знакомстве с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.Расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусст...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе на тему: "Декоративно-прикладное искусство. Киришское кружево"
В 5 классе, на уроках изобразительного искусства, учащиеся изучают декоративно-прикладное искусство. На данном уроке мы знакомим их с кружевоплетением нашего Северо-Западного региона. Киришский ...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе на тему: "Декоративно-прикладное искусство. Лубочные картинки"
В 5 классе, на уроках изобразительного искусства при изучении декоративно-прикладного искусства, тема "Лубочные картинки" поможет учащимся вникнуть в суть народного быта, жизни, уклада, трад...