Единство светской и церковной музыки
методическая разработка по музыке (7 класс) по теме

Мартынова Сюзанна Кареновна

Данная работа раскрывает основные, на мой взгляд, приемы для лучшего усвоения школьниками среднего и старшего звена темы единства церковной и светской музыки. Уходя в далёкое прошлое,  в средневековье, в 18-19 век, а затем в современность, мы  пробуждаем интерес к отечественной музыкальной культуре, возрождаем важнейшую часть русской национальной культуры – песенность, развиваем вокально-певческие навыки и общую музыкальную культуру школьников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Духовное единство светской и церковной музыки»

        Мартынова Сюзанна Кареновна,

учитель музыки высшей категории

      МБОУ - СОШ №20 г. Армавира,

            Краснодарского края

Цель: - ориентация педагогов и школьников на духовно-нравственное, патриотическое и      музыкально-эстетическое воспитание;

          - восстановление разорванных педагогических звеньев народности и духовности в учебно-воспитательном процессе;

          - возрождение важнейшей части русской национальной культуры – песенности;

          - развитие вокально-певческих навыков и общей  музыкальной культуры школьников.

«Человек, как звезда, рождается                

Средь  неясной, туманной млечности,                                         

В бесконечности начинается                                                         

И кончается в бесконечности…         

Поколеньями созидается         

Век за веком земля нетленная…                                                                 

Человек, как звезда, рождается                                                                  

Чтоб светлее стала Вселенная.»                                                                

Читая эти строки Константина Романова я думаю об особой миссии школы и учителей – воспитать человека высокой духовной культуры. Очень важно развить духовность, эмоциональную отзывчивость школьников. Деятельность на уроках – это труд души ребенка. Он требует напряженных сил, причастности к жизненным проблемам. На уроках я стараюсь создать такую творческую атмосферу, которая помогает стимулировать активность, создает объективные предпосылки для всестороннего личностного общения детей, положительного взаимовлияния друг на друга.

Уважение к детям, искренний, неподдельный интерес к ним краеугольный камень моих педагогических да и просто человеческих взглядов. Уважения и интерес к слабости к силе, к согласию и непокорности. Только уважая дух ребенка, учитель имеет право спрашивать и требовать.                                          

Вопрос нравственного и музыкально-эстетического воспитания подрастающей молодежи является вопросом первостепенной важности. Огромное эмоциональное и воспитательное воздействие на развивающегося человека в семье, школе и обществе оказывает музыка. К сожалению, популярная ныне массовая музыкальная культура преподносит детям и взрослым сомнительные образцы легкой музыки, а истинно ценная, самобытная русская музыка предана забвению. Думается, что музыкально-эстетическое воспитание детей должно быть построено на музыке добра и гармонии, на лучших образцах русской, классической, церковной музыки, на наших прекрасных песнях, созданных отечественными композиторами, способных возвышать сердца и души детей и взрослых.

Православная Церковь внесла дух божественной христианской любви в русскую национальную культуру, поэзию, живопись, музыку. Именно Православие было избрано нашими предками, искавшими в религии благодати и красоты.

Великая русская поэзия и музыка была порождением истинного чувства христианской любви, восторга и умиления. От созерцания Божией красоты взволнованное и вдохновенное сердце русского человека начинало петь. Оно воспевало и славило Творца и Его творение. Именно пение под воздействием Божественной благодати признается в народе особым даром Божиим и имеет большое значение в музыкально-эстетическом развитии и воспитании детей, ибо «явленный в звуках человек внимает зовам небесной радости и отвечает им песнословиями сердца» (В. В. Медушевский).

        «Пение – основа всей музыки», - говорил немецкий композитор XVIII века Телеман Георг Филипп.

        Русская духовная музыка – это удивительный источник мудрости и красоты, соединяющий в себе непреходящие идеи церковных постулатов, высокохудожественные тексты, отобранные многовековой практикой, и музыкальное совершенство классических композиций русских мастеров – знаменитых и безымянных. Это уникальная школа хорового пения a cappella, базирующаяся на естественности звукообразования, вокальном удобстве, плавности и певучести звучания; и наконец, это наша отечественная культура и история России.

Как известно, русская музыкальная культура неотделима от многовековой певческой традиции Православной церкви. Ее песнопения, с характерной  мелодикой, несимметричными ритмами древних напевов, богатейшей подголосочной полифонией, с неповторимым своеобразием гармонии, - наше национальное богатство и достояние.

Церковное пение всегда было любимым искусством Руси, поэтому в его мелодиях столь полно выразился художественный гений русского народа. Да и само понятие «музыка» на протяжении нескольких веков прочно ассоциировалось с исполнением церковных молитв.

Ну а в чем музыкальная сущность христианской культовой музыки? В VI веке папа римский Григорий I создал целый свод гимнов, в основе которых были библейские тексты. Весь этот свод называется григорианским пением или григорианским хоралом. Нечто подобное было и в греческой церкви, обычаи которой унаследовало православие. Здесь также был канонизирован свод мелодий, только называется он по-другому: знаменное пение. В музыкальном отношении григорианские и знаменное пение имеют много общего. Их мелодии обычно плавные, гимнического характера, небольшого диапазона. Они не должны привлекать к себе специального внимания, с тем, чтобы слушатели - молящиеся могли сосредоточиться на текстах.

         Как сохранились эти мелодии, ведь нотная запись появилась гораздо позже? Пятилинейная нотация, которой мы пользуемся до сих пор, появилась позже. А тогда мелодии записывались специальными знаками, которые не обозначали точную высоту звука, но показывали рисунок мелодии. На Западе они назывались невмами, в византийской церкви – знаменами или крюками, поэтому и пение называлось знаменным.

Вопросы:

  1. Чем по существу отличается духовная музыка от другой?

        (Она «высокая» – синоним духовная.  В Древней Греции музыка делилась на профессиональную и народную или высокую и низкую, отсюда и пошло название.)

      2.  В чем музыкальная сущность христианской культовой музыки?

         (Гимны, в основе которых были библейские тексты. Григорий I в IV веке создал свод песнопений – григорианский хорал. )

  1. Как сохранились мелодии, ведь нотная запись появилась гораздо позже?

( работа с аудиторией:  разучивание гимна «Достойно есть»)

  1. Чем отличается европейская духовная музыка от музыки православной?

  1. В каком веке утвердился новый стиль хорового многоголосия в России?

      ( Вторая половина XVII века «партесное пение».)

Итак, подводим итог. Музыкальная культура русского народа формировалась задолго до создания как светской музыки, так  и церковной музыки. В народном творчестве проявлялась самобытность и красота русской песни, сохранялись традиции песенного искусства, народного исполнительства, которые передавались из поколения в поколение. Церковная музыка обогатилась за счет народного творчества, продолжая и развивая традиции, а светская музыка, опираясь на традиции народного творчества и церковную музыку обогатила, развивала, сохраняла и совершенствовала музыкальную культуру русского народа.

   

И, наконец, переходим к заключительному этапу – разучиваем  и исполняем песню «Ангел»  (Муз. Л. Марченко, ст. М. Лермонтова)

1.По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел,
И месяц, и
 звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешной души
Под кущами рая в тиши.
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Припев: Ангел любви летит над землей,          летит над землей.
             Ангел любви летит над тобой,
  летит надо мной.          2раза
2.Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
                                                                 

 Остался без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли                                                                    Ей скучные песни земли.

Припев: Ангел любви к нам лети                                                                            Светом добра освети.                                                                            Ангел любви,                                                                                             Ангел любви       2раза                                                                          Светом добра освети, освети.

По небу полуночи ангел летел,                                                                            По небу полуночи ангел летел,                                                                    

Летел, летел…

Христианство XV-XVI в.в.

Европейская музыка (римско-католическая)

- преобладание светского стиля

- использование инструмента

- многоголосие

Православная музыка (византийская)

- нет музыкальных инструментов

- вокальная,  

Музыкальная культура русского народа

Народное творчество

Церковная музыка

Светская музыка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Светская и духовная музыка

конспект урока по музыке 7  класссветская и духовная музыка...

Музыкальная драматургия-развитие музыки. Светская и духовная музыка.

Это открытый урок в 7 классе по программе "Музыка" авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская...

Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко».

Данная методическая разработка может быть использована на уроках Мировой Художественной Культуры в 11 классах педагогами, работающими по программе Даниловой. Разработка определяет цель и задачи, реали...

7 класс. Светская и духовная музыка

Презентация к уроку музыки в 7 классе, составлена по учебнику Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, тема "Два направления музыкальной культуры"...

Технологическая карта урока музыки 7 класс "Светская и духовная музыка"

Технологическая карта урока музыки, 7 уласс "Светская и духовная музыка"...

Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка. 7 класс

Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка...

урок музыки в 7 классе "Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка"

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка....