Единство светской и церковной музыки
методическая разработка по музыке (7 класс) по теме
Данная работа раскрывает основные, на мой взгляд, приемы для лучшего усвоения школьниками среднего и старшего звена темы единства церковной и светской музыки. Уходя в далёкое прошлое, в средневековье, в 18-19 век, а затем в современность, мы пробуждаем интерес к отечественной музыкальной культуре, возрождаем важнейшую часть русской национальной культуры – песенность, развиваем вокально-певческие навыки и общую музыкальную культуру школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_duhovnoe_edinstvo_svetskoy_i_cerkovnoy_muzyki.doc | 52.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Духовное единство светской и церковной музыки»
Мартынова Сюзанна Кареновна,
учитель музыки высшей категории
МБОУ - СОШ №20 г. Армавира,
Краснодарского края
Цель: - ориентация педагогов и школьников на духовно-нравственное, патриотическое и музыкально-эстетическое воспитание;
- восстановление разорванных педагогических звеньев народности и духовности в учебно-воспитательном процессе;
- возрождение важнейшей части русской национальной культуры – песенности;
- развитие вокально-певческих навыков и общей музыкальной культуры школьников.
«Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная…
Человек, как звезда, рождается
Чтоб светлее стала Вселенная.»
Читая эти строки Константина Романова я думаю об особой миссии школы и учителей – воспитать человека высокой духовной культуры. Очень важно развить духовность, эмоциональную отзывчивость школьников. Деятельность на уроках – это труд души ребенка. Он требует напряженных сил, причастности к жизненным проблемам. На уроках я стараюсь создать такую творческую атмосферу, которая помогает стимулировать активность, создает объективные предпосылки для всестороннего личностного общения детей, положительного взаимовлияния друг на друга.
Уважение к детям, искренний, неподдельный интерес к ним краеугольный камень моих педагогических да и просто человеческих взглядов. Уважения и интерес к слабости к силе, к согласию и непокорности. Только уважая дух ребенка, учитель имеет право спрашивать и требовать.
Вопрос нравственного и музыкально-эстетического воспитания подрастающей молодежи является вопросом первостепенной важности. Огромное эмоциональное и воспитательное воздействие на развивающегося человека в семье, школе и обществе оказывает музыка. К сожалению, популярная ныне массовая музыкальная культура преподносит детям и взрослым сомнительные образцы легкой музыки, а истинно ценная, самобытная русская музыка предана забвению. Думается, что музыкально-эстетическое воспитание детей должно быть построено на музыке добра и гармонии, на лучших образцах русской, классической, церковной музыки, на наших прекрасных песнях, созданных отечественными композиторами, способных возвышать сердца и души детей и взрослых.
Православная Церковь внесла дух божественной христианской любви в русскую национальную культуру, поэзию, живопись, музыку. Именно Православие было избрано нашими предками, искавшими в религии благодати и красоты.
Великая русская поэзия и музыка была порождением истинного чувства христианской любви, восторга и умиления. От созерцания Божией красоты взволнованное и вдохновенное сердце русского человека начинало петь. Оно воспевало и славило Творца и Его творение. Именно пение под воздействием Божественной благодати признается в народе особым даром Божиим и имеет большое значение в музыкально-эстетическом развитии и воспитании детей, ибо «явленный в звуках человек внимает зовам небесной радости и отвечает им песнословиями сердца» (В. В. Медушевский).
«Пение – основа всей музыки», - говорил немецкий композитор XVIII века Телеман Георг Филипп.
Русская духовная музыка – это удивительный источник мудрости и красоты, соединяющий в себе непреходящие идеи церковных постулатов, высокохудожественные тексты, отобранные многовековой практикой, и музыкальное совершенство классических композиций русских мастеров – знаменитых и безымянных. Это уникальная школа хорового пения a cappella, базирующаяся на естественности звукообразования, вокальном удобстве, плавности и певучести звучания; и наконец, это наша отечественная культура и история России.
Как известно, русская музыкальная культура неотделима от многовековой певческой традиции Православной церкви. Ее песнопения, с характерной мелодикой, несимметричными ритмами древних напевов, богатейшей подголосочной полифонией, с неповторимым своеобразием гармонии, - наше национальное богатство и достояние.
Церковное пение всегда было любимым искусством Руси, поэтому в его мелодиях столь полно выразился художественный гений русского народа. Да и само понятие «музыка» на протяжении нескольких веков прочно ассоциировалось с исполнением церковных молитв.
Ну а в чем музыкальная сущность христианской культовой музыки? В VI веке папа римский Григорий I создал целый свод гимнов, в основе которых были библейские тексты. Весь этот свод называется григорианским пением или григорианским хоралом. Нечто подобное было и в греческой церкви, обычаи которой унаследовало православие. Здесь также был канонизирован свод мелодий, только называется он по-другому: знаменное пение. В музыкальном отношении григорианские и знаменное пение имеют много общего. Их мелодии обычно плавные, гимнического характера, небольшого диапазона. Они не должны привлекать к себе специального внимания, с тем, чтобы слушатели - молящиеся могли сосредоточиться на текстах.
Как сохранились эти мелодии, ведь нотная запись появилась гораздо позже? Пятилинейная нотация, которой мы пользуемся до сих пор, появилась позже. А тогда мелодии записывались специальными знаками, которые не обозначали точную высоту звука, но показывали рисунок мелодии. На Западе они назывались невмами, в византийской церкви – знаменами или крюками, поэтому и пение называлось знаменным.
Вопросы:
- Чем по существу отличается духовная музыка от другой?
(Она «высокая» – синоним духовная. В Древней Греции музыка делилась на профессиональную и народную или высокую и низкую, отсюда и пошло название.)
2. В чем музыкальная сущность христианской культовой музыки?
(Гимны, в основе которых были библейские тексты. Григорий I в IV веке создал свод песнопений – григорианский хорал. )
- Как сохранились мелодии, ведь нотная запись появилась гораздо позже?
( работа с аудиторией: разучивание гимна «Достойно есть»)
- Чем отличается европейская духовная музыка от музыки православной?
- В каком веке утвердился новый стиль хорового многоголосия в России?
( Вторая половина XVII века «партесное пение».)
Итак, подводим итог. Музыкальная культура русского народа формировалась задолго до создания как светской музыки, так и церковной музыки. В народном творчестве проявлялась самобытность и красота русской песни, сохранялись традиции песенного искусства, народного исполнительства, которые передавались из поколения в поколение. Церковная музыка обогатилась за счет народного творчества, продолжая и развивая традиции, а светская музыка, опираясь на традиции народного творчества и церковную музыку обогатила, развивала, сохраняла и совершенствовала музыкальную культуру русского народа.
И, наконец, переходим к заключительному этапу – разучиваем и исполняем песню «Ангел» (Муз. Л. Марченко, ст. М. Лермонтова)
1.По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешной души
Под кущами рая в тиши.
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Припев: Ангел любви летит над землей, летит над землей.
Ангел любви летит над тобой, летит надо мной. 2раза
2.Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.
Припев: Ангел любви к нам лети Светом добра освети. Ангел любви, Ангел любви 2раза Светом добра освети, освети.
По небу полуночи ангел летел, По небу полуночи ангел летел,
Летел, летел…
Христианство XV-XVI в.в.
Европейская музыка (римско-католическая)
- преобладание светского стиля
- использование инструмента
- многоголосие
Православная музыка (византийская)
- нет музыкальных инструментов
- вокальная,
Музыкальная культура русского народа
Народное творчество
Церковная музыка
Светская музыка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Светская и духовная музыка
конспект урока по музыке 7 класссветская и духовная музыка...
Музыкальная драматургия-развитие музыки. Светская и духовная музыка.
Это открытый урок в 7 классе по программе "Музыка" авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская...
Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко».
Данная методическая разработка может быть использована на уроках Мировой Художественной Культуры в 11 классах педагогами, работающими по программе Даниловой. Разработка определяет цель и задачи, реали...
7 класс. Светская и духовная музыка
Презентация к уроку музыки в 7 классе, составлена по учебнику Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, тема "Два направления музыкальной культуры"...
Технологическая карта урока музыки 7 класс "Светская и духовная музыка"
Технологическая карта урока музыки, 7 уласс "Светская и духовная музыка"...
Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка. 7 класс
Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка...
урок музыки в 7 классе "Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка"
Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка....