Музыкальная драматургия-развитие музыки. Светская и духовная музыка.
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме
Это открытый урок в 7 классе по программе "Музыка" авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 50.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
имени. атамана М.И.Платова
г Новочеркасска Ростовской области
Урок музыки в 7-м классе по теме:
" Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка "
Подготовила: С.И.Мартынова учитель музыки
высшей квалификационной категории
Тема: «Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка»
Цели:
образовательные:
-формирование мотивации к дальнейшему совершенствованию знаний о духовной музыке, хоровых традициях, композиторах, писавших светскую и духовную музыку;
-создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся;
развивающие:
- развитие творческого самовыражения и импровизации в доступных для детей формах в вокально-хоровой работе;
- развитие исследовательских возможностей учащихся, вокально-хоровых навыков;
воспитательные:
-воспитание инициативного отношения к предлагаемым заданиям;
-осмысление музыки как искусства, отражающего общечеловеческие ценности;
-воспитание уважения к мировой музыкальной культуре; отзывчивости, способности к сопереживанию;
Задача: показать особенности развития музыки в произведениях Баха, Березовского, Чайковского, в народной и композиторской песнях.
Тип: урок-погружение.
Ход урока
Приветствие.
Учитель: Здравствуйте. Давайте вспомним, что такое «музыкальная драматургия».
Ученик: Это развитие, взаимодействие нескольких образов внутри одного произведения.
Учитель: Термин «музыкальная драматургия» применяют к музыкальному, сценическому, театральному произведению: опере, балету, мюзиклу, оперетте. Однако термин «музыкальная драматургия» используют и в инструментальной и в симфонической музыке. Развитие музыкальных образов основано на:
- повторении,
- варьировании,
- контрасте.
На прошлом уроке мы остановились на «повторении» как одной из основ музыкального развития. Все народные и композиторские песни построены так.
Учитель: Что делает повтор?
Ученик: Повторение подчеркивает сказанное, придает произведению новые оттенки.
Учитель: Для создания более яркого образа композиторы применяют измененное повторение или варьирование. Например, в финале симфонии №4 Чайковского получает вариационное развитие русская народная песня «Во поле береза стояла».
- Информация о П.И.Чайковском(1840-1893 гг.) Прокофьев Игорь
4 симфония написана в 1877 г., на следующий год была исполнена в Москве, через 2 года – в Париже. В этой симфонии главная мысль Чайковского о сближении личности и народа. Сам композитор писал: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. Иди в народ». Именно поэтому Чайковский использовал мелодию р.н.п. «Во поле береза стояла» в симфонии.
Учитель: Давайте послушаем финал симфонии №4 Чайковского и скажите, что меняется в мелодии русской народной песни.
Ученик: В музыке появляется праздничное гуляние, веселое настроение, прибавляется 4-я доля.
Учитель: Важную роль в драматургическом развитии имеют секвенция и имитация. Это такие способы развития музыкального материала. С этими терминами мы с вами встречаемся впервые. Читаем в учебнике.
Учитель: Секвенция (следование, лат.) – это перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте.
На примере песни казачьей «Молодая-молода». Исполняют – Лиза Мирошникова, Вячеслав Исаков и Ивахненко Анастасия.
Учитель: Имитация (подражание, лат.) - повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения. С имитацией мы встречаемся в многоголосных произведениях И.С. Баха и М.С. Березовского.
- Информация о И.С.Бахе (1650-1725 гг.). Бороденко Ангелина.
Композитор, органист, капельмейстер. Если с высоты более чем 2-х столетий мы глядим на музыку Баха, она кажется нам грандиозным фундаментом, на котором основано все музыкальное творчество нашего мира. Своим учителем считали Баха композиторы всех эпох и направлений.
Учитель: Бах писал музыку для клавесина, органа и хоровую церковную музыку. Послушаем «Гавот» Баха в исполнении Гастищевой Полины. Это произведение относится к светской музыке. Обратите внимание, какой способ музыкального развития использует композитор в этой пьесе?
Ученик: Повторение.
Учитель: А теперь будем слушать духовную музыку, связанную с богослужением. Читаем в учебнике о духовной музыке.
У католиков – это мессы, кантаты, реквиемы, страсти – это все хоралы в сопровождении органа.
У православных – это литургия, всенощная, венчания, молебен, которые исполняют певчие церковного хора a’capella.
Фуга – форма музыки, в которой главная тема проходит в нескольких голосах поочередно. Звучит фуга в исполнении на клавесине.
Слушаем 1-ю часть «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.-С. Баха
- Информация о М.С.Березовском (1745-1777 гг.) Антоненко Анастасия.
Березовский Максим Созонтович. Учился в Киеве, Петербурге и Италии. Среди всех сочинений выделяется духовный концерт «Не отвержи мене во время старости». Форма концерта, не связанная с формой церковных песнопений, давала композитору возможность проявить свои творческие способности.Его называли русским Моцартом, ведь он получил звание академика в Болонье.
Учитель: Слушаем 1-ю часть духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» Березовского М.С. Проникновенность мелодии этого концерта напоминает украинские народные песни. Какой способ музыкального развития использует композитор в этом произведении?
Домашнее задание: стр .84-89 читать. Выписать в тетрадь названия видов церковных служб, связанной с музыкой в католической и православной церквях.
В завершении песня Л. Квинт «Здравствуй, мир».
Перед вами лист с заданием: заполнить таблицу и проверить ответы, обменявшись соседом тетрадями
Композитор | Название | Способ развития музыки |
Березовский | Не отвержи мене во время старости | |
Чайковский | Симфония №4 | |
Бах | Высокая месса | |
Русская народная песня | Молодая-молода | |
Бах | Гавот | |
Л.Квинт | Здравствуй, мир |
Учитель: Спасибо всем за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 7 классе на тему: Музыкальная драматургия. Развитие в музыке.
Музыкальная драматургия. Развитие в музыке.По программе Т.И.Науменко, В.В.Алеева Данный материал урока поможет создать условия для осознания и осмысления того, что значит музыка...
Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко».
Данная методическая разработка может быть использована на уроках Мировой Художественной Культуры в 11 классах педагогами, работающими по программе Даниловой. Разработка определяет цель и задачи, реали...
7 класс. Музыкальная драматургия - развитие музыки
Презентация к уроку музыки в 7 классе на тему "Музыкальная драматургия", рассмотрены основные способы развития музыкального материала. Презентация выполнена по учебнику Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т...
план к уроку музыки 7 кл на тему музыкальная драматургия-развитие музыки
план к урокм музыки :музыкальная драматургия-развитие музыки...
урок в 7 классе "Два направления музыкальной культуры - духовная и светская". Раздел: Музыкальная драматургия - развитие музыки
Время не властно в сиянье рассвета,Яркий пейзаж нарисует любовь,Образ желанный, в туманы одетый,Там, где мы с Музыкой будем вдвоём.Время бессильно стереть это счастье,Музыка в сердце плывёт, как волна...
Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка. 7 класс
Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка...
урок музыки в 7 классе "Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка"
Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка....