Путешествие в деревню "Гармошка"
методическая разработка по музыке по теме
Урок разработан по программе « Музыка» 1 – 4 классы» (Авторы: Е. Д. Критская,Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_garmoshka.docx | 28.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки «Музыкальное путешествие в деревню «Гармошка».
Урок в 4 классе
Урок разработан по программе « Музыка» 1 – 4 классы» (Авторы: Е. Д. Критская,
Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина) в соответствии с основными положениями художественно- педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Урок: «Песни разных народов мира. Музыка моего народа».
Тема урока: «Музыкальное путешествие в деревню «Гармошка».
Цели урока:
- Закрепить понятия: народная и композиторская музыка.
- Продолжать развивать навыки музыкального восприятия и обогащать духовный мир детей
Задачи урока:
- Обучающие:
- Закрепить умение различать интонационные особенности русской народной музыки
- Учить различать на слух музыку народную и композиторскую, звучание русских народных инструментов
- Организовать процесс анализа знакомой народной и композиторской музыки
- Развивающие:
- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
- Развивать творческую инициативу детей.
- Развивать творческие способности детей
- Воспитательные:
- Прививать любовь к Родине, к русской песне.
- Обогащать духовный мир детей.
- Формировать толерантные навыки учащихся 4 класса.
Оборудование: класс оформлен в русском народном стиле. Компьютер, мультимедиа, экран - используется слайдовая презентация (приложение №1), магнитофон, портреты исполнителей русской песни и композиторов, самовар.
Ход урока
У: (музыкальное приветствие с поклоном): Здравствуйте, гостюшки дорогие;
Далее, учитель поёт фрагмент известной русской народной песни.
У: Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?
Д: Русским народным песням. (СЛАЙД)
У: Правильно, а также о разных видах, жанрах русских народных песнях. Но урок окажется не совсем обычным, потому, что утром в школу пришло удивительное письмо, я его прочитаю, а вы послушайте:
Учитель достаёт из красиво оформленного конверта «письмо и читает ребятам:
«Здравствуйте, ребятишки! Озорники и шалунишки!
Я – самовар Тимошка из деревни Гармошка.
В гости вас к себе зову, сладким чаем угощу.
Жду вас всех в своей избушке возле леса на опушке.
Чтобы вы поторопились, чтоб в лесу не заблудились
Посылаю слайды вам, ведь ваш учитель составил их САМ!
У: Ну, что ж, отправляемся в гости к самовару?
Д: Да!
У: Но так как наш урок музыкальный, то и путешествие тоже будет музыкальным, поэтому назовем наш урок «Путешествие в деревню Гармошка» (СЛАЙД).
Ребята, а ещё я сказала нашим гостям, которые присутствуют сегодня на уроке, что вы самый лучший, самый творческий класс, поэтому, я надеюсь, что все у нас получится!
Ну что ж, отправляемся в путь, а поможет нам Тимошино письмо, что же ждет нас впереди:
«Впереди нас ждет река,
Широка и глубока.
Вы по ней плывите, да не утоните» (СЛАЙД).
Учитель поёт фрагмент р.н.п. «Вниз по матушке по Волге»
У: Скажите, ребята, эта песня народная или композиторская?
Д: Народная
У: А почему, почему мы сразу определяем, что это русская народная песня?
Д: Ответы детей.
У: Правильно, у русских песен. есть отличительная черта - ее распевность, нежность, сердечная простота и задушевность.
Перечислите, с какими жанрами народных песен вы уже знакомы?
Д: Протяжные, плясовые, календарные, солдатские, частушки.
У: Правильно (СЛАЙД),
А к какому жанру относится эта песня?
Д: К протяжному!
У: Молодцы! Наше путешествие продолжается. Прочитаем в письме Тимоши, куда идти дальше:
«Речку одолели - и вперед смелее,
На пригорке – деревушка под названьем «Веселушка»
Развеселый в ней народ, песни русские поет.
И вы запевайте, в деревню ту шагайте,
Чтобы легче вам шагалось в эту деревушку,
Запевайте, дети, дружно песню «Солдатушки»!
У: Но прежде чем исполнить эту песню, ответьте, к какому жанру относится эта р.н.п.?
Д: к жанру солдатской народной песни. (СЛАЙД).
У: Скажите, а с каким настроением вы должны исполнять эту песню?
Д: Песня эта твердая, бодрая, звонкая, торжественная и поэтому мы должны спеть ее стоя, как на параде!
У: Правильно, итак, слушаем музыкальное вступление, приготовились:
«если хочешь стоя петь, головою не вертеть, встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись!»
Дети стоя исполняют солдатскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки»
У: Ребята! Обратите внимание на экран (СЛАЙД) – здесь даны варианты окончания последней фразы куплета, подумайте, правильны ли они?
Дети могут называть разные варианты, но учитель вместе с ними ищет правильный вариант
Д: правильный вариант окончания - №2
У: Молодцы, с трудным заданием справились!
У: В каком ладу написана эта песня? Мажорная или минорная?
Д: Песня мажорная.
У: На мои вопросы отвечали правильно, а наше путешествие продолжается. Что же ждет нас впереди и куда сейчас идти? Об этом мы прочитаем в Тимошином письме:
Слева, видите, гора,
Вам идти как раз туда.
Под этой горой живет волк злой
Тише идите, Волка не будите (СЛАЙД)
У: Ребята, а какую песню мы должны спеть Волку, чтобы он поскорее уснул, я имею в виду жанр песни?
Д: колыбельную!
У: А как вы будете петь свою колыбельную, которую приготовили дома?
Д: Нежно, ласково, мягко, с душой, и как пушинка……
У: Слова-то, какие хорошие. Из этих слов я сделаю хрустальный шарик. Кто попробует спеть свою колыбельку, да так, чтобы не разбить, не уронить этот шарик… Кто желает показать нам свое произведение искусства?
Поют свои колыбельные.
У: А вообще, кто поет колыбельные песни и почему?
Д: Мамы поют на ночь, чтобы ребенок скорее уснул!
У: Правильно, колыбельная песня особенная, у каждой мамы своя такая песня и я тоже, ребята, - мама, и поэтому и я приготовила свою колыбельную, ведь я тоже мама. Но это будет не народная, а композиторская песня, потому что её сочинил детский композитор Шаинский. Слушайте внимательно
Учитель исполняет «Колыбельная Медведицы».
У: Ну что ж, Волк остался спать, благодаря нашим колыбельным! Ну что ж, полдороги, полпути быстро мы смогли пройти, а сейчас мы отдохнем и опять вперед пойдем!
Но вначале, внимание на экран (слайд): узнайте жанр народной песни, звучавший во время посева и сбора урожая?
Дети называют правильно – «трудовая» (СЛАЙД)
У: А песня «А мы просо сеяли» относится к трудовой?
Д: Конечно!
У: Попробуем разыграть эту песню, как было в старину, то есть СТЕНКА –НА-СТЕНКУ!!
Песня «А мы просо сеяли», исполняем по ролям, с выходом
У: Путешествие к Самовару продолжается:
Справа медведь, Он любит петь,
Громко поет, Пройти не дает,
По секрету вам скажу: с этим Мишкой я дружу,
Вы ему – частушек много, он уступит вам дорогу! (СЛАЙД)
У: Очень любит Мишка частушку, и народ тоже любит петь их и слушать. А что такое частушка, ответит нам Иван Проскурин.
Ваня: частушка – это короткая песня с юмором!
У: Вот, молодец, Иван, а сам ты знаешь хотя бы одну частушку?
Ответ и исполнение учащегося и детей
У: А Я тоже знаю! (учитель поёт озорную частушку) (СЛАЙД)
У: Вообще-то частушки бойкие и веселые, но есть медленные частушки, их называют «страдания», в старину называли частушки вот так: пригудки, говорушки, посиделочные,ихахошки,припевки,страдания,скоморошьи,вертушки,бакулки,скакухи,сби-рушки,матани,сударушки,прибаски, завлекаши, нескладехи, перепевки и т.д.
А есть еще частушки под язык – это когда один поет, а все остальные подражают голосом. Давайте попробуем и мы:
Учитель начинает: «Не играй, гармонь, довольно, от «страданья» сердцу больно».
Дети также подхватывают «страдальчески»:
«Ай-ай-ай!»
Учитель продолжает: «От страданья, от лихого нет лекарства никакого». Дети также: «Ай-ай-ай!»
У: А с какими инструментами можно исполнять частушки?
Дети: Частушки можно исполнять и с гармошкой, и с баяном, и с балалайкой.
У: Дома вместе с родителями вы тоже создали свои инструменты, посмотрите, что получилось! (учитель показывает всем выставку детских работ)
У: Вижу все вы музыканты, уникальные таланты - вот для вас детвора музыкальная игра.
С детьми проводится музыкальная викторина Загадки о музыкальных инструментах
1.У неё есть три струны; их рукой щипать должны. Можно под неё плясать и по-русски приседать! (СЛАЙД)
2. Мы собрали хоровод, пригласили весь народ. А в кругу наш пастушок дует весело в … (СЛАЙД)
3. А Садко на них играл и душевно напевал. Перебрал он много струн – вышел из моря Нептун. (СЛАЙД)
4. Я весь круглый. Меня ударишь – я бубенцами зазвучу. Меня положишь – я молчу. (СЛАЙД)
5. И щи хлебают, и «барыню» играют. (СЛАЙД)
6. С сороками имеет связь его название. Владеть им может человек, имеющий хоть малое призвание! (СЛАЙД)
У: Ну что ж, наше путешествие подходит к концу, но прежде подведем итог:
Зачем мы учим р.н.п.? Для чего все это? О чем может рассказать р.н.п.?
Д: Русские народные песни о многом рассказывают: как жили наши предки, рассказывают о прошлом, к тому же русская народная песня может быть и поучительной.
У: Совершенно правильно, народная песня – зеркало жизни народа, с ее горестями и радостями. Но надо помнить, что у каждого народа сущ., как народная, так и композиторская музыка, но это уже совсем другая история, совсем другой урок! А домашнее задание – разгадать кроссворд. (Учитель раздаёт д/з - приложение)
Всем спасибо за работу, все старались, все просто молодцы! (СЛАЙД)
Сюрпризный момент
Звучит плясовая мелодия, в класс входит ребенок с самоваром в руках, ставит самовар на стол:
«Самовар вас угощает
крепким и душистым чаем.
Чай – с вареньем и лимоном
С кренделями и поклоном.
Он – бальзам от всех болезней
И напитка нет полезней.
Рады всех вас пригласить
Вволю чаем напоить».
Гости и ребята садятся пить чай с пирогами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».
Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"
Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....
Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"
Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...
Занятие- путешествие "Путешествие в танцевальные фантазии"
Презентация занятия в детском обединении "Народный танец" для детей с ограниченными возможностями здоровья....