Разработка урока по музыке Эпические образы
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме
В разработке урока показаны отличия музыкальных образов. На примере музыкального произведения "Сеча при Керженце" рассматривается эпические образы в музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_7_klass_fio.docx | 20.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Эпические образы
- ФИО: Фоменко Елена Николаевна.
- Место работы: Муниципальное казённое образовательное учреждение «Покровская средняя общеобразовательная школа» Ленинского района Волгоградской области.
- Должность: учитель музыки.
- Предмет: Музыка.
- Класс:7 класс.
- Тема урока: Эпические образы.
- Цель урока: познакомить с эпическими образами в музыке с помощью музыкального произведения Н.А. Римского –Корсакова «Сечь при Керженце»
- Задачи урока:
Образовательные: расширить знания о музыкальных образах; изучить свойства эпических образов в музыке, учить видеть отличия в музыкальных образах.
Развивающие: развивать у воспитанников интерес к музыке, умение слушать и анализировать музыкальное произведение, способствовать развитию музыкального слуха;
Воспитательные: воспитывать любовь и потребность общения к музыке, посредством музыки любви к Родине.
- Тип урока: изучение нового материала.
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, фонохрестоматия 7 класс.
- Музыкальный материал: Н. Римский – Корсаков «Сечь при Керженце».
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент: сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебной деятельности | Здравствуйте дети! Здравствуйте девочки! Здравствуйте мальчики! Ребята, сегодня на уроке мы вами познакомимся с еще одним музыкальным образом-эпическим. | Здравствуйте учитель! Здравствуйте, здравствуйте ( садятся) Здравствуйте, здравствуйте! (садятся) |
2 | Повторение и актуализация опорных знаний | Но для начала давайте вспомним с вами ранее изученные музыкальные образы. Назовите их. Давайте вспомним свойства этих образов и музыкальные произведения которые изображают эти образы. На доске карточки на которых написаны свойства и музыкальные произведения. Ваша задача разбить их на две категории. Относящиеся к лирическим и драматическим музыкальным образам. | Это лирические и драматические музыкальные образы. Один ученик у доски выполняет задание, затем рассказывает. |
3 | Объяснение нового материала. | Ребята есть еще музыкальные образы - это эпические. Эпос ( с греческого –слово). В отличие от драмы и лирики это повествовательный род литературы. Эпическое произведение-это обычно поэма или былина рассказывающая о героических деяниях. Эпос-это прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах. Первую и простую схему разделения искусств связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души. Место, время действия эпических героев напоминает реальную историю и географию( чем эпос отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных. Эпические образы в музыке, о которых мы сегодня поговорим, это образы не только героев, но и событий, истории, образы природы, изображающей Родину в определенную историческую эпоху. Рассмотрим основные свойства эпоса: -героизм; -единство героя со своим народом во имя которого он и совершает подвиги; - оценочность ( герои эпоса либо хорошие либо плохие); -историчность; | Записывают свойства в тетрадь. |
Рассказ легенды о граде Китеже. | Я давала индивидуальное домашнее задание, подготовить и рассказать легенду о граде Китеже. Итак, хоть русские и потерпели поражение, но город татарам захватить не удалось, т.к. он чудом опустился на дно озера. Эта легенда так поразила Н.А. Римского-Корсакова, что он написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Ярким эпизодом оперы является симфоническая картина « Сеча при Керженце» ( разъяснение названия - битва на реке Керженец). В картине два враждебных образа (татары и русские). | Слушание легенды о граде Китеже. | |
Первичное прослушивание. | Сейчас мы прослушаем это произведение. | Слушают. | |
Беседа по музыкальному произведению. | Какая картина возникла у вас слушая произведение? Что нам изображает музыка? Какой характер музыки? Какой темп произведении? Какие звуки присутствуют на протяжении всей симфонической картины? Симфоническая картина начинается темой набега, которая в своём развитии чередуется и сплетается с мотивом конницы. На этом фоне звучат основные темы: русской дружины и татар. | Картина битвы. Взволнованный, напряженный Быстрый. Звуки конницы.
| |
Второе прослушивание | Давайте прослушаем еще раз и попытаемся услышать темы татар и русских. (Учитель указывает на темы). Как вы думаете, чем заканчивается битва? Кто победил? Как вы определили? | Победили татары. Потому, что тема русской дружины постепенно уходит, вытесняется темой татар. | |
4 | Закрепление материала. | Ребята, мы с вами разобрали музыкальное произведение «Сеч при Керженце». Давайте посмотрим, присутствуют ли в нем эпические свойства записанные нами в начале урока? Совершенно верно, так в чем же отличие эпоса от лирики и драмы? | Да, в этом произведении присутствует героизм русской дружины, которая встала на защиту русской земли. Следующее - оценочность, есть и хорошие и плохие герои, в данном случае татары и русские. Историчность в том, что это событие взято из истории. На первом месте не герой с его проблемами, а история. |
5 | Итог урока. | Итак, что нового на уроке мы узнали? Домашнее задание: нарисовать эпического героя. | Что такое эпические образы, их свойства и познакомились с музыкальным произведением Римского-Корсакова «Сечь при Керженице». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока искусства (музыки) "Образы природы в фортепианном творчестве П.И.Чайковского"
Методическая разработка для проведения урока музыки в 6 классе....
Методическая разработка урока по музыке в 1 классе "Музыка вечера" учителя высшей категории Козлова Олега Филипповича, МБОУ Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.
Методическая разработка урока по музыке в 1 классе «Музыка вечера». Программа авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Автор: учитель музыки и истории высшей категории, Козлов...
Методическая разработка урока по музыке в 7 классе "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи" по программе Сергеевой, Критской
Методическая разработка интегрированного урока по музыке и литературе в 7 классе по теме "Героическая тема в русской музыке, литературе. живописи". Материал может пригодиться учителям ИЗО, МХК, музыки...
разработка урока по музыке "Земная и неземная музыка"
«Земная и неземная музыка» Ход урока.1часть. «Музыка — это преломление любого явления через сферу чувств. Музыка начинается там, где кончается слово»...
Разработка урока по музыке в 1 классе по теме: "Рождение музыки"
Основные цели урока:-знакомство с тремя основными жанрами музыки;-воспитание уважения к композитору, слушателю;-помочь учащимся задуматься, почему человек запел,заиграл на иструментах, затанцевал, взя...
Разработка урока по музыке в 3 классе "Интонационная выразительность музыки".
quot;Интонационная выразительность музыки".Краткий конспект урока....
Разработка урока по музыке "Казахская инструментальная музыка"
Интегрированный урок....