Методическая разработка урока по музыке в 1 классе "Музыка вечера" учителя высшей категории Козлова Олега Филипповича, МБОУ Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.
учебно-методический материал по музыке по теме

Козлов Олег Филиппович

Методическая разработка урока по музыке  в 1 классе «Музыка вечера». Программа авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

 

Автор: учитель музыки и истории  высшей категории, Козлов Олег Филиппович, МБОУ
Стегримовская основная общеобразовательная школа,
Монастырщинский  район, Смоленская область.

Цель: воспитание любви и интереса к жанру
колыбельных песен во взаимосвязи с
поэтическими и музыкальными
зарисовками о природе.

 

                                    Задача: пробудить у детей понимание высочайших образцов
                                                       колыбельных песен, сформировав целостный взгляд
                                                         на мир в его органическом единстве и многообразии
природы и музыки.

Средства обучения:

1. Печатные пособия.
2. Сборник стихов А.Фета.
3. О.Ф.Козлов «Грунины песни». Статья автора в райгазете «Наша жизнь», Смоленская область. 2000.
4. О.Ф.Козлов «Песни Смоленского края», статья в райгазете «Наша жизнь», Смоленская область. 2002.
5. Е.Д.Критская и др. Уроки музыки 1-4 классы. Просвещение,20013.
6. А.В.Руднева «Песни Смоленской области». Из коллекции фольклориста. «Советский композитор». 1977.
7. А.С.Красинская «Аграфёна Ивановна Глинкина». Народные певцы и музыканты. «Советский композитор». 1971.

Технические средства обучения:

• Компьютер.
• Мультимедийный проектор.
• Принтер
• Фотокамера


Учебно-практическое оборудование:

1. Музыкальный инструмент /баян/.
2. Аудиторская доска с магнитной поверхностью.

Интернет –ресурсы:

1. В.Гаврилин «Вечерняя музыка».
2. А.К.Лядов «Восемь русских народных песен».
3. Народная музыка на сайте «Яндекс»
4. О.Ф.Козлов. Авторское видео на «Одноклассники» или Фейсбук «Певица из Дедёнок».

  Уже в 1 классе  мой разговор  о колыбельных песнях при  изучении темы  «Музыка вечера».   Дети входят в класс под музыку В Салманова «Вечер». Берут куклы и укладывают их спать. Музыка затихает, а  я пою «Колыбельную»:

  «Ой, лю-ли, лю-ли, люленьки,
Прилетели гуленьки /2раза/
Сели возле люленьки.
Они стали ворковать,
Милу Катю усыплять…

 

1.Какая по характеру песня, которую я пел?
2.Как называются песни, которые пели вам мамы перед сном?
3.Кто может спеть другую колыбельную песенку?

  Ребята, колыбельные песни ласковые, нежные, добрые. Они о котиках, о гуленьках, о сороке-белобоке, о петушке. Внушают правила хорошего поведения, учат добру. Давайте споём известную вам песенку «Баю-баю». Но перед пением я вас познакомлю с правилами пения сидя, стоя,. Как петь на выдохе и вдохе, произносить гласные. /Метод фонопедических упражнений/.
«Сдуваем пушинку»-лёгкий вдох;
«Полёт пчелы»-резкий выдох;
«Фырканье лошадей» - с силой выдыхаем воздух;
«Хомячки» - надуть щёки и быстро перекатить воздух.

 

Для развития плавности звучания даю упражнение на поступенном движении 3-х звуков в игровой форме:
  Ребята, маленький лягушонок под вечер забрался на птичий двор и ему захотелось петь со всеми. А было это так:

Гуси запели: га-га-га /фа,ми,ре/
Куры закудахтали: ко-ко-ко /соль, фа,ми/
А лягушонок заквакал: ква-ква-ква /ля, соль, фа/
Получился хор: да-да-да
Эти упражнения развивают у детей ровность звука, дикцию, чистое интонирование.

 

  Ребята, давайте споём известную песенку «баю-баю»  /Поём хором/
1, Почему маленькие дети засыпают под эту песенку?

  Да, песенка тихая, ласковая, спокойная, её ритм характеризует мелодию. По нему можно определить характер песни.  А теперь  за мной простучим ритм этой песни. /Метод соучастия/.

 

  Колыбельные песни пели и в наших деревнях Монастырщинского района Смоленской области. Певица из  д.Дедёнки  А.И.Глинкина  знала 300 песен Смоленщины. Я о ней снял видео, в котором рассказал  о жизни и творчестве  прославленной песенницы нашего края. Давайте посмотрим это видео.           /Ребята см. авторское видео/.

  Другая песенница - А.М.Семионенкова, проживая в д.Макарово напела мне на магнитофонную ленту 150 народных песен различных жанров, среди которых и колыбельные. Я пою:
Тра-та-та, тра-та-та,  вышла кошка за кота,
Ходит кот в ботинках, на спине корзинка,
Ничего не видит кот, мыши лезут к нему в рот,
Глупенький коточек, кошку с ума сводит.
 
  -Ребята, сочувствуете ли вы коту?
  -Какой характер мелодия?

 

Эта песенка-прибаутка учит нас переживать.  слышать различные состояния персонажей, а, значит, и человека.

  Ребята,  композиторы тоже обращались к жанру колыбельных песен,  весьма образно  раскрывали  внутренний мир человека,  состояние природы.  К примеру, композитор В.Гаврилин  написал «Вечернюю музыку», в которой передал поэтические зарисовки вечера. Слушая эту  удивительно нежную, спокойную музыку, мы с чувством сердечности и доброты любуемся созвучием красок засыпающей природы. Мы невольно, как перед сном,  чувствуем покой, тишину, умиротворённость. Я бы сказал: эта музыка созвучна со стихами талантливого поэта-лирика А.Фета.  Давайте  по рядам прочитаем  /по две строки каждый/  его стихов.
  -Дети читают вслух.
  А теперь послушаем   «вечерняя»  В.Гаврилина.  Как и у А.Фета, звучит поэтическая зарисовка природы. Это произведение исполняет хор без сопровождения.
  -Дети слушают музыку В.Гаврилина.


  Ребята,   мы  подберём  существительные  к слову «вечерняя».  Звучала «Вечерняя…» - Что?
Правильно:  МУЗЫКА,  МЕЛОДИЯ,  ПЕСНЯ,  МОЛИТВА и т.д.
Подумайте,  1.  Что напоминает вам главная мелодия произведения, которую  исполняет   высокий женский голос?
  Да, это сопрано:  звучит одинокий, может быть,  плач человека, может, плач птицы?...
           2. С одинаковым ли настроением  звучит музыка в начале                                                                                                                                            произведения,  в  середине, в конце?

 

 

    Такую прекрасную мелодию мы можем петь.  Представьте:  у вас скрипка в руке, вы на ней играете эту мелодию. Сыграем её и споём на  «ЛЯ».  / Метод пластического интонирования/
  -Дети  имитируют  исполнение мелодии на воображаемой скрипке  и поют по руке учителя.
 
  Знаток народной музыки А.К.Лядов /показываю портрет композитора/  на основе подлинных народных мелодий сочинил оркестровое произведение «Восемь русских народных песен». Он ярко, правдиво показал нам художественные образы.  картины природы, гармонию бытия и  человеческих отношений. В сочинении А.К.Лядова есть и колыбельная «А баю, баю». Задушевная мелодия, наполненная теплом материнской любви.
  -Слушаем колыбельную А.Лядова.

  Подвожу итог урока: закрепление представления о колыбельных песнях, об образах природы:
Дети выполняют творческое задание в рабочей тетради.

 

Выход из класса под  музыку «Светлячок».

Литература:

 

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Уроки музыки /поурочные разработки 1-4 классы/. Просвещение. 2013.
Нестандартные уроки музыки 1 класс, составитель Н.Б.Улашенко. Корифей.2005.
Л.В.Михеева. Поговорим о музыке /занимательный словарь для школьника/. «Музыка». 1968.
Ю.В.Алиев. Настольная книга учителя музыки. 2000.
Л.В.Виноградов. Коллективное музицирование. Музыкальные занятия с детьми от 5 до 10 лет. 2008.
Г.П.Сергеева. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. 1-4 классы /Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина.-М., 2012.
Я познаю мир: детская энциклопедия. Музыка, автор составитель А.С.Клёнов, 1998.


 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Методическая разработка урока по музыке  в 1 классе «Музыка вечера». Программа авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина




Автор: учитель музыки и истории  высшей категории МБОУ

Стегримовская основная общеобразовательная школа,

Монастырщинский  район, Смоленская область.

Цель: воспитание любви и интереса к жанру

колыбельных песен во взаимосвязи с

поэтическими и музыкальными

зарисовками о природе.

                                    Задача: пробудить у детей понимание высочайших образцов

                                                       колыбельных песен, сформировав целостный взгляд

                                                         на мир в его органическом единстве и многообразии

природы и музыки.

Средства обучения:

  1. Печатные пособия.
  2. Сборник стихов А.Фета.
  3. О.Ф.Козлов «Грунины песни». Статья автора в райгазете «Наша жизнь», Смоленская область. 2000.
  4. О.Ф.Козлов «Песни Смоленского края», статья в райгазете «Наша жизнь», Смоленская область. 2002.
  5. Е.Д.Критская и др. Уроки музыки 1-4 классы. Просвещение,20013.
  6. А.В.Руднева «Песни Смоленской области». Из коллекции фольклориста. «Советский композитор». 1977.
  7. А.С.Красинская «Аграфёна Ивановна Глинкина». Народные певцы и музыканты. «Советский композитор». 1971.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Принтер
  4. Фотокамера

Учебно-практическое оборудование:

  1. Музыкальный инструмент /баян/.
  2. Аудиторская доска с магнитной поверхностью.

Интернет –ресурсы:

  1. В.Гаврилин «Вечерняя музыка».
  2. А.К.Лядов «Восемь русских народных песен».
  3. Народная музыка на сайте «Яндекс»
  4. О.Ф.Козлов. Авторское видео на «Одноклассники» или Фейсбук «Певица из Дедёнок».

  Уже в 1 классе  мой разговор  о колыбельных песнях при  изучении темы  «Музыка вечера».   Дети входят в класс под музыку В Салманова «Вечер». Берут куклы и укладывают их спать. Музыка затихает, а  я пою «Колыбельную»:

  «Ой, лю-ли, лю-ли, люленьки,

Прилетели гуленьки /2раза/

Сели возле люленьки.

Они стали ворковать,

Милу Катю усыплять…

1.Какая по характеру песня, которую я пел?

2.Как называются песни, которые пели вам мамы перед сном?

3.Кто может спеть другую колыбельную песенку?

  Ребята, колыбельные песни ласковые, нежные, добрые. Они о котиках, о гуленьках, о сороке-белобоке, о петушке. Внушают правила хорошего поведения, учат добру. Давайте споём известную вам песенку «Баю-баю». Но перед пением я вас познакомлю с правилами пения сидя, стоя,. Как петь на выдохе и вдохе, произносить гласные. /Метод фонопедических упражнений/.

«Сдуваем пушинку»-лёгкий вдох;

«Полёт пчелы»-резкий выдох;

«Фырканье лошадей» - с силой выдыхаем воздух;

«Хомячки» - надуть щёки и быстро перекатить воздух.

Для развития плавности звучания даю упражнение на поступенном движении 3-х звуков в игровой форме:

  Ребята, маленький лягушонок под вечер забрался на птичий двор и ему захотелось петь со всеми. А было это так:

Гуси запели: га-га-га /фа,ми,ре/

Куры закудахтали: ко-ко-ко /соль, фа,ми/

А лягушонок заквакал: ква-ква-ква /ля, соль, фа/

Получился хор: да-да-да

Эти упражнения развивают у детей ровность звука, дикцию, чистое интонирование.

  Ребята, давайте споём известную песенку «баю-баю»  /Поём хором/

1, Почему маленькие дети засыпают под эту песенку?

  Да, песенка тихая, ласковая, спокойная, её ритм характеризует мелодию. По нему можно определить характер песни.  А теперь  за мной простучим ритм этой песни. /Метод соучастия/.

  Колыбельные песни пели и в наших деревнях Монастырщинского района Смоленской области. Певица из  д.Дедёнки  А.И.Глинкина  знала 300 песен Смоленщины. Я о ней снял видео, в котором рассказал  о жизни и творчестве  прославленной песенницы нашего края. Давайте посмотрим это видео.           /Ребята см. авторское видео/.

  Другая песенница - А.М.Семионенкова, проживая в д.Макарово напела мне на магнитофонную ленту 150 народных песен различных жанров, среди которых и колыбельные. Я пою:

Тра-та-та, тра-та-та,  вышла кошка за кота,

Ходит кот в ботинках, на спине корзинка,

Ничего не видит кот, мыши лезут к нему в рот,

Глупенький коточек, кошку с ума сводит.

 

  -Ребята, сочувствуете ли вы коту?

  -Какой характер мелодия?

Эта песенка-прибаутка учит нас переживать.  слышать различные состояния персонажей, а, значит, и человека.

  Ребята,  композиторы тоже обращались к жанру колыбельных песен,  весьма образно  раскрывали  внутренний мир человека,  состояние природы.  К примеру, композитор В.Гаврилин  написал «Вечернюю музыку», в которой передал поэтические зарисовки вечера. Слушая эту  удивительно нежную, спокойную музыку, мы с чувством сердечности и доброты любуемся созвучием красок засыпающей природы. Мы невольно, как перед сном,  чувствуем покой, тишину, умиротворённость. Я бы сказал: эта музыка созвучна со стихами талантливого поэта-лирика А.Фета.  Давайте  по рядам прочитаем  /по две строки каждый/  его стихов.

  -Дети читают вслух.

  А теперь послушаем   «вечерняя»  В.Гаврилина.  Как и у А.Фета, звучит поэтическая зарисовка природы. Это произведение исполняет хор без сопровождения.

  -Дети слушают музыку В.Гаврилина.

  Ребята,  а  давайте подберём  существительные  к слову «вечерняя».  Звучала «Вечерняя…» - Что?

Правильно:  МУЗЫКА,  МЕЛОДИЯ,  ПЕСНЯ,  МОЛИТВА и т.д.

Подумайте,  1.  Что напоминает вам главная мелодия произведения, которую  исполняет   высокий женский голос?

  Да, это сопрано:  звучит одинокий, может быть,  плач человека, может, плач птицы?...

           2. С одинаковым ли настроением  звучит музыка в начале                                                                                                                                            произведения,  в  середине, в конце?

    Такую прекрасную мелодию мы можем петь.  Представьте:  у вас скрипка в руке, вы на ней играете эту мелодию. Сыграем её и споём на  «ЛЯ».  / Метод пластического интонирования/

  -Дети  имитируют  исполнение мелодии на воображаемой скрипке  и поют по руке учителя.

 

  Знаток народной музыки А.К.Лядов /показываю портрет композитора/  на основе подлинных народных мелодий сочинил оркестровое произведение «Восемь русских народных песен». Он ярко, правдиво показал нам художественные образы.  картины природы, гармонию бытия и  человеческих отношений. В сочинении А.К.Лядова есть и колыбельная «А баю, баю». Задушевная мелодия, наполненная теплом материнской любви.

  -Слушаем колыбельную А.Лядова.

  Подвожу итог урока: закрепление представления о колыбельных песнях, об образах природы:

Дети выполняют творческое задание в рабочей тетради.

Выход из класса под  музыку «Светлячок».

Литература:

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Уроки музыки /поурочные разработки 1-4 классы/. Просвещение. 2013.

Нестандартные уроки музыки 1 класс, составитель Н.Б.Улашенко. Корифей.2005.

Л.В.Михеева. Поговорим о музыке /занимательный словарь для школьника/. «Музыка». 1968.

Ю.В.Алиев. Настольная книга учителя музыки. 2000.

Л.В.Виноградов. Коллективное музицирование. Музыкальные занятия с детьми от 5 до 10 лет. 2008.

Г.П.Сергеева. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. 1-4 классы /Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина.-М., 2012.

Я познаю мир: детская энциклопедия. Музыка, автор составитель А.С.Клёнов, 1998.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные игры на уроке музыки. Из опыты работы учителя Козлова Олега .Филипповича, Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.

Из моего  опыта  работы Музыкальные игры на уроках музыкиПри изучении курса «Музыка» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на уроках ...

Отчет о работе МБОУ "Вязовская основная общеобразовательная школа Вязниковского района Владимирской области" за 2013 год.

Отчет о работе МБОУ "Вязовская основная общеобразовательная школа Вязниковского района Владимирской области" за 2013 год....

Программа элективного курса "Юный краевед-фотограф", 8 класс, учителя истории высшей категории Козлова Олега Филипповича, Стегримовский филиал МБОУ Соболевская основная общеобразовательная школа им.А.Н.Попова, Монастырщинский район, Смоленская обла

Рабочая Программа элективного курса «Юный краевед-фотограф»,  8  класс Автор: Олег Филиппович Козлов, учитель истории и музыкивысшей категории, Стегримовский филиал,  МБОУ...