Интегрированный урок (литература и музыка) в 5 классе
материал по музыке (5 класс) по теме
Интегрированный урок (литература и музыка) в 5 классе на тему "Чудо музыки в повестях К.Г.Паустовского"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc | 42.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
(музыка и литература)
ТЕМА: « ЧУДО МУЗЫКИ В ПОВЕСТЯХ
К.Г. ПАУСТОВСКОГО»
КЛАСС: 5
ЦЕЛИ:
- сформировать представление о нравственных ценностях и духовном мире человека;
- установить связь между такими видами искусства как музыка и литература.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: образно-эмоциональная
технология, информационные технологии
ОБОРУДОВАНИЕ:
доска, мел, портреты В.А.Моцарта и К.Г.Паустовского,
компьютер, проектор, экран, электронная энциклопедия
Кирилла и Мефодия, музыкальный центр, записи произведений
В.А.Моцарта ( «Лакримоза» из «Реквиема», отрывок из
Симфонии «Юпитер», Симфония № 40, I часть)
УЧИТЕЛЬ: Санков Д.А.
КАТЕГОРИЯ: I квалификационная категория
ХОД УРОКА
I. Учитель: - Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о связи музыки и литературы, о влиянии силы искусства на внутренний мир человека, его чувства, мысли, переживания, мечты, фантазии.
Творческому воображению мы обязаны всеми величайшими произведениями искусства. И сейчас, обладая этими богатствами, мы не можем представить себе, что было бы с нами, как бы мы могли разумно жить на земле, если бы их у нас не было.
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с замечательным произведением К.Г.Паустовского рассказом «Старый повар», которое непосредственно связано с музыкой В.А.Моцарта.
Обратите внимание, на экране написаны цели нашего урока, прочитайте их про себя:
- Сформировать представление о нравственных ценностях и духовном мире человека в рассказе «Старый повар».
- Установить связь между такими видами искусства как литература и музыка.
Ребята, давайте посмотрим в электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия биографические сведения о К.Г.Паустовском. (На экране – портрет К.Паустовского)
(Учащиеся смотрят и читают вслух сведения о К.Г.Паустовском)
Учитель: - Константин Григорьевич Паустовский – «музыкальный» писатель. У него есть замечательные рассказы о Э.Григе, Ф.Шопене, В.Моцарте. В своих произведениях ему удивительно удаётся слить воедино музыку и слово. В рассказе «Старый повар» мы встречаемся с Вольфгангом Амадеем Моцартом и его музыкой. Его личность, недолгая жизнь и загадочная смерть до сих пор окутаны тайной. Глубина его музыки, динамизм делают его композитором скорее ХХ века, нежели XVIII века, от которого он оторвался и ушёл в будущее. «Счастье! Звучит нестареющий Моцарт», - так мог сказать ни один поклонник его таланта.
Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о Моцарте. (На экране – портрет В.А.Моцарта)
Ответы учащихся. (В.А.Моцарт – великий австрийский композитор XVIII века, который принадлежит к числу венских классиков. Мы всегда узнаём музыку Моцарта по её какой-то особой чистоте, ясности, прозрачности. В музыке Моцарта преобладает солнечность.)
Учитель: - Ребята, сейчас мы с вами послушаем одно из произведений Моцарта. Слушая его, скажите, какие чувства у вас вызывает эта музыка? Какая она по своему характеру?
(Слушание: В.А.Моцарт. «Реквием»,VII часть «Лакримоза»)
Ответы учащихся на поставленные вопросы. (Грустная, траурная, трагическая музыка, которая вызывает чувство скорби, печали.)
Учитель: - Мы с вами прослушали отрывок из самого последнего сочинения Моцарта, которое он даже не совсем успел закончить. Сочинение это называется «Реквием». Давайте все вместе посмотрим с вами в энциклопедии Кирилла и Мефодия, какая музыка называется реквиемом.
(Учащиеся находят и прочитывают определение жанру «Реквием».)
(Музыка, написанная в память об умерших. Это большое сочинение для солистов, хора, оркестра и органа.)
Учитель: - «Реквием» - одно из лучших творений Моцарта и, несомненно, лучший из всех «Реквиемов», написанных многими композиторами. В классе прозвучала самая короткая, но самая прекрасная часть реквиема «Лакримоза», которая в переводе с латинского означает «слёзы». Зная музыку Моцарта, очень трудно поверить, что это произведение написал тоже он, так как у Моцарта музыка очень жизнерадостная и жизнеутверждающая. Как же так получилось? Давайте послушаем историю создания этого произведения.
(Выступает с сообщением учащийся, который заранее подготовился к этому.)
(Однажды к Моцарту пришёл человек в чёрном и заказал ему написать «Реквием». Моцарт очень удивился, так как никогда не писал таких произведений. Но его это предложение заинтересовало, и он взялся за работу. Однако, закончить это произведение не смог, так как внезапно умер. За Моцарта «Реквием» доработал его ученик, который находился во время написания рядом с композитором и знал все его наброски. Но за этим сочинением никто после смерти Моцарта так и не пришёл, и получилось, что композитор написал «Реквием» как бы сам для себя. Встреча с «чёрным» человеком оказалась для Моцарта роковой.)
II. Учитель: - В жизни Моцарта была ещё одна незабываемая встреча, которую писатель К.Г.Паустовский отразил в своём рассказе «Старый повар». Сейчас мы познакомимся с этим произведением. Но прежде чем мы начнём, я хочу предложить вам вопрос, ответ на который спрошу после чтения: «Кто главный герой рассказа?».
(Чтение рассказа со слушанием фрагмента симфонии «Юпитер» В.А.Моцарта.)
Учитель: - А сейчас, ребята, ответьте на ряд вопросов. Итак, какие чувства вызвало у вас данное произведение?
(Ответы учащихся)
Учитель: - Кто главный герой рассказа? Моцарт? Старый повар? Музыка и искусство?
(Ответы учащихся)
Учитель: - Какой грех на душе старика?
(Ответы учащихся)
Учитель: - Каково его последнее желание?
(Ответы учащихся)
Учитель: - Какие два слова являются ключевыми в исполнении желания старика?
(Ответы учащихся. («Слушайте и смотрите».))
Учитель: - Что же старик должен «слушать», и что «видеть»?
(Ответы учащихся)
Учитель: - Помогла ему музыка или нет?
(Ответы учащихся)
(Вывод: Да, музыка помогла старому повару воссоздать картину молодости в памяти, картину весеннего цветущего сада и наполнила душу радостью.)
Учитель: - Какие изобразительные средства использует автор для воссоздания картины весеннего цветущего сада?
(Ответы учащихся. (Эпитеты.))
Учитель: - Какова роль этих эпитетов?
(Ответы учащихся)
Учитель: - Какая цветовая палитра присутствует в данном отрывке? (Чёрные цвета постепенно сменяются яркими, светлыми тонами, музыкой вырисовывается радостная, светлая картина воспоминаний.)
(Кроме того, в данном отрывке явно выражен приём антитезы. Противопоставляется чёрная, мрачная жизнь повара ярким, цветущим воспоминаниям.)
Учитель: - И что же происходит с героем в данный момент? (Под влиянием музыки он накануне смерти получает счастье, которого был лишён всю жизнь.)
ВЫВОД: - Проанализировав произведение «Старый повар», мы с вами пришли к следующему: - Действительно ли музыка и искусство являются главными героями? (Ответы учащихся)
(Да, действительно в данном произведении музыка играет главенствующую роль, именно она помогает понять и постичь тайны бытия: радость, слёзы, смерть и счастье.)
ВЫВОД:
Учитель: - Прочитав рассказ и прослушав «Реквием» Моцарта, скажите:
- Какую параллель можно провести между «Реквиемом» Моцарта, жизнью и смертью самого композитора и рассказом К.Г.Паустовского «Старый повар»? (Ответы)
(И старый повар, и Моцарт перед своей смертью получили наслаждение: старый повар в том, что вновь увидел свою жену Марту и весенний сад; а Моцарт – в том, что получил возможность создать одно из самых лучших своих произведений, которому нет аналога во всём мире. И после испытанного счастья и Моцарт, и старый повар обрели душевный покой. Последние минуты их жизни прошли в возбуждённом приятном состоянии.)
III. Учитель: - А сейчас, ребята, я предлагаю вам письменно ответить на вопрос: «Какие впечатления вы получили после знакомства с произведением К.Г.Паустовского «Старый повар» и музыкой Моцарта?». Напишите, пожалуйста, слушая замечательную музыку В.А.Моцарта.
(Письменная работа под музыку Симфонии № 40 В.А.Моцарта.)
Учитель: - Итак, ребята, мы с вами ответили на наш ключевой вопрос? (Да.)
Учитель: - В начале урока мы обратили внимание на цели, конечно же, на ключевые слова. Скажите, в чём же проявляются нравственные ценности? (Ответы.)
Учитель: - Действительно ли музыка и литература взаимосвязаны? (Да.)
Учитель: - Достигли ли мы целей урока? (Да.)
(Оценки, комментарии)
Домашнее задание: прочитать рассказ К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», сделать доклад по творчеству норвежского композитора Э.Грига
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе
Литературно-музыкальный экскурс "В ней есть душа, в ней есть свобода..."...
Интегрированный урок литературы и музыки в 11 классе. Талант любви( по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет")
Урок предназначен для использования на уроке литературы в 11 классе, либо на уроках музыки для рассказа о преобразующей силе музыки, о созвучности её жизни....
Интегрированный урок литературы и музыки по новелле А.С. Пушкина "Метель" в 6 классе
Тема урока "Судьбу метелью назову..." Нравственные уроки повести А.С. Пушкина "Метель"На уроке достигаются предметные цели: осознать нравственные уроки новеллы Пушкина, определить роль образа метели (...
Интегрированный урок литературы в 7-м классе на тему "Мир природы в лирике Ф.И. Тютчева, в музыке Ф.Листа и в картинах И.И. Левитана" с использованием ИКТ
Интегрированный урок в 7 классе. Использование ИКТ активизирует детей....
Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"
Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".
Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Музыкальные сюжеты в литературе"
Музыка- единственное искусство, проникающеев сердце человеческоетак глубоко,что может изображать переживание этих чувствСтендаль.Мелким было бы искусство, которое давалобы только звучание, не имея сре...